2005-02-09. Луга-Плюсса-Курея
Где был:
ст.Плюсса - р.Плюсса - Плюсса - дорога на Курею - дорога на Гривцево - хутор Гривцево - Курея
Что видел:
- Железнодорожная станция Плюсса
- Мост через реку Плюсса
- Светофоры в сторону Лямцево
- Улица Ленина
- Дорога на Курею
- Дорога на Гривцево и Березовая Аллея
- Мост через р.Курея
- Мостик через болотце
- Заснеженная пойма р.Курея
- Деревня Курея
Приехал на Балтийский вокзал. Давно здесь не был, вот уже несколько месяцев!! Даже боюсь: а вдруг тут что-то серьезное произошло за время моего отсутствия? Одну перемену вижу уже сейчас: чтобы перелезть через забор, раньше стояла железяка. Сейчас железяки нет, однако в углу поставили нечто более капитальное: то ли приварили, то ли привязали настоящие металлические ступеньки, штук шесть, по которым можно спокойно перебраться через забор. Так даже лучше :-). И вот я вышел к платформам. Стоят ораниенбаумская, гатчинская, и вот она, крайняя - лужская. Народу не так уж и много, совсем чуть-чуть, большинство подсядет потом, на Ленинском проспекте. На улице 8.30, а на востоке уже начинает разгораться большое красное зарево… Так рано?! Потрясающе!! Скоро и зима кончится, тогда будет и тепло, и светло - начнется лето :-). В 8.34 электричка двинулась в путь.
Раньше я никогда не фотографировал зиму, более того, я вообще ее не видел. Как-то так получилось, что зиму я провожал исключительно дома, в тепле, у телевизора и компьютера. Считалось, что осенью заканчивается фотографический сезон, а новый сезон должен был начаться в мае месяце, а пока - затишье. Как раз сейчас встало солне - мы находились на перегоне Аэропорт-Александровская, ехали по насыпи, и были панорамы на восток, и зрелище было потрясающее - это громадное красное солнце посреди красного неба... А потом мы проехали Александровскую, и здесь я наблюдал еще одно зимнее зрелище, причем, что интересно, видел я его только здесь, а потом еще между Мшинской и Толмачево. А произошло следующее: все деревья оделись крохотными корочками льда. Это не значит, что на деревья взяли, да бухнули сугроб снега, но это значит, что каждая веточка, каждая почка была окутана, одета в миниатюрную, тщательно инкрустированную ледяную оболочку. Дерево выглядело таким прозрачным, хрустальным, тонкой ювелирной работой, что, казалось, прикоснись пальцем - и все рассыпется! Какая четкость линий! В Росинке эти картины выглядели эффектнее, ведь там громадные болота, а среди них крохотные маленькие елочки, будто новогодние, наряженные белыми одеждами... В остальных же местах деревья просто стояли голыми, да кое-где на ветвях старых елей лежали сугробы - неинтересно. Еще одно природное явление я обнаружил в Новом Мозино, когда мы пересекали реку Ижора. На улице было холодно, -10 градусов, в речке же всегда 0 (странно, почему они не замерзают?), так что речка эта выглядела эффектно: большое незамерзшее пространство чистой воды, с которой, будто с кипящего котла, вырывается пар… Он не поднимался, не расходился, он просто видел густым туманом на высоте 5 метров. Точно также дымила канава, впадающая в Ижору, а потом еще речка Суйда. Я, конечно, понимаю, что в январе была оттепель и даже Нева освободилась ото льда, но ведь с тех пор прошло много времени, и были сильные морозы, и на улице -10 продолжается вот уже как несколько недель. Лед должен встать заново! Хотя нет, убеждаюсь, что этого мне не видать, льда на реках уже нет. Только и видел что замерзшуюу Лугу, и даже какая-то бабка шла через реку. А может, просто по болотам да по старицам - под заснеженными просторами Лужской долины этого не видно...
В Луге, купив билет до Плюссы и перекусив в здешнем вокзальном буфете (два беляша и чай - всего-то 14 рублей!), решил немного погулять по железнодорожной Луге. Недолго, ибо уже через полчаса отходил мой поезд, стоявший на первом пути. А на улице действительно холодно. Все вокруг будто схвачено морозом…
Фото 01. ЧМЭ3 на маневровой работе в Луге
Фото 02. Снегоуборочный струг на ст.Луга
Фото 03. Крытый вагон на ст.Луга
Прошелся чуть дальше и заснял локомотив ТЭП70-0097, на котором я сейчас поеду. А пока что я побежал к маленькой железнодорожной промзоне Луги. Сергей Соколов рассказывал, что там находится котельная, бывшее депо Луги, рядом с ним - подъездные пути нефтебазы. И правда, совсем неподалеку от вокзала, где идет ветка на нефтебазу, расположено крохотное зданьице. К сожалению, внимательно его осмотреть и пофоткать возможности не было, но зато я успел добежать до него, заснял вид на здание депо с черной дымящей трубой. Было бы интересно идти дальше, тем более что там экипировка тепловозов, но время уже поджимало, скоро отправляется мой поезд, надо идти обратно, к вокзалу. В 12.12 поезд отправился в путь - на Псков! Через час поезд уже прибыл в Плюссу, останавившись только на крупных остановках, Серебрянке да Лямцево.
Фото 04. ТЭП70 с поездом Луга-Псков в Луге. Рядом - старая водонапорная башня
Фото 05. Подъездные пути нефтебазы
Фото 06. Котельная, бывшее здание депо
Фото 07. Вид в сторону станции. Ручная стрелка
Стоило только поезду пересечь мост через реку Плюссу (под мостом открытая вода, видно, как бурлит и клокочет вода, далее - лед. Не сомневаюсь, что слабый), я рванул на выход. В тамбуре встал по правую сторону, смотрю в окошко, и вот ведь глюк: собирается очередь во главе с проводником, и все за мной. Я удивлен, показываю им: выход там, с другой стороны! "А, ну да, это же Плюсса!" - вспоминает проводник. Дверь открывается, я вежливо отталкиваю в сторону бабульку, затесавшуюся впереди меня, и бегу снимать локомотив - а вдруг не успею? Наверное, все смотрели на меня, как на сумасшедшего, ведь я понесся, расталкивая всех по пути. Однако же поезд никуда ехать и не собирался, чем меня даже обидел: я, понимаешь, спешил, и вот я уже начинаю скучать, стою на месте, жду, а время все идет, а поезд все стоит. Кошмар! Только потом на вокзале посмотрел расписание: оказывается, этот поезд только в Серебрянке и Лямцево стоит по минуте, здесь же он стоит аж пять минут, так что времени пробежать и заснять локомотив предостаточно.
Фото 08. ТЭП70 с поездом "Луга-Псков" в Плюссе
Но поезд ушел, и я двинулся в путь. Поколебавшись секунду-другую, я решил двинуть сначала в сторону Симоново. Итак, на часах чуть больше часа, солнышко сядет в половину шестого, времени еще очень много - уже завтра, согласно прогнозу погоды, будет снег. Никогда еще не видел такого количества снега, и вот надо же, хорошо известный пейзаж в сторону Симоново, и вдруг совершенно незнакомый, в снегу, с голубым небом - удивительно! Сначала по тропинке по платформе, потом я повернул к крайней правой колее, где стоит гидроколонка, за ней - трансформаторная будка, тупичок, насыпь. Дойдя до стругокрасненского переезда, понял, что ничего интересного мне тут не увидеть - повернул обратно. Как можно обойтись без здания ДСП и водонапорной башни? Такую Плюссу вы еще не видели - вся в снегу, на самом названии станции лежат сугробы снега.
Фото 09. Станция Плюсса. Вокзал
Фото 10. Станция Плюсса. Здание ДСП и водонапорная башня
Фото 11. Станция Плюсса. Слева - вокзал, прямо - здание ДСП и водонапорная башня
Фото 12. Вид на молокозавод. Справа - эстакада, знак "Остановка локомотива"
Фото 13. Вид в сторону Струг Красных
Фото 14. Сараи путейщиков, шкафы с автоматикой
Далее я решил отправиться в сторону реки Плюсса. По тропиночке к железнодорожному переезду, затем перехожу дорогу и углубляюсь по тропинке по самой колее. Фоткаю вид на металлоконструкцию.
Фото 15. Брошенная конструкция. Справа, за знаком - лесопогруз
Потом я пошел дальше, прошел мимо плюсского леспромхоза, нефтебазы, потом прошел километровый знак, границу станции и пошел в путь-дорогу к реке Плюсса. Снега много не только под насыпью, но и на самой колее - видны только следы проходивших недавно обходчиков. Постоял, посмотрел, а потом мне пришла в голову идея сходить до светофоров за мостом. До светофора еще 300 метров, а идти по снегу было сложновато, ну да ничего, дошел, даже залез на него, однако ничего интересного не обнаружил. Спустился вниз, и все-таки на прощание заснял вид на оба светофора.
Фото 16. Перегон Плюсса-Лямцево, сразу за рекой Плюсса
Затем вышел к реке Плюсса. Спустился со стороны тихого течения. Тут хоть и есть лесенка, но она основательно погребена под снегом, ступать нужно осторожно, а то загремишь по лестнице, а это неприятно. В этом течении река скована льдом, вся в снегу, за ней - елочки. А посему поднялся на насыпь, и вернулся обратно. Вот теперь Здравствуй, Плюсса!
Фото 17. Река Плюсса близ железнодорожного моста
Что меня поразило в зимней Плюссе, так это отсутствие и людей, и машин. Даже здесь, на центральной улице поселка, на улице Ленина. Первым делом зашел к газетному ларьку, где купил газету «Плюсский край», сегодняшний номер. Стоит всего-то 3 рубля.
Фото 18. Рюмочная и газетный ларек на пр.Ленина
А еще тут рядом расположен рекламный щит какого-то чела. Непонятно, что за выборы, но наличие самого рекламного политического щита вызвало во мне интерес. Мне нравится, когда Плюсса хочет показать из себя большой город: вот ведь, даже политическая реклама есть, как в мегаполисе, круто ведь! Заснял вид на ул.Ленина и обнаружил, что в кармане моем лежит только одна перчатка. Очевидно, вторая была утеряна в момент, когда я доставал фотоаппарат. Скорее всего, она лежит там, у Рюмочной и газетного ларька. Я прошелся точно своим маршрутом, как шел сюда, прошелся мимо газетного ларька, вышел к вокзалу, затем к ДСП. Ничего не нашел. Даже странно: белый снег, перчатка черная, большая, разве ее можно не заметить? И куда она только подевалась? - загадка! Ну да ладно, на улице тепло, можно походить и без перчатки, а в деревне наверняка дадут поносить новые, так что это не проблема. Пойдем теперь в деревню.
Фото 19. Улица Ленина, вид к вокзалу
От дороги на Курею я был в не самом большом восторге… Я хотел заснеженные леса, сугробы на елях, но не увидел ни того, ни другого. Мне почему-то казалось, что всего этого нет у железной дороги только потому, что проносящиеся мимо поезда вызывают сильный ветер, который и сдувает весь снег, но здесь, в деревне, в окружении себе подобных, где все защищено деревьями, здесь-то должны быть заснеженные леса! Фигушки, не было! Черные, скучные леса, и снег лежит только под деревьями, и нигде больше... Досадно… А дорога тут хорошая. Видно, что катаются грейдеры, в город бы такую…
Фото 20. Дорога Плюсса - Курея, справа - большой карьер. Перед поворотом на Гривцево
Солнце еще не село, поэтому я решил использовать и эти свободные минутки, прогулявшись до Гривцево и обратно. Дорога расчищена и в Гривцево: тут тоже ездили на грейдерах. Еще издали вижу перемены на Гривцевских полях: переломилась, упала одна из старых берез, что стояла в начале аллеи, у самой дороги. На земле торчит пень, а само дерево с покореженным стволом валяется на земле… Кошмар! Теперь этот вид изменился до неузнаваемости: в этой группе деревьев остались только две коряги, причем одна из них - дерево мертвое, с пустыми корягами, выброшенными в небо, другое - всего лишь кустарник… Хорошо еще, что в прошлом году я успел отфоткать это одинокое дерево!
Фото 21. Дорога на Гривцево. Слева - переломившаяся старая береза в начале Березовой Аллеи
Хорошая наезженная и прочищенная грейдером колея поворачивает в Гривцево, спускается к мосту, проходит через автомобильный мост и идет дальше, на Полигон. Я смотрю на колею и удивляюсь: не иначе как военные специально для себя расчищают дорогу? Стою на автомобильном мосту, любуюсь речкой Курейка. Как и все речки, она стянута льдом только отчасти. В местах бурного потока и препятствий, у здешней гривцевской лавы, вода бурлит и клокочет.
Фото 22. Гривцево. Река Курея. Вид на пешеходный мост
И вообще, солнце уже низко, оно уже скрывается за деревьями, тени становятся все длиннее. А на улице пусто, никого из народу, я один во всей деревне! Повернул на дорогу к хутору Гривцево, и только здесь увидел настоящую зиму: кустарники прогнулись от тяжести нависшего снега, сучья согнулись арками, и везде, слева, справа, сверху, было огромное количество снега, снега, снега - массы снега! Вот кто-то делал столик со скамейками. Теперь они напоминают собой грибы: маленький ствол и массивная шляпка - сугроб. Дорога наезжена плохо, тут разве что люди ходили. Большой деревянный дом у дороги, похоже, разрушается, он покосился, повылазали доски. Вышел было на дорогу, но решил, пока я здесь, посмотреть на мостик через болотце да Курейку.
Фото 23. Гривцево. Мостик через болотце к р.Курея
Что касается переброшенного через Курейку мостика, то он переброшен и сейчас, только не справа от мостика через болото, как когда-то давно, а слева. И снова пустынные улицы, тишина, и вокруг никого - один я. Обратил внимание на здание клуба, оно теперь повторяет участь всех остальных наших сооружений - Красного Дома, Кузницы, Мастерской. Крыши уже нет, кое-где нет и стен, пол разбит, видны провалы в подвал. Год назад здесь хоть крыша была... Жаль, а ведь такое здание было! Ведь само здание так быстро разрушиться не может, ему в этом помогают! Взять, к примеру, телятник в Гривцево. Все поражался, ведь до чего же древность: даже стен не осталось, только разбитый пол, да огромные борщевики. А ведь еще только ПЯТЬ летом тому назад он РАБОТАЛ!! Только сегодня, проходя мимо него, первой пришла в голову мысль: что за развалины, я их тут не помню!, и только потом вспомнил, что это не развалины, а телятник, закрытый всего-то год-два тому назад.
Но вот прошел я Городок и очутился в Курее. Солнце невысоко над горизонтом, краски вокруг приобрели оранжевый оттенок. В здании бывшей школы, где теперь частники, народ орудовал с дровами у самой калитки, смотрят на меня, как на сумасшедшего: я спустился по пойме вниз к мостику через Курейку. В отличие от предыдущих дорог и тропинок, здесь с начала зимы не прошло ни одного человека!! Только летом этой тропинкой и пользуются: для выпаса коров, для рыбалки, к кому здесь нужно бродить зимой? Только мне! Ну разве не сумасшедший? До устья не добежал, дошел только до первого колена, где видна горочка с Городка. Местами Курейка освобождается ото льда, и там зияют черные поймы, местами лед. Все, путешествие мое закончилось, я вышел к Курее, прошел мост, обошел Белые Дома и пошел домой. Куда, собственно, и пришел в половину шестого. И солнце зашло.
Фото 24. Курея. Пешеходный мост через р.Курея. Справа - моя тень :-)
Фото 25. Река Курея и кустарник. Слева видны сараи дер.Курея
Фото 26. Деревня Курея. Справа - здание почты, далее Белые Дома
Фото 27. Деревня Курея. Сосны на дороге в Плюссу
Кирилл Н.Кравченко, http://plussa-region.narod.ru/, 31.07.2005, 04.01.2007
© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/