2005-06-28. ул.Шкапина - Красный Треугольник
Где был:
Балтийский вокзал - ул.Розенштейна - подъездной путь объединения Красный Треугольник - ст.м.Нарвская
Что видел:
- Балтийский вокзал
- Улица Розенштейна
- Красивый заводик :-)
- Подъездные пути к Красному Треугольнику
- Станция метро Нарвская
- Объединение Красный Треугольник
А началось все с того, что я взял с собой фотоаппарат. Погода на улице хорошая, и я хотел по пути из института до метро сфотографировать ряд промышленных пейзажей. Шел через Балтийскую, переходя Обводный канал, сфотографировал вид на улицы Шкапина и Розенштейна, выходящих к Обводному канала. В те времена дома строили тесно прижав друг к дружке, ведь это были доходные дома, предназначенные для самых бедных, а их можно было содеражть и в бараках рядом с газовым заводом. Ряд крупных (и вредных производств) соседствует друг с другом, выходя на набережную канала своими величественными корпусами из красного кирпича, демонстрируя всю прелесть золотого века кирпичной промышленной архитектуры. Кое-что давно обветшало, остальное еще держится, однако же имеет пугающий вид: потрескавшиеся стены, черные зияющие окна, кирпич, обваливающаяся штукатурка и вызывающая опасения кровля. В недавнем времени этот аварийный фонд было решено снести. Ну а мне такие районы всегда нравились – не жить, любоваться! Где все тесно прижато: и промышленная архитектура начала 20-го века, и жилые здания с узкими дворами-колодцами – вот он, классический рабочий Петроград, воспетый в 1920х годах. Почему-то всех заботит сохранение культурного наследия старого Петербурга, но никто не задумывается о рабочем Петрограде. Чтобы посмотреть его, езжайте сюда, на улицу Шкапина!
Фото 01. Набережная Обводного канала, вид на Красный Треугольник
И вот я перебрался через Обводный и решил пройтись по улице Розенштейна. Здесь меня интересовал заводик с высокой красной кирпичной трубой. По правую сторону - объединение Красный Треугольник. На улицу он выходит новыми корпусами, построенными по-советски, с размахом и полным уродством: огромный параллелепипед с абсолютным отсутствием декора, зато потрясающий масштабами, с длинными рядами окон. На первом этаже, очевидно, устроили автомастерские и заправки. Так я добрался до подъездных путей к Красному треугольнику.
Фото 02. Заводик на улице Розенштейна
Фото 03. Заводик на улице Розенштейна
Известно, что стороны балтийской железной дороги через улицу Шкапина и улицу Розенштейна идет подъездной путь - хотелось бы его осмотреть более внимательно. На Розенштейна имеются шлагбаумы и желтая будка обслуживающего переезд. Окна забиты досками, на двери огромный замок. На покрытой шифером крыше мощным пластом растет лишайник. В целом домик производит сильное впечатление небольшого деревянного домика в стиле «на куриных ножках», находящегося в центре Питера.
Фото 04. Будка на железнодорожном переезде ул.Розенштейна
Между двумя переездами, вдоль подъездного пути утоптана тропинка. Вот какое-то химическое производство, туда идет еще один подъездной путь. Чуть дальше – элеваторы, заводы и фабрики, вдалеке виднеются цистерны ГСМ, стоящие у Балтийского вокзала. Посреди всего этого раздолья питерской промышленности стоят жилые здания в катастрофически аварийном состоянии… Такой дом стоит на углу Розенштейна и подъездного пути к Красному Треугольнику. Похоже, часть здания уже успели снести, так что сейчас от него остались лишь отдельные корпуса. Под окнами здания проходит железная дорога.
Фото 05. Подъездной путь к Красному Треугольнику, сразу за ул.Розенштейна
А потом я решил прогуляться по железной дороге в сторону Нарвской, где виднеются сооружения гальванического заведения Максимилиана Лейхтенбергского на Старопетергофском проспекте. Я уже думал, впереди ворота, и дальше хода нет - предприятие!, - однако же то были не ворота, а группа трубопроводов, перекинутых поверху от Красного Треугольника к заводу ЖБИ. Пройдя по подъездному пути, я вышел к удивительному зеленому островку, не занятому абсолютно ничем! Что ж, такое бывает в промышленному кольце Петербурга – многочисленные предприятия перемежаются пустырями, на один из я сейчас и наткнулся. Несколько колей, ручные стрелки, два подъездных пути на Красный Треугольник и огромное количество бурьяна, кустарников, иван-чая вокруг железной дороги. Красота!!
Фото 06. Подъездной путь к Красному Треугольнику
Фото 07. За забором с колючей проволокой - объединение Красный Треугольник
Фото 08. Подъездные пути к Красному Треугольнику
Тут протоптана тропинка, и тут ходят люди! А куда она ведет? Вдоль забора ЖБИ, потом по железнодорожной колее, по свалке, пока не исчезла в дыре бетонного забора. Сама колея продолжалась дальше, но там был тупик, несколько метров которого погрязли в огромных свалках мусора. В заборе проделана дыра, пройдя сквозь которую и обогнув жилое здание, выходишь точно к трамвайной остановке на Старо-Петергофском… Всегда интересно увидеть знакомый пейзаж с незнакомого ракурса! Выйдя на Нарвскую, я понял, что путешествие мое еще не закончилось, а посему купил еще одну фотопленку, и с ней поспешил обратно на железную дорогу, продолжая исследовать край промышленной архитектуры.
Я хотел вернуться назад к улице Шкапина. Но одна колея меня заинтересовала особенно: шла она на территорию Красного Треугольника, ворота настежь открыты. Интересно, а куда ведет эта тропинка? Что бы сие значило?
Фото 09. Подъездные пути к Красному Треугольнику
Заглянул внутрь - а вы уверены, что это вообще завод? Бетонный забор был дряхлым, того и гляди развалится. Открытые нараспашку ворота проржавели насквозь, цепи приводов провисли, порвались, сами электродвигатели заросли травой. Заглянул внутрь: дикий пустырь. Слева стоит колоссальное бетонное сооружение, такое же дикое, как и бурьян, растущий на пустыре. Ни будки, ни здания, ни сооружения - абсолютное отсутствие людей… А где охрана? Подумал, подумал, да решил зайти на территорию предприятия. Вот подъездные пути к химическим складам объединения - там колючая проволока, резервуары с жидкой химией, у эстакады цистерны.
Фото 10. На территории объединения Красного Треугольника
Сама железка упиралась в старинные цеха Красного треугольника, что видны с Обводного канала, только теперь я добрался до них изнутри, с территории объединения. Укрывшись от взоров работавших на автомастерской, сфотографировал этот шедевр промышленной архитектуры, после чего удалился.
Фото 11. На территории объединения Красного Треугольника
Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, 05.11.2005
© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/