Круглое и веерное депо Николаевской железной дороги

1847 арх.Р.А.Желязевич; 1870е арх.А.Э.Юргенс, Р.А.Гедике; 1896-1897, арх.А.А.Клевщинский, С.А.Поленов

Набережная Обводного канала, 43

1 - Веерное депо А.А.Клевщинского
2 - Круглое депо Р.А.Желязевича

Веерное депо Николаевской железной дороги

https://www.citywalls.ru/house16811.html

Здание включёно КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1957.2)

Круглое депо Николаевской железной дороги

https://www.citywalls.ru/house16810.html

Станционные здания в Москве и Петербурге проектировал К. А. Тон, одно время архитектор ведомства путей сообщения, все остальные - Р. А. Желязевич, в тот период старший архитектор департамента железных дорог. В одном из рапортов в департамент встречается объяснение, почему здания строил не К. Тон, а именно Р. А. Желязевич: "Статский советник Тон будучи занят <...> проекта не составил <...> - постройка локомотивного депо возлагается на архитектора Департамента Желязевича. <..> по технической части спрашивать наставления Тона, а по части отчетной состоять в непосредственном отношении". В помощь Желязевичу был назначен художник - чертежник Терентьев. Проект "круглого здания для хранения локомотивной машины" (он же "дом для паровой машины", "локомотивное здание с поворотным кругом", "локомотивное здание", "дом для запасной локомотивы", "круглое паровозное здание") был утвержден 16 июня 1845 г. После всех задержек, вызванных недостатком средств и бюрократической волокитой, в 1847 г. для обслуживания и ремонта паровозов, еще до открытия движения по линии Петербург-Москва, было построено здание круглого поворотного депо Николаевской железной дороги. Это депо - старейшее ремонтнотранспортное сооружение города.

Как пишет Е. А. Зимбули, "депо было построено в виде круглого кирпичного здания с внешним диаметром 64 м, в центре здания находился поворотный круг диаметром 13 м. Над поворотным кругом возвышался огромный застекленный купол со световым фонарем наверху и окнами по бокам". Для каждого депо было сооружено отдельное устройство для забора воды - в данном случае из Обводного канала.

Из истории круглого поворотного депо Николаевской железной дороги (наб. Обводного канала, д. 43) В. В. Темкина, Журнал "История Петербурга". No 2 (69)/2013, стр. 95.

По проекту Желязевича было построено круглое депо, находящееся севернее. Веерное депо построено по плану реконструкции Главного Общества Российских ж.д., утвержденному в 1868 г. (Точная дата и авторство мне не известны). Здание дважды реконструировалось: 1897, 1967.

Проект круглого депо для локомотивов (общий вид). Акварель Р. А. Желязевича 1845 г.

Выявленный ОКН. Депо Николаевской железной дороги Здание поворотного депо (круглое) 1847, арх. Р.А. Желязевич Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001 Невский проспект, дом 85, литера ДД

Нефтеналивной пункт

5 октября 2005го года

Хронология

https://78.ru/news/2019-07-30/zdaniyam-kruglogo-i-veernogo-depo-v-peterburge-prisvoili-status-pamyatnika

2019-07-30. Зданиям круглого и веерного депо в Петербурге присвоили статус памятника

Сегодня круглое паровозное депо используют в качестве ремонтно-производственного цеха ОЖД.

Здания круглого и веерного депо Николаевской железной дороги признаны памятниками регионального значения. Об этом сообщает пресс-служба комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Председатель КГИОП Сергей Макаров распорядился, чтобы «Круглое паровозное депо Николаевской железной дороги» и «Веерное паровозное депо Николаевской железной дороги» включили в единый госреестр в качестве объектов культурного наследия регионального значения. Оба здания уже реконструировали для удлинения паровозных стойл. Несмотря на это, они являются яркими образцами утилитарных ж/д зданий в стиле эклектики с элементами классицизма. Круглое и веерное паровозные депо Санкт-Петербург-Московского отделения ОЖД находятся в глубине территории, ограниченной с юга набережной Обводного канала, с севера – участком Московского вокзала, с запада – Днепропетровской улицей, а с востока – Кременчугской улицей. Сегодня круглое паровозное депо используют в качестве ремонтно-производственного цеха Октябрьской железной дороги.

https://kanoner.com/2009/06/22/6212/

КГИОП разрешил снести веерное депо на Обводном
22/06/2009 17:07

Комитет по охране памятников разрешил частично снести веерное депо на Обводном канале, 43. Об этом корреспонденту «Карповки» сообщила главный инженер ООО «Инжтехнология» (эта организация делала проект реконструкции набережных Обводного канала) Елена Самусева. Согласно проекту, северная набережная будет расширена до четырех полос, и в итоге проезжая часть приблизится непосредственно к стенам депо. «Обязательно будет проведено укрепление здания. Однако КГИОП разрешил в случае чего снести часть здания, но потом восстановить», — рассказала госпожа Самусева. При этом она подчеркнула, что это произойдет в крайнем случае. Веерное (поворотное) депо Николаевской железной дороги было построено в 1847 году по проекту архитектора Рудольфа Желязевича. Сегодня оно охраняется государством. Елена Самусева добавила, что больше ни один охраняемый или ценный объект не пострадает: все дома, необходимые для расширения набережной, уже снесены (это шесть «сараев» на южном берегу). Напомним, реконструкция начнется уже в июне. Ее проведет генеральный подрядчик ООО «Флора».

https://kanoner.com/2013/01/21/92330/

Веерное депо Николаевской дороги повредили при расширении набережной
21/01/2013 18:13

Веерное депо Николаевской дороги на Обводном канале пострадало при проведении работ по расширению набережной. Генеральный подрядчик отрицает свою причастность к повреждению памятника, а эксперты призывают наказать виновных по всей строгости Уголовного кодекса.

Здание веерного депо Николаевской железной дороги на набережной Обводного канала, 43, было возведено во второй половине XIX века по типовому проекту, разработанному для дороги Петербург — Москва. Аналогичный объект существовал в Москве рядом с Ленинградским вокзалом, однако был снесен несколько лет назад.

Петербургское депо неоднократно перестраивалось: оно было реконструировано в 1897 году, а в 1967-м существенно расширено за счет пристройки к нему дополнительного корпуса. Больше десяти лет здание является выявленным объектом культурного наследия. Правда, два года назад памятник скорректировали: ООО «Научно-производственная фирма „Гамас“» провело историко-культурную экспертизу, по итогам которой из-под охраны была выведена восточная часть здания.

Последние годы постройка была скрыта от глаз горожан. Увидеть ее можно было, лишь пройдя по железнодорожным путям к Американским мостам. Основные точки обзора на набережных Обводного канала были закрыты из-за реконструкции здешних магистралей. ОАО «Мостострой № 6» по проекту ООО «Инжтехнология» возводил здесь открытые тоннели, которые должны были позволить высоким фурам свободно проезжать под низкими пролетами мостов.

Транспортный объект был торжественно открыт в конце минувшего года. Одновременно водители смогли увидеть, что здание-памятник повреждено, как минимум в одной из его стен зияет дыра. Гендиректор «Мостостроя № 6» Антон Новиков заверил, однако, журналистов, что данные повреждения не имеют отношения к деятельности компании. Он заявил, что несколько лет назад постройка была повреждена, и с тех пор владелец, ОАО «РЖД», ее не восстанавливал.

Иную информацию сообщила «Карповке» начальник управления по охране и использованию объектов культурного наследия комитета по охране памятников Елена Ломакина. По словам чиновницы, трещины в постройке возникли именно во время проведения работ по расширению набережной Обводного канала. Госпожа Ломакина также уточнила, что по этой причине служба строительного надзора даже останавливала работы на дорожном объекте.

Кроме того, «Мостострой № 6» обязали установить на здании маячки для мониторинга его текущего состояния, а также восстановить постройку в прежнем виде, как того требует закон о памятниках. КГИОП согласовал план противоаварийных действий и выдал дорожной компании разрешение на проведение работ в здании. «В настоящее время на объекте проводятся противоаварийные мероприятия в соответствии с вышеуказанным разрешением КГИОП», — отметила госпожа Ломакина.

В самом «Мостострое № 6» «Карповку» заверили сегодня, что, по мнению компании, работы на набережных Обводного не могли стать причиной разрушения объекта культурного наследия. «ОАО „Мостострой № 6“ проводит работы по реконструкции набережных Обводного канала от Днепропетровской улицы до Атаманского моста в рамках и без нарушений утвержденной рабочей документации. Причины, по которым произошли подвижки фундамента стенки здания веерного депо, не установлены», — отмечают в руководстве строительной компании.

При этом строители не отрицают факт того, что сейчас они проводят в веерном депо противоаварийные работы. «ОАО „Мостострой № 6“, как генеральный подрядчик производства работ, выполнил первичные противоаварийные мероприятия по усилению несущих стен здания, чтобы исключить дальнейшие подвижки и разрушения стен веерного депо», — сообщил «Карповке» представитель компании.

Получить комментарий представителей ООО «Инжтехнология», составивших проект реконструкции набережных, сегодня не удалось.

Депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Ковалев полагает, что в такой ситуации КГИОП обязан был установить виновных и настаивать на возбуждении против них уголовного дела по факту повреждения объекта культурного наследия.

Парламентарий отметил, что восстановление объекта является необходимым, однако комитет должен был проследить и за тем, чтобы виновные в повреждении исторического наследия были наказаны. Господин Ковалев призвал горожан обратить на ситуацию внимание правоохранительных органов.

Ранее высшие городские чиновники были очень довольны работой «Мостостроя № 6». В частности, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко на открытии набережных Обводного канала говорил: «Пять лет город этого ждал... Но сегодня этот вопрос решен. Решен благодаря стараниям замечательной организации „Мостострой-6“, которая — я не побоюсь этого слова — в самое трудное время подставила плечо городу, взяла на себя тяжелейшую задачу довести до ума то, что было запущено некоторыми недобросовестными подрядчиками».

В знак благодарности губернатор Полтавченко пообещал компании дальнейшие заказы. Не прошло и нескольких дней, как компания получила сразу три крупных объекта — строительство путепровода над Пискаревским проспектом, развязки в истоке Обводного канала и путепровода в поселке Репино. Причем «Мостострою № 6» удалось обойти конкурентов, которые предложили сделать то же самое за меньшие деньги, но всем им Смольный занизил опыт, даже такой крупной компании, как ЗАО «ПО „Возрождение“».

https://kanoner.com/2013/05/16/112563/

Веерное депо Николаевской железной дороги восстановят после повреждений
16/05/2013 18:24

Веерное депо Николаевской железной дороги восстановят. Здание пострадало в ходе реконструкции северной набережной Обводного канала под Американскими мостами. В конце прошлого года было открыто движение по реконструируемой набережной Обводного канала от Днепропетровской улицы до Атаманского моста. Работы по заказу КРТИ выполнял ОАО «Мостостроительный трест № 6». После открытия дороги стало заметно, что здание депо Николаевской железной дороги было повреждено. Генподрядчик снял с себя ответственность за разрушения. Депо состоит из двух фрагментов: западная часть здания является выявленным объектом культурного наследия, восточная — исторической постройкой. Большая часть восточного фрагмента разобрана и частично воссоздана из новых материалов. Поврежден и западный фрагмент здания. Оказалось, что западная часть депо, находящаяся под охраной, была повреждена в ноябре — декабре 2011 года при проведении работ по устройству коммуникационного коллектора на северной стороне Обводного канала. Веерное депо получило дополнительные осадки, что привело к появлению многочисленных трещин в стенах и полу здания. Тогда КГИОП поручил разработать проект первоочередных противоаварийных мероприятий, по которому разрушение здания силами ОАО «Мостострой № 6» в начале 2013 года удалось остановить. Ранее начальник управления по охране и использованию объектов культурного наследия комитета по охране памятников Елена Ломакина указывала «Карповке», что по этой причине служба строительного надзора даже останавливала работы на дорожном объекте. «В дальнейшем планируется восстановление фасадов здания веерного депо в первоначальном виде по отдельному проекту, согласованному с КГИОП», — сообщил «Карповке» начальник службы строительного надзора Леонид Кулаков. Однако сроки проведения работ не уточняются. Кроме того, в исторической части депо отсутствует одна из стен. Служба надзора поясняет, что южную стену намеренно разобрали, так как она мешала расширению дороги, ее воссоздадут севернее. Такое решение было принято после проведения научно-исследовательских работ в 2010 году. «Это не нарушит объемно-пространственной композиции объекта культурного наследия и в целом сохранит его единую объемно-планировочную структуру, поскольку здание веерного депо не является первоначальным, было пристроено в 1930-е годы с восточной стороны к круглому зданию депо из современных бетонных конструкций», — подчеркивает господин Кулаков. Здание веерного депо Николаевской железной дороги на набережной Обводного канала, 43, было возведено во второй половине XIX века по типовому проекту, разработанному для дороги Петербург — Москва. Депо неоднократно перестраивалось: оно было реконструировано в 1897 году, а в 1967-м существенно расширено за счет пристройки к нему дополнительного корпуса. Больше десяти лет здание является выявленным объектом культурного наследия. Однако после проведенной в 2011 году историко-культурной экспертизы из-под охраны была выведена восточная часть здания.

https://kanoner.com/2014/09/05/140588/

На Обводном канале воссоздали порушенное веерное депо
05/09/2014 14:05

На северном берегу Обводного канала завершилось воссоздание лицевой части веерного депо, разрушенной ради реконструкции набережной. Другая его часть продолжает осыпаться. В конце прошлого года было открыто движение по реконструируемой набережной Обводного канала от Днепропетровской улицы до Атаманского моста. Работы по заказу КРТИ выполнял ОАО «Мостостроительный трест № 6». После открытия дороги стало заметно, что здание депо Николаевской железной дороги было повреждено. Генподрядчик снял с себя ответственность за разрушения, а прокуратура не увидела признаков преступления, хотя за повреждение памятников архитектуры существует уголовная ответственность. Депо состоит из двух фрагментов: западная часть здания является выявленным объектом культурного наследия (построена в 1897 году), восточная — неохраняемой советской постройкой (предположительно 1930-е годы). Большая часть восточного фрагмента разобрана и частично воссоздана из новых материалов. Поврежден и западный фрагмент здания. Позднее стало известно, что разрушения возникли вследствие строительства коммуникационного коллектора вдоль стен исторической постройки. Веерное депо получило дополнительные осадки. Противоаварийные работы на фрагменте-памятнике выполнило ОАО «Мостострой № 6»: его одели в металлические конструкции. Что касается неохраняемого фрагмента, то его лицевую стену снесли, поскольку она мешала расширению дороги, и теперь ее воссоздали севернее, сообщили ранее «Карповке» в службе строительного надзора. «Это не нарушит объемно-пространственной композиции объекта культурного наследия и в целом сохранит его единую объемно-планировочную структуру, поскольку здание веерного депо не является первоначальным, было пристроено в 1930-е годы с восточной стороны к круглому зданию депо из современных бетонных конструкций», — подчеркивал начальник службы Леонид Кулаков. Сейчас фасад неохраняемой части веерного депо воссоздан, с него сняли леса. Внешне понять, что стена была отодвинута на север от дороги, невозможно. Что касается охраняемого фрагмента, то он пока не дождался ремонта и сейчас затянут зеленой сеткой.

2023-02-15 20:35

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2023, Моя Энциклопедия