Центральная электростанция городского трамвая

1906-1907, арх.А.И.Зазерский, инж.Л.Б.Горенберг

Атаманская ул., 3; Кременчугская ул, 6

16 сентября 1907 года в Санкт-Петербурге появился новый вид общественного транспорта — городской трамвай. Для организации трамвайного движения была построена Центральная электрическая станция на Атаманской улице и пять трансформаторных подстанций для преобразования трехфазного тока в постоянный, расположенных в разных частях города (Подьяческая ул., 27, 11-я Красноармейская ул., 28, Дегтярный пер., 5, наб. р.Карповки, 15, 23-я линия, 10).

Все пять зданий, возведенных архитекторами А.И. Зазерским и Л.Б. Горенбергом, отмечены чистотой воплощения приемов и форм нового стиля. Одноэтажные крылья машинных залов, прорезанные огромными окнами, сблокированы с объёмами, включающими служебные и жилые помещения. Резкая асимметрия, острая игра масштаба, введение мягких криволинейных очертаний характерны для этих строго функциональных сооружений, единых по стилю и структурной организации, но различающихся по композиционным особенностям.

Особо следует выделить здание Центральной электрической станции городского трамвая, построенное по проекту А.И. Зазерского совместно с Л.Б. Горенбергом (1906—1907).

Фасад административной части станции решен репрезентативно. Живописный объем лестничной башни с «барочным» ступенчатым завершением придает зданию богатый и выразительный силуэт. Криволинейный козырек огибает башню со всех сторон и приподнят над круглыми окнами — люкарнами.

«Сецессионистский» декоративизм верхнего уровня башни несколько контрастирует с нижним ее объемом, в котором находится лестничная клетка. Однако и здесь динамику композиции выявляют вертикальные щелевидные окна, нижние уступы которых образуют восходящую косую линию, подчеркивающую подъем лестничного марша. Важным акцентом служит также парадно оформленное крыльцо с далеко вынесенным «вагнеровским» козырьком над входом. Если добавить к этому сочетание различных фактур в отделке фасада — рваного гранита в цоколе, гладкой бетонной поверхности и кирпичной кладки стен, цветовой контраст светлой штукатурки и красного облицовочного кирпича, а также ажурные кованые металлические решетки парапета кровли, то можно отнести эту часть здания к наиболее декоративно насыщенным образцам модерна.

Одноэтажный протяженный объем машинного зала, примыкающий к административной части, решен в несколько ином стилистическом ключе. Пять огромных световых проемов с металлическими переплетами и зеркальными ограненными стеклами имеют шестиугольную форму с трапециевидным завершением, характерным для «северного модерна». В простенках между ними — кирпичные контрфорсы. На фасадах машинного зала сочетание фактур — красного кирпича и светлой штукатурки выполнено наподобие фахверка. На кровле располагаются башенки вентиляционных шахт, оформленные коваными металлическими навершиями. Таким образом, более сдержанная и графичная трактовка фасадов машинного зала отличается от пластичной и репрезентативной административной части.

Здание Центральной электростанции используется по своему первоначальному назначению. Состоит в Списке памятников истории и культуры, охраняемых государством.

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия