2005-01-27. Коломяги
Где был:
ул.Щербакова - ДЖД - ст.Озерная - ст.Шувалово - ул.Заповедная - ФТИ им.Иоффе - Шуваловский карьер - Резервхлеб - Новосельковская ул. - Макулатурный проезд - Автобусная ул.
Что видел:
- Детская Железная Дорога
- ст.Озерная
- Железнодорожный переезд
- ст.Шувалово
- Заповедная ул.
- Железнодорожный переезд
- р.Каменка
- Трехниточная колея к площадке завода им.Климова
- ФТИ им.Иоффе
- Резервхлеб
- Новосельковская ул.
- Котельная
- Автобусный парк № 2
Вообще-то я собирался в этот день идти на работу, и даже почти было собрался, однако опять, в который уже раз, у меня нашлись веские причины на то, чтобы остаться дома. Причина первая: уж больно там низкая температура, аж -10 (а к вечеру дошло до -15). Причина вторая: уж больно там хорошая погода! И уже через десять минут меня осенило: да ведь я могу выехать куда-нибудь погулять, пофотографировать!! Вот выглянешь за окошко, подивишься: искрящийся снег, блики, свет и тени - все такое яркое, блестящее, счастливое!! А посему я решил забить на работу, да погулять по зимним Коломягам.
Да, действительно, температура -10 - это заметно, холодно. Более того, дует сильный ветер, поэтому кажется еще холоднее. Поворачиваю на Земский переулок, останавливаюсь у развилки дорог. Здесь я фоткаю вид на Земский переулок в сторону фабрики Чупа-Чупса и трубу нашей котельной. Труба сегодня великолепна: на улице холод, мороз, а в такую погоду за трубами котельных волочятся гигантские лисьи хвосты дымов - очень красиво!
Фото 01. Мороз и Солнце - день чудесный! Погода действительно была шикарная. Улица Щербакова и Земский переулок. Вид на котельную и фабрику Чупа-Чупс
Первая часть путешествия - путешествие по Детской Железной Дороге. Не надо забывать, что в ближайшем будущем дорогу вообще снесут (все активно идет к этому - кругом уже все застроено, осталось чуть-чуть, и дорогу закроют!), надо срочно снимать для истории, а то через годик-другой ничего уже не останется.
Фото 02. Вид на УЖД со стороны ул.Щербакова
Пошел по дороге дальше. У поворота есть светофор, по краям дороги - высокие кирпичные заборы. Еще с тех давних времен, когда я ходил пешком в Шувалово (я еще тогда торговал на Выборгской ветке) мне очень нравилась эта картинка. В кадр попала какая-то бабка, гуляющая с ребенком. Вообще, гуляющих на ДЖД полным-полно!
Фото 03. Вид на УЖД перед поворотом. Светофор
Завернул за поворот. Здесь тропинка в сторону "Радара" и тамошней железной дороги на овощебазу. За тропинкой еще один светофор, вот его я и заснял. Иду дальше, много людей - собачники, гуляющие мамаши с детьми в колясочках, лыжники. Вообще, погода замечательная!! Хоть и холодно, но какая приятная морозная свежесть! Вот мамаши и высыпали…
Фото 04. Вид на УЖД после поворота. Светофор
Но вот я подхожу к станции Озерная. Мне навстречу какой-то мужик: как пройти к овощебазе? Удивил, прямо-скажем… Что ж, отправил его к промышленной колее, не знаю, дойдет ли…
Фото 05. Станция Озерная. Пикет и светофор
Фото 06. Станция Озерная. Стрелка, горловина станции, будка стрелочника
А я вышел к железнодорожному переезду. Эх, жаль, не успел заснять проходящий мимо товарняк. Правда, был он с электровозом ВЛ, а мне такие не нравятся. Но все равно было красиво: он шел на огромной скорости, а за ним целая метель увившегося снега. Осталось мне плести по тропиночке дальше, к Шувалово. Пронеслась электричка на Выборг. На станции Шувалово два маневровых тепловоза: ТЭМ1-0532 и ТЭМ2-1381.
Фото 07. ТЭМ1-0532 в Шувалово
Фото 08. ТЭМ2-1308 в Шувалово
Таким образом я дошел до поворота на промзону, и далее по железной дороге вышел к дороге, однако вовремя сообразил, что по такому снегу далеко не уйти, и лучше было бы мне свернуть на автомобильную дорогу. По сторонам улицы стоит замечательный лес (Новоорловский лесопарк), покрытый только что выпавшим свежим снегом, выглядит волшебно. Можно представить себе, как будто бы ты где-то далеко в Сибири, и там вот такая дорога между лесов, между гор… Но нет, здесь - в Питере! А на дороге интенсивное движение: много автомобилей, грузовики, два раза проезжал 38-й автобус! Дорога скоро закончилась, уперлась в поворот, где была автобусная остановка - странно, мне казалось, дорога длиннее!
Фото 09. Заповедная улица
Далее развилка. С дорогой, ведущей налево, я хорошо знаком, а вот куда ведет дорога направо? Тем более что все указатели ведут как раз туда! Решил посмотреть. Оказалось, что дорога приводит к охраняемому железнодорожному переезду, с будкой дежурного переезда, маленьким домиком, за которым крохотное хозяйство и две злющие собаки, бросившиеся меня олаивать.
Фото 10. Железнодорожный переезд на ул.Заповедной
Дорога вывела меня к ФТИ им. Иоффе, а именно второму, разбитому корпусу с черными зияющими остатками окон. Чуть далее наткнулся на потрясающую штуку, которую не мог не заснять: дорога пересекала речку Каменка. Это был типичный мартовский сюжет, что очень любят рисовать художники: оттаявшая вода, свободная бегущая речушка, а по берегам ее чистый снежок, а над ней нависают деревца и кустарники…
Фото 11. Речка Каменка
Выхожу к железной дороге. Здесь и летом красивые пейзажи, елочки да песок, а сейчас входящая в кривую железная дорога, высокие заснеженные ели, и много снега… Пошел смотреть на озеро.
Фото 12. Подъездные пути к ФТИ им. Иоффе
Спустился вниз, тут как раз протекает ручеек, поэтому озеро подтаяло, образовалась лужица. Прекрасный вид на дымящую котельную: жухлые тростники посреди скованного льдом озера, а там, на другом берегу, котельная со своей одинокой трубой, из которой вырывается гигантский лисий хвост ярко-белого дыма. По железной дороге выбрался дальше, к ФТИ им.Иоффе. По этой ветке, конечно, никто не ездит, ни по узкой колее, ни по широкой. Там, в Шувалово, видел, что часть рельсов с ДЖД вообще сняли.
Фото 13. Елочка на склонах Шуваловского карьера
Фото 14. Вид на котельную. На переднем плане - железная дорога к ФТИ им.Иоффе, Шуваловский карьер
Фото 15. ФТИ им.Иоффе. На переднем плане - ст.Береговая ДЖД
Пройдя ФТИ им. Иоффе, вышел на колею, идущую дальше, к площадке завода им. Климова. У берега озера какая-то мини-стройка: стоит бульдозер, домики-контейнеры, палатки, сарайчики. Здесь живет свора бездомных собак, сразу набросившихся на меня. Они закрывали проход к тропинке, по которой я собирался обойти озеро. Но сейчас зима, и я решил воспользоваться случаем, чтобы пройти по скованному льду озеру на тот берег. С одной стороны лесок, с другой поле, равномерно спускающееся вниз, где на горизонте высятся высокие дома Долгого Озера. Если обернуться назад, можно увидеть деревенский зимний пейзаж - все хотел его заснять: раздолбанная дорога ведет к маленьким деревянным домикам, кривым сараям, огородам, а где-то за ними виднеются силосные башни, а там поля, а там вдалеке водонапорная башня в Каменке, а там снова поля, спускающиеся вниз, и где-то совсем далеко силуэты Западной ТЭЦ с дымом, похожим на грозовые тучи.
Фото 16. Вид на котельную и столб ЛЭП
Только здесь я понял, как же сегодня холодно! Только выходя из дома, думал: ну все, не пройду и километра, как придется возвращаться домой. Ан нет, в перчатках тепло! Только если захочешь что-нибудь заснять, снимаешь перчатки, так сразу пробирает до костей. А потом оказалось, что все дело в ветре: пока я находился среди деревьев, домов, железных дорог, было тепло. Но здесь, на высотах Каменки ветра было очень много! Я уже думал, дойду ли до дома, не свалюсь ли здесь от переохлаждения? На берегу озера вышел к складам, затем - к железной дороге. Здесь мое внимание привлек раздавшийся гудок локомотива.
Я уже было расстроился: здесь был локомотив, а я его пропустил!! Одно дело снимать его в Шувалово, а другое дело здесь, в деревне, на фоне елочек и деревенских пейзажей! Но он, похоже, прошел? Нет, не прошел! Дошел до переезда у элеватора (локомотивчик работает там) и увидел, что локомотивчик отошел на несколько десятков метров от переезда, рядом с ним работает несколько путейцев. Путейцы очищали таким образом стрелку! Это я, гуляя всего два часа, уже совсем смерз, а представьте, каково им, да на таком холоде, да еще работая с железом!!
Фото 17. ТЭМ в Шувалово на подъездных путях Резервхлеба
Здесь заснял вид на элеватор. За забором длинные склады, там транспортеры, видны автомобили. Пошел по колее дальше, прошел стрелку, прошел далее дорогу, где работали геодезисты. Дорога пошла дальше, но по всему видно, что она пришла к своему логическому завершению - забору. И правда. Разветвления по заводам. Налево - какой-то цементный завод. Направо - еще один. Прямо - судя по всему, на нашу котельную. Жаль, а я как раз хотел выйти к котельной этой дорогой. Но нет, по железке не выйти! Ну что же, прощальный взгляд на подъездные пути, возвращаюсь к дороге и выхожу к хорошо знакомым пейзажам у карьера перед элеватором.
Фото 18. Элеватор Резервхлеба в Коломягах
Куда теперь идти? Можно запросто пойти домой, но я решил посетить еще и промзону. Сначала шел по Новосельковской улице (ул.Маршала Новикова), где располагаются разные предприятия. Далее по Макулатурному проезду. Дорога вышла на Автобусную улицу. Прямо напротив меня автобусный парк №2, длинное красное здание, а напротив него располагается та самая котельная. Два громадных здания-цеха, соединенных перемычкой - административным зданием. За ними, со стороны двора, мощные переходы, трубопроводы, и все заканчивается высокой трубой, устремившейся в небо. На котельной много птиц. Прошел чуточку дальше и обнаружил там, уже за автобусным парком, АЗС, обслуживающую, похоже, только автобусы парка, что приезжали по улице и вставали в длинную очередь. Можно было бы дойти до конца улицы, чтобы посмотреть, что же там находится, дойти хотя бы до конца промзоны, но я решил, что и так гуляю долго, и пора уже возвращаться домой - я успел основательно замернуть. А там еще масса красивых зданий. Вот, например, здание, что видно из моего дома - оно стоит на Новосельковской улице.
Фото 19. Котельная на Автобусной улице
Фото 20. Новосельковская ул. и Автобусная ул.
© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, 01.12.2007
© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/