Санкт-Петербургское общество электрических сооружений (ТЭЦ-2)

1897-1899, гр.инж. В.А.Рейс; 1929-1934 арх.Л.Каменский; 1930е арх.Н.А.Троцкий

Новгородская улица, 11

История строительства первых центральных электростанций в Петербурге связана с бурным развитием электротехнической промышленности в Европе и России. До 80х годов XIX века в Санкт-Петербурге существовало много частных электростанций. Это были небольшие мастерские, устроенные в жилых домах, на фабриках, в магазинах, учебных заведениях. Они использовались для осещения отдельных зданий. Очень высоко оценивался технический уровень придворной "фабрики электричества", предназначавшейся для освещения Зимнего дворца. Для нее было отведено место во втором этаже Старого Эрмитажа. В помещениях, выполненных из металлических конструкций, наодилось машинное отделение с паровыми котлами, паровыми машинами и локомобилями и зал динамо-машин.

Но к середине 1880х годов уже остро чуствовалась необходимость в строительство центральных электростанций. Только они могли обеспечить освещение улиц и мостов, трамвайное движение в городе.

В 1886 году Петербургская городская дума вынесла постановление об отводе мест для сооружения центральной электростанции. Среди прочих фирм, предложивших свои услуги по строительству новых станций, была и АО "Гелиос" из Кельна. 22 марта 1897 года Городская управа Санкт-Петербурга подписала с "Гелиосом" договор, а 1 апреля того же года фирма получила разрешение на строительство в Рождественской части на Новгородской улице. Это был торгово-промышленный район Петербурга. Получив выгодный и удобный участок, обеспечивающий обилие воды, дешевизну доставки машин, строительных материалов и угля водынм путем, немцы развернули бурную деятельность. В короткий срок были возведены сооружения первой очереди, и 27 апреля 1897 года электростанция дала промышленный ток, опередив станцию "Общества электрического освещения 1886 года" на Обводном канале, вошедшую в строй годом позже.

Комплекс электростанции на Новгородской улице - корпус машинного отделения и пристроенное к нему лицевое здание заводоуправления - строились по проекту гражданского инженера, архитектора общества электрических сооружений В.А.Рейса. Решение лицевого объема характерно для "классицистического" варианта поздней эклектики. Композиция строго симметрична, стены обработаны рустом. Здание и сегодня привлекает элегантными пропорциями, илуэтом, тонкой прорисовкой деталей. К узкому административному зданию со стороны участка примыкает крупный массив самой электростанции. Краснокирпичные стены, усиленные пилонами-контрфорами, вызывают привычные образы промышленной архитектуры. Суровая простота отвечает утилитарному характеру сооружения. Рейс не пытался соединить две разные части в единое целое, он использовал прием контраста, чтобы подчеркнуть их функциональное различие.

Кроме подачи электрического тока в дома, установки фонарей уличного освещения, фирма "Гелиос" осуществила монтаж электрооборудования для освещения крупнейшего в Петербурге магазина "Пассаж". Предприятие быстро расширяло сеть своих абонетов, стоимость его акций росла, и в 1899 году они были выгодно проданы, а фирма стала именоваться "Санкт-Петербургским обществом электрических сооружений".

К началу ХХ века центральное электроснабжение в Петербурге являлось крупной машинной отраслью. Все изменилось с началом Первой Мировой войны и после революции. Оборудование для станции доставлялось из Германии, уголь из Англии. Из-за экономической блокады станция остановилась. Надо отдать должное русским инженерам, которые в труднейшие 1920е годы перевели котлы станции на торф и своими силами модернизировали устаревшее оборудование. Среди них был, в частности, Т.Ф.Макарьев, ставший впоследствии известным профессором и преподавателем электротехники.

Новая жизнь станции на Новгородской улице началась во время ее реконструкции в 1930е годы. Она должна была стать одним из важных звеньев энергосистемы Ленинграда. Расширение стацнии, которая к этому времени называлась "2-я ГЭС", включало замену оборудования машинного зала и строительство новой котельной по проекту известного ленинградского архитектора эпохи конструктивизма Н.А.Троцкого. Котельная является образцом чистого конструктивизма. Объем здания образован рядом открытых наклонных железобетонных рам, несущих бункера и транспортеры. Угловая башня подчеркивает вертикальность пилонов. Корпус оформлен галереями, открытыми мостами. Возможно, при взгляде со стороны Невы здание станции несколько подавляет историческую застройку этой части города, но напоминает о строительном пафосе 30х годов.

В послевоенные годы станция неоднократно модернизировалась. В настоящее время ТЭЦ-2 продолжает работать в сложнейших условиях исторического центра города, в соответствии с новыми требованиями в области экологии.

НЕ так давно ТЭЦ-2 отметила свой столетний юбилей - событие особенное, поскольку подобных работающих станций, построенных в России в это же время, не сохранилось. ОДни были разрушены во время войны и уже не восстанавливались, другие переделаны и выполняют новые функции.

В постройках станции прослеживается вся ее история. Сохранилось административное здание, надстроенное в 30е годы мансардой. Богатая парадная лестница, камины в здании заводоуправления напоминают о первых годах предприятия. Оборудованное машинного зала, изготовленное на Металлическом заводе, в настоящее время также является памятником техники конца 20х-30х годов. Росписи 30х годов в диспетчерской, здание котельной, восстановленное после бомбежек военного времени - это уже история советской промышленности, в которой электротехнике отводилась важнейшая роль.

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия