Автомобильный завод "Русский Рено"

1914-1916, гражд.инж.А.Ф.Бубырь

Большой Сампсониевский проспект, 69

История завода началась с создания в 1912 году Акционерного общества "Русский Рено", в задачи которого входило наладить в Петербурге ремонт автомобилей известной французской фирмы. Предприятие разместилось в индустриальной зоне в квартале между Б.Сампсониевским проспектом и железнодорожными путями. Строительство мастерских было поручено выдающемуся петербургскому архитектору, мастеру "северного модерна" Алексею Федоровичу Бубырю, который к тому же был одним из членов вновь созданного акционерного общества.

Новизна архитектурного замысла, положенного в основу композиции многопролетной мастерской, предназначенной для сборки и ремонта легковых автомобилей, соответствовала новаторству самой отрасли. К главному корпусу так называемой "починочной мастерской" пристраивались меньшие, чем он, однопролетные корпуса-галереи. Их количество могло неограниченно увеличиватья по мере развития производства. Аналогичный принцип так называемой незавершенно свободной композиции применил и другой выдающийся мастер, работавший в тесном содружестве с Бубырем, - Николай Васильевич Васильев. Однако замысел Васильева, заложенный им в проект развития ниточной фабрики "Невка", расположенный неподалеку от "Русского Рено", не получил воплощения. Проект Бубыря таке н ебыл реализован полностью. В 1914 году были выстроены три пролета - один большой (помещение для монтажа) и два одинаковых меньших (галереи для станков), примыкавших к нему с севера, а в 1916 году к ним добавились еще два. В дальнейшем лицевые фасады мастерских (кроме большепролетной), обращенные на Б. Сампсониевский проспект, были перестроены, сохранились лишь фасады внутри заводской территории (20 пролетов), однако их композиция, в целом схожая с проектом, имеет и некоторые отличия. В современном виде треугольные фронтоны каждого корпуса - галереи существуют не самостоятельно, как это было на чертеже, а выделяются в виде оштукатуренных плоскостей на фоне общего кирпичного парапета. Поскольку сохранились авторские чертежи лишь на четыре пролета, то трудно определить, в какое время строились остальные.

Без изменений дошел до нас корпус большепролетной мастерской с подкрановым оборудованием, предназначавшийся для монтажа автомобилей. Это двухскатное кирпичное неоштукатуренное здание торцом обращено на проспект. Западный фасад, также как и восточный, симметричные, в плоскости треугольного аттика по центральной оси расположеное большое арочное окно, образующее с проемом ворот единый элемент композиции, фланкируемый парами сдвоенных узких окон.

Интерьер мастерской подчеркнуто легкий; в отличие от неоклассических фасадов он решен в конструктивно-функциональном духе с использованием новых возможностей железобетонных конструкций. Горизонтальное ленточное освещение на боковых стенах дополнено фонарями верхнего света и большими витражами в торцах мастерской. Четкий ритм железобетонных пилонов, несущих подкрановую балку, соответствует ритму расположения нижнего пояса арок.

Здание мастерской было встроено в новый объем в период реконструкции 1930х годов, когда завод переоборудовали для производства авиационных двигателей. Тогда же он получил новое название в честь выдающегося советского авиаконструктора В.Я. Климова.

Такой профиль не был новым для завода. Еще до революции здесь производили ремонт и сборку авиационных двигателей "Рено", применявшихся на первых самолетах русских авиаконструкторов И.И. Сикорского ("Русский витязь", "Илья Муромец"), В.А. Слесарева ("Святогор"), Д.П. Григоровича ("Летающие лодки").

В годы Второй Мировой войны на заводе было изготовлено более половины всех двигателей боевых отечественных самолетов. В послевоенный период здесь началось производство газотурбинных двигателей различного назначения. В наши дни завод является одним из головных предприятий турбостроительной отрасли. На его территории начиная с 1930х годов было возведено немало построек и реконструировано первоначальных строений. В историко-архитектурно плане наибольший интерес представляет сохранившийся фрагмент здания починочной мастерской - последней работы выдающегося зодчего А.Ф. Бубыря, сидетельства его новаторских поисков.

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия