Чугунолитейный и механический завод Ф.К.Сан-Галли

1867 арх.А.А.Докушевский; 1869-1875 арх.К.К.Рахау; 1890-е арх.К.Ф.Фейерейзен

Лиговский проспект, 60-62

Изображение завода с обложки каталога 1880 г.


Штиглиц М.С. и др. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. 2005

Особняк Ф.К.Галли, фото конца 19го века
Особняк и заводоуправление; газгольдер (модельная мастерская)

Контора

Производственный корпус. арх.К.Ф.Фейерейзен, 1890е годы
Вход в контору

Редкое петербургское предприятие находится так близко к центру города, как этот уникальный комплекс, разместившийся между Лиговским проспектом и железнодорожными путями Октябрьской железной дороги, ограниченный с севера и юга доходными домами и садом. Здания заводоуправления и конторы выходят на красную линию проспекта и образуют единый фронт с особняком, оградой дома и жилыми домами.

История предприятия начинается с 1853 года, когда Франц Карлович Сан-Галли, небогатый, но образованный выходец из Германии, купил "пустопорожние места" по набережной Лиговского канала и основал здесь кузнечную мастерскую. Место, примыкавшее к строившейся Николаевской железной дороге, и профиль предприятия, ориентированного на металлообработку, были выбраны весьма удачно и своевременно. Развитие железнодорожного строительства позволяло получать выгодные заказы, а освоению территории способствовала активная застройка набережных Лиговского канала.

В течение нескольких десятилетий маленькая мастерская превратилась в процветающее предприятие. К началу ХХ века завод выпускал самые различные изделия - паровые машины, котлы, фонари, балконы, ограждения, решетки и т.д.. Кроме частных заказов, здесь были изготовлены металличесие конструкции оранжерей и павильонов, мосты и подъемные машины для Гатчины и Царского Села, паровые машины для электрического освещения Зимнего дворца и многое другое. Все металлические конструкции и декоративные элементы зданий завода изготавливались здесь же, а их было немало: конструкции особняка и зимнего сада при нем, отопительные приборы и печи, металлическая ограда со скульптурами, чугунные львы у конторы владельца, козырек, флагштоки и великолепная ограда сада. В 1882 году за свои фабричные изделия фирма получила Государственный герб.

История застройки владений Сан-Галли в некотором плане характерна для петербургского промышленного строительства, но имеет свои особенности, заключащиеся в многоэтапности строительства и участии в нем целой плеяды архитекторов. В 1860-1880е годы здесь раотали Н.А. Газельмейер, И.И. Горностаев, А.А. Докушевский, Д.Д. Зайцев, К.К. Рахау и К.Ф. Фейерейзен. В 1890-1910е годы строительство продолжили Г.Г. Гансон, В.Р. Курзанов, Ф.К. Миритц, К.Г. Резцов. Каждый из архитекторов решал творческие задачи по-своему в соответствии со временем, собственными установками и назначением построек. В основном архитектурно-пространственная среда сложилась окончательно в 1910е годы. В облике завода запечатлелась и личность самого владельца - Ф.К. Сан-Галли.

Его широкие и разносторонние интересы повлияли на создание гармоничной производственной и жилой среды. Помимо предпринимательской деятельности Франц Карлович много сил отдавал служени на общественном поприще: он участвовал в разработке городских и фабрично-заводских положений, неоднократно избирался в городскую думу, был членом Совета торговли и мануфактур.

Посколько замыслы владельца воплощало несколько петербургских архитекторов, работавших в разной стилистической манере, архитектура построек представляет широкий спектр разных направлений конца XIX - начала ХХ века.

Выдающийся мастер эклектики К.К. Рахау построил особняк, контору, жилой дом и несколько производственных корпусов. Особняк является замечательным образцом зрелой эклектики. Фасады выдержаны в стиле флорентийского палаццо, с рустованными стенами и далеко вынесенным венчающим карнизом. Великолепие разнообразных по стилистике интерьеров, уникальные витражи, резьба, богатый металлический декор, а также оригинальное инженерное решение делают это здание одной из вершин петербургской архитектуры конца XIX века.

Здание конторы решено более лаконично - с большими прямоугольными окнами-витражами. Лишь чугунные львы у входа и простой карниз с сухариками да романские капители колонн в интерьере смягчают его утилитарность.

Так же просто выполнены фасады проходной и заводоуправления, оформившие лицевую застройку. Архитектор А.А. Докушевский придал им характер торгово-деловых зданий. Композиция главного фасада заводоуправления симметричная. Главный мотив, предвосхищавший будущий модерн - аркада. Три большие трехцентровые арки, обрамленные архивольтами, заключат внутри себя зеркальные окна-витрины.

В той же манере архитектором Д.Д. Зайцевым в глубине заводской территории была построена одна из первых рабочих жилых колоний, состоящая из 18 деревянных домов со службами, ледником и небольшим садом с беседкой. Дома были выполнены в духе русской народной архитектуры, с узорочьем. Комплекс имел водовод и газовое освещение.

К сожалению, большая часть этого замечательного городка не сохранилась, остались лишь каменные здания училища и служб. Не дошли до нас в первоначальном виде и производственные корпуса, построенные по проекту архитектора К.ф. Фейерейзена в характере рациональной архитектуры, предвосхищающей будущей конструктивизм. После 1917 года большинство корпусов было перестроено, часть снесена.

После революции завод переименовали в чугунолитейный и механический завод "Кооператор", а с 1950 года он стал называться заводом бумагоделательного оборудования имени Второй пятилетки. Сейчас он преобразован в ОАО "Буммаш Санкт-Петербурга". Предпрятие является банкротом.

Современное состояние построек трудно назвать удовлетворительным. Многие строения в предаварийном состоянии. В лучшем положении здания, расположенные вблизи Лиговского проспекта, - особняк, заводоуправление, контора и проходная.

Под государственной охраной состоят здания особняка, проходной, заводоуправления, конторы, газгольдера, весовой и столярной мастерских. а также сад с оградой. Все онри требуют реставрационных и восстановительных работ. Остальная часть построек может и должна быть преобразована и приспособлена под непроизводственную функцию: например, в качестве торгово-складского, культурно-развлекательного, выставочного или спортивного комплекса. Расположение предприятия недалеко от Невского проспекта и Московского вокзала крайне выгодно, обширная территорияч позади лицевых корпусов предоставляет широкие возможности для преобразования. При этом желательно воссоздать утраченную планировку сада с главной аллеей, планировкой городка (а возможно, и самих домов), фонтан, беседку, то есть те элементы, которые помогут напомнить об ушедшей в прошлое истории этого некогда замечательного завода.


ЦНИИБУМMАШ

Государственное предприятие ЦНИИбуммаш является головным и единственным в России научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом по созданию оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности. Институт создан в 1960 году и в течение уже почти 40 лет разработки ЦНИИбумашша успешно внедряются на предприятиях ЦБП. За эти годы по проектам института были изготовлены и находятся в эксплуатации в более 150 бумаго-, картоноделательных машин, а также машин специального назначения. В рамках долгосрочного сотрудничества было поставлено значительное количество новых и модернизировано действующих машин для предприятий в Румынии, Болгарии. Чехии, Словакии, Польши, Югославии, Индии, Китая. По изобретениям нашим сотрудников выдано более чем 1000 авторских свидетельств, 300 из них внедрены в производство. В настоящее время ЦНИИбуммаш выполняет научно-исследовательскую работу по внедрению современных технологий в соответствии с требованиями ИСО 9000. Институт является базовой организацией по подготовке студентов, принимает участие в обучении и переподготовке специалистов бумагоделательного машиностроения и целлюлозно-бумажных предприятий на основе компьютерных технологий.
Научные исследования в областях...
Проектирование нового и модернизация действующего оборудования...
Проектирование отдельных частей узлов бумагоделательных, картоноделательных, обезвоживающих и специальных машин...
Наши разработки направлены на повышение качества выпускаемой продукции и экологичности производственного процесса, снижение энергозатрат и улучшение условий эксплуатации оборудования
191040, Россия, Санкт-Петербург, Лиговский пр., дом 60-62, литер В.
Телефон: (812)324-70-68, 324-70-12
Телефакс: (812)324-70-68, 324-70-12

http://www.cniibummash.narod.ru/main.htm

https://www.citywalls.ru/house4204.html

2 февраля 1853 г. Франц Карлович Сан-Галли открыл в доме № 46 по наб. Лиговского канала мастерскую с двенадцатью слесарями и жестянщиками. Вскоре на Невском пр. 60 им был открыт магазин для продажи товаров, производимых в этой мастерской. Для поддержки и помощи в коммерческих делах к Францу из Штеттина приехал его брат Роберт, так и оставшийся в России.

Постепенно дело стало развиваться , к уже существовавшей кузнечной, слесарной и меднокотельной мастерским прибавилась чугунолитейная (с вагранкой на 25 пудов чугуна), в которой Сан-Галли установил деревянный вентилятор своей конструкции с ручным и ножным приводом. В вагранке переплавлялся литейный чугун, получаемый в виде чушек с металлургических заводов, и из этого чугуна отливались различные фасонные изделия. Для подачи чугуна к литейной мастерской была проложена механическая железная дорога, а за конторой, находившейся на набережной, были построены здания для выставки выпускаемой продукции.

Уже на следующий год после открытия своего предприятия. Сан-Галли начал создавать себе имя и репутацию в деловом мире: участвуя в конкурсах на работы, не гонясь за сиюминутными выгодами, демонстрировал надежность и качество работы. Предприниматель постоянно совершенствовал свое мастерство, перенимая новые способы производства в ежегодных поездках за границу, закупая новое оборудование в Германии, Франции, Англии. Сан-Галли стал членом Технического общества, читал большое количество технических журналов и книг. Имеено Сан-Галли изобрел нагреватели «чрезвычайно удобные и выгодные» для отопления жилищ, вентиляционных камер, сушилен, назвав из батареями. Устройство отопительных систем стало одной из специализаций фирмы Сан-Галли.

В 1861 г. купец 2-й гильдии Ф. Сан-Галли принимал участие в Санкт-Петербургской выставке русских мануфактурных произведений по 22 разделам : несгораемые шкафы, камины, десятичные весы, машина для растирания красок, копировальные прессы, кухонная утварь, умывальные столы, садовые скамейки, кресла, стулья, могильные кресты и памятники и многое другое.

В 1863 г. фирма Сан-Галли устроила систему отопления в мозаичном отделении Императорской Академии художеств, было переделано отопление в Александринском театре. В «Обзоре различных отраслей мануфактурной промышленности в России» о заводе Сан-Галли говорилось: «Назначение завода состоит в отливке балконов. Лестниц, навесов, решеток и других орнаментных украшений, а равно в построении небольших паровых машин и исполнительных механизмов». В том же 1863 г. заводчик перешел из 2-ой купеческой гильдии в 1-ю.

Одной из известных работ Сан-Галли было восстановление после пожара куполов церкви Старого Царскосельского дворца. По проекту инженер-полковника Г. Е. Паукера. Кроме того заводчик предложил установить во дворце изобретенную им противопожарную систему. Это предложение одобрил лично император Александр II. За восстановление церкви Сан-Галли был пожалован императором золотой медалью на шею на Владимирской ленте.

В 1861 г. фирма Сан-Галли выполняла работы при строительстве Александровской градской больницы, в контракт входили механические работы по обустройству прачечной, сушилки, туалетов, ванных с подводкой водопровода, а также кухни, покойницкой и др. помещений больницы, устройство отопления, установка подъемной машины и прочие работы. На следующий год проводились работы при постройке детской больницы принца П. Г. Ольденбургского, именно здесь Сан-Галли устроил самое масштабное по тем временам водяное отопление в России. Работы были завершены в 1869 г. В том же 1869 г. Сан-Галли выполнил отопление в Елизаветинской детской больнице. В 1872 г. был заключен контракт с Николаевским сиротским институтом на устройство «нового водяного отопления» на трех этажах учебного корпуса, а в 1873 г. - на устройство парового отопления и обустройство паровой кухни в Обуховской больнице. В 1871-1877 гг. водяное отопление было устроено в здании Дома призрения А. И. Тименкова и В. А. Фролова.

На заводе имелось отделение по отливке труб, впервые устроенное в России. Эти трубы в большом количестве использовались самим заводом для парового и водяного отопления.

Новая бытовая отрасль - общественные бани стала снабжать фирму регулярными заказами на устройство водопроводов и установку соответствующего оборудования. За постройку Воронинских бань арх. П. Ю. Сюзор и Ф. К. Сан-Галли получили в 1872 г. золотые медали Политехнической выставки в Москве.

В 1873 г. фирма Сан-Галли принимает участие во Всемирной выставке в Вене. Заводом было получено пять медалей.

Завод в большом ассортименте выпускал грузоподъемное оборудование, в том числе лифты различного назначения и мостовые краны. В 1875 г. были сделаны лифты для открывшейся гостиницы «Европейская». Лифт с круглой кабиной с ажурным кованным металлическим орнаментом, установленный в доме С. В. Муяки является украшением лестничной площадки.

В 1882 г. Сан-Галли удостаивается права на изображение Государственного герба на своих изделиях.

Фирмой была выполнена сложная работа по применению металлоконструкций при строительстве в Соляном городке Музея Училища технического рисования барона А. Л. Штиглица. В 1903 г для «Товарищества Российско-американской резиновой мануфактуры» было выполнено восемь «железных просветов» (световых фонарй), много железных конструкций сделано для здания компании «Зингер» . В новом здании Высших женских курсов на 10-ой линии В.О. была смонтирована «железная обсерватория» в состав которой входила вращающаяся на роликах металлическая башня, круглая металлическая лестница, люк, состоящий из двух частей, и легкая железная дверь в «закладных рамах».

После смерти заводчика владельцем предприятия стал его сын Франц Францевич Сан-Галли.

Домовладение Сан-Галли началось с того, что он купил место, где находилась его мастерская (современный адрес - Лиговский пр., 60), а впоследствии все места вокруг этого.

В 1868 г. для главной конторы завода инженером-архитектором А. А. Докушевским было построено основное производственное здание, на аттике которого в 1882 г. был установлен Государственный герб над надписью из двух строк: «Ф. Санъ-Галли литейно-механический заводъ». Здание построено в стиле эклектики с элементами романской архитектуры. По центральной оси сгруппированы три окна, по двум другим - по два. Окна второго этажа имеют полуциркульное завершение.

До наших дней фасад сохранился почти без изменений. Лишь в советские времена в чердачном пространстве были устроены дополнительные помещения и расширены небольшого размера окна.

В послереволюционное время приемником завода Сан-Галли стал завод «Буммаш». Сейчас помещения завода сдаются в аренду различным организациям.

В этом доме в свое время жили: управляющий заводом И. Я. Тальвик, инженер-механик Э. А. Гольштеге, помощник инженера Л. О. Питкевич,конторщик Э. К. Хельфирс, фельдшер М. Ю. Тильгер и заведующий доходными домами Сан-Галли М. В. Бажанов.

В 1869-1872 гг. для владельца завода и его семьи архитектором К. К. Рахау был выстроен в стилизованных формах ренессанса двухэтажный, на высоких подвалах особняк рядом со зданием главной конторы, от которого он отделялся лишь въездными воротами на «малый» двор завода. Ворота довольно просты, лишь их чугунные столбы украшают крупные шишки.

В 1875 г. К. К. Рахау позади возводимого по его проекту доходного дома строит здание рабочей конторы для владельца завода, в 1891 г. оно было перестроено архитектором К. Ф. Фейерейзеном.

В 1893 г. по проекту К. Ф. Фейерейзена на той же территории была построена столярная мастерская. В 1894 г. он перестраивает возведенный в 1867 г. газгольдер под кладовые, где в том числе хранились деревянные модели для чугунных отливок.

Здание конторы сохранилось до наших дней. В конторе находилась «кладовая документов» - огромный стол, на котором раскладывались чертежи и другая документация для просмотра. Рабочее место хозяина находилось у широкого и высокого окна с «маркизой». Перед столом на высоких подставках с одной стороны стояла модель каркаса купола церкви Екатерининского дворца, восстановленного после пожара, а с другой - чугунная фигура кузнеца высотой в половину роста человека. На стене был начертан девиз заводчика: Keine Hast, ohne Rast!, что дословно означает «без спешки, без отдыха» ("Не спеша, но без отдыха").

В советское время в помещении был устроен заводской клуб, просуществовавший здесь до начала 1970-х гг., когда его перевели в перестроенное здание цеха металлоконструкций, а освободившуюся контору переоборудовали под лабораторию с испытательными стендами отдела спецмашин ЦНИИ Буммаша. Тогда же на наружной стене установили мемориальную доску в честь погибших буммашевцев.

Сохранились здания кузницы и литейного участка, оборудование которых было демонтировано в 2004 г.

Смышляев В. А. Сан-Галли - человек и завод. СПб.: Нестор, 2007

1877. Дом-особняк фабриканта Ф.Сан-Галли

1891-1900. Сан-Галли_ особняк и заводоуправление

1977. На Лиговском проспекте у особняка Ф.К.Сан-Галли

1980-1995. Сан-Галли_ особняк и заводоуправление

1989. Завод _БумМаш_

Лиговский пр., 60 - арх.Докушевский А.А., 1868 - Главный корпус

https://www.citywalls.ru/house4204.html

Лиговский пр., 62 - Особняк Ф.К.Сан-Галли, арх. Рахау К.К., 1869-1970

https://www.citywalls.ru/house771.html
https://www.citywalls.ru/house24269.html

В 1869-1872 гг. для владельца Чугунолитейного и механического завода Ф. К. Сан–Галли и его семьи арх. К. К. Рахау был выстроен в стилизованных формах ренессанса двухэтажный, на высоких подвалах, особняк рядом со зданием главной конторы, от которого он отделялся лишь въездными воротами на «малый» двор завода. Ворота довольно просты, лишь их чугунные столбы украшают крупные шишки.

Рахау использовал в отделке особняка Сан-Галли мотивы флорентийской архитектуры. Внутренняя архитектурная отделка, предметы роскоши, комфорта и вся мебель произведены в Петербурге, за исключением драконов из цинка над водосточными трубами, изготовленных в Берлине.

Весь металлический декор в составе здания: балконы, крыша, козырьки над подъездами (парадным и дворовым), лестницы, металлическая конструкция зимнего сада и т. д., а также устройство отопления, водопровода, канализации, ванной, кухни, туалетов, гладильной, прачечной, конюшни и других вспомогательных служб были выполнены хозяином особняка на собственном заводе.

Парадный вход в особняк оформлен небольшим двухколонным портиком. Фронтон поддерживается двумя чугунными колоннами с каннелюрами и капителью коринфского ордера. Раньше к нему примыкал двускатный навес, перекрывающий весь тротуар, чтобы можно было в непогоду прямо с мостовой, выйдя из экипажа попасть в его укрытие. На полу тамбура выложена камнем дата окончания строительства - 1872.

Здание во всех его частях, вся внутренняя архитектурная и художественная отделка, все специальные хозяйственные устройства, предметы роскоши, комфорта и вся мебель произведены здесь, в Петербурге, исключая драконов из цинка над водосточными трубами, исполненных по рисунку в Берлине, и живописи на стекле в столовой - произведение художника Сверчкова в Мюнхене. Все металлические части, вошедшие в состав здания, балконов, крыши, подъезда, лестницы, железная конструкция зимнего сада, а также устройство отопления, вентиляции, водопроводов и водоотводов, ватерклозетов, ванной, кухни, гладильной, прачечной, конюшни и друг. исполнены на собственном механическом заводе. Из них замечательны: a) Устройство отопления и вентиляции. Отопление здания и зимнего сада водяное, низкого давления, производится одним центральным водогрейным котлом, посредством ведущих от него по отдельным помещениям нагревательных чугунных и железных труб с батарейными аппаратами. Вентиляция производится с искусственным нагреванием и увлажнением, в 2-х камерах, приводимого из сада свежего воздуха. Свежий, нагретый воздух входит во все господские комнаты чрез душники каналов, ведущих из вентиляционных камер. Вытягивание испорченного воздуха в обыкновенные дни происходит днём чрез душники вытяжных каналов в кухне, ватерклозетах, ванной, гладильной, прачечной и людских, а ночью - из спален. Для экстренных случаев на время балов или многочисленных собраний, действуют особые сильные вытяжки из зала над люстрой, в столовой, в кабинете и друг., которые обыкновенно закрыты, по излишеству. Нагревание достигается весьма равномерное, а воздух повсеместно чист и достаточно влажен. b) Зимний сад замечателен железною конструкцией стеклянной крыши; верх, т. е. собственно крыша, устроен из двойных рам, для воспрепятствования примерзания к стеклу снега, а бока - из одиночных рам. Несмотря на большую охлаждающую поверхность, температура достаточно поддерживается отоплением от того же котла; температура при сильных морозах даже ночью не бывает ниже 18°. c) Кухня с большой чугунной плитой, К которой приспособлена пекарная печь, котлетная печь, водогрейный прибор, духовые печи и проч.; также имеется механический вертел. Рядом с кухней гладильная с гладильною печью. d) Прачечная с сильной вентиляцией. В ней очаг с бутильниками, центробежная выжимная машина, американский каток, сушильный шкаф с выдвижными вешалками, водопровод ко всем лоханям и аппаратам, водопровод с трапом и проч. e) Конюшня с чугунными яслями, с кормушкой и водопоем с проводом к ним воды; грязная вода из конюшни отводится чугунными желобами с трапом, а для вентиляции устроен приток свежего и вытягивание испорченного воздуха. Стоимость здания не определена в точности, так как здание строилось без сметы. Застраховано: собственно здание в 186,000 руб., движимое имущество в 84000 руб. Приблизительная стоимость здания, включая движимое имущество, 300 тысяч рублей.

«Зодчий», 1877, Вып. 8, С. 74-75

До 2006 г. в особняке находилось заводоуправление ОАО «Санкт-Петерургского завода бумагоделательного машиностроения» (ОАО «Буммаш СПб»). В конце 2005 г. заводоуправление несуществующего предприятия, превратившегося в фирму по сдаче офисов в аренду, перебралось во флигель дома № 58 по Лиговскому пр., в то помещение, где в советское время находился партком НПО «Ленбуммаш». Ф. К. Сан-Галли в 1850-х гг. приобрел доходный дом на Невском пр., 8, в котором во флигеле держал свой магазин. Второй магазин был на Невском, 60. В 1875-1876 гг. с другой стороны Главной конторы архитектором К. К. Рахау был возведен доходный жилой дом в стиле эклектики для служащих завода Сан-Галли. В 1880-1881 гг. арх. Д. Д. Зайцевым был возведен большой дом (Лиговский пр., 64) для родственников фабриканта, служащих завода. В 1879-1880-х гг. при заводе Сан-Галли была построена колония жилых домов для рабочих, проект которой разработал арх. Д. Д. Зайцев. Колония состояла из 22 построек: восемнадцати двухэтажных деревянных домов, школы, служебного здания с магазином, погреба и беседки. Все жилые дома располагались симметрично вдоль широкой улицы - аллеи, проходящей по главной оси комплекса построек, которая замыкалась беседкой, расположенной в небольшом парке. Жилые здания были двух типов: 16 домов с 8-ю двухкомнатными квартирами и два дома с 12-ю однокомнатными квартирами, снабженными водопроводом. Здание школы колонии сохранилось в перестроенном виде. Двухэтажную постройку в советское время надстроили третьим этажом. Два парадных входа, располагавшихся по краям ее, были превращены в окна, вход остался лишь со стороны двора. После революции здесь размещался детский сад, затем общежитие для рабочих, потом инженерные службы завода «Буммаш». На рубеже 1960-1970-х гг. его соединили с двухэтажным домом магазина и служб колонии корпусом такой же высоты.

В 1918 г. имущество семьи Сан-Галли было национализировано. Как и раньше завод снабжал весами продовольственные организации Петрограда и провинции, изготавливалось кухонное оборудование, дезинфекационные камеры Завод был универсальным, поэтому в июле 1921 г. название "Универсаль", а в октябре 1922 г. стал называться "Кооператор". Завод внес большой вклад в дело внедрения метрической системы весов в Советском Союзе. После некоторой полемики в октябре 1930 г. Совнархоз РСФСР решил перепрофилировать завод "Кооператор" для производства бумагоделательного оборудования. К началу 2-ой пятилетки новый профиль завода окончательно определился, и его переименовали в "Завод бумагоделательного машиностроения имени 2-ой пятилетки". До Великой Отечественной войны был выпущен ряд машин для производства различных видов бумаги. В годы войны завод был переключен на выпуск оборонной продукции: снарядов, мин и т.п.В 1943 г. началось возвращение к мирному труду. В 1949 г. была изготовлена очередная бумагоделательная машина. До начала 1960-х гг. завод оставался единственным в стране специализированным предприятием по выпуску бумагоделательного оборудования. В 1966 г. завод был переименован в Опытный завод бумагоделательного машиностроения, затем вошел в образованное НПО "Ленбуммаш" имени 2-ой Пятилетки. В середине 1970-х гг. на заводе был организован специальный участок по ремонту решеток и металлического декора Ленинграда. В 1975-1978 гг. была проведена реставрация Воронихинской ограды у Казанского собора. В начале 2000-х гг. сюда с наб. Мойки, 86 переехал проектный институт «ЦНИИ Буммаш», входивший некогда с заводом в НПО «Ленбуммаш». На Предтеченской (Черняховского) ул. арх. Д. Д. Зайцевым были построенв для Ф. К. Сан-Галли дома № 60, 62 и 75. Сохранился только дом 62, находящийся на современной заводской территории.

Смышляев В. А. Сан-Галли - человек и завод. СПб.: Нестор, 2007
Смышляев В.А. "От "Сан-Галли" до "Буммаша" 1994 г. в издании "Института Петербурга 1994 г

Сквер на участке между особняком и домом, в котором жил брат Роберт Карлович с семьей украшен металлической оградой. Узорчатые звенья решетки, столбы заканчивающиеся маленькими четырехскатными "крышами", треугольные завершения ворот из двойных ажурных полос-"досок" были выполнены в старорусском стиле. Основание ограды - красный гранит. Считается,. что проект этой решетки создал в 1873 г. архитектор и художник Иван Иванович Горностаев. А установлена она была, видимо, в 1881 г., после постойки дома 64 по Лиговскому пр..

Фонтан "Рождение Афродиты" был установлен в 1870-е гг. перед особняком Сан-Галли. Автор проекта - арх. Иван Горностаев. В последнее время воды в нем не было, а в начале XXI века скульптуру убрали и в 2006 г. засыпали чашу.

Сама скульптура отреставрирована в 2004 г. и отдана на хранение Комитету гос. инспекции по охране памятников: в Сангальском саду установят копию.

1965: Завод им. 2-й пятилетки бумагоделательного оборудования - Лиговский пр., 60/62
1965: Институт "Буммаш" ЦНИИ по проектированию оборуд. для целлюлозно-бумажной промышленности
Госкомитета химич. и нефтяного машиностроения при Госплане СССР (так в оригинале) - Дворцовая пл., 6/8

Журнал "Зодчий", 1887-1888 годы Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения губернатора Санкт-Петербурга №109-ра от 29.01.2003 г. (7802498003).

Современные интерьеры

Сад Сан-Галли, ограда

https://www.citywalls.ru/house28440.html

Сад представлял собой часть территории обширного комплекса Чугунолитейного и механического завода, основанного здесь в 1853 г. предпринимателем немецкого происхождения Францем Карловичем Сан-Галли, королем российского чугунного литья и изобретателем всем известной батареи парового отопления. Завод производил оборудование для водоснабжения, канализации и парового отопления.

Заводской сад, разбитый на месте капустных огородов, тянулся от Лиговского пр. до Николаевской железной дороги. Территорию сада отделяет от Лиговского пр. чугунная ограда, созданая по проекту арх.-худ. И. И. Горностаева. (предположительно по рисунку архитектора К.К. Рахау или И. Горностаева)

Сад после революции был переименован в соответствии с новым названием завода "Кооператив". Официальное название - "Сад имени Фрунзе" - было присвоено в 1920-х гг. В 1930 г. в саду посреди бетонной чаши установили фонтан "Рождение Афродиты" из зимнего сада особняка Сан-Галли.

Ограда сад

Территорию сада отделяет от Лиговского пр. оригинальная чугунная ограда художественного литья, созданая по проекту арх.-худ. И. И. Горностаева (или арх. К.К. Рахау ?) и отлитая на заводе Сан-Галли. Основание ограды - красный гранит. Над входом угадывается фасад старинной русской избы, сама решетка - сочетание трилистников, цветов, причудливых линий. В 2014 г. ограда сада была снята для реставрации. Работы стоимостью в 18,7 млн рубл. выполнены ООО "Ресстрой" и завершены в декабре. Ограда входит в состав объекта культурного наследия регионального значения "Особняк Сан-Галли Ф. К." на Лиговском проспекте, 60-62.

Сад Сан-Гали, скульптура "Рождение Венеры"

1995. Скульптура в саду Сан-Галли

https://www.citywalls.ru/house28440.html

Скульптура фонтана "Рождение Афродиты"

В саду была установлен фонтан, украшенный бронзовой фигурой богини Афродиты, предположительно, по проекту Ивана Горностаева (автора чугунной решетки).

Непростая судьба постигла фонтан, нареченный горожанами "Рождение Афродиты" (изначально как такового названия не было). Пока Франц Сан-Галли пребывал в Париже, на его заводе в Петербурге отливали скульптуру Афродиты. Мастера завода допустили брак, и поверхность фигуры покрылась «рытвинами». Тогда Афродиту отнесли в гальваническую мастерскую, где отлитую в чугуне скульптуру покрыли гальванической медью, а медное покрытие было прочеканено. Это была роковая для богини ошибка т.к. медь при увлажнении начинает разрушать чугун.

Скульптура, по одной легенде, была посвящена возлюбленной Франца Сан-Галли, утонувшей в Финском заливе. По другой - дочери Сан-Галли, которая утонула, катаясь на лодке. Семья Сан-Галли действительно имела дачу на берегу Финского залива под Ораниенбаумом, но о том, что одна из его дочерей утонула, заводчик в своих мемуарах не сказал ни слова, лишь упомянул, что "старшая дочь и ее муж умерли после четырех лет счастливой жизни".

Скульптура предназначалась для зимнего сада дома Сан-Галли, где в 1870 г. и был установлен фонтан "Рождение Афродиты". В 1930 г. ее выставили в сад и установили посреди бетонной чаши. Из-за ошибки литья вскоре начались процессы ржавления чугуна. Дожди и снег ускорили процесс коррозии: влага стала проникать через поры меди, и чугун внутри быстро проржавел. Позже ржавчина стала отрывать медь со скульптуры, поверхность стала «шелушиться».

Скульптуру фонтана убрали из сада в 2000 г. В 2006 засыпали и чашу и сейчас она представляет собой горку, засаженную газонной травой.

В конце 1990-х гг. скульптура была переведена на баланс Водоканала. Перед реставрацией КГИОП рассматривал возможность лишить скульптурную группу охранного статуса памятника регионального значения - на тот момент утрата авторской поверхности составляла 90%. Группа компаний "Интарсия" в 2000-2002 гг. отреставрировала "Рождение Афродиты". Реставрация обошлось в 1,35 млн рублей.

Попытки восстановления фонтана заявлялись неоднократно. В 2014 г. Водоканал объявлял конкурс на разработку проекта восстановления. Завершана разработка проекта реконструкции фонтана в соответствии с архитектурно-реставрационным заданием, полученным от КГИОПа. Авторы проекта - специалисты фирмы ООО "Ялта". По словам специалиста, при необходимом бюджетном финансировании фонтан может появится в саду Сан-Галли в 2017 г. Правда, вместо оригинала скульптуры фонтана будет установлена копия. Восстановленный оригинал уже около семи лет украшает холл в здании КГИОПа.

В саду Сан-Галли открыт фонтан в честь греческой богини Афродиты. Он не работал почти полвека. 26 августа в саду Сан-Галли на Лиговском проспекте открыли воссозданный фонтан с бронзовой фигурой Афродиты. Празднику предшествовала реконструкция всего сквера, в советские времена носившего название сквер Трудящихся. Теперь в нем горят новые светодиодные фонари, а фонтан ночью освещается поистине сказочным образом.

Скульптура «Рождение Афродиты» была отлита на заводе Сан-Галли в Петербурге, причем не из бронзы, а из чугуна. Потом ее покрыли гальванической медью и прочеканили. <...>

Новая фигура весит 1650 килограммов и сделана из бронзы.

spbdnevnik.ru 26. 08.2022

Октябрь 2022го года

https://vk.com/feed?w=wall-184397039_202485
https://vk.com/vodokanal_spb?w=wall-91135910_6847

2022-08-26. В саду Сан-Галли после масштабной реконструкции заработал фонтан "Рождение Афродиты", объект культурного наследия. В торжественной церемонии запуска сооружения приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов и вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Дрегваль. Генеральный директор ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" Сергей Волков рассказал губернатору и гостям мероприятия о реконструкции сооружения. Строители создали точную бронзовую копию скульптурной композиции весом более полутора тонн и установили ее на постамент в виде горки из натурального камня, выполнили устройство новой чаши фонтана и проложили новые сети холодного водоснабжения, водоотведения и внешнего электроснабжения. После символического пуска гости мероприятия смогли оценить всю красоту возрожденного фонтана.

https://22sobaki.livejournal.com/84100.html

В ходе небольшого проведенного расследования выяснено, что это работа французского скульптора Матюрена Моро (Mathurin Moreau, 1822-1912). Данная работа была достаточно растиражирована; известны копии данной скульптуры из Райволы (Рощино) начала ХХ века, Мехико, Парижа, Ньюпорта (США), Лиможа (Франция). Более того, известна страница из каталога 1881го года литейной фабрики Fonderie d'art du Val d'Osne, где данная скульптура предлагается к продаже!

Слева - скульптура на парижской площади Théatre-Française; в центре - Ньюпорт (куплена в 1900 году в Париже), справа - Лимож (Франция)

Скульптуры "Промышленность" и "Торговля"

Лиговский пр., 60, литера А; ул.Черняховского 75, литера П - газгольдер (хранилище моделей)

https://www.citywalls.ru/house10719.html

1867 - газгольдер
1894 - арх. Фейерейзен К. Ф. - перестройка газгольдера в хранилище

В 1894 г. К. Ф. Фейерейзен перестраивает возведенный в 1867 г. газгольдер под кладовые, где в том числе хранились деревянные модели для чугунных отливок. Склад еще совсем недавно использовался по своему прямому назначению. Рабочие называли его «гайкой» за шестигранный в плане вид. Это бывшее хранилище моделей, по которым делались чугунные отливки, сложено из кирпича таким образом, что внутри независимо от времени года поддерживается постоянная температура. Вследствие этого модели, изготовленные из дерева, могли годами храниться без коробления.

Смышляев В. А. Сан-Галли - человек и завод. СПб.: Нестор, 2007

Лиговский пр., 60, литера Е - Производственный корпус

https://www.citywalls.ru/house21974.html

Год постройки - предположительно 1890-1900. Единственное здание из многих производственных корпусов завода, которое сохранилось во дворе дома 58.

Хронология

https://kanoner.com/2007/11/06/423/

Сангальский сад открыт после ремонта
06/11/2007 18:01

Закончился ремонт Сангальского сада. Об этом сообщает КБДХ. В саду, который официально он носит имя Фрунзе — так его назвали в 1920-е годы, было высажено более 80 лиственниц и хвойных деревьев, а также свыше 740 кустарников. Помимо этого отремонтированы газоны и набивные дорожки. В рамках работ был выполнен ремонт спортивной площадки, вокруг которой установлено сетчатое ограждение. Планируется установить и детский игровой комплекс. Когда возвратят фонтан, не сообщается, но известно, что ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в октябре 2007 года объявил открытый конкурс на разработку рабочего проекта его реконструкции (стоимостью 572 тыс. рублей). Фонтан «Рождение Афродиты» был установлен в 1870-е годы перед особняком промышленника Франца Сан-Галли. Автор проекта — архитектор Иван Горностаев. В последнее время воды в нем не было, а в начале XXI века скульптуру убрали и в мае 2006 года засыпали чашу. Сверху соорудили горку. Сама скульптура отреставрирована в 2004 году и отдана на хранение комитету по охране памятников: в Сангальском саду установят копию.

https://kanoner.com/2008/06/25/11952/

На Лиговском снесли корпуса завода Сан-Галли
25/06/2008 22:27

На Лиговском проспекте, 60–62, снесли несколько корпусов завода Сан-Галли (в советское время — «Буммаш»). Они были расположены внутри квартала и выходили в здешний Сангальский сад. Согласно информационному щиту, демонтажем занималось ООО «Вырицкая строительная компания», созданное в 2004 году. Корпуса были построены во второй половине XIX века. Некоторые из них считались вновь выявленным объектом культурного наследия. На освободившейся территории планируется построить торгово-развлекательный комплекс San Gally Park Center. Проект был создан мастерской «А.Лен», а заказчиком выступает ЗАО «Парк центр», принадлежащее Raiffeisen Evolution (учреждена банком Raiffeisen и Strabag) и бывшим владельцам «Буммаша». Комплекс займет в том числе и стены особняка Франца Сан-Галли, который в 1872 году построил известный зодчий Карл Рахау.

https://kanoner.com/2009/10/23/11958/

Проект ТРК на месте завода Сан-Галли изменят
23/10/2009 14:57

Проект торгово-развлекательного комплекса San Gally Park Center, который планируется создать на месте снесенного в прошлом году завода Франца Сан-Галли (в советское время — «Буммаш») на Лиговском проспекте, 60–62, будет изменен. Ранее планировалось, что на 2 гектарах территории будут построены бизнес-центр класса A, четырехзвездочная гостиница на 230 номеров, а также торговые площади. Однако принятые в этом году правила землепользования и застройки разрешили максимальную высоту в этом месте 33 метра, хотя проект, сделанный мастерской «А.Лен», предполагал 42 метра. Заказчиком выступает ЗАО «Парк центр», принадлежащее Raiffeisen Evolution (учреждена банком Raiffeisen и Strabag) и бывшим владельцам «Буммаша». Как рассказал газете «Ведомости» директор по развитию проектов Raiffeisen Evolution Харальд Шаллер, партнеры решили сократить проект на 30%. В связи с этим не будет построена гостиница. Господин Шаллер также сообщил, что на следующей неделе компания подаст заявку на отклонение от разрешенных параметров, заложенных в ПЗЗ.

https://kanoner.com/2011/05/05/22215/

Фонтан в Сангальском саду будут восстанавливать в этом году
05/05/2011 21:04

Чугунный фонтан «Рождение Афродиты» в саду Сан-Галли на Лиговском проспекте начнут воссоздавать в 2011 году. Как заявила в сегодняшней программе «Диалог с городом» губернатор Валентина Матвиенко, реставрировать прежнюю скульптуру не будут. Заказчиком выступит «Водоканал Санкт-Петербурга».

https://kanoner.com/2011/06/27/23026/

В районе сада Сан-Галли построят несколько новых улиц
27/06/2011 16:18

Пять новых проездов собираются пробить через квартал в районе сада Сан-Галли. Проект планировки этой территории в администрации Центрального района представило ОАО «ЛенНИИпроект». Подтвердились планы по строительству путепровода в створе улицы Черняховского — он пройдет над путями Московской железнодорожной линии до Кременчугской улицы. При въезде на виадук создадут транспортную развязку, к которой подведут Днепропетровскую улицу. Новые проезды будут пробиты от Лиговского проспекта на восток — севернее дома № 50 и между домами № 46 и 48. Возможно, ради этого будут снесены склады Северного страхового общества (склады Кокоревых), полагают градозащитники. Активист «Живого города» Дмитрий Литвинов сообщил, что все они раньше были под госохраной — считались выявленными объектами культурного наследия.

https://kanoner.com/2012/05/28/47394/

Фонтан в саду Сан-Галли вновь попытаются восстановить
28/05/2012 17:47

Очередную попытку восстановления фонтана предпринимает его балансодержатель — ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Пока на его месте остается газон, а оригинал стоит на лестнице КГИОПа. Фонтан «Рождение Афродиты» был установлен в 1870-е годы перед особняком промышленника Франца Сан-Галли на Лиговском проспекте. Автор проекта — архитектор Иван Горностаев. В последнее время воды в фонтане не было, а в начале XXI века скульптуру убрали и в мае 2006 года засыпали чашу. Сверху соорудили горку. Сама скульптура Афродиты отреставрирована в 2004 году и отдана на хранение комитету по охране памятников. Сегодня она стоит в холле комитетского здания на площади Ломоносова. В саду Сан-Галли Водоканал намечал установить копию. Попытки воссоздать фонтан госпредприятие предпринимало неоднократно, но все заканчивалось объявлениями конкурсов на разработку проекта. Год назад тогда еще губернатор Петербурга Валентина Матвиенко заявляла, что работы по воссозданию «Рождения Афродиты» начнутся в 2011 году. Очередной раунд конкурсных процедур стартовал на днях. Водоканал ищет исполнителя работ по корректировке рабочего проекта, рассказал сегодня «Карповке» официальный представитель предприятия. Стоимость не должна превышать 690 тыс. рублей. Когда начнется само строительство, пока неясно.

Оригинал скульптуры Афродиты, стоящий на лестнице КГИОПа (май 2012 года)

https://kanoner.com/2012/06/27/53231/

Газгольдер завода Сан-Галли реконструировали без ведома КГИОПа
27/06/2012 13:43

На Лиговском проспекте, 60–62, частная компания реконструировала старинный газгольдер под современные цели. КГИОП о перестройке объекта культурного наследия не знал. Газгольдер чугунолитейного завода Сан-Галли (Лиговский проспект, 60–62, литера П; находится в самом конце улицы Черняховского) был возведен в 1867 году, позднее он был перестроен под склад, в нем хранились в том числе модели, по которым позднее на заводе отливались чугунные детали. Сейчас сооружение является частью памятника архитектуры регионального значения. Некоторое время назад нынешние собственники здания из ООО «Современные печатные технологии» затеяли масштабную перестройку здания. Была полностью заменена кровля, которая, однако, по большей части сохранила свою конфигурацию. Нынешние владельцы серьезно перестроили одну из внешних стен шестигранной постройки, к которой был добавлен современный входной портал. Также бывший газгольдер был очищен от грязи и копоти. Специалисты комитета по охране памятников побывали на объекте, однако не сочли, что перестройка коснулась самого памятника. «Произведены работы по реконструкции поздней пристройки к объекту культурного наследия», — сообщила «Карповке» начальник управления по охране и использованию объектов культурного наследия Елена Ломакина. При этом она отметила, что проектная документация с КГИОПом не согласовывалась, разрешение на их ведение не выдавалось. Не знают в ведомстве и когда, а также чьими силами была произведена реконструкция. По словам госпожи Ломакиной, в адрес собственников газгольдера будет направлено предписание об устранении выявленных нарушений.

https://kanoner.com/2012/11/29/81636/

Началась застройка конторами завода Сан-Галли на Лиговском
29/11/2012 13:16

На Лиговском проспекте, 60–62, началось строительство бизнес-центра San Gally Park Center. Его возводят на месте старинного завода Франца Сан-Галли (в советское время — «Буммаш»). По мнению экспертов, архитектура «кривляющаяся» и «чужеродная», и она будет видна с улицы, что недопустимо. Проект реализует ООО «РЭ прожект девелопмент» — структура австрийской компании «Райффайзен эволюшн прожект девелопмент ГмбХ». Формально заказчиком выступает ЗАО «Парк центр». Летом 2008 года было снесено несколько заводских корпусов, расположенных внутри квартала и выходящих в сад Сан-Галли. Корпуса были построены во второй половине XIX века. Некоторые из них считались вновь выявленными объектами культурного наследия. Согласно информационному щиту, демонтажем занималось ООО «Вырицкая строительная компания». Сейчас часть территории завода со стороны Лиговского проспекта охраняется как региональный памятник архитектуры «Чугунолитейный и механический завод Ф. К. Сан-Галли». Под охраной находятся три здания. Два из них — выходящие на проспект заводоуправление (литера Б) и проходная (литера Д) — построены в 1867 году по проекту архитектора Александра Докушевского. Третье, контора, находится в глубине участка. Оно возведено в 1875-м по проекту зодчего Карла Рахау. По данным открытых материалов «РЭ прожект девелопмента», площадь участка составляет более двух гектаров. На нем планируется построить 7-этажное здание современной архитектуры с двухэтажным подземным гаражом на 525 машин. Кроме того, в проект вписаны исторические здания завода. Весь комплекс будет сориентирован в сторону сада Сан-Галли. Общая площадь новостройки составит 87,5 тыс. кв. метров. Помимо офисов (50 тыс. кв. метров), предусмотрена торговая и ресторанная зона (около 8 тыс. кв. метров). Как ранее сообщалось, высота комплекса не должна превышать 33 метров. Генпроектировщиком и генподрядчиком заявлено ЗАО «Геострой». В проектировании принимало участие ООО «Проектно-производственная фирма „А.Лен“» Сергея Орешкина. По данным службы строительного надзора, разрешение на строительство «многофункционального комплекса» выдано в январе 2011 года. Как сообщил сегодня «Карповке» один из игроков строительного рынка, строительство началось в октябре этого года. Завершить работы планируется в октябре 2015 года. От официальных комментариев в «РЭ прожект девелопмент» воздерживаются. Журналисту Михаилу Золотоносову вид комплекса напомнил проект голландского архитектора Эрика ван Эгераата для набережной Мойки, 102 (впоследствии от этого проекта отказались). Наш собеседник считает, что в этом месте на Лиговском такая «кривляющаяся» и «чужеродная» архитектура допустима, только если ее действительно не видно с улицы. Но ее, скорее всего, будет видно, в частности, за двухэтажным зданием (литера Б). «И, конечно, они отхватят кусок от сада Сан-Галли — я в этом не сомневаюсь», — добавил господин Золотоносов. Он отметил, что у города нет понимания и концепции, что делать с промышленной застройкой, в частности Лиговского проспекта. В результате здесь и там застройщики хаотично «выхватывают себе пятна». «Как это все сохранять, как застраивать? Вот они оставляют парочку старых зданий, а рядом новые стоят — а это варварство», — убежден журналист. Михаил Золотоносов считает, что нужно определиться: если здание на красной линии признается ценным, дома за ним необходимо считать фоновой застройкой и также сохранять.

https://kanoner.com/2014/03/26/137426/

Из-за угрозы обрушения назначен ремонт ограды сада Сан-Галли
26/03/2014 11:20

Ограда сада Сан-Галли на Лиговском проспекте находится в неудовлетворительном состоянии. Чтобы не допустить обрушения, дирекция КГИОПа объявила конкурс на ремонт. Решетка с воротами в «русском» стиле была отлита на чугунолитейном заводе Франца Сан-Галли. Она была установлена в 1873 году. Сегодня это памятник регионального значения. По информации исполняющего обязанности главы КГИОПа Александра Леонтьева, «ограда находится в неудовлетворительном состоянии: звенья сильно коррозированы и имеют утраты элементов, столбы имеют отклонения от вертикали, один воротный столб расколот». Существует вероятность обрушения фрамуги, которая связывает воротные столбы. Вчера комитет объявил конкурс на ремонтно-реставрационные работы. Победителю предстоит освоить 20 млн рублей. На время работ вся ограда будет демонтирована, чтобы реставрация прошла в заводских условиях.

https://kanoner.com/2014/04/07/137660/

В 2015 году в сад Сан-Галли могут вернуть фонтан «Афродита»
07/04/2014 15:31

В 2015 году в сад Сан-Галли на Лиговском проспекте могут вернуть фонтан «Афродита». Эпопея с его восстановлением длится больше десяти лет. Фонтан «Рождение Афродиты» был установлен в 1870-е годы перед особняком промышленника Франца Сан-Галли на Лиговском проспекте. Автор проекта — архитектор Иван Горностаев. В последнее время воды в фонтане не было, а в начале XXI века скульптуру убрали и в мае 2006 года засыпали чашу. Сверху соорудили горку. Сама скульптура Афродиты отреставрирована в 2004 году и отдана на хранение комитету по охране памятников. Сегодня она стоит в холле комитетского здания на площади Ломоносова. В саду Сан-Галли Водоканал намечал установить копию. Практически ежегодно Водоканал заявляет о планах по восстановлению фонтана, однако раз за разом процедура откладывается. Сегодня госпредприятие сообщило: «До конца этого года специалисты приступят к реконструкции фонтана „Афродита“ на Лиговском проспекте». Таким образом, в 2015 году он вновь может заработать. К слову, ремонтно-восстановительные работы в саду Сан-Галли ведутся постоянно. Так, в марте дирекция КГИОПа объявила о необходимости срочной реставрации ограды со стороны Лиговского проспекта, поскольку существует опасность ее частичного обрушения. Летом решетку могут увезти.

https://kanoner.com/2015/07/07/145762/

Ограду сада Сан-Галли вернули на место после реставрации
07/07/2015 14:58

Ограду сада Сан-Галли на Лиговском проспекте вернули на место после реставрации. Ее демонтировали год назад из-за угрозы падения. Решетка с воротами в «русском» стиле, отлитая на чугунолитейном заводе Франца Сан-Галли, была установлена вдоль Лиговского проспекта в 1873 году. Сегодня она охраняется государством. В последнее время ограда находилась в плохом состоянии и могла упасть. В документе за подписью первого зампреда КГИОПа Александра Леонтьева отмечалось, что «столбы имеют отклонения от вертикали, один воротный столб расколот», а фрамуга, которая сдерживает столбы, может обрушиться. Сотрудники комитета обнаружили и другие повреждения, такие как коррозия и утрата элементов. Весной 2014 года кгиоповская дирекция объявила конкурс на ремонт-реставрационные работы. Подрядчик ООО «Ресстрой» осенью демонтировал ограду на реставрацию, поскольку ее нужно было проводить в заводских условиях. Теперь решетка возвращена на место. Ранее сад Сан-Галли подвергался капитальному ремонту. Он прошел в 2007 году по заказу комитета по благоустройству и дорожному хозяйству. Работы затронули только элементы ландшафта.

https://kanoner.com/2016/08/11/151525/

Пристройку к газгольдеру на улице Черняховского назвали капремонтом
11/08/2016 14:46

Пристройка крупного объема к старинному газгольдеру на улице Черняховского, 75, для создания там клуба официально числилась капитальным ремонтом, а не реконструкцией. Поэтому власти решили никак не наказывать инициаторов. Газгольдер чугунолитейного завода Сан-Галли был возведен в 1867 году в «кирпичном» стиле. Позднее он был перестроен под склад, где хранились в том числе модели, по которым позднее на заводе отливались чугунные детали. Еще недавно здание числилось региональным памятником архитектуры. В 2009–2012 годах прошла реконструкция газгольдера: с северо-запада к нему пристроили объем портала такой же высоты, как и все здание. В КГИОПе тогда работы назвали «реконструкцией поздней пристройки» и заявили «Канонеру», что они незаконные. Нарушителем стал собственник сооружения ООО «Современные печатные технологии». В начале 2014 года здесь открылся ночной клуб, сообщала проектная группа RedLine, разработавшая архитектурную концепцию объекта. К 2015 году газгольдер был снят с охраны. Найти соответствующее распоряжение КГИОПа «Канонеру» не удалось. Зампред ведомства Ольга Милица отмечала в ответе на наш запрос, что контроль за объектом перешел к службе строительного надзора. Замначальника службы Вячеслав Захаров заявил «Канонеру», что газгольдер был подвергнут не реконструкции, а капитальному ремонту. «Вопросы контроля за проведением работ по капитальному ремонту к компетенции службы не относятся», — добавил чиновник. Это не первый случай, когда стройнадзор предпочитает считать реконструкцию капитальным ремонтом. Например, та же история сейчас происходит на Обводном канале, 130, где старинное здание надстраивают новым этажом, а надзорное ведомство утверждает, что это капитальный ремонт, ведь дом как был пятиэтажным, так и остался. Обновление. В 2019 году «Канонеру» удалось выяснить, почему здание сняли с охраны. Причиной стала техническая ошибка. Здание газгольдера случайно обозначили как памятник на историко-архитектурной опорной схеме, разработанной Еленой Лущеко в 1999 году, а затем перенесли в остальные документы. После выявления ошибки в 2014-м КГИОП утвердил новый план, приведя его в соответствие с решением 1993 года, когда комплекс завода Сан-Галли впервые был взят под охрану.

https://kanoner.com/2016/10/11/152426/

Офисный комплекс у границы сада Сан-Галли начнут строить в январе-феврале
11/10/2016 17:22

Офисный комплекс San Gally Park на Лиговском проспекте, 60–62, начнут строить в первом квартале 2017 года. Работы были ранее приостановлены на этапе нулевого цикла из-за необходимости корректировки документации. Под проект отведено 2 гектара земли бывшего завода «Буммаш» (собственник — АО «Буммаш СПб») вдоль северной границы сада Сан-Галли. Прежде там стояли советские и дореволюционные корпуса. Их летом 2008 года снесло ООО «Вырицкая строительная компания». В границах участка остались три памятника архитектуры — заводоуправление, проходная и контора, во второй половине XIX века входившие в состав чугунолитейного и механического завода Франца Сан-Галли. Проект офисного комплекса разработало ООО «Проектно-производственная фирма „А.Лен“» Сергея Орешкина. Фасады решены в «стиле» хаотизм. В сад Сан-Галли выйдут одноэтажный стеклянный стилобат, над которым поместят четыре шестиэтажных торца основного объема здания. Разрешение на строительство ЗАО «Парк центр» получило в январе 2011 года, однако фактические работы начались в октябре 2012-го. Впрочем, шли они недолго, и дальше некоторых элементов нулевого цикла дело не продвинулось. В итоге почти четыре года площадка стоит в тишине. Проект реализует ООО «РЭ прожект девелопмент», структура австрийской Raiffeisen Evolution. Сотрудник компании сегодня рассказал «Канонеру», что на сей момент работы не возобновлены. Потребовалось внести изменения в документацию, в частности разработать проектно-техническую документацию по сохранению прилегающей застройки. Эти бумаги, по данным «Канонера», готовил генпроектировщик ЗАО «Геострой». В общей сложности предполагается усилить фундаменты пяти домов — памятников архитектуры: это жилой дом при заводе Сан-Галли на Лиговском проспекте, 58, и четыре здания самого заводского комплекса, в том числе особняк. Ориентировочно стройка должна возобновиться в первом квартале 2017 года, сказал собеседник в Raiffeisen Evolution.

https://kanoner.com/2017/06/06/155365/

Севернее сада Сан-Галли на Лиговском проспекте могут построить жилье
06/06/2017 15:53

Севернее сада Сан-Галли на Лиговском проспекте могут построить не только офисный центр, но и жилье. Прежний проект, брошенный на стадии нулевого цикла, выкупила финская Eke Group. Прежде здесь, на Лиговском проспекте, 60–62, находилась промзона завода «Буммаш» (собственник — АО «Буммаш СПб»). Почти все корпуса снесли в 2008 году, чтобы взамен возвести офисный комплекс по чертежу ООО «Проектно-производственная фирма „А.Лен“» Сергея Орешкина. Разрешение на строительство ЗАО «Парк центр» получило в январе 2011 года. Но в 2012-м проект был брошен на нулевом цикле, и с тех пор работы не возобновлялись. Осенью, как писал «Канонер», был расчехлен «бумажный» процесс — стали разрабатывать документацию на усиление фундаментов пяти памятников архитектуры. Представитель австрийской Raiffeisen Evolution, которая через ЗАО «Парк центр» стояла за проектом, заявил изданию, что стройка должна возобновиться в первом квартале 2017 года. Как оказалось, в реальности фирма «Парк центр» была продана финской Eke Group. Сейчас девелопер анализирует возможности земельного участка и целесообразность реализации проекта по проекту «А.Лена». Согласно одному из вариантов, Eke может построить здесь жилой комплекс, сообщил сегодня «Канонеру» официальный представитель Colliers International (брокер). Сейчас холдинг возводит жилой комплекс на 18-й линии Васильевского острова, 49.

https://kanoner.com/2019/09/13/163851/

Газгольдер завода Сан-Галли на улице Черняховского ценным не признали
13/09/2019 12:52

Экспертная комиссия при КГИОПе не нашла достаточных оснований для включения газгольдера завода Франца Сан-Галли на улице Черняховского, 75, в список памятников. Причем в заключении не сказано, почему. Шестигранный газгольдер в конце улицы Черняховского был построен не позднее 1863 года — тогда он впервые появился на плане главного двора завода. К тому же времени относятся проектные чертежи (авторство не установлено). Краснокирпичное здание имело шатровую кровлю. В начале 1890-х газгольдер перестроили под заводские кладовые: появились перекрытия, а в центре расположилась кирпичная шахта. В конце 1960-х на месте тамбура была сделана пристройка по всю высоту фасада. В 2012 году здание реконструировали под концертно-развлекательный центр (ночной клуб): перекрытия разобрали, пристроили новый лестничный объем во всю высоту, появилась новая кровля. В 1993 году комплекс чугунолитейного и механического завода Сан-Галли был признан памятником регионального значения. Как писал ранее «Канонер», на более позднем этапе вследствие технической ошибки к ценным зданиям отнесли и газгольдер: по версии КГИОПа, его случайно обозначили как памятник на историко-архитектурной опорной схеме, разработанной Еленой Лущеко в 1999 году, а затем перенесли в остальные документы. Хотя в 1993-м газгольдер памятником не становился. В 2014 году ошибку устранили. «Канонер» предложил КГИОПу изучить ценность здания по новой, что и было сделано. При этом в заключении, оказавшемся в распоряжении издания, отсутствует оценка архитектуры газгольдера. Несмотря на это, делается вывод, что у объекта «не установлено ценности, имеющей особое значение для истории и культуры Санкт-Петербурга».

https://kgiop.gov.spb.ru/press-centr/news/65756/

2022-01-14. Со скульптурной группы «Рождение Афродиты» из сада Сан-Галли будет снята копия для установки на историческом месте

Работы будут производиться в условиях мастерской, куда отправилась чугунная богиня.

Фонтан со скульптурной композицией «Рождение Афродиты» является объектом культурного наследия регионального значения, находится на балансе ГУП «Водоканал Санкт‑Петербурга».

Скульптурная группа была отлита на заводе Сан-Галли в Петербурге в 1880-х годах. Выполнена из чугуна.

Известно, что деятельность фирмы Сан-Галли на первых порах была в основном связана с подрядами на устройство водопровода и канализации. В 1860-e – 1870-е годы на заводе изготавливались художественные литые изделия из чугуна: решётки, беседки, скамьи. Отливка чугунных статуй и памятников на заводе Сан-Галли, судя по перечням и описаниям его работ, началась лишь в 1880-x годах.

Впервые данная модель появляется в каталогах французской художественной литейной Val d'Osne в 1881 году. Модель для Val d'Osne разработал французский скульптор Матюреном Моро. Автор модели был также акционером этого предприятия. По каталогу, а также по надписям на многочисленных копиях, выполненных по этой модели, устанавливается и официальное название скульптуры: «Naissance de Venus» («Рождение Венеры»). Имеются многочисленные копии фонтана, изготовленные на французском заводе и установленные в разных странах мира.

Отлитая на заводе Сан-Галли фигура была покрыта гальванической медью и прочеканена. Применённая Сан-Галли техника покрытия медью никогда не использовалась французскими мастерами. На французских заводах скульптуры окрашивались под бронзу, о чём, вероятно, не знал Ф.К. Сан-Галли.

До 1930-х годов скульптура находилась в Зимнем саду особняка Ф.К. Сан-Галли на Лиговском проспекте. В начале 1930-х годов интерьер Зимнего сада был полностью утрачен, скульптурная композиция перенесена на территорию сада Ф.К. Сан-Галли и установлена в центре чаши фонтана, выполненной из бетона.

В 2003 году проводилась реставрация скульптуры в соответствии с заданием КГИОП. В результате обследования было установлено, что Афродита и купидоны находятся в аварийном состоянии, и их местонахождение на открытом воздухе в дальнейшем недопустимо.

Причиной разрушения чугунного фонтана стали химические процессы – медь при увлажнении разрушает чугун.

После реставрации фонтанная скульптура находится на хранении в вестибюле объекта культурного наследия «Министерство народного просвещения» (пл. Ломоносова, 1), где располагается КГИОП, и скульптуре обеспечены надлежащие условия хранения.

Установка оригинального фонтана в саду Сан-Галли не планируется. Учитывая особенности материалов скульптуры, её возвращение на улицу и использование в качестве фонтана невозможно.

Принято решение о копировании скульптурной группы «Рождение Афродиты» для установки её в саду Сан-Галли. Заказчиком работ является ГУП «Водоканал Санкт‑Петербурга».

В 2020 году КГИОП согласована проектная документация на восстановление фонтана и копирование скульптурной группы.

Проектом предусмотрены: демонтаж клумбы и оставшихся фрагментов разрушенных конструкций чаши фонтана, устройство железобетонной плиты под чашу фонтана, воссоздание чаши бассейна фонтана с гранитным профилированным бортом на основании имеющихся иконографических данных на её историческом месте и в исторических габаритах, изготовление постамента под скульптурную композицию в виде горки, облицованной натуральным камнем, монтаж инженерных сетей и технологического оборудования фонтана, изготовление из бронзы точной копии скульптурной композиции фонтана контактным методом по специально разработанной методике, монтаж копии скульптурной композиции на каменном постаменте, устройство отмостки из гранитных плит вокруг чаши фонтана, восстановление благоустройства прилегающей территории сада после демонтажа стройплощадки.

В декабре 2021 года КГИОП выдал подрядной организации разрешение на выполнение работ. Завершить планируется к концу октября текущего года.

***

В 1853 году купец Ф.К. Сан-Галли приобрёл большой пустопорожний участок между веткой Николаевской железной дороги и Лиговским проспектом. Его предприятие начиналось с небольшой мастерской в 12 человек. Постепенно производство расширялось и к 1880-м годам выросло в крупный завод.

К концу XIX века границы территории Чугунолитейного и механического завода Ф.К. Сан-Галли окончательно сформировались.

Во второй половине XIX века участок активно застраивался производственными и жилыми корпусами. В 1869-1872 годах между разбитым Сан-Галли садом и зданием заводоуправления, по красной линии Лиговского проспекта по проекту архитектора К.К. Рахау построен особняк с зимним садом для хозяина завода. Оригинальным образцом художественного литья является чугунная ограда сквера, установленная в конце XIX века.

После революции завод переименовали в чугунолитейный и механический завод «Кооператор», так же стал именоваться сад. Позднее предприятие преобразовано в завод бумагоделательного оборудования имени Второй пятилетки, в 1990-е годы завод был преобразован в ОАО «Буммаш Санкт‑Петербурга».

В первоначальной планировке сада, запечатленной на плане 1879 года, от ворот дома в глубину участка была проложена широкая аллея, по сторонам от которой распланированы пейзажные садовые композиции. Фонтаны или скульптуры в композиции сада не были предусмотрены.

В 1886 году проводились работы по устройству в глубине сада кегельбана. Рядом с кегельбаном был устроен пруд с фигурной скульптурой и беседка. Тогда же напротив особняка в саду была установлена некая статуя в центре круглой композиции (клумбы или фонтана).

В 1928 году проводились работы по реконструкции сада по проекту садового мастера Р.Ф. Катцера. Менялась трассировка дорожек, устраивалось несколько парковых площадок. Историческая аллея сохранилась. Северная часть исторического сада была к этому времени утрачена: на её месте выстроены производственные корпуса. Скульптурная композиция у особняка была разобрана или перемещена.

Место снесенного кегельбана и уничтоженного пруда с фонтаном первоначально предполагалось включить в сад и озеленить. Позднее было решено на месте кегельбана и пруда устроить детскую площадку.

Впервые фонтан «Рождение Афродиты» фиксируется на плане топосъёмки 1932 года.

Центральная фигура скульптурной группы представляет обнаженную Афродиту (Венеру). Пластичная поза богини выражает спокойствие: легкий наклон головы, корпус слегка повернут вправо, левую руку она протягивает за яблоком, которое подает ей купидон, в согнутой правой руке Афродита держит локон своих волос. Правую ногу, отставленную чуть вперед, прикрывает драпированная ткань, верхний ее край переброшен через согнутую в локте правую руку. Венера стоит в углублении раковины, созданном окружающей ее волной. У ног статуи справа от зрителя на раковине сидит купидон, который протягивает девушке яблоко, второй купидон выглядывает из-под волны слева. В основании волны помещены две фигуры дельфинов с водометами. Сзади богини, под волной расположены две поясные фигуры купидонов, держащих водометы в виде рыбы и раковины. Боковые водометы в основании фонтана выполнены в виде рыб.

***

Использованы материалы Акта по результатам государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Фонтан со скульптурой», расположенного по адресу: Санкт‑Петербург. Литовский пр., д. 64-66. сооружение 1. литера Ф в составе объекта культурного наследия регионального значения «Чугунолитейный и механический завод Ф.К. Сан-Галли (комплекс построек с территорией, садом и оградами)», расположенного по адресу Санкт‑Петербург. Литовский пр., 60-62: «Приспособление для современного использования фонтана, являющегося объектом культурного наследия, расположенного по адресу: Литовский пр., д. 64-66. сооружение 1. литера Ф», разработанной ООО «ЯЛТА» в 2020 году.

https://kanoner.com/2022/01/17/169870/

Фонтан в саду Сан-Галли восстановят осенью — с копией скульптуры
17/01/2022 14:21

Фонтан «Рождение Афродиты» при входе в сад Сан-Галли на Лиговском проспекте будет восстановлен осенью. Как и планировалось, сама скульптура будет новоделом — оригинал сохранится в холле КГИОПа. Главным элементом фонтана является чугунная скульптура «Рождение Венеры». Именно так ее подписал создатель модели Матюрен Моро. В 1870-х скульптуру изготовил на своем чугунолитейном заводе Франц Сан-Галли (Моро был акционером завода) и установил в зимнем саду своего особняка на Лиговском проспекте. В начале 1930-х годов интерьер зимнего сада был полностью утрачен. Тогда же скульптурную композицию перенесли на территорию соседнего общедоступного сада (ныне это сад Сан-Галли) при входе со стороны Лиговского проспекта, где она стала частью фонтана. Чашу выполнили из бетона. В последнее время воды в фонтане не было. Как рассказали в КГИОПе, в результате обследования было установлено, что Афродита и купидоны находятся в аварийном состоянии, а их сохранение на открытом воздухе в дальнейшем недопустимо. «Причиной разрушения чугунного фонтана стали химические процессы — медь (чугунная скульптура при изготовлении была покрыта гальванической медью. — Прим. ред.) при увлажнении разрушает чугун», — добавили в ведомстве. В начале XXI века скульптуру убрали со своего места, а в мае 2006 года засыпали чашу, создав на ее месте горку. С тех пор ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», хранитель петербургских фонтанов, почти ежегодно называет все новые и новые сроки возвращения. Ранее «Канонер» со ссылкой на Водоканал писал, что в саду Сан-Галли не станут устанавливать оригинальную скульптуру. После реставрации 2004 года она стоит в холле офиса КГИОПа на площади Ломоносова, где и останется. В саду же поставят новодел «из современных прочных материалов». Работы стартуют в 2022 году, рассказали в КГИОПе. Первым делом на этом месте выкопают яму, убрав горку и советские конструкции фонтана, зальют железобетонную плиту, сделают новую гранитную чашу, потом изготовят копию Афродиты — из бронзы. Завершить строительство хотят в октябре. К слову, в прошлом году восстановили другой фонтан, где центральным элементом является скульптура с завода Сан-Галли, — в Пушкине на углу Академического проспекта и Дворцовой улицы.

https://kanoner.com/2022/08/26/171896/

В саду Сан-Галли на Лиговке открылся фонтан с копией старинной Афродиты
26/08/2022 19:14

Сегодня в саду Сан-Галли на Лиговском проспекте открылся фонтан, не работавший больше 30 лет. Центральным элементом вновь стала скульптура «Рождение Афродиты», правда, не оригинальная, а скопированная. Главным элементом фонтана является чугунная скульптура «Рождение Венеры». Именно так ее подписал создатель модели Матюрен Моро. В 1870-х скульптуру изготовил на своем чугунолитейном заводе Франц Сан-Галли (Моро был акционером завода) и установил в зимнем саду своего особняка на Лиговском проспекте. В начале 1930-х годов интерьер зимнего сада был полностью утрачен. Тогда же скульптурную композицию перенесли на территорию соседнего общедоступного сада (ныне это сад Сан-Галли) при входе со стороны Лиговского проспекта, где она стала частью фонтана. Чашу выполнили из бетона. В последнее время воды, по меньшей мере с начала 1990-х, в фонтане не было. Как рассказали в КГИОПе, в результате обследования было установлено, что Афродита и купидоны находятся в аварийном состоянии, а их сохранение на открытом воздухе в дальнейшем недопустимо. «Причиной разрушения чугунного фонтана стали химические процессы — медь (чугунная скульптура при изготовлении была покрыта гальванической медью. — Прим. ред.) при увлажнении разрушает чугун», — добавили в ведомстве. В начале XXI века скульптуру убрали со своего места, а в мае 2006 года засыпали чашу, создав на ее месте горку. С тех пор ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», хранитель петербургских фонтанов, почти ежегодно называл все новые и новые сроки возвращения. Ранее «Канонер» со ссылкой на Водоканал писал, что в саду Сан-Галли не станут устанавливать оригинальную скульптуру. После реставрации 2004 года она стоит в холле офиса КГИОПа на площади Ломоносова, где и останется. В саду же решено поставить новодел «из современных прочных материалов». Работы по восстановлению чаши фонтана стартовали в 2022 году. Старую бетонную чашу срыли, чтобы сделать новую, из гранита. Бронзовую копию скульптуры установили 15 августа, сообщил тогда «Канонеру» наблюдавший за процессом очевидец Константин Баранов. Поначалу завершить все работы планировалось в октябре. Но всё завершилось летом. Сегодня новодельный фонтан был торжественно открыт. К слову, в прошлом году восстановили другой фонтан, где центральным элементом является скульптура с завода Сан-Галли, — в Пушкине на углу Академического проспекта и Дворцовой улицы.

2023-02-11 14:32

(с) Кирилл Кравченко, 2018-20213 Моя Энциклопедия