2005-07-06. Лямцево
Где был:
ж/д ст.Лямцево - УЖД Лямцево - Заплюсье
Что видел:
- Станция Лямцево
- Путепровод бывшей УЖД Лямцево-Волошово
- Перегруз УЖД Лямцево-Заплюсье
Лямцево. Народ ссаживали в междупутье, было много путейцев из Плюссы. Поезд ушел, путейцы дружной толпой побрели к сараю, я же побрел по шпалам в сторону выходных светофоров. Дошел до горловины, тут кончается два пути и начинается один – он будет тянуться вплоть до Луги.
Фото 01. 2005-07-06. Горловина станции Лямцево со стороны Луги
Фото 02. 2005-07-06. Железнодорожный домик у горловины станции
Искал колодец, где я когда-то набирал грязной болотистой водицы, однако так его и не нашел. Снова вышел к станции. Три пути, на третьем пути стоит состав с цистернами.
Фото 03. 2005-07-06. Диспетчерская ст.Лямцево
Фото 04. 2005-07-06. Диспетчерская ст.Лямцево
Фото 05. 2005-07-06. Диспетчерская ст.Лямцево, рядом - сарай путейщиков - это все, что есть на этой станции
Долго копошившиеся возле сарая путейцы достали тележку, поставили на рельсы, да потянулись по путям в сторону Плюссы. Потом они застряли на третьем пути возле стрелки в сторону перегруза. Неужто торфоперегруз работает, раз пути чистят и ремонтируют?
Фото 06. 2005-07-06. Брошенное здание у платформы ст.Лямцево
Фото 07. 2005-07-06. Брошенное здание у платформы ст.Лямцево
Фото 08. 2005-07-06. Горловина ст.Лямцево в сторону Плюссы
Далее пошел в сторону путепровода УЖД. Перила висят в воздухе, бывших деревянных мостков для прохода людей давно не существует.
Фото 09. 2005-07-06. Путепровод бывшей УЖД Лямцево-Волошово
Фото 10. 2005-07-06. Вид на железную дорогу в сторону Плюссы с путепровода
От Лямцево в сторону перегруза отходит широкая колея, которая постепенно входит в кривую и скрывается за кустарниками. Колея накатана, видны замены шпал на новые. Далее колея пересекает автодорогу, достаточно большую, ведущую из Лямцево к Вялкам и Усконицам. Слева открывается первый промышленный объект, который необходимо посетить - нефтебаза! Она старая, ржавая и уже несколько лет как заброшена: посреди густо взращенного поля хаотическим образом раскиданы домики, сараи, кирпичные постройки. Позади них возвышается штук шесть резервуаров. На обратном пути осмотрю подробней, а сейчас - на УЖД. Ждать долго не пришлось, повернув за очередную группу кустарников, широкая колея вышла на прямую, где впереди в тоннеле кустарников возвышалась странная труба со свернутой шеей, безжизненно висевшей над железной дорогой. Это и есть торфоперегруз. За кустарниками скрывался тупик узкоколейки; рядом валяется перевернутый торфовозный вагончик.
Фото 11. 2005-07-06. Перевернутый торфовозный вагон
Любопытно, но колея кажется наезженной! По крайней мере, она не заросла, чиста, и здесь, похоже, работают люди. В этом я убедился, обнаружив и ряд поменяных шпал и странную тележку на рельсах.
Фото 12. 2005-07-06. На рельсах УЖД была обнаружена странная тележка
Справа, в тупике станции, стоит дом. Его половина, обращенная к Лямцево, казалась заброшенной, однако со стороны УЖД сомнений не сомневалось - здесь живут люди. На дереве умывальник, полотенце, сохнет белье, раскиданы вещи, за стеклами занавески. Прошел мимо дома и очутился во власти узкоколейной сортировочной станции. Сколько здесь путей? - пять, семь, десять? Одна стрелка сменяет другую, но все они давно уже сняты, стрелочные переводы заварены, многие рельсы сняты, другие потерялись в густых зарослях бурьяна. Сохранилось путей четыре, все они забиты длинными составами из красных торфовозных вагонов. Поперек сортировки стоит длинная ржавая коробка, внутри которого располагается вагоноопрокидыватель.
Фото 13. 2005-07-06. Торфовозный вагон, со всех сторон густо заросший бурьяном
Фото 14. 2005-07-06. Еще один брошенный торфовозный вагон
Чуть далее располагался еще один торфоперегруз для поездов, приходящих со стороны Волошово, сейчас создается ощущение, будто будка взорвана изнутри, ее металлоконструкции вывернуты наизнанку. Да еще остался глубоко вырытый фундамент, выложенный кирпичом. Сейчас он полон мутной воды, под воду ведут ржавые ступеньки, и ведут, похоже, глубоко. Просматривается просека и идущие вдоль нее столбы – они вели на Волошово через путепровод в Лямцево.
Фото 15. 2005-07-06. Здесь была УЖД Лямцево-Волошово
Потом я пошел обратно, в сторону торфоперегруза и просто запутался в стрелках и путях: одни из них вели на сортировочную справа, другие на насыпь слева, третьи прямо. Многие из них было разобраны, однако стрелки явно указывали на большое количество существовавших здесь путей.
Внутри ржавой коробки перегруза расположен вагоноопрокидыватель. Принцип работы простой: вагоны заезжают в вагоноопрокидыватель, их опрокидывают, торф ссыпается в емкости внизу, откуда транспортерами поднимается на вышку, там ссыпается в вагоны широкой колеи. Внутри темно, железки покрылись толстым слоем черной пыли, в емкости под решетками грязная лужа с пятнами солярки. Можно было бы залезть и повыше, да уж слишком там грязно…
Фото 16. 2005-07-06. Перегруз УЖД в Лямцево
Фото 17. 2005-07-06. Перегруз УЖД в Лямцево
Выйдя с другой стороны торфоперегруза, обнаружил сложное хозяйство - сарайчики с двигателями и механическим оборудованием. Сюда загоняли вагончики, цепляли тросом, дальше их тянул мощный электродвигатель. Все это сохранилось и поныне. На широкой колее рядом с вагоноопрокидывателем стоит высокое кирпичное здание перегруза, именно сюда транспортером подается торф и ссыпается в вагоны широкой колеи. На второй этаж здания вела лестница, дай, думаю, посмотрю, что там находится, поднимусь наверх. На удивление, хорошая и качественная дверь была не заперта. Лестница привела на веранду. Наконец, через ограждения веранды можно было перелезть и вылезти на крышу. Кстати, крыша сделана из двух сваренных вместе перевернутых торфяных вагончиков. Исследование торфоперегруза окончено, пора возвращаться в Лямцево, тем более что скоро пойдет мой поезд. Поезд на 12.12 из Луги я уже слышал - только что прошел, значит, скоро пойдет и второй поезд, на 14.29 из Луги. На него я и должен успеть.
Фото 18. 2005-07-06. Торфовозные вагончики, вид с перегруза
Фото 19. 2005-07-06. Вид с крыши перегруза. Слева - широкая колея, справа - узкая
Фото 20. 2005-07-06. Одинокий сарай
И снова я прохожу мимо склада ГСМ. Шикарный вид на пустырь. Сюда когда-то шла широкая колея и разветвленная система путей - под ногами виднеются остатки шпал. Один из путей ведет к старому зданию склада, сейчас перед ним развернулась черная мазутная лужа. Через пустырь ведет тракторная колея, она, изрядно попетляв среди брошенных металлоконструкций, привела меня к нефтебазе. Шесть больших резервуаров на бетонной подложке, рядом горизонтально лежат еще несколько баков. Рядом с ними - остатки подъездного пути широкой колеи, столбы, остатки нефтесливной эстакады, кое-где остатки трубопроводов. Сохранился тупик, а вот ни одного рельса мне так найти и не удалось - дорога разобрана полностью! На жарком солнышке испаряются остатки топлив - запах дурной и сильный… Я залез на один из баков, сфотографировал панорамный вид.
Фото 21. 2005-07-06. Бывшая нефтебаза
Фото 22. 2005-07-06. Бывшая нефтебаза
Фото 23. 2005-07-06. Бывшая нефтебаза
Осмотрел кирпичные сооружения нефтебазы. Сейчас они все разрушены, окна зияют чернотой, кое-где отсутствуют целые куски стен, все заросло бурьяном. Сфотографировал здания, тем более что рядом с одним из них обнаружил потрясающую вещь - там лежали штабеля новеньких, чистеньких узкоколейных железобетонных шпал. А еще говорят, узкоколейкой никто не занимается! - а шпалы тогда откуда и зачем?
Фото 24. 2005-07-06. Домик у нефтебазы. На переднем плане штабеля узкоколейных железобетонных шпал
Среди пустырей было обнаружено еще несколько любопытных объектов. Вот один из них: валяющийся на боку пассажирский узкоколейный вагончик.
Фото 25. 2005-07-06. Поваленный на бок пассажирский вагон
Другая коробка была замечена мною еще издалека и представлялась совершенно странной - среди высокой травы выглядывал этакий «лягушонок» - прямоугольная ржавая коробка с двумя резко выделяющимися фарами на крыше. Оказалось, это торфопогрузочный кран. Табличка: «Завод Ивторфмаш, КПТ-1, № 1381, Q - 8 тс, 1971 год.
Фото 26. 2005-07-06. Ржавая коробка от КПТ-1 в Лямцево
Ну а потом я пошел собственно в Лямцево. Погода жаркая, Солнце парит только так - июль в самом разгаре! За поляной открывается чудесный вид на водонапорную башню Лямцево.
Фото 27. 2005-07-06. Водонапорная башня в Лямцево
Три двухэтажных жилых здания да масса сараев напротив - это весь рабочий поселок Лямцево, сама деревня Лямцево располагается в полукилометре отсюда. Очень хотелось пить. Долго носился по станции в поисках колодца, вышел на автобусную остановку, потом к станции и обратно - нет, ничего не нашел. Скоро подошел мой поезд. А так как времени у меня было много, и я был полон сил и энтузиазма, решил съездить еще и в Струги Красные. Но об этом - в следующем отчете.
Фото 28. Ст.Лямцево. Скрещение поездов. Прибытие на станцию поезда Луга-Псков
Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, http://plussa-region.narod.ru, 30.10.2005
© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/