2004-05-29. Кировский завод

Где был:

Кировский завод

Что видел:

  1. Центральная проходная завода
  2. Главная площадь и администрация
  3. Танковые цеха и железная дорога
  4. Цех МХ-18
  5. Турбинные цеха
  6. Вид на Северную верфь
  7. Река Емельяновка
  8. Кузнечно-штамповочный цех
  9. Котельная Кировского завода
  10. ЗАО "Локомотив"

И что будем делать, куда пойдем? В цех телефонной станции меня уже не пустят, там теперь жесткий пропускной режим. Тогда я решил просто прогуляться по заводу. Пройдусь знакомыми дорогами до Финского залива, потом обратно, посмотрю на порт, на Северную верфь, потом посещу прокат, мартен.

Фото 01. Вид на ТЭЦ-14 со стороны Кировского завода

Как раз подошел к главной площади, на улочках близ которой была выставлена техника. Поодаль, в сторонке ото всех стоял замечательный кран. Он еле уместился в кадр, но мне очень хотелось его заснять.

Фото 02. Выставочная техника на Кировском заводе

Здесь же стояли тракторы - один красный, другой желтый, несколько маленьких комбайнов. На газоне - некое существо на воздушной подушке, которое пытались запустить; оно гоняло воздух, но так и не поднялось (по крайней мере, я не видел). Чуть поодаль - танк. На площади сцена, оркестр, хор. А для кого весь этот праздник? Я посмотрел вокруг себя: я тут один, чес-слово, больше нет никого!! И тогда я решил отправиться к заливу. Снова я прошел мимо того загадочного цеха, где кран кидает железяку в горящий уголь, снова вышел к турбинному цеху.

Фото 03. Турбинный цех на берегу Финского залива

При подходе к турбинному цеху обратил свой взор прежде всего на Екатерингофку, на порт. Впереди высился чертовски красивый пассажирский лайнер.

Фото 04. Пассажирский лайнер в Морскому порту

Фото 05. Пассажирский лайнер в Морскому порту на фоне разных железяк Кировского завода

Вернувшись назад и обойдя турбинный цех, обнаружил, что причалы вокруг цеха забиты пристанями, где вовсю работают краны и грузят железные стружки - их тут многометровые завалы, заслоняющие горизонты.

Фото 06. Вид на Северную верфь со стороны Кировского завода

Однако вместо того, чтобы поворачивать к цеху МХ-18, как я хожу всегда, сегодня я решил завернуть направо, чтобы побродить по неведанным тропам, посмотреть незнакомые мне места, где я еще никогда не бывал.

Фото 07. Погрузка металлических стружек

Фото 08. Котельная Кировского завода

Фото 09. Портальный кран на территории Северной верфи

А кругом громадные цеха, один сменяет другой, и кажется, конца-края им не будет. Хотя нет, их не так уж и много, вот уж и забор, большой, густо увитый колючей проволокой - это забор Северной верфи. А на той стороне, у канавы, много-много домиков, как старых, так и новых, недостроенных. А вот еще большущее кирпичное здание - видно, Администрация верфи. А вот уже и ТЭЦ-14 видна - с обратной стороны я еще никогда ее не видел! И вообще, я дошел до конца завода: тут выезд, очередная проходная, выходящая к площади Северной верфи, где кольцо 60-го трамвая. Ну а я повернул налево, где после некоторого зигзага вернулся назад к цеху МХ-18. Да он сильно изменился!! Фасад обновили, покрасили в ярко-красный цвет. Меняют крышу, ясно видна ярко блестящая жесть. Половину крыши еще не покрыли, там работает кран. Вообще, здание удивительно красиво - это несомненный шедевр промышленной архитектуры.

Фото 10. Отремонтированный цех МХ-18

Фото 11. Отремонтированный цех МХ-18

Фото 12. Фасад цеха МХ-18. Перед елочкой - памятник В.И.Ленину

Пройдя мимо цеха МХ-18, снова отправился к заливу. Пройдя мимо танкового КБ, по железнодорожной колее (локомотивы гоняют без остановки) вышел к заливу. Тут мне открываются настоящие промышленные виды, и тут я отщелкал, наверное, кадров 10. Сначала вид на трубу, на проходящий мимо локомотив.

Фото 13. Портальные краны в Лесном порту Морского порта

Фото 14. Строящиеся резервуары. Видна труба котельной

Фото 15. Река Емельяновка, вид на кузнечно-штамповочный цех

Фото 16. Река Емельяновка, буксир. Виден железнодорожный мост на Лесной порт

Потом вернулся назад, прошелся по железнодорожной колее вплоть до локомотивного депо, где сделал еще несколько снимков - в частности, увидел локомотив ТГМ23.

Фото 17. ТГМ23В48-1918 у локомотивного депо Кировского завода

Таким образом, я пришел к кузнечно-штамповочному цеху, от которого по железной дороге повернул направо. И вышел как раз к забору, за которым была железная дорога. Прошел станцию Пущино, здесь ведомственные пути Кировского завода вливаются в ветку Октябрьской железной дороги.

Фото 18. Старинные цеха на Кировском заводе. Начинает накрапывать дождик

Зашел в прокатный стан через здание администрации. Поднялся на второй этаж. Потом - сам стан. Он сегодня не работает. Внизу копошатся рабочие, что-то чинят, активно работают. Однако же все гудит, шумит, где-то бегает кран, таскает за собой связки металлопроката. Народа очень мало, да и то - только свои. Затем поднялся в мартен. То местечко, где печи и где гоняют большие экскаваторы, теперь перекрыли ограждающей ленточкой. И правильно - чтобы не мешали, здесь все-таки горячий цех, а праздношатающихся здесь набирается много!.. А я еще раз полюбовался на мартен. Заслонка открывается, оттуда на метры вырывается, и прямо в него, лоб-в-лоб, влетает экскаватор с порцией металла. А потом снова спустился, снова прошелся по прокату, вышел на дорогу, где уже начался дождик. Хорошая погода закончилась, вот и хорошо, я уже успел пройтись по Кировскому заводу, я уже успел все заснять, что мне только нужно. Что еще? Зашел на площадь, но все, что только могло закончиться, уже закончилось. Уборщицы пошли подметать улицы, техника уехала с насиженных позиций, народ потянулся к проходной. На проходную пошел и я, мне здесь больше делать нечего, я уже все видел.

Фото 19. Стрелка № 340. Слева - танковые цеха, справа - МХ-18

Фото 20. Брошенная цистерна в самом центре Кировского завода у тракторного конвеера

Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, 31.08.2005

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/