2005-04-14. Обводный канал - Варшавский вокзал - ТЧ-14
Где был:
ул.Лоцманская - наб.Фонтанки - ТЭЦ1 - Загородный пр. - Витебский вокзал - Обводный канал - Варшавский вокзал - Малая Митрофаньевская улица - ТЧ-14 - Вагонное депо - Митрофаньевское шоссе
Что видел:
- ТЭЦ1, ЭС3
- Витебский вокзал
- Мост через Обводный канал
- ТЭЦ1, котельная
- Варшавский вокзал
- Отстой пассажирских вагонов
- ТЧ-14
- Старинная водонапорная башня
- Вагонное депо
- Старая ветка между вокзалами
- Балтийский вокзал
- Подъемтрансмаш
Как известно, весна 2005 года началась в Питере внезапно. Март выдался аномально холодным - весь месяц температура намного ниже нуля, много снега. Обычно температура повышается медленно, градус за градусом: то +2, то +5, то +7. Но на сей раз все случилось по-иному: зима закончилась ровно 21 марта, сразу же после Дня Весеннего Равноденствия резко поднялась температура до +10. С тех пор прошло уже несколько недель, однако температура еще ни разу не опускалась ниже нуля, ни разу не было снегопада, исключительно всегда (за редчайшими исключениями) было безоблачное чистое небо, жаркое солнце - все эти недели усиленно шла НАСТОЯЩАЯ весна. Естественно, последствия не могли не сказаться… Обычно снег у нас тает медленно, целый месяц, вперемешку с замерзанием, так что март месяц обычно представляет собой наикошмарнейшую картинку: гололед, лужи, черный снег, фекалии, грязь и мусор. Ныне снег был растоплен за два дня. Теперь высохли и дороги - уже ни следа от луж. Заметил: на теплотрассе у Вербной проклевывают первые зеленые росточки, по дороге в Озерки заметил первые цветочки мать-и-мачехи. Да неужели я в такую погоду дома сидеть буду? Давайте немного погуляем.
И я пошел по Фонтанке. Дошел до ТЭЦ-1, ЭС-3, затем до печального известного мне моста. Напрямик вышел к Витебскому вокзалу, далее - к Обводному каналу.
Фото 01. ТЭЦ1, ЭС3 на Фонтанке
Фото 02. Мост через Обводный канал у Витебского вокзала и ЧМЭ3
Фото 03. ТЭП70 на мосту через Обводный канал, Витебский вокзал
Фото 04. Стройбаза Рыбинская, трубы ТЭЦ1
Но по пути к Балтийскому вокзалу, куда мне нужно еще забежать по делам, я хочу зайти на Варшавский вокзал, посмотреть, что тут теперь работает, как он теперь выглядит. Что поразило, так это то, что перед ДК им.Карла Маркса, где раньше в дворике находился музей Октябрьской железной дороги, теперь появился забор! И как теперь ходить в музей? Или музей перевели в другое место, а здесь организовали офисы и организиции? Или же музей стал закрытым, только для своих? Варшавский вокзал начали активно реконструировать. И это хорошо, он всегда был замухрышкой, маленьким бомжатником… После того, как поезда перевели на Балтийскй вокзал, стало совсем плохо – здание вокзала оказалось никому не нужным!.. Осенью прошлого года я фоткал его, на снимке отчетливо видны дыры в стене. Впрочем, еще в прошлом году я внезапно услышал брошенное мимоходом «музей искусства в сейчас реконструируемом здании Варшавского вокзала». Так оно в чем, оказывается, дело! Те развалины, что я видел в прошлом году, оказывается, не развалины, а масштабная реконструкция! Крышу разобрали целиком. Снесли все перекрытия, чуть ли не до фундамента, так что остались лишь куски стен - как во времена войны, лишь стены да остатки печных труб… Поэтому уже отсюда, с улицы, можно видеть барельеф на внутренней стене вокзала - там какая-то синяя фигура… Посреди вокзала стоит башенный кран. Сам вокзал огорожен забором, фасад на Обводном в лесах, обернут полиэтиленом; бурная деятельность. Между прочим, над вокзалом возвели дебаркадер. Это вообще полный восторг: вы только подумайте, раньше у вокзала его вообще не было, ну разве что в самом его конце, у Обводного канала! Точно как из Балтийского вокзала сделали настоящую КОНФЕТКУ, так и из Варшавской замухрышки могут сделать чудо архитектуры.
Ну а я иду на сам Варшавский вокзал. Вот слева грузовая площадка Варшавского вокзала. Тут и сейчас склады, а за ними много машин, грузовики, и вокруг ходят подозрительные хачики. Вот я выхожу на площадь и снова вижу перед собой ту самую водонапорную башню в виде шляпы, вижу железнодорожный музей, а слева - все ту же площадку для отстоя пассажирских составов. Варшавский вокзал огорожен высоким забором, там масштабные работы, уже хорошо виден мощный дебаркадер, возведенный на днях… До сих пор стоит щит с расписанием поездов на Лугу - последний из остатков некогда бывшего здесь вокзала. Ну а рядом с ним - платформы к пассажирским поездам. Поезда отсюда, конечно, давно уже не ходят - электрички перевели на Балтийский вокзал, а пассажирские дизели - на Витебский, но вот здесь, на Варшавском, находится и локомотивное депо, и вагонное депо, и грузовая площадка. Чуть дальше располагается вагонное депо ВЧ-10, здесь же, рядом с паровозным музеем, пути забиты пассажирскими составами. Я прошелся по одной из таких платформы, сфоткал вид на находящийся вдалеке Варшавский вокзал, на саму панораму - поезда, платформа, знакомые все виды… Пришлось подождать - мимо проходил маневровый локомотив с вагончиками. Потом я вышел к вагонному депо ВЧ-10, обошел его и заснял вид на вагоны. Ну а потом я прошелся мимо старинного здания вагонного депо, вышел по тропинке к ДСП, да вышел на Митрофаньевскую улицу, по которой уже вышел напрямик на Митрофаньевское шоссе.
Фото 05. Отстой пассажирских вагонов на Варшавском вокзале
Фото 06. Вагонное депо у Варшавского вокзала
Но меня донимала еще одна мысль. Помнится, я как-то забрел на совершенно незнакомую мне дорогу, что привела меня не к Ташкентскому путепроводу, а прямиком к вагонному депо ВЧ-10, так что, чтобы выбраться к железной дороге, приходилось еще перебираться через пути депо. Мне хотелось бы посмотреть, где это находится. Но вот я уже дошел до нашего Подъемтрансмаша, а дороги все нет и нет… И только дойдя до Подъемтрансмаша, обнаружил ее. Согласно картам (в этом единогласны все), здесь когда-то находилась ветка, соединяющая Варшавский и Балтийский вокзалы. Потом эту ветку разобрали, светофоры остались, они так и торчат, один в одну сторону, другой в другую, хотя упираются в асфальтированную дорогу, полную машин. А сейчас мне хотелось бы пройтись по самой колее, посмотреть, куда она ведет. Наезженная колея. Слева и справа - бетонные заборы. Наконец, я вижу впереди ТЭП70, экипировку. Направо отходит еще одна колея - там какой-то пригорочек, домик из белого кирпича, ЧМЭЗик. Я пошел чуть левее и наконец-то вышел к тому, о чем так много мечтал: к разворотному кругу тепловозного депо! А оказывается, все дело в том, что я видел ТЧ-14 только со стороны вокзала, а сейчас я вышел на него с тыла, со стороны «Подъемтрансмаша»! Именно здесь и находится разворотный круг, возможно даже функционирующий. Вокруг разворотного круга радиально расходились пути, на них стояли ТЭП70, ТЭМ7А, ЧМЭЗик.
Фото 07. ТЧ-14. ЧМЭ3, ТЭМ7, ТЭП70 у поворотного круга
Напротив разворотного круга располагался Подъемтрансмаш. Сюда вели подъездные пути, за угрожающей внешности забором, где стояла вышка, будки, грозные предупреждающие надписи, настоящий промышленный пейзаж полного запустения - завалы металлолома и множество путей. Я же пошел вдоль забора в сторону Обводного канала. Сфоткал вид на тепловозы. Здесь стоят целые составы из сцепленных ТЭП70, в конце перспективы возвышается водонапорная башня.
Фото 08. ТЧ-14. ЧМЭ3 и сцепки ТЭП70, впереди - водонапорная башня
Но я иду вдоль забора, между локомотивами, пока не выхожу к зданиям депо. Вот я вышел к водонапорной башне, подошел так близко, что можно рукой потрогать. С такого ракурса я ее еще не видел! Любопытно, что сама башня принадлежит, оказывается, Подъемтрансмашу, впрочем, к ней прилепилось множество домиков ТЧ-14. Башня заброшена.
Фото 09. Водонапорная башня ТЧ-14
Пройдя башню, я вышел к вагонному депо, на подъезде к которому стояло несколько вагонов. Дорога повернула направо, и я вышел уже на знакомую мне дорогу к Варшавскому вокзалу. Слева стоит странный вагон с закрытым днищем - как потом выяснилось, то был РТ-200 «Русская тройка». Дойдя до Варшавского вокзала, повернул обратно. Снова по дороге обратно в депо, да по колее вышел к Митрофаньевскому шоссе.
Фото 10. Вид на вагонное депо со стороны ТЧ-14
Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, 31.07.2005
© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/