2005-05-20. Малукса - карьеры Малуксы - Карбусель
Где был:
Новая Малукса - Старая Малукса - карьеры Малуксы - дорога на Карбусель - ур.Карбусель - Турышкино - Мга
Что видел:
- Станция Новая Малукса
- Горловина станции Новая Малукса
- Подъездной путь к лесопогрузу
- Вышка Мегафона
- Болото, подстанция
- Станция Старая Малукса
- Жилой микрорайон железнодорожников
- ПМС-86
- Котельная Старой Малуксы
- Железная дорога на карьеры
- Малуксинские карьеры
- Перешеек. Здесь стоял столб
- Живописная горочка
- Автодорога Турышкино-Малукса
- Железнодорожный переезд
- Стрелка и два пути
- Разработки песка. Карьеры
- Перешеек на карьере
- Лесопогруз
- Начало карьеров, КПП
- Разработка песка, карьеры
- Огромные болота
- Дорога вдоль карьеров
- Дорога на урочище Карбусель
- Урочище Карбусель
Сегодня я начинаю сезон путешествий. То, что мы выезжали на природу в апреле, не имело особого значения, ибо тогда хоть и было солнечно и ясно, но было жухлым и рыжим - еще ничего не расцвело, не зазеленело, а это худо… Правда, после того замечательного апрельского потепления наступил май месяц, наступили холода, дожди. Сегодня - первый солнечный денек, и его я решил использовать по полному - решил съездить в Малуксу. Здесь я был несколько раз, но мне здесь очень нравится, и я буду возвращаться сюда снова и снова.
Ехал я из Обухово, взял билет до Мги. ДСП Сологубовки, впервые после долгого перерыва увиденная мною из окошка электрички, меня разочаровала… Потом было красивейшее Сиголовское болото. Помню, как мне пришла в голову неожиданная мысль: после Мги электричка вступает в дикие таежные места, несется с бешеной скоростью по однопутке, и кругом леса, хвойники… А между тем электричка забита людьми, и вот народ едет куда-то незнамо зачем, да еще в таком количестве… Потом было Турышкино. Потом Малукса одна, потом Малукса другая. И наконец, поезд остановился. Ну здравствуй, приехали!
Начнем с того, что существует по крайней мере две Малуксы. И сколь бы меня потом не поправляли, что есть Малукса Старая, а есть Новая, я с ними не согласен: по-моему, это просто две отдельные части поселка, разделенные всего одним километром. А приехал я в Новую Малуксу только потому, что передо мной стоит задача заснять всю железную дорогу Малуксы... Во-первых, надо бы сфотографировать здание ДСП. Лет пять назад это здание я уже фотографировал. Интересно сравнить два снимка, есть и различия, главное из них состоит в том, что за зданием диспетчерской ныне сооружена вышка мобильных сетей.
Фото 01. 2005-05-20. Диспетчерская Новой Малуксы. Сзади видна вышка мобильных систем
Фото 02. 2005-05-20. Вышка мобильных ситем и березки
Станция Новая Малукса, по сути, ничего интересного собой не представляет. Со стороны Киришей однопутная колея, горловина и входной светофор. Со стороны Старой Малуксы один магистральный и один подъездной путь, что соединяет железнодорожное хозяйство двух Малукс. На самой станции путевое хозяйство, сортировочный парк на 4 пути. В целом создается такое ощущение, что вся промышленность и цивилизация Малуксы находится в Старой Малуксе, в Новой же находится железнодорожная станция - просто потому, что в Старой Малуксе для нее не хватило места. Правда, со стороны Киришей можно различить в кустарниках какие-то брошенные тупики, там песок, вывернутые с корнем шпалы, около них на траве валяется металлоконструкция. С той стороны поселок уже закончился, начался приятный сосновый бор. Дошел до горловины станции. Тут, недалеко от стрелки, протекает ручеек.
Фото 03. 2005-05-20. Горловина станции Новая Малуксы, со стороны Киришей
Далее идти было невозможно да и бессмысленно - начинался кустарник. Что еще представляет интерес, так это тупик в сторону лесоперегруза. Вот это уже новинка, раньше я этого не видел! Уже отсюда различимы габаритные ворота и штабеля бревен за ними. Насыпь только что отсыпанная, балласт щебня самый что ни на есть свежий, блестяще белый, по берегам насыпи недавно срубленные кустарники, прочищены кюветы - я пришел сюда точно по завершении строительства этой ветки. На территорию лесопогруза решил не идти, там грузили лес в полувагоны. И вдруг со стороны магистральной ветки послышался гудок локомотива. Я понесся назад, ведь вполне возможно, что это будет фирменный трансойловский 2ТЭ116 с нефтепродуктами! Но… сие был ВЛ10, которому я был, прямо скажем, удивлен, ибо на этой ветке вообще мало электровозов. Между тем по подъездному пути к лесопогрузу проследовал маневровый М62. Все, с Новой Малуксой покончено, идем в сторону Старой Малуксы.
Фото 04. 2005-05-20. Подъездные пути к лесопогрузу Новой Малуксы
Фото 05. 2005-05-20. М62 на пути к лесопогрузу
Новая Малукса невелика, все ее хозяйство - одна улица, что идет вдоль железной дороги. За домами возвышается грозная стена остроконечных елей. Линия электропередач, состоящая из черных просмоленных столбов – я питаю к ним особенную слабость. Чуть дальше обнаружил замечательный сарайчик ПЧ-29.
Фото 06. 2005-05-20. Столб ж.д.связи в Новой Малуксе
Фото 07. 2005-05-20. Сарай путейщиков. ПЧ-29
По правую сторону есть несколько интересных промышленных объектов. Ну, во-первых, сразу под насыпью - болото. Оно уже успело зарасти зеленью, однако кустарники все еще стоят голыми. На том берегу находится подстанция, туда ведет подъездной путь. Здесь же находится горловина станции, стрелки, светофоры. В сторону Старой Малуксы идут два пути: один магистральный, другой местный, соединяющий железнодорожную станцию и сортировку с промышленностью Малуксы - ПМС-86. Когда я вышел на горловину, на подъездном пути появилась дрезина, идущая в мою сторону. Потом дрезина остановилась, на нее сели какие-то женщины, и та укатила обратно в Старую Малуксу.
Фото 08. 2005-05-20. Дом работников подстанции за болотом
Фото 09. 2005-05-20. Столб ж.д.связи в болотеНу а потом был перегон Новая Малукса - Старая Малукса. Прекрасный сосновый бор, песчаные возвышенности, ямы - красота неописуемая. ЛЭП, потом железнодорожный переезд, который я также сфотографировал.
Фото 10. 2005-05-20. Железнодорожный переезд между Новой и Старой Малуксами
Фото 11. 2005-05-20. Столб ж.д.связи на перегоне между Новой и Старой Малуксами
А потом я пришел в Старую Малуксу. Старая Малукса будет побольше Новой. С одной ее стороны находится собственно поселок, с другой здешнее промышленное предприятие - ПМС-86. Его я хорошо помню, неоднократно катался на электричке и всегда обращал внимание на те количества штабелей путевых решеток, что лежат на ПМС. Жилые микрорайоны Малуксы находятся на горке около железнодорожной платформы. Сейчас на ней толпится народ в ожидании электрички. А ее все не было - может, ее просто отменили? - на этой ветке такое возможно!
Фото 12. 2005-05-20. Вид на водонапорную башню в Старой Малуксе
Магистральная ветка уходит в сторону Мги, от ПМС-86 только один тупик, да и тот в кустарники и болота. Что порадовало, так это ЛЭП на черных старых столбах, идущих вдоль железной дороги. Столбы были повалены, провода запутались, и вся эта паутина свалилась вниз в единый клубок посреди кустарников - красиво :-). Еще порадовала лужа на дороге ;-). Лужа воистину колоссальная, она захватывала всю дорогу, уходила далеко в кустарники как слева так и справа. Похоже на то, что здешняя лужа - явление постоянное, так что через нее был устроен капитальный мостик, представлявший собой положенные деревянные шпалы, подкрепленные палками-опорами.
Фото 13. 2005-05-20. Большая лужа в Старой Малуксе
Фото 14. 2005-05-20. Большая лужа в Старой Малуксе. Видны краны ПМС-86, водонапорная башня, жилой микрорайон
Я вообще люблю всякие индустриальные пейзажи, вот и сейчас с большим удовольствием снимал козловые краны и штабеля шпальных решеток ПМС-86. Был обнаружен штабной вагон темно-синего цвета, с лесенкой, там даже была прибита дощечка. Рядом, на том же пути, еще один пассажирский вагон… На территории ПМС никого не было, а доступ сюда свободный, так что можно пофоткать как следует.
Фото 15. 2005-05-20. ПМС-86 в Старой Малуксе
Фото 16. 2005-05-20. ПМС-86 в Старой Малуксе
Фото 17. 2005-05-20. ПМС-86 в Старой Малуксе
Фото 18. 2005-05-20. Штабной вагон ПМС-86 в Старой Малуксе
В сторону карьеров отходила ветка, ее пересекала автодорога, тут был замечательный железнодорожный переезд. Знак «СТОП» еле держался на столбе и вот-вот грозил свалиться. По ту сторону железнодорожного переезда - маленькое автомобильное хозяйство, гаражи, валяется металлолом.
Фото 19. 2005-05-20. Переезд в Старой Малуксе. Видна колея, ведущая на Малуксинские карьеры
Теперь дело за карьерами, туда и отправляюсь. Более того, подозреваю, что ПМС-86 как большой склад рельсов да шпал и является необходимой поддержкой постоянно растущей железной дороги, уходящей на север, к Назии в дальнейших разработках песчаных карьеров. Дорога длинная, километров десять, и когда-то имела ответвления. Места живописные, недаром сюда постоянно приезжают туристы отдохнуть, погулять, рыбку половить, да просто развести костерок и покушать шашлычок - таких туристов я видел сегодня немало.
Конечно же, туда ведут культурные автодороги. Но я, как большой любитель железных дорог, как и в свои прошлые посещения Малуксы, отправился на карьеры по железной дороге, топая своими ножками по шпалам. Сразу за ПМС в сторону карьеров уходит колея. Тут меня ждал первый сюрприз: на колее стоял ярко-окрашенный, блестящий на солнышке ТЭМ2! Рядышком располагается треугольник для разворота локомотива, ныне это грязюка, истерзанная сапогами ходивших здесь людей. А вот машиниста нет – наверное, ушел на обед ;-).
Фото 20. 2005-05-20. ТЭМ2У-8362 в Старой Малуксе на колее, уходящей на карьеры
Фото 21. 2005-05-20. Колея на карьеры. Дорога только начинается...
В конце прямого участка есть остатки деревянной платформы. Дорога сворачивает налево, отсюда видна автодорога, что на самом деле шла параллельно железной дороге, и за кустарниками уже просвечивают озера, бывшие песчаные карьеры. Справа доносится шум бульдозеров и грузовиков. Взбежав на горочку, обнаружил, что в глубокой яме проходит добыча песка.
Фото 22. 2005-05-20. Разработки песка недалеко от Старой Малуксы
Железная дорога на карьеры состоит из двух участков, между ними лесной перешеек в два километра и железнодорожный перезд. На первом участке карьеры достаточно старые. Разработка велась десятки лет тому назад, и на картах того времени можно видеть множество усов. Сейчас от них не осталось ничего, разве что сама структура карьеров, обрывистые песчаные берега и островки. Железная дорога вышла из-за кустарников, идет точно по берегу озер. Параллельно железке, в одном метре, находится автодорога. Кругом песок, песок и еще раз песок, трава только-только пробивается, кое-где растут маленькие сосенки.
Фото 23. 2005-05-20. Железная дорога на Малуксинские карьеры
Фото 24. 2005-05-20. Железная дорога на Малуксинские карьеры
Фото 25. 2005-05-20. Железная дорога на Малуксинские карьеры
Меня интересует вышка мобильных систем, что находится на том берегу карьеров. Одну такую вышку я уже наблюдал на станции Новая Малукса, за диспетчерской. Вторая вышка находится за котельной, на том берегу карьеров – третья. Зачем их столько много?
Фото 26. 2005-05-20. Малуксинские карьеры и вышка мобильных систем
Фото 27. 2005-05-20. Малуксинские карьеры и вышка мобильных систем
Не могу не подивиться той великолепной погоде, что разыгралась сегодня: голубое небо, редкие облака хорошей погоды, только-только нарождающаяся зелень светло-салатовых оттенков… Озеро длинное, по ту сторону можно различить ряд маленьких домиков. Удивляет ряд рефрижераторов широкой колеи на том берегу, сейчас они эксплуатируются как сараи. Сначала это вызывает недоумение: откуда там, вдали от железной дороги, вагоны широкой колеи? Но потом вспоминаешь, что раньше, при разработке карьеров, туда вели пути. Пути были разобраны, а вагоны остались. Неоднократно видел рыбаков на резиновых лодках. Хотелось бы еще отметить песчаный переешек, соединяющий два берега карьеров. Я этот перешеек хорошо помню еще со своего первого путешествия. По нему проходит автодорога, стоит столбик с запрещающей охоту и рыбалку табличкой (де, чье-то охотничье хозяйство). Чуть дальше располагался железобетонный столб освещения, сейчас я с удивлением отметил, что его больше не существует… Посреди песков, луж и карьеров идет хорошо накатанная железная дорога, справа - длинный и узкий карьер, заполненный водой, сейчас он цветет, превращаясь в болото, за ним - крутой песчаный обрыв, там красивый сосновый бор, проходит автодорога на Мгу, время от времени проносятся грузовики…
Фото 28. 2005-05-20. Вид с горки на Малуксинские карьеры. Окончание карьеров
Фото 29. 2005-05-20. Колея на Малуксинские карьеры. Окончание карьеров
Первые карьеры закончились, железная дорога поворачивает влево, чтобы уйти в лес, однако я не спешил идти дальше вместе с колеей. Вплоть до переезда решил пройтись по автодороге Турышкино-Малукса. Песчаная, очень широкая, правда, движение не слишком оживлено – она проходит по высокой, специально для нее возведенной насыпи.
Фото 30. 2005-05-20. Дорога Турышкино-Малукса
Слева от меня все еще продолжаются карьеры Малуксы, а вот справа от меня находится Лодвинское болото. Сейчас оно непроходимое, стоит вода - настоящее озеро, разве что посреди леса. Вот бы побродить по болоту! Ах, мечты, мечты…
Фото 31. 2005-05-20. Лодвиновское болото
Фото 32. 2005-05-20. Лодвиновское болото
У одного из ограждающих дорогу столбиков похоронный венок - кто-то сюда уже въехал… Скоро я дошел до железнодорожного переезда, автодорога уходит на Карбусель, железка выходит с одних карьеров и уходит к другим. Железнодорожный переезд без сигнализации; он представляет собой две железяки, на одном из них значится «СТОП», а вот железнодорожный знак, говорящий о пересечении железнодорожной колеи, давно сброшен вниз и стоит, прислонившись к столбу…
Фото 33. 2005-05-20. Железная дорога на Малуксинские карьеры. Автодорога Турышкино-Малукса
Пошел по колее в сторону северных карьеров. Чистый и светлый сосновый бор, на улице май месяц, жаркий солнечный денек, поют птички… Но вот колея привела меня к ручной стрелке. Я здесь был, знаю, что колея прямо идет на лесопогруз, колея направо - на песчаные карьеры. Побуревшая от ржавчины ручная стрелка. На ней когда-то был фонарь, сейчас в ржавой пустой коробке от фонаря лежит пучок связанных бечевкой веточек. Его зажигают, да оставляют гореть, да?..
Фото 34. 2005-05-20. Дорога на Малуксинские карьеры. Прямо - на лесопогруз, направо - на песчаные карьеры
Там, на южных карьерах Малуксы, что продолжаются вплоть до железнодорожного переезда, был народ, чувствовалась цивилизация. Там были люди, рыбаки, туристы, отдыхающие, дачники, местные жители. Но стоило пройти железнодорожный переезд, как все изменилось. Начинаются настоящие леса, болота, карьеры, железная дорога. Южные и северные карьеры различаются. Конечно, может, все дело в том, что южные карьеры давно уже брошены, а северные разрабатываются только сейчас… Железная дорога проложена по песку, вижу большое количество молодых, одинакового роста сосенок - возможно, их тут специально высаживали.
Фото 35. 2005-05-20. Дорога к песчаным карьерам Малуксы
И вот я вышел на берег озера. На песке проложена широкая колея. Помнится, в прошлые разы я был поражен ею: то была пьяная дорога, ее просто разверзло по песку - и как тут только тепловозы ходят? Никакого усиления пути, балласта или щебня - исключительно неустойчивый песок! Чем-то напоминает железку из кинофильма «Белое солнце пустыни».
Фото 36. 2005-05-20. Железная дорога, карьеры и кустарник. Справа виден валяющийся стальной трос
На том берегу виднеется площадка лесопогруза. Здесь же, окаймляя озеро - песчаные обрывы, железная дорога проходит в одном-двух метрах от озера. На повороте железной дороги набрел на действующий карьер. За высокими горами песка скрывается карьерный экскаватор. Смотрю на часы: сейчас обед, и рабочие просто ушли на перерыв. Это было похоже на правду, ибо чуть дальше рядышком с железной дорогой стоял бульдозер, в котором сидел рабочий и спокойно ковырялся вилкой…
Фото 37. 2005-05-20. Карьерный экскаватор на Малуксинских карьерах
И вообще, я уже дошел до действующих карьеров. Меня вот какой вопрос не отпускает: когда я здесь был в далеком 2000-м году, я, помнится, дошел до карьеров, забирался на песчаные горы, заснял оттуда ряд ценных снимков… Хотелось бы найти то самое место и сравнить изменение пейзажа 2000 и 2005 годов. До сих пор, идя сюда, я повторял маршрут, проделанный в 2000-м году. Но когда я дома сверял фотографии 2000 года и сейчашние фотоснимки, то ничего не понял! Такое ощущение, что с тех пор сам ландшафт сильно изменился! А может, это действительно так? Песок намывается землечерпалкой, засыпается мол, который уходит все дальше в озеро, железная дорога уходит по молу… В конце концов, это действующий карьер!
Пробраться сюда несложно - надо идти по железнодорожной колее. Есть еще, конечно, автодорога, но там располагается будка вахтера, шлагбаум - маленький зеленоватый домик очень далеко, и оттуда я буду виден еле различимой точкой. Наверняка никто не выбежит и не будет кричать "А ну куда пошел?! - запретная зона!". Теперь я действительно нахожусь на территории карьеров: вокруг меня словно ураган прошел - творящийся на песке хаос.
Фото 38. 2005-05-20. Железная дорога на Малуксинские карьеры
В сторонке, под песчаным обрывом, лежат разные металлоконструкции, трубы, железяки, остатки от тракторов и экскаваторов. Добрался до высокой горки, возвышающейся над озером. Высокое теплое местечко выходило прямо на юг, к жаркому солнышку, которое уже успело прогреть сей зеленый склон. Весенний кайф!
Фото 39. 2005-05-20. Служебная дорога на карьерах
Горка поднималась все выше, пока не дошла до своей кульминационной точки - там еще стоял какой-то штырь – возможно, геодезических работ. Вот смотрю я вниз и думаю, куда бы мне податься дальше? Была идея пройтись вдоль озера правым берегом. Вот только, судя по тому, что я вижу отсюда, не получится - там полно воды… Площадка намыва песка выглядит как желтое царство песка среди синего озера и голубого неба. Среди куч виднеются ковши экскаваторов, синяя будка рабочих, наконец, землечерпалка… И я решаю пробраться на карьеры и все это пофоткать вблизи.
Фото 40. 2005-05-20. Панорама карьеров Малуксы с горки
Фото 41. 2005-05-20. Панорама карьеров Малуксы с горки
Спустился со своей крутой горки, выхожу на железную дорогу, пробираюсь дальше. Никого. Абсолютная тишина и спокойствие… А вот первая новинка: сразу же после входа на песчаный мыс, за первой кучей песка скрывается трактор-трубоукладчик. Сейчас он без водителя, стоит без дела, сам по себе.
Фото 42. 2005-05-20. Трактор-трубоукладчик
За трактором, если пройтись чуть левее, у следующей горы песка стоит на приколе землечерпалка. Я прошел по бережку под песчаной горой, однако дальше выйти не мог - здесь намывной песок постепенно стекает в озеро, жижа и вода. На кучу песка я залезать побоялся, подойти ближе тоже, землечерпалка работает, там ходят люди, а светиться не хотелось. Здесь же стоял какой-то компрессор и громко тарахтел на всю округу. Потом я прошел большую песчаную гору, что скрывала от меня землечерпалку и вышел к ней уже с другой стороны.
Фото 43. 2005-05-20. Землечерпалка на карьерах
Фото 44. 2005-05-20. Землечерпалка на карьерах
На этой площадке располагался карьерный экскаватор. Далее стояла синяя жилая будка, в ней кто-то мог быть. Однако потом я заметил, что на двери висел замок, а окна зашторены. А посему вздохнул с облегчением: значит, все в порядке… Здесь же стоял большой зеленый трансформатор, подводящий электроэнергию к будке. Дальше было еще несколько экскваторов, один из них разбит и покалечен, другой еще работающий.
Фото 45. 2005-05-20. Карьерный экскаватор
Фото 46. 2005-05-20. Панорама карьеров. Видна зеленая трансформаторная будка и экскаватор
Странно это все. Я, внимательно озираясь по сторонам, еще никого сегодня не увидел, разве что того тракторщика на обеде и команды на землечерпалке, которая усиленно бегала по палубе и монтировала какие-то трубы. Прошел последний из экскаваторов и оставил карьеры позади - мыс все еще продолжается, но работы тут не ведутся. Никаких песчаных гор, разве что трубы для намыва песка, превращенные в кладбище металлолома. Несколько таких труб уходят в озеро, другие, разорванные, в излишестве валяются на берегу, некоторые из них перегородили железную дорогу. Железка продолжается все дальше (правда, локомотивы сюда не ходят, поэтому рельсы ржавые. Кое-где они просто отсутствуют), пока на конце мыса не упирается в тупик. Как видим, сквозного прохода на тот берег нет… Это обидно: придется опять пробиваться через карьеры назад, той же дорогой. Ладно, теперь буду возвращаться домой…
Фото 47. 2005-05-20. Тупик железной дороги
Возвращаясь назад и продираясь сквозь выросший на колее кустарник, услышал свисток. Не мог поверить своему счастью: неужели сюда доехал локомотив? Он стоял у синей будки и, судя по всему, кого-то поджидал, ибо был без вагонов. Но надо идти! - на часах уже 16 часов, а тепловоз этот еще неизвестно сколько стоять будет. Подошел к локомотиву, в нем сидят машинист и помощник - каждый у своего окошка, все видят. Обойти тепловоз невозможно - кругом кучи песка. И все же я решил его обойти! Тепловоз остановился как раз между первой и второй песчаными горами, там, где стоит трубоукладчик и где я ходил смотреть землечерпалку. И тут я совершил воистину идиотский поступок… Люди, никогда так не делайте, послушайте моего совета! Ведь еще полчаса назад хорошо видел, что песок только-только намытый, еще влажный, да еще размытый водой!.. Решил пройтись бережком, а в результате нога по колено ушла в жидкий песок, за ней пошла вторая нога, и я чувствую, что проваливаюсь, и что жижа тянет все глубже и глубже… Хорошо еще, быстро сориентировался, выскочил, а то бы совсем засосало… Вытряхнул песок из кроссовки - по колено мокрый, грязный… Между тем запыхтела землечерпалка. Если раньше команда бегала в приготовлениях, то теперь загудел компрессор, и из высоко поднятой трубы заструился свеженамытый песок… А я еще хотел забраться на эту гору!, в этом потоке меня бы и похоронили заживо... А локомотив таки удалось зафоткать :-). А теперь быстро-быстро вон отсюда!
Фото 48. 2005-05-20. ТЭМ2У-8362 на карьерах
Фото 49. 2005-05-20. ТЭМ2У-8362 на карьерах
Правда, мне потом все-таки попало. Впрочем, сам виноват… Это я уже начал выбираться назад, по пути к Карбусельке, как вдруг слышу - идет локомотив. Я только собираюсь достать фотоаппарат, как вдруг вижу, что на задней площадке, опираясь на перила, стоят две тетки и смотрят на меня… А локомотив между тем остановился, тетки машут мне рукой: де, иди сюда, разговор есть! Ну все, думаю, влип, придется разбираться… И правда, спрашивают: «А что ты здесь делаешь?» Я им в ответ: «Гуляю, рыбу смотрю». Ну меня отсюда и отправили: здесь карьер и посторонним сюда вход воспрещен! У меня еще спросили, как я сюда проник (как? Через будку вахтера, конечно!), а когда тетки убедились в чистоте моих помыслов, ТЭМка покатила дальше, а я понял, что заснять мне его так и не удастся… И все-таки интересно, а откуда те тетки взялись? Синяя будка была закрыта, карьеры, похоже, не работали, а я прошел их с начала и до конца. Потом локомотив остановился у будки вахтера, а так как от железки идти достаточно долго, тетки побрели к будке, а локомотив остался их ждать. Решив в очередной раз не светиться, я решил остановиться здесь.
Фото 50. 2005-05-20. ТЭМ2У-8362 на карьерах
Однако же надо было торопиться - время идет, а локомотив что-то особо не торопился… Посему набрался наглости и побрел по дороге через будку вахтера. Оттуда, правда, никто не вышел и отчитывать меня не стал. К тому времени, когда ТЭМка двинулась в путь, я уже был на перешейке, отсюда локомотив и заснял. Сзади все также стояли, опираясь на перила, тетки. В кадр они не попали, зато попал стоявший на передней площадке локомотива мужик.
Фото 51. 2005-05-20. ТЭМ2У-8362 на карьерах. Слева, за карьером видна будка вахтера
Два берега карьеров соединяет перешеек, сложенный из песка и камней, по нему проходит автодорога, наезженная самосвалами. Налево - лесопогруз. А вот куда ведет дорога направо - не знаю. Правда, карта говорит, что сия дорога ведет вокруг озера и должна вывести к автодороге на Карбусель. Вот туда я и отправлюсь, чтобы затем в Турышкино сесть на электричку и доехать до Питера. Сейчас около пяти часов, к шести думаю выйти в Турышкино. С этой стороны карьеров берега лесистые, болотистые. А какие просторы открывались с того берега! Огромные леса, бескрайние, могучие, и среди них возвышалась одинокая вышка…
Что еще было видно с этого берега карьера, так это множество КАМАЗов-самосвалов. Правда, ехали они очень медленно, и мне никогда не хватало терпения, чтобы досмотреть их путь. Дорога тут сильно раздолбана. Точнее говоря, она представляла собой маленький кусок песчаного берега, отвоеванного у карьеров. Оказалось, что здесь расположен еще один карьер. Экскаваторов не видел, зато поразило обилие самосвалов.
Фото 52. 2005-05-20. Карьеры Малуксы
Дальше я шел по дороге, разбитой самосвалами, вдоль озера, вдоль болота. Пьяная дорога петляла из стороны в сторону, пестрила колдобинами и ямами. Несколько раз попадались самосвалы. Свернула в лес. Но я шел по дороге дальше, мне было очень интересно, а куда же она меня приведет? В обычных обстоятельствах я бы не особо доверял такой раздолбанной лесной дороге, но ведь эти самосвалы откуда-то приезжают? Идти оказалось недалеко: всего-то метров 100, и вот мой проселок выходит на грунтовку с покрытием…
То была обычная лесная дорога, которую когда-то покрыли щебнем и уплотнили. Я сделал две фотографии этой дороги, на них особенно хорошо виден как характер грунтовки, так и лес, нежно-зеленый, салатовый, только-только набухающие почки… Судя по карте, один конец этой дороги уходит в дачный массив Апраксин (да-да, тот самый!), и я даже наблюдал старинный Жигуль, багажник которого был забит дачными принадлежностями, а за рулем сидел пенсионер.
Фото 53. 2005-05-20. Дорога на урочище Карбусель
Фото 54. 2005-05-20. Дорога на урочище Карбусель
Я иду по дороге к Карбусели, никого не трогаю, как вижу - сзади меня тащится грузовичок ГАЗ. Я сторонюсь, думаю даже сфотографировать его на память - вот какие автомобили ездят по раздолбанным русским дорогам! А он взял, да остановился! Выглядывает оттуда водила, спрашивает, правильно ли он до Питера едет? Я соображаю, что, вообще говоря, правильно: сейчас он выедет в урочище Карбусель, там направо до Турышкино, там через Сологубовку во Мгу! Вот он возвращается в свой грузовик. Дурень, беги скорей назад и спроси, не довезет ли он хотя бы до Турышкино?! Он соглашается, и мы едем. Оказывается, он ездил с одной дамой на близлежащий дачный массив. По пути туда дама показывала дорогу, а вот обратно он заблудился, а тут я в качестве штурмана! Сначала мы медленно тащились по дороге на Карбусель, затем направо. Дорога тут лучше. Разогнались, обогнали впереди идущий КАМАЗ-самосвал. Доехали до Турышкино. Спросил разрешения проехать хотя бы до Мги, водила согласился. От Турышкино дорога шла к Петрово, мы ехали рядом с рекой Мга, та постоянно извивалась. В Петрово водила спросил, куда поворачивать: направо или налево, и я, посмотрев карту, уверенно направил его направо. То была дорога Шапки-Сологубовка-Мга, и вот мы вскоре приехали в Сологубовку. Наконец, мы выехали во Мгу и тут я спросил, а не может ли водила довезти аж до Питера? - тот согласился. А что? - работу свою сделал, дачный хлам тетки на дачу отвез, теперь в Питер возвращается. Доехали до поворота в Пухолово, там я спросил, не все ли равно водителю, как ехать, через Мурманское шоссе или через Московское? Он ответил, что ему все равно, и я решил ехать через Московское. Были повороты на Пустыньку, Гладкое, а потом мы выехали точно к Московскому шоссе. Там бетонка пересекает шоссе по виадуку, была развязка, мы выехали на Московское шоссе и поехали к Питеру. Смотрюсь в зеркало дальнего вида и вижу, что лицо мое обгорело до неприличия - стало все ярко-красным. Долго ли, коротко ли, но доехали до Питера. Я попросил остановить меня у Звездной, помахал на прощание водителю, сел на метро и уехал домой. На том мое путешествие в Малуксу и закончилось. Сезон путешествий 2005 года открыт :-).
Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, 27.10.2005
© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/