Центральная электростанция городского трамвая

1906-1907, арх.А.И.Зазерский, инж.Л.Б.Горенберг

Атаманская ул., 3; Кременчугская ул, 6

Штиглиц М.С. и др. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. 2005

16 сентября 1907 года в Санкт-Петербурге появился новый вид общественного транспорта — городской трамвай. Для организации трамвайного движения была построена Центральная электрическая станция на Атаманской улице и пять трансформаторных подстанций для преобразования трехфазного тока в постоянный, расположенных в разных частях города (Подьяческая ул., 27, 11-я Красноармейская ул., 28, Дегтярный пер., 5, наб. р.Карповки, 15, 23-я линия, 10).

Все пять зданий, возведенных архитекторами А.И. Зазерским и Л.Б. Горенбергом, отмечены чистотой воплощения приемов и форм нового стиля. Одноэтажные крылья машинных залов, прорезанные огромными окнами, сблокированы с объёмами, включающими служебные и жилые помещения. Резкая асимметрия, острая игра масштаба, введение мягких криволинейных очертаний характерны для этих строго функциональных сооружений, единых по стилю и структурной организации, но различающихся по композиционным особенностям.

Особо следует выделить здание Центральной электрической станции городского трамвая, построенное по проекту А.И. Зазерского совместно с Л.Б. Горенбергом (1906—1907).

Фасад административной части станции решен репрезентативно. Живописный объем лестничной башни с «барочным» ступенчатым завершением придает зданию богатый и выразительный силуэт. Криволинейный козырек огибает башню со всех сторон и приподнят над круглыми окнами — люкарнами.

«Сецессионистский» декоративизм верхнего уровня башни несколько контрастирует с нижним ее объемом, в котором находится лестничная клетка. Однако и здесь динамику композиции выявляют вертикальные щелевидные окна, нижние уступы которых образуют восходящую косую линию, подчеркивающую подъем лестничного марша. Важным акцентом служит также парадно оформленное крыльцо с далеко вынесенным «вагнеровским» козырьком над входом. Если добавить к этому сочетание различных фактур в отделке фасада — рваного гранита в цоколе, гладкой бетонной поверхности и кирпичной кладки стен, цветовой контраст светлой штукатурки и красного облицовочного кирпича, а также ажурные кованые металлические решетки парапета кровли, то можно отнести эту часть здания к наиболее декоративно насыщенным образцам модерна.

Одноэтажный протяженный объем машинного зала, примыкающий к административной части, решен в несколько ином стилистическом ключе. Пять огромных световых проемов с металлическими переплетами и зеркальными ограненными стеклами имеют шестиугольную форму с трапециевидным завершением, характерным для «северного модерна». В простенках между ними — кирпичные контрфорсы. На фасадах машинного зала сочетание фактур — красного кирпича и светлой штукатурки выполнено наподобие фахверка. На кровле располагаются башенки вентиляционных шахт, оформленные коваными металлическими навершиями. Таким образом, более сдержанная и графичная трактовка фасадов машинного зала отличается от пластичной и репрезентативной административной части.

Здание Центральной электростанции используется по своему первоначальному назначению. Состоит в Списке памятников истории и культуры, охраняемых государством.

https://www.citywalls.ru/house2441.html

Центральная электрическая станция

Центральная электрическая станция была введена в действие в октябре 1907 г., как источник энергии для городской трамвайной сети Санкт-Петербурга.Разработкой проекта трамвайного движения в Петербурге в рамках Исполнительной Комиссии при Городской думе руководил академик Г.О. Графтио. По его предложению был реализован вариант создания единой централизованной электростанции, питающей городские линии через трансформаторные подстанции. Было построено пять трансформаторных подстанций для преобразования трехфазного тока в постоянный, расположенных в разных частях города (Подьяческая ул., 27, 11-я Красноармейская ул., 28, Дегтярный пер., 5, наб. Карповки, 15, 23-я линия В. О., 10). Строительством станции и оснащением ее оборудованием занималось АО "Вестингауз". Здание станции было построено по проекту архитектора А.И. Зазерского, работавшего в коллективе с архитекторами и инженерами Ф.О. Тейхманом, Л.Б. Гронбергом и В.И. Радзивановским. Архитектура здания в традициях строительства того времени того времени, под влиянием эстетики объединения Венский сецессион". Здесь присутствуют черты характерного для европейской промышленной архитектуры модерна "геометрического стиля". В работах по техническому обеспечению и оборудованию станции значительную роль сыграли Г.О. Графтио и знаменитый ученый и конструктор Я.М. Гаккель. 28 июля 1918 г. станция, как и другие электростанции города, была национализирована и передана в ведение Петрокомунны. 17 мая 1919 г. Центральная электростанция городского трамвая вошла во вновь организованное "Объединение государственных электростанций" (ОГЭС) как ГЭС № 4 (Государственная электростанция). В 1922 г. ОГЭС реорганизована в Трест Петроградских электрических станций "Петроток", в апреле 1924 г. в ЛО Государственных Электростанций "Электроток". В 1929 г. ГЭС № 4 в числе первых электростанций города включилась в систему теплофикации Ленинграда. В том же году был проведен паропровод к больнице им. Боткина. В июле 1932 г. ЛОГУ "Электроток" реорганизовано в «Ленэнерго». 4-я государственная электрическая станция в ведении "Ленэнерго", ул. Красного Электрика, 3/6. В 1938 г. ГЭС № 4 выведена из состава "Ленэнерго" и передана Центральному научно-исследовательскому и проектно-конструкторскому котлотурбинному институту (ЦКТИ). Станция получила название Государственная экспериментальная электростанция ЦКТИ (ГЭЭС-ЦКТИ). В 1938 - 1941 гг. на специально оборудованных стендах ГЭЭС ЦКТИ проводятся экспериментальные работы по изучению: аэродинамики турбин, циркуляции и внутрикотловых процессов, теплообмена и аэродинамики котельных агрегатов, бинарных циклов, сепарации пара, топочных устройств. В августе 1941 г., в связи с эвакуацией института, ГЭЭС ЦКТИ вновь включена в систему «Ленэнерго». Во время блокады Ленинграда ГЭС продолжала работать и снабжала теплом и электроэнергией Боткинскую больницу, больницу им. Гааза, прилегающие к станции жилые дома.В 1944 г. Станция возвращена в ведение ЦКТИ. В настоящее время ТЭЦ НПО ЦКТИ осуществляет поставку тепла и электроэнергии внешним потребителям.От ТЭЦ отходят три тепловых магистрали: в район Тележной ул. Центрального района, на Невский завод и в район Московского вокзала. Состав оборудования: три турбогенератора по 6 МВт. 9 котлоагрегатов (в том числе 8 паровых и 1 водогрейный)Общая установленная тепловая мощность ТЭЦ, согласно паспортных данных котлов, составляет 460 т/ч или 414 Гкал/час. Фактическая мощность котлов по режимным картам составляет 395 т/час или 364 Гкал/час. Основным видом топлива для ТЭЦ является природный газ, резервным - мазут. Центральная электростанция городского трамвая с водокачальней взята под охрану решением Ленгорисполкома № 963 от 5 декабря 1988 г.

http://www.ckti.ru

НПО ЦКТИ им. И.И. Ползунова

НПО ЦКТИ им. И.И. Ползунова было создано в 1927 г., в период реализации плана ГОЭЛРО, по инициативе ведущих ученых нашей страны А.Ф. Иоффе, М.В. Кирпичева, М.А. Шателена, В.Н. Шретера в целях научно-технического обеспечения отечественного энергетического машиностроения и энергетики. Название Института менялось на различных этапах его развития, в связи с изменением организации котлотурбинной промышленности Союза: ЛОТИ, НИКТИ, ВИТГЭО и, наконец, - ЦКТИ (Центральный котлотурбинный институт). Сначала это было Бюро теплотехнических испытаний при Ленинградском областном научно-техническом совете, с 1929 в составе Государственной физико-технической лаборатории, объединенной, в свою очередь, с Государственным физико-техническим институтом (ГФТИ).В 1933 г. на основе теплотехнического отдела ГФТИ создан Всесоюзный институт теплогидроэнергетического оборудования (ВИТГЭО). Функции: разработка рабочих чертежей котельных установок промышленного и районного значения и полного к ним оборудования в пределах котельной, изучение и наладка энергетического оборудования, освоение и эксплуатация паровых и гидротурбин, теплофикационных систем, силикатных и металлургических печей. Освоение и использование местных топлив, исследование методов для котлотурбиностроения, теоретическая работа в области физической теплотехники. В 1947 г. институту было присвоено имя известного русского теплотехника И.И. Ползунова. В 1960 г. решением Правительства ЦКТИ был определен головным институтом в области энергомашиностроения. В 1976 г. на базе ЦКТИ создано Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования - НПО ЦКТИ. В 1977 г. за заслуги в области исследований и разработок по созданию нового энергооборудования НПО ЦКТИ было награждено Орденом Октябрьской Революции. В 1994 г. Объединение преобразовано в акционерное общество открытого типа. В настоящее время: ОАО "Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И.И. Ползунова", 35% акций которого принадлежат концерну "Силовые машины". ЦКТИ включает около 100 экспериментальных установок и стендов, в том числе: для отработки и исследования паротурбинных установок, ГТУ, ПГУ, компрессоров и нагнетателей, теплообменного оборудования, гидравлических машин, для отработки и исследования проблем в области обеспечения прочности и требуемого ресурса энергооборудования, тепломассообмена и гидродинамики теплоэнергетического оборудования АЭС, для отработки гидронасосов. В НПО ЦКТИ впервые в мировой практике созданы насосы с гидротурбинным приводом для энергоустановок тепловых и атомных станций, испытания которых проводились на специально созданном стенде.


Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения

1907. Центральная электростанция городского трамвая. Главный корпус

1907. Центральная электростанция городского трамвая

1907. Здание «Трамвайной» электростанции

1907. В Центральной электростанции городского трамвая

2023-02-17 21:58

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2023, Моя Энциклопедия