2004-07-02. Финский залив - ЛЭМЗ - р.Дудергофка
Где был:
Петергофское шоссе - ЛЭМЗ - Финский залив - река Дудергофка - яхт-клуб "Балтиец" - Петергофское шоссе
Что видел:
- Трамвайное кольцо
- Дорога к ЛЭМЗу
- Поворот на ЛЭМЗ трамвая № 41
- Таможенная зона
- Завод ЛЭМЗ
- Финский залив
- Юго-Западные пустыри
- Река Дудергофка
- Матисов канал
- Яхт-клуб "Балтиец"
Сегодня я хочу съездить на Юго-Запад. Нет, Юго-Западный парк и речка Дудергофка мною хорошо обследованы, это так, но вот ЛЭМЗ я еще не видел. Еще с детства, когда я проезжал мимо завода на трамвайчике, меня всегда мучал вопрос: а что находится там, за заводом, на берегу Финского залива? С тех пор у меня выработался план: обследовать побережье Финского залива, начиная от Дудергофки и заканчивая Стрельной (а может, и дальше) - ЛЭМЗ, кольцо 41-го трамвая (актуально!), другой берег Дудергофки, Матисов канал и яхт-клуб. Такова моя цель на сегодня.
На 60-м трамвае добрался до улицы Пограничника Гарькавого, дальше – пешком. И вот я дошел до перекрестка, иду в сторону завода ЛЭМЗ. Мне повезло: погода пока еще стояла яркой, солнечной - ну до чего же кругом красиво!! Справа от меня - микрохотная промзона. Тут же, напрямик через промзону, проходит железная дорога – подъездной путь к ЛЭМЗ. На заборах большими буквами продублировано несколько раз: таможенная зона, посторонним вход воспрещен. Большая колючая проволока, множество шлагбаумов, будки, спящие охранники. Локомотив с двумя вагончиками. Современный в евро-стиле домик со скучающей у дверей женщиной. Большегрузная фура с двумя отдыхающими на деревяшке водителями. Эта длинная таможенная зона тянулась вдоль дороги, и тут, по сути, ничего интересного не было. Напротив нее, по другую сторону дороги, тянулся еще один завод - это был завод Равиоло, который делает известные всем пельмени. И в самом деле, чистые газоны, красочные, яркие корпуса, большой административный корпус. А сама дорога идет вперед и вперед, где возвышается сам ЛЭМЗ - несколько корпусов, стоящих поперек дороги.
Фото 01. Вид на ЛЭМЗ. Слева - завод "Равиоло", справа - таможенная зона
И вот я подошел к ЛЭМЗу. Повернул было вправо, однако там возникли проблемы. Была развилка. Дорога прямо вела еще на один завод, какой-то JTI. Большие корпуса, высокая ярко-красная труба, административный корпус, заставленная автомобилями автостоянка. Сам завод и автостоянка окружены забором с колючей проволокой. Дорога влево увела меня к подстанции, на этом дорога заканчивалась, и дальше уже был завод.
Фото 02. Трубы ЛЭМЗа
А потом я вернулся к дороге и пошел смотреть ЛЭМЗ. От прочих виденных мною чисто-европейских заводов, ЛЭМЗ представляет собой яркий пример чисто советского завода. Крайне неряшливые корпуса из стекла и бетона выстроены в ряд. Стекла разбиты, кое-где видны дыры. За забором - корпуса поменьше, чуть ли не старинные кирпичные постройки. Огромное количество трубопроводов, и все это ржавое, облезлое, старое, грязное. Что поразило, так это теснота, с которой постройки сбились в кучу. В результате получился ЛЭМЗ - завод, как оказалось, довольно маленький, а ведь раньше я думал, что это завод-гигант, что он тянется вдоль трамвайных путей как минимум две остановки! Но теперь оказалось, что тот забор, что тянулся вдоль трамвайных путей, на самом деле есть стройбаза, что та пожарная часть и жилой дом не принадлежат заводу и находятся далеко вне его территории, и что вообще, завод находится очень далеко от Петергофского шоссе и представляет собой, вообще говоря, крохотный заводик, один из трех, находящихся в этой промзоне. Я иду влево. Здесь же дорога заканчивается. Чуть дальше - масса строений, стройбазы, ремонт автомобилей, еще какие-то бетонные корпуса. Наконец-то нахожу трамвайную остановку, мне раньше все хотелось посмотреть, где же она находится, и вот я, наконец, нашел ее - она как раз у проходной завода.
Дорога шла как раз вдоль забора, и я понял, что тропинка ведет к Финскому заливу. А залив увидеть ой как хочется, ведь это одна из целей моего путешествия! Вскоре я увидел канал - может, он существовал тут и раньше, не знаю, однако сейчас над ним вовсю трудились экскаваторы. Потом забор ЛЭМЗа закончился, закто начался другой забор. Возможно, это было расширение ЛЭМЗа, затеянное в конце 80-х годов. Огородили забором, поставили бетонные коробки, кое-где поставили оборудование – в отличие от того, что я видел раньше, здесь подозрительно просторно, впрочем, как везде, запущено, ржаво и старо. Но вот моя тропинка огибает заводик и выходит к Финскому заливу. Здесь действительно курорт - много людей. Что поразило, так это обустроенный берег. Нет, пляжа, конечно, никто делать не собирался, однако отчетливо видно, что по ту сторону канала тянутся большие камышовые заросли, а здесь берег укреплен гранитной крошкой. Далеко впереди - островок, на котором я был 8 марта прошлого года. В море проводятся дноуглубительные работы, проходят сухогрузы, на том берегу возвышаются градирни Северо-Западной ТЭЦ. Большая панорама Санкт-Петербурга, микрорайоны улицы Доблести, Ленинского проспекта, потом, чуть меньше, Маршала Жукова и проспект Казакова. Возвышаются насыпи Юноны, трубы ТЭЦ-14 на Маршала Жукова, за ними очень хорошо видны трубы ТЭЦ-15, два небоскреба на Кузнецовской. Строения, краны, конструкции Морского порта. Исаакиевский собор виден отовсюду своим позолоченным куполом. Потом жилые здания Васильевского острова, множество кранов. Телебашня. Здания северного побережья Финского залива, Лахта. Высокая труба - единственно возможная, это котельная в Старой Деревне, других труб там нет. А значит, следующая за ней труба, много меньшая, но все же различимая - труба нашей котельной. Так занятно смотреть на эту трубу и понимать, что вот около этой трубы я и живу. А я вижу ее отсюда, издалека, и ехать отсюда долго-долго…
Фото 03. Панорнама на Финский залив
Фото 04. Панорама на Финский залив. На горизонте - Санкт-Петербург. Видны трубы ТЭЦ-14, Морской порт
Долго тут сидел, отдыхал, а потом решил прогуляться по песчаной косе, выдающейся в залив. Она шла параллельно берегу, тут было много отдыхающих, мамаш с детишками, рыбаков.
Фото 05. ЛЭМЗ со стороны Финского залива
Фото 06. ЛЭМЗ со стороны Финского залива. Цветы иван-чая
Есть идея пройти вдоль забора, пока я не выйду к речке Дудергофке, а там снова выйду к Петергофскому шоссе. Действительно, появилась дорога, однако дорога вдруг уперлась в ОЧЕНЬ большую лужу, перейти которую посуху было просто невозможно. Долго мучался, что же мне делать?, да повернул назад. Но тут появился велосипедист, который лужу-таки пересек, вброд. Что ж, я решил повторить его подвиг, и мне это удалось :-). Дорога вела все дальше, вот и завод остался позади. Места тут интересные. То ли это залив периодически орошает сию пустыню, то ли это дожди, идущие беспрерывно вот уже два месяца, но здесь пустыня, взращенная исключительно тростниками и камышами, песок, огромное количество воды, и… дороги, идущие то туда, то сюда, петляющие кругом и около. Я все хотел попасть на островок кустарников, что виднелся впереди, однако по пути мне попалось несколько ОЧЕНЬ крупных луж, преодолеть которые было нельзя. Однако дороги заканчивались тупиками, я же все упирался в болота. Я не понимаю, откуда здесь берется вода! Чуть позже, попав к речке Дудергофка, я видел штук пять ручейков, вытекающих отсюда.
Фото 07. Кустарник на берегу Финского залива. Пустыри у ЛЭМЗа
Пляжик - на загляденье, песок, камни, травка. Очень много людей, автомобилистов - купаются, загорают. Надо пройти еще совсем немного, и выходишь к устью речки Дудергофки. На пляжике на изломе Дудергофки вообще полный аврал - будто Черное море, толпы людей, визги мелкотни.
Фото 08. Устье реки Дудергофка. Камни и цветы. На горизонте - нефтяной терминал
Посидел минут 10, немножко позагорал, а потом собрался и пошел дальше. Вдоль кустарников, вдоль Дудергофки - к Петергофскому шоссе. Что поразило, так это обилие ручейков, что вытекали из болота и впадали в Дудергофку. На реке встретил большую красивую яхту, да кораблик «Матис». Здесь находится городской яхт-клуб.
Фото 09. Река Дудергофка. Впереди - Юго-Западный парк
Здесь действительно много яхт. Сколько их тут? Сотни? Ржавые корпуса. Супер-модные яхты. Мимо меня проехал один новый русский на дорогущем джипе, тащивший за собой водный мотоцикл. Моторные лодки. Катера - на берегу они стоят длинными рядами. Ржавые ангары. Мастерские. Домики и сарайчики. Гаражи для автомобилей. И все - в страшной тесноте, друг на дружке, кругом металлоконструкции, ангары, стапели, слипы. И территория неухоженная и грязная. А вышел я через тот шлагбаум с домиком, что видел из трамвайного окошка. И уже через минуту был на трамвайной остановке. Теперь оставалось только поехать домой.
Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, 09.09.2005
© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/