2005-07-07. Воцкий брод - 197й километр

Где был:

Гривцево - вдоль реки Курейка до Воцкого брода - дорога на ост.п. 197-й километр

Что видел:

  1. Деревня Гривцево
  2. Гривцевское озеро
  3. Поиски р.Синюхи
  4. Большое болото
  5. Воцкий брод
  6. Железнодорожный переезд
  7. Ост.п. 197й километр

В этот памятный день настоящего Большого Путешествия, вообще говоря, я никуда и не собирался ходить... Сначала я немного поболтался в Гривцево, потом еще искал остатки моста через Курейку, что около Гривцевского озера, затем искал речку Синюху, а потом отправился к Воцкому броду. Я просто гулял, погода была отличнейшая, и всякий раз всплывала мысль: а может, податься туда-то или туда-то?.. Свой отчет начну, пожалуй, с момента, как я, посидев у Гривцевского озера, решил пройтись по тракторной колее вдоль реки Курейки, на Полигон.

Фото 01. 2005-07-07. Справа - р.Курея, слева за кадром - Гривцевское озеро. Дорога на Полигон

Фото 01. 2005-07-07. Справа - р.Курея, слева за кадром - Гривцевское озеро. Дорога на Полигон

Согласно карте, близ того большого болота, что является надежным ориентиром в моих прогулках по болотам и пойменным лугам Курейки, в Курейку должна впадать речка Синюха. У меня появилась цель - найти речку. Путешествие не обещало быть тяжелым - дорога хоть и представляет собой тракторную колею, но вполне удобопроходима. Высокие остроконечные елочки, болотные растения, красивый лес - мне такие картинки нравятся. Справа течет Курейка. Мелкий песчаный грунт, песчаные обрывы, соснячок. Правда, сосновый лес сильно поредел, за время моего отсутствия здесь устроили несанкционированные делянки. Сама дорога теперь потерялась среди дорог и разворотов местных лесовозов. Пришлось продираться сквозь поваленные деревья, благо что заблудиться тут невозможно. Теперь осталась лишь неспешная прогулка по болотам.

Фото 02. 2005-07-07. Река Курея. Отлично видны поваленные сосны, на берегу - делянка

Фото 02. 2005-07-07. Река Курея. Отлично видны поваленные сосны, на берегу - делянка

Фото 03. 2005-07-07. Слева - р.Курея, впереди, за лесом - Гривцевское озеро

Фото 03. 2005-07-07. Слева - р.Курея, впереди, за лесом - Гривцевское озеро. Именно этот лесок и отделяет болотистую пойму р.Курея и Гривцевское озеро. По сути, этот снимок - изнаночный вид фото 01

Кругом осока, болотные растения, кустарники, и тракторная колея постоянно виляла из стороны в сторону, проваливаясь вниз и резко выруливая на поверхность. То не была дорога - то была пьяная колея местного тракториста, осматривающего состояние поймы, возможно, в целях сенокоса. Болота вдоль речки Курея особенно живописны - высокие, грозные стены остроконечных елочек, под ними болотные растения, осока, песчаный обрыв, степенная река Курейка.

Фото 04. 2005-07-07. Река Курея   Фото 05. 2005-07-07. Река Курея

Фото 04, 05. 2005-07-07. Река Курея

Фото 06. 2005-07-07. Река Курея   Фото 07. 2005-07-07. Река Курея

Фото 06, 07. 2005-07-07. Река Курея

Фото 08. 2005-07-07. Тракторная колея вдоль реки Курея

Фото 08. 2005-07-07. Тракторная колея вдоль реки Курея

Кое-где протоптаны рыбачьи тропинки. Позже одного рыбака я все-таки заприметил, с каким удивлением он посмотрел на меня! Я как раз приступил к поикам Синюхи, и вот, к вящему удовольствию, обнаружил потрясающую штуку: внизу, под обрывом, валялся кусок моста! То был ряд бревен, по которым был прибит ряд бревнышек поменьше. Иду дальше, и вдруг наблюдаю, что тракторная колея закончилась! Дойдя до этого луга (кстати говоря, последнего перед большим болотом), она сделала этакий круг и мирно ушла назад. Странно, как я здесь раньше ходил? Тут же нет ни дорог, ни тропинок, и раньше, возможно, тоже не было! А может быть, за прошедшие годы те тропинки, что были, заросли? Остается только пробираться сквозь заросли, пока не выйду на болото – там будет уже удобнее. Среди нависших кустарников просматривлась какая-то колея, этакий тоннель - тут раньше проходила дорога на Лопатки. Пробрался сквозь крапиву с человеческий рост, затем пересохшую канаву, наконец, вышел на еще одно поле, оно было таким же непроходимым и заросшим. И через него пришлось пробиваться, пока я не прошел и эту излучину Курейки, и не вышел, наконец, к большому болоту. Именно здесь, только на том берегу Курейки, и должна находиться речка Синюха.

Фото 09. 2005-07-07. Река Курея

Фото 09. 2005-07-07. Река Курея

Фото 10. 2005-07-07. Река Курея

Фото 10. 2005-07-07. Река Курея

Брода здесь не было, однако Курейка на всем ее течении Полигона мелкая, с приятным песчаным грунтом, переходить вброд одно удовольствие! А вот слепни просто остервенели! На берегу Курейки, в болотистом краю, да еще в жаркий июльский полдень - да неужто их мало? Жарко, палит июльское солнце, а тут я посреди болот, будто плыву, разгребаю осоку перед собой – вперед, к реке! А кругом насекомые, мошкара взвивается в воздух, слепни, а ведь июльский полдень, усталость, пить хочется... Перебрался на тот берег. И тут идти было сложно: все те же заросли травы, осоки, крапивы. Прошел туда, обратно, но никаких следов не Синюхи не нашел, а посему снова перешел реку и пошел вдоль речки дальше.

Фото 11. 2005-07-07. Река Курея, вид с ее левого берега

Фото 11. 2005-07-07. Река Курея, вид с ее левого берега

Фото 12. 2005-07-07. Вид на леса на левом берегу реки Курея

Фото 12. 2005-07-07. Вид на леса на левом берегу реки Курея

Теперь мне надо пройти открытое пространство болота, выйти к далекому леску и выйти там на проселочную дорогу - идти в сторону Воцкого брода. Болото оказалось взращенным высокими растениями, что удивило: ведь раньше я несколько раз проходил по этому болоту, и всякий раз идти было приятно и удобно, а трава была невысокой. А сейчас вдруг такие заросли!

Фото 13. 2005-07-07. Большое болото. Впереди - Лопатки, река Курея - за спиной

Фото 13. 2005-07-07. Большое болото. Впереди - Лопатки, река Курея - за спиной

Вдруг из травы, внезапно проснувшись, вскакивает маленький лосенок, и запрыгал, побежал прочь от меня. Жаль, не смог сориентироваться, схватить его фотоаппаратом, заснять, кадр получился бы великолепным. Теперь по кустарникам, по еле заметной колее прошел чуть дальше, а там сквозь лес, цепкие малинники, а там уже и просвет виднеется. Вот она - дорога!! Дошел до достопамятной лужи, там протекает ручей и на дороге разливается черной топью - не пройти, не проехать. Вскоре я уже вышел к Воцкому броду. Брод ужасно мелкий, можно перейти хоть в сапогах. Оставив вещи на середине дороги на том берегу Курейки, решил прогуляться по Курейке, ибо где-то в течении реки в десяти метрах от брода обнаружил остатки деревянных конструкций. Штук десять вбитых в грунт столбов стояли рядышком, линией. Возможно, то была мельница. Ну а теперь пора задуматься, куда идти дальше…

Фото 14. 2005-07-07. Делянка на пути к Воцкому броду. Л.культуры. Ель

Фото 14. 2005-07-07. Делянка на пути к Воцкому броду. Л.культуры

Фото 15. 2005-07-07. Вот он, Воцкий брод! Впереди слева виднеется ряд подозрительных столбиков

Фото 15. 2005-07-07. Вот он, Воцкий брод! Впереди слева виднеется ряд подозрительных столбиков

Фото 16. 2005-07-07. На Воцком броду был замечен ряд подозрительных столбов. Мельница?   Фото 17. 2005-07-07. Красивая картинка Воцкого брода

Фото 16. 2005-07-07. На Воцком броду был замечен ряд подозрительных столбов. Мельница?
Фото 17. 2005-07-07. Красивая картинка Воцкого брода

И вот какая мыслишка у меня возникла… Куда идет эта дорога? Похоже, на 197-й километр. А не пройтись ли мне по ней? Идея потрясающая, но вместе с тем немного сумасшедшая. Посмотрю новые районы, прогуляюсь по дороге с Воцкого брода, побываю на 197-м километре - как много всего успею! - комментарии излишни! Но с другой стороны, моя 500-метровка обещает скоро закончиться и я тогда останусь без карты. Есть, правда, атлас Псковской области, но на этой двухкилометровке сия проселочная дорога указана лишь слабой линией, и по ней трудно ориентироваться на местности. Но даже она говорит о том, что от Воцкого брода до 197-го километра порядка 15 километров! Сейчас два часа. Если я буду идти с постоянной скоростью 6 километров в час, к шести часам дойду до 197-го км. Время ограничено: нужно успеть к поезду Псков-Луга.

То была отлично наезженная лесная колея, видно, здесь ездят часто, возможно даже, каждый день. Сразу за Воцким бродом дорога поднялась на горочку, там пошли светлые и сухие сосновые боры. И сразу же начались массовые лесоразработки. Забегая вперед, замечу, что такого большого количества делянок я еще не видел – не сколько их размер, сколько количество! На границах участков - столбики «Ель Культура», номер участка и год вырубки - либо начало этого десятилетия, либо конца прошлого. Потянулись долгие делянки, в лес то и дело сворачивали лесные дорожки лесовозов. Моя дорога тащилась среди песка… Что приятно, так это то, что все лесовозные дороги вливаются в мою колею и идут в сторону 197-го километра. Это указывает на то, что все машины приезжали именно оттуда, куда я сейчас иду, и это не будет тупиком или очередной делянкой. Пока у меня была 500-метровка, я еще ориентировался на местности. Я видел большую гору справа от себя - за ней должна была находиться деревня Курск.

Фото 18. 2005-07-07. Дорога Воцкий брод - 197й км. Сразу за Воцким бродом

Фото 18. 2005-07-07. Дорога Воцкий брод - 197й км. Сразу за Воцким бродом

Фото 19. 2005-07-07. Дорога Воцкий брод - 197 км

Фото 19. 2005-07-07. Дорога Воцкий брод - 197 км

Фото 20. 2005-07-07. На опушке с вырубленным под корень лесом

Фото 20. 2005-07-07. На опушке с вырубленным под корень лесом

Фото 21. 2005-07-07. Дорога Воцкий брод - 197й км

Фото 21. 2005-07-07. Дорога Воцкий брод - 197й км

А какие были пейзажи! Лес был вырублен абсолютно весь, и передо мной открывался вид на широкомасштабные панорамы, где одна опушка сменяет другую, резко спускается вниз, потом поднимается, а там такая же голая опушка, видны редкие сосны, а там еще одна горочка, еще одна. А вот оттуда я только что пришел, и я вижу далекую синюю гребенку сменяющих одну другую горок. Там Курея, там Воцкий брод. Еще я наткнулся на дорогу в сторону Курска. Дорога казалась хорошо наезженной. Сначала она шла среди ельников, потом углубилась в черные ольшанники, пока совсем не заглохла. Нет, можно было пройти и дальше, однако дорога изменила свой характер: из песчаной она превратилась в черное месиво, истерзанное тракторами-тяжеловозами. Пришлось преодолевать лужи, на обратном пути я поскользнулся и свалился в одну из них – это память о посещении дороги на Курск. Вот я прошел дикую делянку. Ну а потом дорога стала ужасать: трактор прошел здесь всего один раз, но зато с местностью не считался: его колеса выворачивали назнанку корневую систему кустарников, они, как фреза, глубоко врезались в черную землю, выворачивали ее, и вот эта пашня, размытая дождями, превратилась в большую грязюку, преодолеть которой не было никакой возможности. Поняв, что дорога ведет скорее к делянке, чем к Курску, и что поиски дороги на Курск должны быть оставлены на потом - у меня сейчас другая цель! - я повернул обратно, снова вышел на дорогу к 197-му километру и пошел дальше. Именно там, спустя уже час после выхода с Воцкого брода, присел отдохнуть на высокой лысой опушке. Где-то вдалеке возвышалась гребенка синих гор - там был Воцкий брод… Сколько мне еще идти до 197-го? Неведомое волновало меня и я уже не мог сидеть на одном месте – мне хотелось идти дальше!

Фото 22. 2005-07-07. Дорога Воцкий брод - 197й км   Фото 23. 2005-07-07. Дорога Воцкий брод - 197й км

Фото 22, 23. 2005-07-07. Дорога Воцкий брод - 197й км

Фото 24. 2005-07-07. Лесовозная дорога в сторону бв.деревни Курск

Фото 24. 2005-07-07. Лесовозная дорога в сторону бв.деревни Курск

Дорога продолжала карабкаться по пескам, мимо широкомасштабных делянок, проходя десятки лесных столбиков. Раньше проблем не было: колея была одна, и все лесовозные дороги вливались в мою дорогу и шли туда, куда надо - в сторону 197-го. Но сейчас я встал на развилке двух дорог. Обе дороги были одинаково хороши, хорошо наезженны, и автомобили, насколько можно было судить по следам их протекторов, одинаково часто поворачивали как направо, так и налево. Все-таки я решил идти направо. Что ни говори, так все ближе к дому, к Плюссе. Однако атлас Псковской области, при всей своей гадости, все же утверждал, что поворачивать надо было налево, и я еще целый час сомневался в своем решении. Я же ушел уже достаточно далеко и продолжал двигаться дальше; возвращаться назад желания не было ни малейшего…

А дорога действительно была интересной. После широкомасштабных рубок леса я окунулся в неведомый для меня мир. И этот мир меня поразил. Вот огромный сосновый бор, длиная и прямая дорога идет сквозь него. Вот дорога выходит на открытую площадку. Здесь она огибает горку и резко поворачивает назад, серпантином уходя под гору. Слева - глубокая низина. Впереди - чуть ли не отвесная, высоченная гора. Она голая, лес срублен, на этом же перекрестке несколько лесовозных дорог, расходящихся в стороны. Я думал было сходить к горе: там виднелась какая-то тропинка, вьющаяся по склону горы - оттуда должен был быть отличный снимок на болото внизу! Но нет, времени мало, надо спешить на 197-й километр… И я было прошелся к горе, затем повернул обратно, вышел к развилке, серпантинной дорогой вышел вниз и пошел дальше. Обязательно надо будет побывать здесь еще разик, ведь тут так интересно!

Фото 25. 2005-07-07. Вот смотрю на этот снимок и сам себе поражаюсь: до чего же далеко я забрел! Какая невероятная даль!

Фото 25. 2005-07-07. Вот смотрю на этот снимок и сам себе поражаюсь: до чего же далеко я забрел! Какая невероятная даль!

Я спешил на 197-й километр. Я чуть ли не бежал. Картинки менялись, как в калейдоскопе. Пересеченная местность, одна гора сменяла другую, дорога то поднималась, то опускалась, выходила в очередной поворот, заворачивала обратно, выходила к болоту и обратно. Вот я вышел из лесу, открывается просторнейшее поле вырубленного леса. Надо его пройти, затем снова лес. Дорога поднимается в горку, выходит налево, затем направо, все дальше и дальше… Казалось, дороге не будет конца, она все бежала и бежала, и вот уже прошел третий час моего похода, и вдруг зазвонил мобильник: а ты где? Ответил, что сам не знаю, дорога бесконечная, а я все шел и шел… Удивительно, что здесь принимает мобильная связь. Вот я оказался в какой-то черном ольховнике. Черно, свет не проникает, дорога спустилась в низину. Вот дорога вышла к маленькому ручейку - был проложена мост из лесных горбушек, устроен мостик.

Фото 26. 2005-07-07. Мостик через один из ручьев на Полигоне, дорога Воцкий брод - 197й км

Фото 26. 2005-07-07. Мостик через один из ручьев на Полигоне, дорога Воцкий брод - 197й км

Это хороший знак, что я перешел мостик - возможно, то были Котяшки, значит, скоро будет и 197-й километр. На радостях остановился, перекусил. И снова бегу, время все идет, бегу без конца, а картинки несутся, одна сменяет другую, и дальше, дальше, дальше… Вот дорога выходит в очередной сосновый бор. Прохожу мимо стоянки лесорубов. Сейчас здесь никого нет, но выглядит странно: столик, аккуратные чурбанчики, на соснах большие щиты: оберегай лес от пожара, не бросай спички и окурки! А потом леса, а потом поля, а потом луга…

Фото 27. 2005-07-07. Чурбанчики. Здесь отдыхали лесорубы

Фото 27. 2005-07-07. Чурбанчики. Здесь отдыхали лесорубы

Но сколь бы долго веревочке не виться, конец всегда отыщется, не правда ли? Конец дороги начался там, где, в очередной раз выбравшись из леса, дорога вышла к лугам. Налево среди светлых, полных света, лугов, отходила тихая проселочная колея. Надо бы исследовать, но времени уже нет, почти шесть часов - надо бежать дальше! Вот какое-то подобие мостика, наброшены горбы, чтобы дорога преодолела то ли яму, то ли пересохший ручей.

Фото 28. 2005-07-07. Дорога Воций брод - 197й км выходит к бывшей деревне

Фото 28. 2005-07-07. Дорога Воций брод - 197й км выходит к бывшей деревне

Строгие ряды лесопосадок елочек. Посадки старые, им несколько десятилетий, и елочки успели подрасти. Сделав круг по полю (здесь, похоже, была деревня), дорога спустилась под горку, где меня ждал сюрприз - железобетонная труба, где протекала речушка Котяшки. Слез вниз, попытался сфотографировать вид на речушку, трубу и окружающую ее высокие папоротники.

Фото 29. 2005-07-07. Труба на дороге Воцкий брод - 197й км. Речка Котяшки

Фото 29. 2005-07-07. Труба на дороге Воцкий брод - 197й км. Речка Котяшки

Хорошо слышен шум от проезжающих по стругокрасненскому шоссе автомобилей. Значит, недалеко уже осталось. Вышел на еще одно поле. Что здесь была еще одна деревня, сомнений не оставалось ни малейших - огромное пространство было густо усыпано дубами, вязами и кленами. Была даже кленовая аллея, что хорошо просматривалась со стороны моей дороги. Следовало бы остаться здесь подольше, посмотреть вблизи, но я спешил, ведь было уже шесть часов, а я до сих пор не вышел к железной дороге… Деревня еще продолжалась, как я вышел на прямую, и вдруг увидел длинную прямолинейную полоску - рельс железной дороги. А за ним телеграфный столб. И внезапно вынурнувший километровый столб. Я вышел к тому самому железнодорожному переезду на том самом 197-м километре.

Фото 30. 2005-07-07. Похоже, что здесь была деревня

Фото 30. 2005-07-07. Похоже, что здесь была деревня

Фото 31. 2005-07-07. Похоже, что здесь была деревня

Фото 31. 2005-07-07. Похоже, что здесь была деревня

Любопытно, но факт того, что я вышел именно туда, куда надо, меня не обрадовал, а удивил и чем-то даже напугал. Сегодня я очень много плутал. Те дороги, что были раньше, и что обозначены на картах, давно уже не существуют, в то время как существует другие дороги. В отсутствии хороших карт я выбирал дороги наугад, не представляя даже, куда они приведут. Это настоящее чудо: судя по тому, как я сегодня блудил, я должен был выйти куда угодно, но только не сюда!..

Фото 32. 2005-07-07. Железнодорожный пеерезд на 197м км. Впереди - Воцкий брод

Фото 32. 2005-07-07. Железнодорожный пеерезд на 197м км. Впереди - Воцкий брод

Глазею на километровый знак: 197/198. Вот он - 197-й километр! И где остановка? Ничто не указывало хотя бы приблизительно на направление, куда мне идти. Рядом с переездом стоял домик - железнодорожная казарма, красивое деревянное здание. Внизу, у домика протекала речушка Котяшки. На ней когда-то находилась мельница, в воде лежит бетонный фундамент. На его основе сейчас проложены деревянные мостки для постирушек. Рядом с речкой колодец.

Фото 33. 2005-07-07. Внизу за кадром - р.Котяшки. На ее высоких берегах расположился колодец и железнодорожный переезд

Фото 33. 2005-07-07. Внизу за кадром - р.Котяшки. На ее высоких берегах расположился колодец и железнодорожный переезд

Фото 34. 2005-07-07. А вот сама речка Котяшки. Железнодорожная насыпь, труба

Фото 34. 2005-07-07. А вот сама речка Котяшки. Железнодорожная насыпь, труба

Спустя километр напал на след исчезнувшей остановки, так долго искомого мною 197-го километра… Прохожу мимо группы кустарников, тут родник. Впереди виднеется сама платформа, скамеечки, группа черных столбов на платформе. Поезд придет в 19.25, это где-то через час, так что у меня еще есть время погулять. Памятуя, что 197-й километр - это малоизвестная железнодорожная остановка, специально для любителей железной дороги заснял несколько видов станции.

Фото 35. 2005-07-07. Ост.п. 197й км. Платформа - слева

Фото 35. 2005-07-07. Ост.п. 197й км. Платформа - слева

Фото 36. 2005-07-07. Бывшее здание диспетчерской на 197м км

Фото 36. 2005-07-07. Бывшее здание диспетчерской на 197м км

Фото 37. 2005-07-07. Бывшее здание диспетчерской на 197м км

Фото 37. 2005-07-07. Бывшее здание диспетчерской на 197м км

Когда-то здесь был разъезд, сейчас остановочный пункт, и бетонная коробка диспетчерской стоит в запустении, окна забиты, двери настежь, и туда можно зайти, посмотреть на протекшие потолки и грязные полы. Ряд сараев. На платформе приятно поразили две маленькие скамейки из горбушек да чурбанчиков. Когда-то была бетонная лесенка по выемке, но сейчас она истопталась, идти по ней проблемно. Ряд столбов освещения. Что поразило, так это, что 197-й километр 197-м не является! На самом деле его надо было назвать 196-м километром, ибо километровый знак 196/197 стоит по окончании станции, где-то перед родником! Откуда-то со стороны Струг Красных появилась одинокая фигурка путейца. До меня он так и не дошел - появился поезд.

Остановился мой поезд, открыли двери в междупутье, одна из проводниц открыла дверь, туда я и рванул. Вот девушка спросила у меня: это Плюсса? Фигушки, Плюсса - это большой поселок, не надо чернить замечательную Плюссу! В вагоне тишь да благодать, всего три человека. Надо сказать, погода сегодня выдалась на редкость удачной. Нет, конечно, тепло, ясное небо, солнышко, однако не жарко и не душно - очень даже комфортно и приятно. Именно это позволило мне пройти километров 25, и ведь с какими усилиями, и по болотам шастал, и по травам с кустарниками, Курейку вброд переходил, Синюху искал. Одно этого чего стоит, а ведь я еще 15 километров шел пешком до 197-го километра!! Хорошо, что погода была хорошая, мне даже пить не хотелось. А еще хорошо, что у меня с собой были шоколадки. И ведь совершенно не устал, ну разве что от долгого хождения чуточку потянул мышцы на левой ноге, так что больно было ступать на ногу. Но это не беда, это мы переживем. Еду, отдыхаю, смотрю в окошко, получаю полное наслаждение, кайфую по полной программе… Так мое путешествие по Полигону и закончилось...

Фото 38. 2005-07-07. 197й км - Плюсса, вид из окошка поезда (его тень видна на снимке). Большое болото на перегоне

Фото 38. 2005-07-07. 197й км - Плюсса, вид из окошка поезда (его тень видна на снимке). Большое болото на перегоне

Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, http://plussa-region.narod.ru/, 02.11.2005

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz