2005-06-22. Покатушки на паровозе СО18-2018

Луга, девять часов вечера. До прихода паровоза еще пять часов, только с Варшавского вокзала в Питере он выедет через два часа. И чем мне, скажите на милость, заняться? Ну ладно, для начала развлекуха была – наблюдал за ТЭП70 с поездом Псков-Луга, на котором сюда приехал. Сфотографировал его в лучах заходящего солнца, потом наблюдал, как тепловоз поехал на экипировку, там встал, там с ним долго копошились машинист и техник, потом закрыли все двери на замок да ушли.

Фото 01. 2005-06-22. ТЭП70 в Луге

Фото 01. 2005-06-22. ТЭП70 в Луге

Я же для начала решил прогуляться по железной дороге в сторону Пскова. Медленным шагом, никуда не торопясь, вышел к железной дороге, потом мимо котельной, мимо сортировочного парка, по тропинке вдоль длинного состава вышел к путепроводу над проспектом, затем за ним, вышел на насыпь за гаражами, вышел к речке Обла. И зачем? Постоял, посмотрел, вернулся назад, присел на насыпь у гаражей. Сижу, убиваю время - паровоз будет через пять часов, а мне ну совершенно нечего делать… Но и сидеть ведь нельзя - солнце уже садится, начинаются сумерки, и на меня налетела мошкара. Так и кусают, злодеи!.. Пришлось вставать и идти обратно на вокзал… Потусовался на железнодорожном вокзале, потом на автовокзале. В сумерках, да еще в тени кустарника, где я сидел, налетела мошкара, спокойно сидеть уже не получалось, читать книжку тем более. Кроме того, на мою скамейку покусились какие-то пьяницы, и рядом со мной то и дело подсаживался какой-то помятый алкоголик в состоянии похмелья… Посему я поднялся со скамейки, прошелся вдоль вокзала. Вернулся - там уже другой пьяница. Ну ладно, пойду прогуляюсь вдоль железной дороги еще раз. Уже около 11 часов вечера, я благополучно убил два часа времени, и теперь я медленно-медленно, прогулочным шагом, прогуливался по тропинке вдоль стоящих на сортировке вагонов, от делать нечего рассматривал штурвалы хопперов, автосцепки, вагоны… Наблюдал заход солнца, на той насыпи вид был очень живописным… Ну вот и солнце село, началась ночь, между прочим, самая короткая ночь в году, летнее солнцестояние! Вернулся на вокзал и обнаружил его закрытым - похоже, у вокзала был перерыв - на эти несколько часов он закрывается и открывается лишь к приходу последней электрички из Питера, что привозит с собой народ, едущий ночным поездом на Псков. Последняя электричка прийдет сюда в два часа ночи, сейчас же только полночь, и я должен еще немного продержаться… Обстановка, царящая вокруг вокзала, мне категорически не нравится… Вокзал полнится какими-то алкоголиками. За вокзалом, у кафешки, тусуются подозрительные компании, по перрону шляются неприятные личности. И ведь вокзал закрыт!.. Устроился на скамеечке, выходящей на платформу пригородных поездов, благо сидел тут не один, а в компании благопристойных трезвых людей. Наблюдал, как сумерки, постепенно сгущаясь, превращаются в ночь, а на севере, куда уходит железная дорога на Питер, постепенно гаснет зарево солнечного заката… У платформы стоит электричка на Питер, ее осматривают милицаи. Вот они зашли в вагон и с силой выволокли оттуда бомжа, устроившегося ночевать на скамейках электрички. Выволокли, бросили его рядом с урной на платформе. Ушли. Тот еще некоторое время провалялся, проснулся, и, пошатываясь, снова залез в электричку. И снова появились милицаи, выволокли его за шкирку и снова швырнули на платформе. Между тем к платформе подошла вторая электричка, остановилась у платформы, и пьяный бомж залез во вторую электричку, откуда энергичными пинками выгонял его уже машинист. Итак, пришла электричка из Питера. Пустая было платформа вдруг заполнилась толпами людей, мои соседи по скамейке встретили приезжих и ушли вместе с ними. Моя скамейка опустела, но тотчас же ко мне присел пьяный мужик и завел пьяный разговор о смысле трансцендентализма Канта… В конце концов, все это меня достало… Решил продолжить бродить по железной дороге, и тут далеко не ушел, ибо куда я сунулся, сразу же облаяла собака… В конце концов, я добрался до густого кустарника, где на меня налетела мошкара и подумывал было, куда идти дальше, но тут зазвонил мобильный телефон - звонил Серега, говорит, что на самом-то деле поезд придет не в Лугу, а на 131-й километр! Но как я туда поеду? Последняя электричка из Луги только что ушла, а первая будет только в четыре утра, что будет уже поздно! Он предлагает мне отправиться на 131-й километр пешком. Не будем уточнять, что я подумал о самом Сереге и его вечном разгильдяйстве - надо было хотя бы чуточку раньше уточнить, куда ехать, а то стою на этом гребаном вокзале, полным алкашей и считаю часы до восхода… Но в свете неприятной перспективы убийства времени я воспринял эту новость с воодушевлением: хоть какое-то действо! Тем более убраться прочь от этих лужских синегалов... Посему я с большим удовольствием отправился пешочком на 131-й километр.

Час ночи. Идти мне примерно час. И где-то в два часа ночи паровоз прибудет на 131-й километр. Какая ведь экзотика, вы только подумайте: ночной перегон! Среди темноты, в два часа ночи идти по шпалам за город! Самая короткая ночь в году, и на севере рдело огромное зарево еще не закончившегося заката… А с юга уже поднималась огромная желтая луна. Когда я ее увидел в первый раз, я ее не узнал - выглядела она как большой фонарь - у горизонта яркие пятна всегда увеличиваются в размерах как вследствие рефракции, так и оптического обмана зрения. Мощная подсветка Луны и летние сумерки содействовали тому, что железная дорога мне была хорошо видна, и шел я без проблем, не спотыкаясь на шпалах и не проваливаясь в ямы… Но вот путь оказался несколько дольше, чем я рассчитывал - вместо рассчитанных 40 минут шел, наверное, час, а может, и больше. Сначала я шел через Лугу, по тропинке вдоль стоящих на путях составов. Ну а затем путепровод, маленький асфальтово-бетонный завод, горловина станции, подъездные пути к лужскому молокозаводу… Ровно в два часа ночи сфотографировал перегон. Конечно, снимок получился фиговым, но зато какой шик сделать фотоснимок в два часа ночи, в самое темное время суток! Вот они - Белые Ночи!

foto_01a.JPG (12711 bytes)

Фото 02. 2005-06-22. Ночной перегон Луга - 131й км. Ничего, что ничего не видно, важен сам факт того, что снято - между прочим, два часа ночи!

Прошел освещенный рядами ярких огней Лужский молокозавод, на этом повороте меня обогнала дрезина. Чуть позже я встретил идущую навстречу электричку - это последняя лужская электричка из Питера, что везет с собой людей на ночной псковский поезд. Среди ночи, тишины и покоя вдруг пронесся длинный поезд с ярко освещенными окнами, в которых сидели одинокие пассажиры, уже готовящиеся к выходу. Последний километр я прошел в полной тишине: два часа ночи, полная Луна, красно-желтые отсветы восходящего солнца на севере, на фоне светловатого неба виднеются силуэты остроконечных елочек… Где-то в лесу мерцает слабый оранжевый огонек - туристы. Среди темноты добрался до ярко-белых фонарей горловины 131-й километра. Песчаный карьер, за ним озеро, длинный забор, пути со стоящими на них хопперами и вот, наконец, я добрался до платформы 131-й километр. Со стороны воинской части доносится: «Раз-два, раз-два, левой-правой! Не отставать!». И что у них там, по тревоге подняли ночью и отправили на строевую подготовку, на физические упражнения? А вот в лесу кто-то устроил себе микрофон, динамики, оттуда и доносится «Раз-два, раз-два… Как слышно, как слышно?». Удивился, но не придал этому значению… А ведь именно туда я и иду!

Ждать на 131-м километре ничего не пришлось, ибо как только я добрался до платформы, так сразу же и увидал вдалеке ярко-белый прожектор приближающегося паровоза. Три часа ночи. Тишина. Одинокая платформа посреди леса. 130 километров от Питера и 5 километров от Луги. Несколько фонарей, ярко освещающие платформу. Полная Луна. И совершенно никого, только я один… Со стороны Питера появляется ярко-белое пятно мощного прожектора паровоза. Наблюдаю, как из стоящей у переезда ДСПшки вышло человек пять и удивленно глазеют на проезжающих мимо них паровоз. На фоне зарева солнечного восхода ясно видно, как над этим чудом (самого паровоза еще не видно) поднимаются клубы черного дыма. Наконец, среди тишины издалека доносятся звуки паровоза. Паровоз будто бы с трудом тянет свой состав, напрягается из последних сил, и до хрипоты, с усилием, будто бурлак на Волге, выдыхает из себя: чух-чух… Приближается. Подъезжает к платформе. Огромный, залитый отсветами прожектора передок, паровоз, сами вагоны… Обычные пассажирские вагоны с мягкими сиденьями. В ярко-освещенных окнах видны столики, заставленные бутылками, да масса студентов, готовящихся к выходу. Их пытались вразумить и хоть как-то организовать эту пьяную толпу проводницы, активно машущие руками… Поезд остановился, двери открылись, и из вагонов выбралась толпа молодежи, большей части пьяной. До того пустая платформа вдруг заполнилась голосами, цветами, красками - среди ночной тишины произошел взрыв звука, взорвавший округу… Среди этой толпы внезапно появился и Серега, я без проблем нашел его.

Между тем стало уже гораздо светлее - не заблудимся! Провожающие попытались организовать толпу рядами, однако Серега сразу заявил, что он строем шагать не намерен, и вообще, он сам знает, куда идти, посему предложил нам пойти отдельно. По дороге, через соснячок, буквально через 100-200 метров вышли мы на Киевское шоссе, чуть дальше находится большой мемориальный комплекс погибшим в ВОВ и сражавшимся на Лужском рубеже. Вот у этого комплекса, а если точнее, чуть дальше, в лесу, и должно было состояться какое-то действо, в которое я, как человек с улицы, так внезапно попал… Пригнали курсантов - в отличие от остальных, они дисциплинированы, стоят строями, ими командуют командиры. Пришли какие-то коммуняки, развевающие красными флагами. Собравшись всей толпой, мы побрели в лес.

В лесу была организована платформа - собственно, настройку звукоаппаратуры для этого выступления я и слышал со стороны железной дороги. Чуть дальше - костерок и маленькая компания лужских энтузиастов. Энтузиасты эти - серегины знакомые, а знакомые моих знакомых - мои знакомые. Короче говоря, это есть положительный момент, что мы пришлись ко двору, подсели к костерку и разделили со всеми некоторое количество спиртного :-). Местные энтузиасы во главе с Игорем Половинкиным (с ним я знаком заочно посредством фотографий, что мне показывал Сергей Соколов) организовали ряд мероприятий, что могли бы стать изюминкой, вершиной сего события, однако, как потом выяснилось, никому не нужных… Энтузиасты пригнали с собой старенький ГАЗик-АА. Это был отличный экспонат, он стоял в лесу у костра, чуть дальше импровизированной сцены, где просходили разные глупые события, и многие из скучающих прибегали посмотреть, что бы сие значило.

Надо ли говорить, что все прибегающие так и жаждали залезть в в кабину?, и ведь таких желающих было много! В конце концов, мы с Серегой были первыми :-). Что еще нужно отметить, так это местных энтузиастов, переодетых в форму времен Великой Отечественной войны. Среди них был как русский солдат, так и немецкий офицер. А что? Смотрелось эффектно: в сосновом бору, ранним утром, настоящий ГАЗик Великой Отечественной, такой, каким он и должен быть: разбитый, грязный, замазюканный и тех же времен русские и немцы, бродящие вокруг костра. Пожалуй, вот это гораздо больше похоже на историческую реконструкцию, чем то, что я видел в Выборге 29 мая 2005 года! Немец пользовался успехом - упитанный, в круглых очках, с бородкой - именно такими немцев показывали в советских военных кинолентах. Немецкий автомат постоянно переходил из рук в руки, также по рукам пошла и немецкая каска, на которой, впрочем, было написано «Главстрой СССР».

Фото 02. 2005-06-22. ГАЗ-АА Лужских энтузиастов. Сзади виден костерок

Фото 03. 2005-06-22. ГАЗ-АА Лужских энтузиастов. Сзади виден костерок

Начинало светать. Мы расположились вокруг костра, появилась бутылка, разлили напиток, сказали тост (или не сказали?), выпили. Ну а потом тихо-спокойно разошлись маленькими компаниями, общались… Горел костер. Немцы беседовали с русскими… Там, где наскоро построили сцену, происходило что-то ужасно скучное, здесь было гораздо интереснее. Некий элемент интереса вызвала лишь солдатская кухня, что развернула свою деятельность, выложила ящики с алюминиевыми военными кружками и начала разливать в них чай. Несколько чашек досталось и мне :-). Хороший был чай, вот только мне попалось что-то много заварки… На импровизированной сцене затеяли какой-то концерт, пели что-то грустное. Затем затеяли викторину. Затем кто-то говорил о войне. Впрочем, нас это уже не касалось - наша группа энтузиастов решила удалиться с сего действа. Как правильно заметил один из здешних собравшихся вокруг костра, это действо нас разочаровало… А разве не так? Начнем хотя бы с того, что сюда приехали такие люди, могущие сделать изюминку, шик любому военному действу - военный ГАЗик, немцы и русские - поговаривали даже, что в утреннем лесу они реконструируют краткий бой между русскими и немцами. А в результате приехали, посидели вокруг костра, да уехали... Наконец, само официальное действо, как и все подобные действа, обозначенные грифом "официальное", были на редкость скучны и до откровения безобразны...

Ну а мы уже заканчиваем, энтузиасты засобирались в обратный путь. Серега попросил подвезти нас в кузове вместе со всеми хотя бы до Киевского шоссе. И хотя в кузове и так сидело множество людей - все те сидевшие вокруг костерка, было получено согласие. Серега хотел было сесть на бортик, но я отговорил его - в грузовике будет трясти! И это действительно так: пока выезжали из соснового бора, ехали по пересеченной местности, трясло жутко, хорошо еще, я устроился в углу двух бортов… Выехали на Киевское шоссе, где грузовичок поехал в сторону Луги, ну а мы выбрались (я еще сфотографировал ГАЗик), да побрели в сторону 131-го километра.

Фото 03. 2005-06-22. ГАЗ-АА с Лужскими энтузиастами на Киевском шоссе

Фото 04. 2005-06-22. ГАЗ-АА с Лужскими энтузиастами на Киевском шоссе

Паровоз из Луги прибудет через полчаса, и эти полчаса мы решили посвятить изучению 131-го километра. Солнце уже взошло, лежит легкий туман…

Фото 04. 2005-06-22. Железнодорожный переезд на рзд.Генерала Омельченко (бв.131-й км)

Фото 05. 2005-06-22. Железнодорожный переезд на рзд.Генерала Омельченко (бв.131-й км)

Потом мы пошли к памятнику - тепловозу ТГК2, что стоит рядом с КПП воинской части на 131-м километре. Серега говорит, что днем этот тепловоз невозможно сфоткать - на проходной вечно кто-то стоит и гоняет фотографов: де, низя, военный объект! Не понимаю: памятник находится за пределами воинской части, а раз так, то я могу фоткать все! Справа от памятника из мешков с песком выложены блиндажи, стоит шлагбаум, за ним замаскированная сеткой автостоянка части. Чуть дальше - еще одна будка КПП, в которой лежит бульварный журнальчик… Обойдя забор, на территории части обнаружили подъездной путь, эстакаду, валяющиеся металлоконструкции. Среди них была обнаружена и коробка от ТГМ-23В.

Фото 05. 2005-06-22. Тепловоз-памятник ТГК-2, рзд.Генерала Омельченко (бв.131-й км)

Фото 06. 2005-06-22. Тепловоз-памятник ТГК-2, рзд.Генерала Омельченко (бв.131-й км)

Ну а потом вернулись на 131-й километр. Скоро должен подойти паровоз на Питер. Серега упрашивает меня, чтобы я ехал вместе с ним. Говорит, что это возможно, никто проверять не будет. И что, мне сейчас ехать в Питер? Вообще говоря, я столь стремительно вернулся из Плюссы, что мне надо бы туда вернуться - там остались все мои вещи, мне нужно хотя бы забрать их! Поэтому я собирался сесть сейчас на электричку, ехать в Лугу, там ждать подкидыша дальше, на Псков... Надо было возвращаться в Плюссу... Но затея такая заманчивая - проехаться на паровозе... Решено: еду!

И вот на 131-й километр едет паровоз СО18, он едет тендером вперед! В самом деле, в Луге ему развернуться негде, там нет ни поворотного круга, ни треугольника! Естественно, это вызвало у меня множество вопросов: а как такое может быть? А машинист видит хоть что-то на железной дороге? Сомневаюсь, по-моему, тендер ему загораживает вид, и едет он наобум… Правда, к тендеру прицеплен прожектор, и это единственное, что было сделано. Масса людей, вернувшихся с торжественного мероприятия, потянулась на платформу, мы же побежали фотографировать приближающийся паровоз. И было нас трое: я, Серега и еще один профессиональный фотограф, что держал в руках дорогущую мощную технику. А тут еще был военный, смотрел за всеми нами. Вот я Сереге и говорю: «А ничего, что мы снимаем стратегический объект?». Военный услышал нас: «Да это же паровоз - старина какая, это можно! А вот если бы вы… - тогда это стратегический объект, это нельзя!». Мы уж не стали с ним спорить и разубеждать его, ведь тема-то больная…

Фото 06. 2005-06-22. Ретро-поезд с паровозом СО18-2018 прибывает на рзд.Генерала Омельченко

Фото 07. 2005-06-22. Ретро-поезд с паровозом СО18-2018 прибывает на рзд.Генерала Омельченко

Итак, я еду в Питер. Вагон с мягкими креслами, маленький столик, на который Серега моментально поставил бутылку сбитня: де, давай, пей! Так что мы начали пьянствовать. И не только мы! Судя по всему, вагон был полон отъявленных алкашей. После бурно проведенной ночи, активно занимаясь литрболом, утром началась похмелка. Впрочем, многие еще только спали, зато когда просыпались, вид их был ужасен. Потом спьяну они снова засыпали, причем в самых неожиданных местах и самых неожиданных позах… Это был поезд пьяных, и когда ты идешь по вагону, смотря направо и налево, примечаешь таких алкашей, расплоставшихся по креслу, сползших на пол, перекинутых через ручки кресел и поваленных навзничь. Кто-то спал даже в тамбуре! Замечательный пример одного такого алкаша был замечен в соседнем со мною кресле. Сначала он нормально спал. Потом, в поисках лучшего местечка потихоньку начал сползать вниз, устраиваясь на моем плече. Я его аккуратно отталкивал - надо же, мамочка ему нашлась!, - однако он продолжал активно устраиваться на моем плече. Пришлось расталкивать, на что он в жутком похмелье попытался извиниться, потом увидел на моем столике стаканчик со сбитнем, глаза его загорелись, и он без спроса судорожно схватил стаканчик и выпил его содержимое. Я смотрел на него с широко раскрытыми глазами: какова наглость! – схватить чужой стаканчик и выпить мой сбитень! Впрочем, сосед мой потом исчез…

Солце уже давно взошло, наступил еще один жаркий летний денек… После бодрой ночи, да еще на солнышке, активно клонит в сон. Заснул где-то в Толмачево и спал до Сиверской. Проснулся от того, что мы стояли и чего-то ждали. Сиверская. Где-то восемь часов утра. Кликнул Серегу - он не спит. Решили прогуляться по платформе. Впрочем, сначала нас долго не выпускали из поезда: де, двери закрыты, а проводники не пускают, однако Серега, пройдя весь поезд, обнаружил в самом последнем вагоне открытую дверь. Свежачок, однако, прохладица, утро! Я решил пробежаться по платформе до паровоза, заснять его еще раз, как мне не получилось этого сделать на 131-м километре, однако, только добежав до паровоза, обнаружил, что сзади идет электричка на Питер - вот почему мы стоим в Сиверской, электричку пропускаем! Пора уже и нам в путь.

Разгоняться на паровозе неприятно. Это на тепловозах и тем более в электричках трогание с места плавное, разгоняешься медленно-медленно. Ну а на паровозе при трогании с места тебя толкает вперед-назад, вперед-назад, вперед-назад. Вот мы проехали Гатчину. Прошлись с Серегой по вагонам, вышли в последний тамбур последнего вагона, смотрим на уходящую назад железную дорогу, на панораму уходящих столбов контактной сети. Проехали Верево, путепровод перед Александровской, саму Александровскую. При подъезде к Питеру решили заснять паровоз в кривой - для этого и надо что высунуться в окошко. Прошлись по составу, однако мало где можно было высунуться в окошко на нужную нам левую сторону - в большинстве вагонов на левой стороне были купе проводников и свободные окошки в тамбурах выходили направо.

Фото 07. 2005-06-22. Наш ретро-поезд приближается к Петербургу. Перегон Александровская-Аэропорт

Фото 08. 2005-06-22. Наш ретро-поезд приближается к Петербургу. Перегон Александровская-Аэропорт

А вот уже и Питер приближается. Проезжаем Ленинский проспект. Платформа полна людей. Где-то впереди, в первом вагоне, из окошка вывешивается красный флаг коммуняк. На платформе довольно много людей - еще бы, четверг, будний день, народ едет на работу! А тут проезжает наш ретро-поезд, да еще тендером вперед! - экзотика, однако! Народ стоял и смотрел на нас ошалелыми глазами. Все-таки приятно было чувствовать себя пассажиром на таком ретро-паровозе! Еще запомнилась бригада путейцев на Предпортовой. Паровоз? Да еще тендером вперед? Нонсенс! Ну а наше путешествие заканчивается. Позади Ленинский проспект, мы прибываем на Броневую. Теперь будем поворачивать на Варшавский вокзал. При повороте к Корпусному шоссе решили мы с Серегой заснять паровоз в кривой. А потом мы подымили и, наконец, приехали на Варшавский вокзал. Где и остановились. Все, приехали.

Фото 08. 2005-06-22. Наш ретро-поезд на перегоне Броневая - Корпусное шоссе. Из окошка высовывается Сергей Соколов

Фото 09. 2005-06-22. Наш ретро-поезд на перегоне Броневая - Корпусное шоссе. Из окошка высовывается Сергей Соколов

Фото 09. 2005-06-22. Паровоз СО18-2018 прибыл на Варшавский вокзал   Фото 10. 2005-06-22. Паровоз СО18-2018 прибыл на Варшавский вокзал

Фото 10, 11. 2005-06-22. Паровоз СО18-2018 прибыл на Варшавский вокзал

Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, 30.10.2005

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz