Чугунолитейный и механический завод Ф.К.Сан-Галли

1867 арх.А.А.Докушевский; 1869-1875 арх.К.К.Рахау; 1890-е арх.К.Ф.Фейерейзен

Лиговский проспект, 60-62

Редкое петербургское предприятие находится так близко к центру города, как этот уникальный комплекс, разместившийся между Лиговским проспектом и железнодорожными путями Октябрьской железной дороги, ограниченный с севера и юга доходными домами и садом. Здания заводоуправления и конторы выходят на красную линию проспекта и образуют единый фронт с особняком, оградой дома и жилыми домами.

История предприятия начинается с 1853 года, когда Франц Карлович Сан-Галли, небогатый, но образованный выходец из Германии, купил "пустопорожние места" по набережной Лиговского канала и основал здесь кузнечную мастерскую. Место, примыкавшее к строившейся Николаевской железной дороге, и профиль предприятия, ориентированного на металлообработку, были выбраны весьма удачно и своевременно. Развитие железнодорожного строительства позволяло получать выгодные заказы, а освоению территории способствовала активная застройка набережных Лиговского канала.

В течение нескольких десятилетий маленькая мастерская превратилась в процветающее предприятие. К началу ХХ века завод выпускал самые различные изделия - паровые машины, котлы, фонари, балконы, ограждения, решетки и т.д.. Кроме частных заказов, здесь были изготовлены металличесие конструкции оранжерей и павильонов, мосты и подъемные машины для Гатчины и Царского Села, паровые машины для электрического освещения Зимнего дворца и многое другое. Все металлические конструкции и декоративные элементы зданий завода изготавливались здесь же, а их было немало: конструкции особняка и зимнего сада при нем, отопительные приборы и печи, металлическая ограда со скульптурами, чугунные львы у конторы владельца, козырек, флагштоки и великолепная ограда сада. В 1882 году за свои фабричные изделия фирма получила Государственный герб.

История застройки владений Сан-Галли в некотором плане характерна для петербургского промышленного строительства, но имеет свои особенности, заключащиеся в многоэтапности строительства и участии в нем целой плеяды архитекторов. В 1860-1880е годы здесь раотали Н.А. Газельмейер, И.И. Горностаев, А.А. Докушевский, Д.Д. Зайцев, К.К. Рахау и К.Ф. Фейерейзен. В 1890-1910е годы строительство продолжили Г.Г. Гансон, В.Р. Курзанов, Ф.К. Миритц, К.Г. Резцов. Каждый из архитекторов решал творческие задачи по-своему в соответствии со временем, собственными установками и назначением построек. В основном архитектурно-пространственная среда сложилась окончательно в 1910е годы. В облике завода запечатлелась и личность самого владельца - Ф.К. Сан-Галли.

Его широкие и разносторонние интересы повлияли на создание гармоничной производственной и жилой среды. Помимо предпринимательской деятельности Франц Карлович много сил отдавал служени на общественном поприще: он участвовал в разработке городских и фабрично-заводских положений, неоднократно избирался в городскую думу, был членом Совета торговли и мануфактур.

Посколько замыслы владельца воплощало несколько петербургских архитекторов, работавших в разной стилистической манере, архитектура построек представляет широкий спектр разных направлений конца XIX - начала ХХ века.

Выдающийся мастер эклектики К.К. Рахау построил особняк, контору, жилой дом и несколько производственных корпусов. Особняк является замечательным образцом зрелой эклектики. Фасады выдержаны в стиле флорентийского палаццо, с рустованными стенами и далеко вынесенным венчающим карнизом. Великолепие разнообразных по стилистике интерьеров, уникальные витражи, резьба, богатый металлический декор, а также оригинальное инженерное решение делают это здание одной из вершин петербургской архитектуры конца XIX века.

Здание конторы решено более лаконично - с большими прямоугольными окнами-витражами. Лишь чугунные львы у входа и простой карниз с сухариками да романские капители колонн в интерьере смягчают его утилитарность.

Так же просто выполнены фасады проходной и заводоуправления, оформившие лицевую застройку. Архитектор А.А. Докушевский придал им характер торгово-деловых зданий. Композиция главного фасада заводоуправления симметричная. Главный мотив, предвосхищавший будущий модерн - аркада. Три большие трехцентровые арки, обрамленные архивольтами, заключат внутри себя зеркальные окна-витрины.

В той же манере архитектором Д.Д. Зайцевым в глубине заводской территории была построена одна из первых рабочих жилых колоний, состоящая из 18 деревянных домов со службами, ледником и небольшим садом с беседкой. Дома были выполнены в духе русской народной архитектуры, с узорочьем. Комплекс имел водовод и газовое освещение.

К сожалению, большая часть этого замечательного городка не сохранилась, остались лишь каменные здания училища и служб. Не дошли до нас в первоначальном виде и производственные корпуса, построенные по проекту архитектора К.ф. Фейерейзена в характере рациональной архитектуры, предвосхищающей будущей конструктивизм. После 1917 года большинство корпусов было перестроено, часть снесена.

После революции завод переименовали в чугунолитейный и механический завод "Кооператор", а с 1950 года он стал называться заводом бумагоделательного оборудования имени Второй пятилетки. Сейчас он преобразован в ОАО "Буммаш Санкт-Петербурга". Предпрятие является банкротом.

Современное состояние построек трудно назвать удовлетворительным. Многие строения в предаварийном состоянии. В лучшем положении здания, расположенные вблизи Лиговского проспекта, - особняк, заводоуправление, контора и проходная.

Под государственной охраной состоят здания особняка, проходной, заводоуправления, конторы, газгольдера, весовой и столярной мастерских. а также сад с оградой. Все онри требуют реставрационных и восстановительных работ. Остальная часть построек может и должна быть преобразована и приспособлена под непроизводственную функцию: например, в качестве торгово-складского, культурно-развлекательного, выставочного или спортивного комплекса. Расположение предприятия недалеко от Невского проспекта и Московского вокзала крайне выгодно, обширная территорияч позади лицевых корпусов предоставляет широкие возможности для преобразования. При этом желательно воссоздать утраченную планировку сада с главной аллеей, планировкой городка (а возможно, и самих домов), фонтан, беседку, то есть те элементы, которые помогут напомнить об ушедшей в прошлое истории этого некогда замечательного завода.

         

     

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz