2005-02-09. Луга-Плюсса-Курея

Где был:

ст.Плюсса - р.Плюсса - Плюсса - дорога на Курею - дорога на Гривцево - хутор Гривцево - Курея

Что видел:

  1. Железнодорожная станция Плюсса
  2. Мост через реку Плюсса
  3. Светофоры в сторону Лямцево
  4. Улица Ленина
  5. Дорога на Курею
  6. Дорога на Гривцево и Березовая Аллея
  7. Мост через р.Курея
  8. Мостик через болотце
  9. Заснеженная пойма р.Курея
  10. Деревня Курея

Приехал на Балтийский вокзал. Давно здесь не был, вот уже несколько месяцев!! Даже боюсь: а вдруг тут что-то серьезное произошло за время моего отсутствия? Одну перемену вижу уже сейчас: чтобы перелезть через забор, раньше стояла железяка. Сейчас железяки нет, однако в углу поставили нечто более капитальное: то ли приварили, то ли привязали настоящие металлические ступеньки, штук шесть, по которым можно спокойно перебраться через забор. Так даже лучше :-). И вот я вышел к платформам. Стоят ораниенбаумская, гатчинская, и вот она, крайняя - лужская. Народу не так уж и много, совсем чуть-чуть, большинство подсядет потом, на Ленинском проспекте. На улице 8.30, а на востоке уже начинает разгораться большое красное зарево… Так рано?! Потрясающе!! Скоро и зима кончится, тогда будет и тепло, и светло - начнется лето :-). В 8.34 электричка двинулась в путь.

Раньше я никогда не фотографировал зиму, более того, я вообще ее не видел. Как-то так получилось, что зиму я провожал исключительно дома, в тепле, у телевизора и компьютера. Считалось, что осенью заканчивается фотографический сезон, а новый сезон должен был начаться в мае месяце, а пока - затишье. Как раз сейчас встало солне - мы находились на перегоне Аэропорт-Александровская, ехали по насыпи, и были панорамы на восток, и зрелище было потрясающее - это громадное красное солнце посреди красного неба... А потом мы проехали Александровскую, и здесь я наблюдал еще одно зимнее зрелище, причем, что интересно, видел я его только здесь, а потом еще между Мшинской и Толмачево. А произошло следующее: все деревья оделись крохотными корочками льда. Это не значит, что на деревья взяли, да бухнули сугроб снега, но это значит, что каждая веточка, каждая почка была окутана, одета в миниатюрную, тщательно инкрустированную ледяную оболочку. Дерево выглядело таким прозрачным, хрустальным, тонкой ювелирной работой, что, казалось, прикоснись пальцем - и все рассыпется! Какая четкость линий! В Росинке эти картины выглядели эффектнее, ведь там громадные болота, а среди них крохотные маленькие елочки, будто новогодние, наряженные белыми одеждами... В остальных же местах деревья просто стояли голыми, да кое-где на ветвях старых елей лежали сугробы - неинтересно. Еще одно природное явление я обнаружил в Новом Мозино, когда мы пересекали реку Ижора. На улице было холодно, -10 градусов, в речке же всегда 0 (странно, почему они не замерзают?), так что речка эта выглядела эффектно: большое незамерзшее пространство чистой воды, с которой, будто с кипящего котла, вырывается пар… Он не поднимался, не расходился, он просто видел густым туманом на высоте 5 метров. Точно также дымила канава, впадающая в Ижору, а потом еще речка Суйда. Я, конечно, понимаю, что в январе была оттепель и даже Нева освободилась ото льда, но ведь с тех пор прошло много времени, и были сильные морозы, и на улице -10 продолжается вот уже как несколько недель. Лед должен встать заново! Хотя нет, убеждаюсь, что этого мне не видать, льда на реках уже нет. Только и видел что замерзшуюу Лугу, и даже какая-то бабка шла через реку. А может, просто по болотам да по старицам - под заснеженными просторами Лужской долины этого не видно...

В Луге, купив билет до Плюссы и перекусив в здешнем вокзальном буфете (два беляша и чай - всего-то 14 рублей!), решил немного погулять по железнодорожной Луге. Недолго, ибо уже через полчаса отходил мой поезд, стоявший на первом пути. А на улице действительно холодно. Все вокруг будто схвачено морозом…

Фото 01. ЧМЭ3 на маневровой работе в Луге

Фото 01. ЧМЭ3 на маневровой работе в Луге

Фото 02. Снегоуборочный струг на ст.Луга

Фото 02. Снегоуборочный струг на ст.Луга

Фото 03. Крытый вагон на ст.Луга

Фото 03. Крытый вагон на ст.Луга

Прошелся чуть дальше и заснял локомотив ТЭП70-0097, на котором я сейчас поеду. А пока что я побежал к маленькой железнодорожной промзоне Луги. Сергей Соколов рассказывал, что там находится котельная, бывшее депо Луги, рядом с ним - подъездные пути нефтебазы. И правда, совсем неподалеку от вокзала, где идет ветка на нефтебазу, расположено крохотное зданьице. К сожалению, внимательно его осмотреть и пофоткать возможности не было, но зато я успел добежать до него, заснял вид на здание депо с черной дымящей трубой. Было бы интересно идти дальше, тем более что там экипировка тепловозов, но время уже поджимало, скоро отправляется мой поезд, надо идти обратно, к вокзалу. В 12.12 поезд отправился в путь - на Псков! Через час поезд уже прибыл в Плюссу, останавившись только на крупных остановках, Серебрянке да Лямцево.

Фото 04. ТЭП70 с поездом Луга-Псков в Луге. Рядом - старая водонапорная башня

Фото 04. ТЭП70 с поездом Луга-Псков в Луге. Рядом - старая водонапорная башня

Фото 05. Подъездные пути нефтебазы

Фото 05. Подъездные пути нефтебазы

Фото 06. Котельная, бывшее здание депо

Фото 06. Котельная, бывшее здание депо

Фото 07. Вид в сторону станции. Ручная стрелка

Фото 07. Вид в сторону станции. Ручная стрелка

Стоило только поезду пересечь мост через реку Плюссу (под мостом открытая вода, видно, как бурлит и клокочет вода, далее - лед. Не сомневаюсь, что слабый), я рванул на выход. В тамбуре встал по правую сторону, смотрю в окошко, и вот ведь глюк: собирается очередь во главе с проводником, и все за мной. Я удивлен, показываю им: выход там, с другой стороны! "А, ну да, это же Плюсса!" - вспоминает проводник. Дверь открывается, я вежливо отталкиваю в сторону бабульку, затесавшуюся впереди меня, и бегу снимать локомотив - а вдруг не успею? Наверное, все смотрели на меня, как на сумасшедшего, ведь я понесся, расталкивая всех по пути. Однако же поезд никуда ехать и не собирался, чем меня даже обидел: я, понимаешь, спешил, и вот я уже начинаю скучать, стою на месте, жду, а время все идет, а поезд все стоит. Кошмар! Только потом на вокзале посмотрел расписание: оказывается, этот поезд только в Серебрянке и Лямцево стоит по минуте, здесь же он стоит аж пять минут, так что времени пробежать и заснять локомотив предостаточно.

Фото 08. ТЭП70 с поездом "Луга-Псков" в Плюссе

Фото 08. ТЭП70 с поездом "Луга-Псков" в Плюссе

Но поезд ушел, и я двинулся в путь. Поколебавшись секунду-другую, я решил двинуть сначала в сторону Симоново. Итак, на часах чуть больше часа, солнышко сядет в половину шестого, времени еще очень много - уже завтра, согласно прогнозу погоды, будет снег. Никогда еще не видел такого количества снега, и вот надо же, хорошо известный пейзаж в сторону Симоново, и вдруг совершенно незнакомый, в снегу, с голубым небом - удивительно! Сначала по тропинке по платформе, потом я повернул к крайней правой колее, где стоит гидроколонка, за ней - трансформаторная будка, тупичок, насыпь. Дойдя до стругокрасненского переезда, понял, что ничего интересного мне тут не увидеть - повернул обратно. Как можно обойтись без здания ДСП и водонапорной башни? Такую Плюссу вы еще не видели - вся в снегу, на самом названии станции лежат сугробы снега.

Фото 09. Станция Плюсса. Вокзал

Фото 09. Станция Плюсса. Вокзал

Фото 10. Станция Плюсса. Диспетчерская и водонапорная башня

Фото 10. Станция Плюсса. Здание ДСП и водонапорная башня

Фото 11. Станция Плюсса. Слева - вокзал, прямо - диспетчерская и водонапорная башня

Фото 11. Станция Плюсса. Слева - вокзал, прямо - здание ДСП и водонапорная башня

Фото 12. Вид на молокозавод. Справа - эстакада, знак "Остановка локомотива"

Фото 12. Вид на молокозавод. Справа - эстакада, знак "Остановка локомотива"

Фото 13. Вид в сторону Струг Красных

Фото 13. Вид в сторону Струг Красных

Фото 14. Сараи путейщиков, шкафы с автоматикой

Фото 14. Сараи путейщиков, шкафы с автоматикой

Далее я решил отправиться в сторону реки Плюсса. По тропиночке к железнодорожному переезду, затем перехожу дорогу и углубляюсь по тропинке по самой колее. Фоткаю вид на металлоконструкцию.

Фото 15. Брошенная конструкция. Справа, за знаком - лесопогруз

Фото 15. Брошенная конструкция. Справа, за знаком - лесопогруз

Потом я пошел дальше, прошел мимо плюсского леспромхоза, нефтебазы, потом прошел километровый знак, границу станции и пошел в путь-дорогу к реке Плюсса. Снега много не только под насыпью, но и на самой колее - видны только следы проходивших недавно обходчиков. Постоял, посмотрел, а потом мне пришла в голову идея сходить до светофоров за мостом. До светофора еще 300 метров, а идти по снегу было сложновато, ну да ничего, дошел, даже залез на него, однако ничего интересного не обнаружил. Спустился вниз, и все-таки на прощание заснял вид на оба светофора.

Фото 16. Перегон Плюсса-Лямцево, сразу за рекой Плюсса

Фото 16. Перегон Плюсса-Лямцево, сразу за рекой Плюсса

Затем вышел к реке Плюсса. Спустился со стороны тихого течения. Тут хоть и есть лесенка, но она основательно погребена под снегом, ступать нужно осторожно, а то загремишь по лестнице, а это неприятно. В этом течении река скована льдом, вся в снегу, за ней - елочки. А посему поднялся на насыпь, и вернулся обратно. Вот теперь Здравствуй, Плюсса!

Фото 17. Река Плюсса близ железнодорожного моста

Фото 17. Река Плюсса близ железнодорожного моста

Что меня поразило в зимней Плюссе, так это отсутствие и людей, и машин. Даже здесь, на центральной улице поселка, на улице Ленина. Первым делом зашел к газетному ларьку, где купил газету «Плюсский край», сегодняшний номер. Стоит всего-то 3 рубля.

Фото 18. Рюмочная и газетный ларек на пр.Ленина

Фото 18. Рюмочная и газетный ларек на пр.Ленина

А еще тут рядом расположен рекламный щит какого-то чела. Непонятно, что за выборы, но наличие самого рекламного политического щита вызвало во мне интерес. Мне нравится, когда Плюсса хочет показать из себя большой город: вот ведь, даже политическая реклама есть, как в мегаполисе, круто ведь! Заснял вид на ул.Ленина и обнаружил, что в кармане моем лежит только одна перчатка. Очевидно, вторая была утеряна в момент, когда я доставал фотоаппарат. Скорее всего, она лежит там, у Рюмочной и газетного ларька. Я прошелся точно своим маршрутом, как шел сюда, прошелся мимо газетного ларька, вышел к вокзалу, затем к ДСП. Ничего не нашел. Даже странно: белый снег, перчатка черная, большая, разве ее можно не заметить? И куда она только подевалась? - загадка! Ну да ладно, на улице тепло, можно походить и без перчатки, а в деревне наверняка дадут поносить новые, так что это не проблема. Пойдем теперь в деревню.

Фото 19. Улица Ленина, вид к вокзалу

Фото 19. Улица Ленина, вид к вокзалу

От дороги на Курею я был в не самом большом восторге… Я хотел заснеженные леса, сугробы на елях, но не увидел ни того, ни другого. Мне почему-то казалось, что всего этого нет у железной дороги только потому, что проносящиеся мимо поезда вызывают сильный ветер, который и сдувает весь снег, но здесь, в деревне, в окружении себе подобных, где все защищено деревьями, здесь-то должны быть заснеженные леса! Фигушки, не было! Черные, скучные леса, и снег лежит только под деревьями, и нигде больше... Досадно… А дорога тут хорошая. Видно, что катаются грейдеры, в город бы такую…

Фото 20. Дорога Плюсса - Курея, справа - большой карьер. Перед поворотом на Гривцево

Фото 20. Дорога Плюсса - Курея, справа - большой карьер. Перед поворотом на Гривцево

Солнце еще не село, поэтому я решил использовать и эти свободные минутки, прогулявшись до Гривцево и обратно. Дорога расчищена и в Гривцево: тут тоже ездили на грейдерах. Еще издали вижу перемены на Гривцевских полях: переломилась, упала одна из старых берез, что стояла в начале аллеи, у самой дороги. На земле торчит пень, а само дерево с покореженным стволом валяется на земле… Кошмар! Теперь этот вид изменился до неузнаваемости: в этой группе деревьев остались только две коряги, причем одна из них - дерево мертвое, с пустыми корягами, выброшенными в небо, другое - всего лишь кустарник… Хорошо еще, что в прошлом году я успел отфоткать это одинокое дерево!

Фото 21. Дорога на Гривцево. Слева - переломившаяся старая береза в начале Березовой Аллеи

Фото 21. Дорога на Гривцево. Слева - переломившаяся старая береза в начале Березовой Аллеи

Хорошая наезженная и прочищенная грейдером колея поворачивает в Гривцево, спускается к мосту, проходит через автомобильный мост и идет дальше, на Полигон. Я смотрю на колею и удивляюсь: не иначе как военные специально для себя расчищают дорогу? Стою на автомобильном мосту, любуюсь речкой Курейка. Как и все речки, она стянута льдом только отчасти. В местах бурного потока и препятствий, у здешней гривцевской лавы, вода бурлит и клокочет.

Фото 22. Гривцево. Река Курея. Вид на пешеходный мост

Фото 22. Гривцево. Река Курея. Вид на пешеходный мост

И вообще, солнце уже низко, оно уже скрывается за деревьями, тени становятся все длиннее. А на улице пусто, никого из народу, я один во всей деревне! Повернул на дорогу к хутору Гривцево, и только здесь увидел настоящую зиму: кустарники прогнулись от тяжести нависшего снега, сучья согнулись арками, и везде, слева, справа, сверху, было огромное количество снега, снега, снега - массы снега! Вот кто-то делал столик со скамейками. Теперь они напоминают собой грибы: маленький ствол и массивная шляпка - сугроб. Дорога наезжена плохо, тут разве что люди ходили. Большой деревянный дом у дороги, похоже, разрушается, он покосился, повылазали доски. Вышел было на дорогу, но решил, пока я здесь, посмотреть на мостик через болотце да Курейку.

Фото 23. Гривцево. Мостик через болотце к р.Курея

Фото 23. Гривцево. Мостик через болотце к р.Курея

Что касается переброшенного через Курейку мостика, то он переброшен и сейчас, только не справа от мостика через болото, как когда-то давно, а слева. И снова пустынные улицы, тишина, и вокруг никого - один я. Обратил внимание на здание клуба, оно теперь повторяет участь всех остальных наших сооружений - Красного Дома, Кузницы, Мастерской. Крыши уже нет, кое-где нет и стен, пол разбит, видны провалы в подвал. Год назад здесь хоть крыша была... Жаль, а ведь такое здание было! Ведь само здание так быстро разрушиться не может, ему в этом помогают! Взять, к примеру, телятник в Гривцево. Все поражался, ведь до чего же древность: даже стен не осталось, только разбитый пол, да огромные борщевики. А ведь еще только ПЯТЬ летом тому назад он РАБОТАЛ!! Только сегодня, проходя мимо него, первой пришла в голову мысль: что за развалины, я их тут не помню!, и только потом вспомнил, что это не развалины, а телятник, закрытый всего-то год-два тому назад.

Но вот прошел я Городок и очутился в Курее. Солнце невысоко над горизонтом, краски вокруг приобрели оранжевый оттенок. В здании бывшей школы, где теперь частники, народ орудовал с дровами у самой калитки, смотрят на меня, как на сумасшедшего: я спустился по пойме вниз к мостику через Курейку. В отличие от предыдущих дорог и тропинок, здесь с начала зимы не прошло ни одного человека!! Только летом этой тропинкой и пользуются: для выпаса коров, для рыбалки, к кому здесь нужно бродить зимой? Только мне! Ну разве не сумасшедший? До устья не добежал, дошел только до первого колена, где видна горочка с Городка. Местами Курейка освобождается ото льда, и там зияют черные поймы, местами лед. Все, путешествие мое закончилось, я вышел к Курее, прошел мост, обошел Белые Дома и пошел домой. Куда, собственно, и пришел в половину шестого. И солнце зашло.

Фото 24. Курея. Пешеходный мост через р.Курея. Справа - моя тень :-)

Фото 24. Курея. Пешеходный мост через р.Курея. Справа - моя тень :-)

Фото 25. Река Курея и кустарник. Слева видны сараи дер.Курея

Фото 25. Река Курея и кустарник. Слева видны сараи дер.Курея

Фото 26. Деревня Курея. Справа - здание почты, далее Белые Дома

Фото 26. Деревня Курея. Справа - здание почты, далее Белые Дома

Фото 27. Деревня Курея. Сосны на дороге в Плюссу

Фото 27. Деревня Курея. Сосны на дороге в Плюссу

Кирилл Н.Кравченко, http://plussa-region.narod.ru/, 31.07.2005, 04.01.2007

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz