2005-05-23. Ораниенбаум - Стрельна - Сосновая Поляна
Где был:
ст.Ораниенбаум - ст.Мартышкино - ст.Университет - ст.Старый Петергоф, ст.Стрельна - ст.Володарская - ст.Сосновая Поляна
Что видел:
- Станция Ораниебаум
- Станция Мартышкино
- Станция Университет
- Станция Старый Петергоф
- Станция Стрельна
- Речки Стрелка и Кикенка
- Станция Володарская
- Станция Сосновая Поляна
К вечеру надо бы успеть в город – меня еще ожидают лекции по философии, а пока на улице хорошая погода и есть время, хотелось бы съездить в Ораниенбаум и пройтись железной дорогой до Сосновой Поляны. Ну а если не буду успевать – всегда можно доехать на электричке! Время поджимает: сегодня будний день, многих привычных мне электричек выходного дня нет, а выехать в восемь утра я не могу - я так рано не проснусь. Придется ехать в 11.30 с хорошо известного мне рамбовского поезда. На улице стоит чудовищная жара. Похоже, на нас идет первый летний антициклон… Он начался в пятницу, когда я ездил в Малуксу. В тот день погода была теплая, летняя, впрочем, с прохладцей и ветерком. Но за прошедшие два дня антициклон прогрел воздух, температура неуклонно повышалась, пока сегодня не достигла своего пика - я просто плавлюсь и помираю от духоты. И это при том, что всего-то три дня тому назад, в пятницу, было довольно прохладно!
На Балтах поезд был полупустым, сел в головной вагон. С удовольствием смотрю на торговцев, что ждут отправления поезда (это первый после перерыва поезд), ведь всегда приятно посмотреть отдыхающему на работающих коллег: вы-то работаете, а я отдыхаю! Много людей село на Ленинском проспекте, потом в Лигово, в Сосновой Поляне, так что чем дальше, тем становилось хуже и хуже - уже забиты все проходы, народ в тамбурах висел гроздьями. А я сижу на скамеечке и смотрю в окошко :-). Среди торговцев никто интересный замечен не был, и я без проблем доехал до Ораниенбаума. Так вот почему я еще решил прокатиться именно сегодня: у меня ведь есть абонементный билет, действующий в том числе и по понедельникам! Его и показал контролерам, еду честно :-).
Приехал в Ораниенбаум. Давит дикая духота… От жары и голод, и жажда, и сильная усталость. Поэтому я, только что приехавший в Ораниенбаум, решил зайти в ларек перекусить и что-нибудь попить. По моим прошлым посещениям Рамбова помню отлично зарекомендовавший себя ларек на вокзальной площади - туда я и отправился, где перекусил вкусной пиццой и лимонадом. Ну а потом отправился путешествовать.
Фото 01. 2005-05-23. Вокзал ст.Ораниенбаум
Немного пошатался по пустырям за вокзалом. Подъездные пути к военному заводу, перегруз, эстакада. За эстакадой пустырь, заросший бурьяном и сорной травой, пустырь выходит к Финскому заливу. На путях стоят на вечном приколе какие-то вагоны, время от времени появляются и локомотивы. Вагончики оказались старыми, этакие деревяные коротышки, таких сейчас мало где найдешь. За пустырем находится база ЭПРОН. Очень красиво: разного назначения специальные суда, яхты, катера… Именно здесь я встретил калищенскую электричку, что шла получасом позже Рамбовской.
Фото 02. 2005-05-23. Калищенская электричка прибывает на ст.Ораниенбаум
На платформе осуществлялся «фейс-контроль», чему был удивлен: неужели он и до Рамбова докатился? Я же достаю фотоаппарат – именно здесь находятся самые красивые железнодорожные виды Ораниенбаума. В самом деле, начиная с того момента, как железная дорога пересекает автодорогу, она выходит на берег Финского залива. Отсюда хорошо видны водные просторы, Кронштадт, трубы и градирня Северо-Западной ТЭЦ.
Фото 03. 2005-05-23. Карликовый светофор в Ораниенбауме
Двинулся в сторону железнодорожного переезда. Вот кирпичное строение с любопытной конусоидальной трубой, вот еще одно строение, за ним заводик. Железная дорога вышла на насыпь, по бокам глубокие кюветы. Слева за колеей потянулась воинская часть. Со стороны железной дороги, на уровне насыпи, ряд сараев-складов, заборы. Отсюда еще видно несколько высоких многоэтажных домов, КПП. То была типичная проходная типичной воинской части - железные ворота, красная звезда. Проехал легковой автомобиль. Воинская часть закончилась, однако к Финскому заливу выйти было все также невозможно - похоже, что с этой стороны все застроено гаражами и перекрыто заборами.
Фото 04. 2005-05-23. Карликовые светофоры в Ораниенбауме
Фото 05. 2003-05-25. Электричка Ораниенбаум-Петербург выходит из Ораниенбаума
Зато я вышел к косому железнодорожному переезду. На углу стоит здание железнодорожной казармы – как раз в моем вкусе, люблю такие строения. Впрочем, это лишь домик, сама будка служащего по переезду представляла собой деревянную легкую, наскоро выстроенную будку.
Фото 06. 2005-05-23. Железнодорожная казарма на переезде в Ораниенбауме
Далее происходят изменения в ландшафте. Если в Ораниенбауме железная дорога проходит по насыпи под горочкой террасы Финского залива, то сразу на переезде каким-то странным образом насыпь превращается в довольно глубокую выемку. Переезд оказался у подошвы, по высокой горке над железной дорогой, начиная от переезда, проходит асфальтовая дорога, ведущая в Мартышкино - крупный населенный пункт, по сути слившийся с Ораниенбаумом. Забавно, сколько раз проезжал тут на электричке, но снизу мог разглядеть только верхушки домиков и столбы освещения. Знакомое и незнакомое, близкое и такое далекое!! Автомастерская, двухэтажный старинный домик, массивы частных домов, гаражи. Красота неописуемая: глубокая выемка, все ярко-зеленое (май на дворе, природа только просыпается от зимней спячки!), в низине проходит железная дорога, а по крутым склонам вьется желто-белая пешеходная дорожка… А на самом верху стоят сосенки, и среди них проходит линия черных просмоленных столбов.
Фото 07. 2005-05-23. Ораниенбаум-Мартышкино, выемка в Мартышкино
Платформа Мартышкино ничего интересного собой не представляет – обычная бетонка. На верху выемки продолжается дачный массив, вглубь массива уходила одна дорога за другой, где-то на дороге мужики ремонтировали машину, из радио звучала музыка «Попкорн». Живописные сосенки, светлый бор… Так я дошел до путепровода-эстакады, который давно хотел сфотографировать. Вот только заснять его никак не удавалось, пробовал обойти его стороной, однако мне постоянно что-то мешало, в том числе и дом на той стороне выемки.
Фото 08. 2005-05-23. Автомобильный мост в Мартышкино
Погода превосходная, солнце светит только так, а тут такой лес - сосновый бор, песочек, чистый лес. Дошел до платформы Университет. Похоже, бегают местные студенты - навстречу попалась большая компания, и кто-то в шутку поинтересовался, далеко ли до Выборга, де, на поезд опоздали, догоняют. Любопытно, что эта шутка была сговорена между ними - последующие спросили меня то же самое!
Между Университетом и Старым Петергофом около километра, и обе платформы отлично видны друг с дружки. Перегон интересный, тут есть что посмотреть и пофотографировать. Сколько тут колей? – четыре, пять? Пятый путь разобран, от него остался лишь остаток некогда существовавшего балласта, сооружение склада, остатки фундаментов. Четвертый путь, крайний справа, основательно зарос травой и ведет к подстанции. Третий путь используется как подъездной - за тем же Университетом находятся склады ГСМ, подъездной путь идет на котельную в Мартышкино. Еще один любопытный объект - сарай рядышком с платформой Старый Петергоф. Справа от колеи располагается живописное болото с большим количеством камыша. Рядышком с железнодорожной насыпью группа черных деревянных столбов. На одном из участков один столб вообще свалился, он тянул за собой соседний столб, тот - соседний, и так далее, так что издали все это коллективное падение смотрелось живописной картинкой волны, как ее любят изображать в учебниках физики. Жарко, душно, очень сложно идти, из последних сил, хочется пить…
Фото 09. 2005-05-23. Перегон Университет - Старый Петергоф
Наконец, появляется платформа Старый Петергоф. Сфотографировал подстанцию в стиле сталинской архитектуры. А на электричку я так и не успел. Да, перегон между двумя платформами короткий, и успеть было можно, осталось метров 50, да по такой жаре разве побегаешь? Так что я пропустил электричку, дошел до платформы и плюхнулся на скамейку…
Фото 10. 2005-05-23. Подстанция в Старом Петергофе
А плюхнулся потому, что очень устал. Я поеду на следующей электричке, что должна быть через десять минут, и будет она из Калище. Ба, смотрю на часы и поражаюсь: а ведь верно, это мой поезд, в это время я всегда сижу на этой платформе! И сразу все стало таким родным, приятным… Эти десять минут я провел чуть ли не в полузабытьи, что-то меня окончательно разморило - глаза закрылись, потянуло в дрему и во всем теле чувствовалась усталость… Жарко… Поэтому, когда я сел в электричку, взял у знакомой мороженщицы (по-моему, это была Ирина) мороженое - не помогло. А куда мне ехать? Сначала было думал ехать до Нового Петергофа, а там идти пешком, однако в поезде осознал, что при такой усталости я просто не смогу подняться со скамейки, а посему я лучше доеду до Стрельны. Но уже в Стрельне действительно пересилил себя, собрал волю в кулак, поднялся со скамейки и вышел в лето. Путешествие продолжается.
За Стрельной могут заинтересовать разве что мосты через Стрелку и Кикенку. Мост через Стрелку меня ну никак не заинтересовал, это был скучный железобетонный урод… По берегам глубокой поймы Стрелки цветастым ковром земли дачных самозахватов - гнилые заборы, ржавые железки, деревяшки. Это особо некрасивый участок Стрельны, мне он никогда не нравился. А ведь рядом - Константиновский дворец, что отсюда хорошо виден, именно туда и течет река Стрелка… Я же остановился на реке Кикенка. Здесь имеет место труба, причем еще сталинских времен. Большое бетонное сооружение, высокий свод, на котором выбита цифра - что-то из начала 50-х годов. Речка имеет небольшой порог перепадом этак сантиметров десять, тут камни, булыжники, вот вода и льется водопадом.
Фото 11. 2005-05-23. Труба реки Кикенка в Стрельне
Фото 12. 2005-05-23. Труба реки Кикенка в Стрельне и маленький водопад
И справа и слева открываются живописные поля. Отсюда хорошо видна трамвайная ветка 36-го маршрута, то и дело появляются желтые и красные трамвайчики. Наблюдаются все хорошо знакомые и любимые мною строения Стрельны: виден Константиновский дворец, школа милиции, академия имени Макарова, подстанция рядом с трамвайной веткой, теплицы. Но особенно красивая картинка открывается, конечно, на город, именно на Сосновую Поляну - из-за высоких деревьев парка выглядывают многоэтажные жилые здания, особенно живописны трубы тамошней котельной. И вот я пришел в Володарскую.
Фото 13. 2005-05-23. Перегон Срельна - Володарская. Сосны и вид на Сосновую Поляну
Фото 14. 2005-05-23. Перегон Стрельна - Володарская
Фото 15. 2005-05-23. Перегон Стрельна - Володарская. Электричка на перегоне
В Володарской мне очень хотелось попасть в поселок - найти колонку, попить воды, иначе от жажды просто помирал… Наконец, пройдя половину поселка, у самой станции обнаружил колонку, без чьей-либо помощи извергавшей фонтаны воды - кто-то заклинил рычаг и ушел. Что ж, я был этому открытию только рад, ибо стаканов у меня нет, и пить так или иначе пришлось бы из ладошек, а если при этом еще и рычаг держать, и воды в ладошки набирать - рук не хватит! Кстати, с большим удивлением обнаружил, что рядом с платформой расположено большое усадебное здание! Это было для меня сюрпризом, ибо я катаюсь по этой ветке вот уже год-два, и выучил ее наизусть, а слона-то рядом с платформой и не заметил! Рядом с ним еще несколько кирпичных сооружений, уже советского времени постройки - баня, администрация, магазин. Тут я обнаружил еще одну колонку - их тут много, это хорошо. Дойдя до конца Володарской и пропустив очередную электричку в сторону Сосновой Поляны, я посетил еще одну колонку, потом через помойку и канаву перебрался к железнодорожной насыпи, да пошел дальше.
Перегон Володарская-Сосновая Поляна не был особо увлекательным. Колея вошла в кривую, и вот уже появились хорошо знакомые и родные пейзажи - я пришел в Сосновую Поляну. Рядом с железной дорогой знакомые сосенки, березки. Слева - пустыри, посреди которых торчат брошенные бетонные коробки. Со стороны ЛЭМЗа поворачивает железная дорога. Поля заканчиваются, начинается лесопарк в Сосновой Поляне. Я решил повернуть к подъездной ветке ЛЭМЗа, прогуляться по ней. Тут протекает ручей, стоят железобетонные мосты, исписанные граффити. Дошел до платформы Сосновая Поляна (впервые увидел ее со стороны - как странно наблюдать знакомую картинку с незнакомого ракурса!), и тут только подошла электричка - именно на ней, если не успеваю, я хотел ехать до Сосновой Поляны, чтобы успеть на философию!
Фото 16. 2005-05-23. Перегон Володарская - Сосновая Поляна. Вид на Сосновую Поляну
Теперь остается разве что сесть на трамвай. Сие был 52-й маршрут, давненько на нем не катался, своеобразная ностальгия, что ли… Сел в забитый трамвай, места не хватило, однако было местечко на концевой площадке у открытого окошка. И то хорошо - буду наслаждаться летними пейзажами, вспоминать детство, что я провел в том числе и тут, в Сосновой Поляне… Ну а пока стоим, наблюдаю пивной ларек напротив. Я думал, такие были только в советские времена, а сейчас больше таких и не существует! Но это был истинно советский ларек с пивными кружками, белыми пенными шапками, длинной очередью сорокалетних мужиков, что покупали свое пиво и расходились по кустам, кучкуясь маленькими группами, с наслаждением попивая пивко. Ну а мой трамвай тронулся в путь. Катался на этом трамвае последний раз, наверное, в 15 лет, интересно прокатиться здесь спустя вот уже десять лет… Особенно в такой день, в такую погоду… А народ, затолкавшийся в трамвай, скоро вышел, целые толпы выбрались на проспекте Ветеранов, я же доехал до Ленинского проспекта.
Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, 28.10.2005
© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/