Мастерские в Галерной гавани - Пироксилиновый завод

ул.Шкиперский проток, 16-18

1901-1910

На переднем плане - 16Е, справа - (обрезаны) 16Б и 16В. На заднем плане - 16Д.

В центре корпуса 16Б и 16В, в нижнем левом углу - 16Е, за ним 16Д, в нижнем правом углу - 16

Справа - корпус 16Е, слева от него - корпуса 16Б, 16В, внизу - 16Д, вверху - 16

https://www.citywalls.ru/house6894.htmlОбщая панорама участка

ул. Шкиперский проток, 16 - 1935 год

https://www.citywalls.ru/house6887.html - Шкиперский проток, 16, НИИ ВМФ

ул. Шкиперский проток, 16, литеры Б, В, Е - 1900е годы

https://www.citywalls.ru/house28653.html

На карте РГИС здания лит. Б и лит. Е указаны как лаборатории; лит. В - как склад. Возможно, имели отношение к Пироксилиновому заводу, существовавшему здесь в начале ХХ века. Позднее могли быть частью НИИ ВМФ, либо, согласно Викимапии, относиться к заводу им. Кулакова. На Чертеже Гребного порта начала 1900-х гг. здания 16Б и 16Е числятся как корпуса для производства пороха и пироксилина. Корпус 16В отдельно не выделен, но, вероятно, строился в комплексе с 14Б и одновременно с ним. Весь этот квартал - 16Б, В, Е и Д - корпуса пироксилинового завода, построенные в 1900-е гг. Здание 16Б в 1930-е гг. (вероятно, и в годы войны) занимало Управление Склада № 17 ВВС КБФ, в ведении которого в 1931 г. были переданы почти все постройки в западной части от Большого бассейна, а также хранилища вокруг Малых бассейнов.

Дом № 16, литера Б

Дом № 16, литера В

Дом № 16, литера Е

ул.Шкиперский проток, 16, литера Д - 1909 год

https://www.citywalls.ru/house28652.html

1909 (ЕИСТ). На карте РГИС здание указано как лаборатория (возможно, относилась к расположенному здесь НИИ ВМФ). На чертеже Гребного порта начала 1900х годов обозначено как один из корпусов для производства пороха и пироксилина.

ул. Шкиперский проток, 16, литера З - СНЕСЕНО!

https://www.citywalls.ru/house28655.html

Здание построено до 1917го года (ЕИСТ). По состоянию на 1931 г. на этом месте находилось 1-этажное маленькое по размеру строение - сварочная мастерская, переданная Складу № 17 ВВС КБФ. К югу от него находилось подобное же строение кладовой утиля мастерской Склада № 17. Возможно, сварочная мастерская была "встроена" в более крупное здание, возведённое во второй половине 1930-х гг. и видное на аэрофотосъёмке 1942 г. После войны надстроено 2-м этажом. Снесено летом 2019го года вместе с корпусами 6, 9, 12, 13, 16, 20.

Корпус 16З/18к.14 (отмеченный на схеме) снесен летом 2019 г. вместе с корпусами 6, 9, 12, 13, 16, 20

ул.Шкиперский проток, 18, корпус 20 - СНЕСЕНО!

https://www.citywalls.ru/house21610.html

Снесено летом 2019 г. вместе с корпусами 6, 9, 12, 13, 14, 16. Согласно РГИС (2012, 9 июня) - склад. Мог относиться к пироксилиновому заводу, обозначенному на карте 1923 г. южнее. По ЕИСТ - 1950 г., но это явно относится только к пристройке; основная часть, судя по "кирпичному" стилю, построена в конце XIX - начале ХХ в. По схеме Гребного порта 1931 г. это бывшая компасная. Таким образом, к Пироксилиновому заводу отношения не имеет, а относится к комплексу мастерских для ремонта судов и вполне могло быть построено ещё во времена "починки" миноносок, т. е. в конце 19 века. В 1930-х гг. строение принадлежало Складу № 17 ВВС КБФ, как и большинство других зданий на западном берегу Большого бассейна, и числилось как "отапливаемый склад".

http://kanoner.com/2019/05/13/163001/

При застройке участка на улице Кораблестроителей снесут старинное здание
13/05/2019 18:31

При застройке жильем участка на улице Кораблестроителей снесут дореволюционное здание. Впрочем, проблем с этим у собственника возникнуть не должно, поскольку для этого квартала нет запрета на разборку. Одноэтажное здание на Шкиперском протоке, 18, корпус 20, расположенное чуть южнее дома 20, по внешним признакам можно без ошибки отнести к дореволюционным. Отличительными чертами являются оба торца с прямоугольными щипцами. Здание, скорее всего, было построено в составе складов Гребного порта. В прошлом месяце «Канонер» рассказал, что земельный участок площадью 3 гектара южнее дома 20 по Шкиперскому протоку был продан с торгов и достался ООО «СПК». Фирма может возвести здесь жилой комплекс. Тогда издание, основываясь на официальных документах, сообщило, что все здания на участке советские. Как выяснилось, дом 18, корпус 20, в техпаспорте числится под 1950 годом. Причем эта ошибка допущена была не менее 20 лет назад. Впрочем, это непринципиально: участок расположен в зоне регулирования застройки, которая не запрещает снос. А значит, у нового собственника не возник проблем, когда он решит убрать старинную постройку.

https://vk.com/wall-26680240_223118
http://kanoner.com/2019/08/01/163564/

Возле Галерной гавани снесли дореволюционное здание
01/08/2019 14:42

Возле Галерной гавани во дворах на улице Кораблестроителей снесли дореволюционное здание. Это произошло в рамках подготовки земли для строительства жилого комплекса. Одноэтажное здание на Шкиперском протоке, 18, корпус 20, расположенное чуть южнее дома 20, по внешним признакам можно без ошибки отнести к дореволюционным. Отличительными чертами являются оба торца с прямоугольными щипцами. Здание, скорее всего, было построено в составе складов Гребного порта. В апреле «Канонер» рассказал, что земельный участок площадью 3 гектара южнее дома 20 по Шкиперскому протоку был продан с торгов и достался ООО «СПК». Фирма может возвести здесь жилой комплекс. Дом 18, корпус 20, в техпаспорте числится под 1950 годом. Впрочем, даже если бы этой ошибки не было, у нового собственника не возникло бы проблем со сносом, поскольку в этом квартале допускается разборка любых построек. Сейчас расчистку территории по заказу «СПК» ведет группа Springald. По данным «Канонера», старинное здание уже превращено в груду кирпичей.

ул.Шкиперский проток, 18, корпуса 1, 2, 3, 4 - 1870е годы

https://www.citywalls.ru/house6894.html

По проекту И. К. Коробова на берегах большого бассейна Гребного порта к 1739 г. было построено 64 деревянных галерных сарая. В мае 1796 г. страшный пожар уничтожил почти все наземные сооружения Галерной гавани. В 1872 г. Гребной порт стал использоваться в качестве ремонтной базы миноносок и места их зимней дислокации. В это время были построены мастерские слесарная, котельная и медничная, устроены новые погреба Морского ведомства. После постройки Пироксилинового завода, здания были приспособлены под его нужды. На чертеже Гребного порта начала ХХ в. в Военной энциклопедии изд. Сытина все четыре строения указаны в следующем порядке: сдвоенный 18к1 - под № 41 (склад мин Уайтхеда) и № 42 (сарай для хранения...); 18к2 - под № 43 (мастерская по исправлению миноносок); 18к3 - под № 44 и 18к4 под № 45 (оба - сараи для хранения...) В 1922-1924 гг. мастерские находились в ведении Морского инженерного училища, и в 1924 г. были переданы в распоряжение Управления Воздушного флота. Именно с этого времени и по крайней мере до середины 1950-х гг. (есть сведения, что значительно дольше?) в корпусах размещались авиаремонтные части морской авиации. Предположительно, в этих мастерских производился ремонт двигателей самолётов.

На плане Гребного порта 1931 г. эти здания отнесены к комплексу Склада № 17 ВВС КБФ и обозначены следующим образом: корп. 1, лит. Ж и корп. 2, лит. А - мастерские; корп. 3, лит. Д - неотапливаемая кладовая; корп. 4, лит. В - отапливаемая кладовая. К западу от мастерской (корп. 1, лит. Ж) располагалось "лесохранилище", к которому вела дорога, так что, возможно, что эта мастерская была деревообрабатывающей.

- Шкиперский проток, 18,
корп. 1, лит. Ж - "Административный корпус" (РГИС) - 1925 г. (ЕИСТ);
корп. 2, лит. А - "Производственный корпус" (РГИС) - "1917г. " (ЕИСТ);
корп. 3, лит. Д - "Производственный корпус" (РГИС) - 1945 г. (ЕИСТ);
корп. 4, лит. В - "Столовая" (РГИС) - 1950 г. (ЕИСТ).

Корпус 1, фактически, состоит из двух частей - более высокой левой (южной) и более низкой правой (северной), к которой со стороны улицы примыкает ещё более низкая пристройка. Со стороны двора эти части разделены узким проходом. Все здания краснокирпичной архитектуры, явно построены до 1917 г., имеют те же контуры и находятся на тех же местах до настоящего времени. Но по данным ЕИСТ/РГИС: корп. 1 - 1925 г.; корп. 2 - 1917 г.; корп. 3 - 1945 г.; корп. 4 - 1950 г. Что очевидно указывает на реконструкцию зданий в указанные годы с приспособлением по функциональному назначению. В настоящее время корпуса нуждаются в капитальном ремонте.

Корпус 1, лит. Ж, южная часть, дворовый фасад

Корп. 2, лит. А, уличный фасад

Корп. 3, лит. Д, уличный фасад

Корп. 4, лит. В, уличный фасад

ул.Шкиперский проток, 18, корпус 7

https://www.citywalls.ru/house29184.html

Построено это здание не позднее 1910 г. Н а Чертеже Гребного порта начала ХХ в. это и упомянутые выше строения обозначены как сараи для хранения катеров, миноносок, древних судов, материалов и имущества Пироксилинового завода. Причём все они имели спуски к воде. Здание изначально было аналогично двум постройкам на другом берегу (Шкиперский проток 21, корпуса 3д и 3е). Таким образом, указанный в ЕИСТ 1956 г. следует считать датой реконструкции, возможно, первой после постройки, но не последней. Сайдингом здание обшито между 2009 г. и 2013 г.

ул.Шкиперский проток, 18к8 - 1956 год

https://www.citywalls.ru/house21609.html

В Плане Гребного порта конца XIX в. на этом месте изображены 4 сарая для хранения миноносок (все просматриваются на аэрофотосъёмке 1942 г.). 2 из них включены в существующую постройку (18к8), центральная часть которой, видимо, и относится к 1950-м гг. На схеме Гребного порта 1931 г. самая южная из четырёх упомянутых построек обозначена как кладовая, восстанавливаемая в отопляемый склад. Остальные три названы "бывшими катерными сараями". От всех построек к воде вели слипы (спуски). В 1930-е гг. все они использовались как складские помещения Склада № 17 ВВС КБФ.

ул. Шкиперский проток, 18к5И, 18к6З

https://www.citywalls.ru/house28662.html

Хронология

http://kanoner.com/2022/05/19/170973/

На месте эллингов в Галерной гавани построят общественные здания
19/05/2022 14:19

Комплекс эллингов на улице Кораблестроителей на берегу Галерной гавани снесут. Взамен построят общественные здания с отсылкой к историческому облику эллингов.

Прямоугольный бассейн для ремонта галер, названный Галерной гаванью, был построен в 1723 году по проекту Доменико Трезини. В 1720–1730-х на берегах построили 64 деревянных эллинга для галер. Их автором стал архитектор Иван Коробов. В 1796 году здания сгорели.

Во второй половине XIX века для нужд морского ведомства были построены однотипные сараи. Они расположились на месте коробовских эллингов. В сараях хранились «катера, миноноски и древние суда». Кроме того, их использовал для хранения своего имущества пироксилиновый завод, находившийся здесь же (Шкиперский проток, 16). В советские годы сараи-эллинги (Шкиперский проток, 18, корпуса 1–4, 7 и 8) подверглись перестройкам.

Теперь эллинги будут снесены. Взамен планируется построить общественные здания (торговля, рестораны и прочее). Их проект разработало ООО «Интерколумниум». Как рассказал сегодня «Канонеру» гендиректор компании Евгений Подгорнов, архитектура зданий будет отсылать к историческому облику эллингов.

По данным Росреестра, полувековым собственником зданий на Шкиперском протоке является ООО «Галерная гавань», принадлежащее ООО «Газпромбанк-инвест». Эта же компания с 2021 года владеет 3 гектарами во дворе, где до 2019 года стояло дореволюционное здание. Ранее двор принадлежал другой «дочке» «Газпромбанк-инвеста» — ООО «СПК».

2022-12-04 13:04

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2022, Моя Энциклопедия