Механический завод "Людвиг Нобель" (после 1918 - машиностроительный завод "Русский дизель")

1873-1874, 1885-1886 арх.К.К.Андерсон; 1897-1902, 1903 арх.Р.Ф.Мельцер; 1912 арх.Ф.И.Лидваль; 1913 инж.Г.Ф.Джонсон

Пироговская набережная, 19; Сампсониевский проспект, 30

Это предприятие индустриальной зоны Выборгской стороны связано с памятью о династии крупных предпринимателей, внесших неоценимый вклад в развитие российской наки и промышленности. Начало этой ветви положил шведский уроженец Эмануэль Нобель, который основал в Петербурге заводы, работавшие на военно-морское министерство. Когда военные заказы прекратились, Э. Нобель вынужден был вернуться в Швецию, его сын Людвиг, оставшийся в России, возродил дело, начатое отцом. В 1862 году он купил у Имервуда маленький заводик, состоящий из литейной и механической мастерских и доки для починки мелких судов, и основал на его месте механический завод, поставлявший продукцию всей стране.

Завод Нобеля с момента своего основания начал выполнять заказы Артиллерийского ведомста, а также выпускать гидравлические печи и прессы, водяные турбины и другое оборудование для крупнейших заводов России. После смерти Людвига Нобеля руководство предприятием перешло к его сыновьям - Карлу, а затем Эммануэлю. С 1900х годов по инициативе последнего налажен выпуск двигателей системы Р. Дизея для фабрик, электростанций и судов.

Владения Нобелей простирались от Выборгской (Пироговской) набережной за Б. Сампсониевский проспект до Нюстадской улицы (ныне Лесной проспект) и далее - до Финляндской железной дороги. В комплекс завода входили каменные здания цехов и жилой дом владельца с конторой, расположенный на южной границе участка по набережной. Производственные здания вытянулись вдоль двора, выходя торцовыми фасадами на проспект.

Возведение жилого дома и конторы происходило в несколько этапов с 1870 по 1886 годы под руководством архитектора К.К. Андресона. Реконструкция и расширение выполнялись в 1902-1903 годах Р.Ф. Мельцером. Эти же архитекторы принимали участие в строительстве фабричных сооружений, также как и знаменитый мастер модерна Ф.И. Лидваль.

Р.Ф. Мельцером был осуществлен проект "Жилой колонии" для рабочих, состоявший из нескольких домов, протянувшихся вдоль внутриквартального проезда, в конце которого Ф.И. Лидваль поставил доходный дом. На другой стороны Нюстадской улицы возвели народный дом-читальню (Р.Ф. Мельцер, 1897-1910) и особняк Эмануэля Нобеля (1910-1912, Ф.И. Лидваль). Все вместе можно рассматривать как многофункциональный комплекс, в который вошли не только промышленные объекты, но и здания различного назначения (жилые, общественные).

После революции и национализации заводу присвоили имя "Русский Дизель". Територия его была увеличена за счет отчуждения части соседнего участка льнопрядильной джутовой мануфактуры Д.Н. Лебедева, а корпуса существенно реконструированы.

Среди производственных построек завода Нобеля выделяется огромный протяженный корпус чугунолитейной мастерской. Он формирует линию застройки вдоль западной границы (ул. Фокина) и обращен кирпичным торцом к Б. Сампсониевскому проспекту. Часть цеха в соответствии с проектом Ф.И. Лидваля в 1912 году была перекрыта железобетонными фермами с верхним криволинейным поясом. Эта смелая новаторская конструкция позволила смонтировать однопролетное перекрытие и организовать просторное помещение литейной. Позднее оно было расширено инженером Г.Ф. Джонсоном с использованием традиционных для начала века решетчатых колонн и клепаных металлических ферм, образующих трехнефную структуру. Большие окна продольного фасада чередуются с узкими простенками. Завершенность композиции придает торец корпуса, силуэт которого повторяет очертание двухскатной крыши с фонарем верхнего света. Мощные бетонные перемычки проемов выделяются на плоскости стены и напоминают о зарождении нового функционального стиля.

Органично вписался в сложившуюся фабричную среду лицевой трехэтажный блок постройки конца 1930х годов. Он выполнен в характерных для конструктивизма формах с применением железобетонного каркаса. Его несущие элементы выделены на фасаде светлым колером. Пространство между ними заполнено витражным остеклением. Венчает фасад карниз на консольной плите. Корпус расположен в одном ряду со старым чугунолитейным цехом. Вместе эти два здания создают живой, запоминающийся образ фабричной застроки разных времен.

Ввиду банкротства ГП "Фирма "Русский дизель"" часть производственных площадей перешла в собтвенность других компаний, которые пытаются перепрофилировать помещения под свои цели - открыть мастерские или торговые фирмы.

Особняк на Выборгской набережной сохранился почти без изменений, хотя, вследствие неправильной эксплуатации, находится в плачевном состоянии - несмотря на статус памятника истории и культуры федерального значения. В этом доме велась не только активная деловая жизнь, но и принимались решения о поддержке российской науки, о выделении благотворительных средств на культуру и образование. Учитывая историческую, художественную и культурную ценность здания, предлагается здесь создать мемориальный центр семьи Нобелей. А в старых цехах могут разместиться офисы, торгово-складские или развлекательные центры, при этом исторический облик и их конструкции должны быть восстановлены и сохранены.

           

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz