2005-07-13. Железнодорожный перегон Плюсса - 197й км

В этот день я решил прогуляться по железнодорожному перегону Плюсса - 197-й километр. Погода великолепна, небо ясное, безоблачное, очень жарко. Выйдя из дому, сначала долго соображал, как бы мне покороче выйти к железной дороге. Вопрос далеко не праздный: если я пойду через Плюссу, придется делать крюк в несколько километров, а этого ввиду жаркой погоды не хочется... Поэтому я решил идти через Гривцево, напрямик через просеку, где смогу выйти к реке Лонка, и далее уже по железной дороге - к 197-му километру. Дойдя до Гривцево, пошел прямо по разбитой грунтовой колее. Она когда-то вела к коровьим пастбищам, что теперь в одиночестве стоят по правую руку - давно уже в Гривцево нет ни коров ни пастбищ… Где-то слева осталось Гривцево - отсюда видно одинокое деревянное здание, где находится (находился?) гривцевский магазин. Ну а моя дорога вскоре отвернула от просеки и пошла к виднеющему недалеко лесу. Однако мне не нужна дорога, мне нужна просека! Но фигушки ее тут найдешь! Просека узка, тропинка сильно заросла и неприметна - не найдешь! Пришлось из-за отсутствия альтернатив идти по дороге в сторону Плюссы. Впрочем, мне повезло: в сосновом бору обнаружил ответвление налево. Справедливо полагая, что она выведет меня на просеку, повернул. Так и вышло: дорога привела меня к просеке, по которой я и пошел в сторону р. Лонка.

В некоторых местах просека завалена упавшими деревьями. Места здесь топкие, в некоторых местах чистые мшаники, заросли крапивы, в ямах тракторных колей стоят лужи, квакают лягушки. Попалось несколько свежих делянок. Идя по просеке я, наконец, наткнулся на потрясающий перекресток. К просеке с левой стороны присоединилась хорошо наезженная колея. Глубоко заинтригованный открытием, я решил, что железная дорога подождет и свернул в лес. Первые 100 метров пришлось идти по низинным ельникам, полными воды и болотных растений. Но вот дорога вышла на еще один перекресток. Ориентируясь на местности, я был удивлен происхождением дорог: единственная дорога в этом лесу - это просека из Гривцево к Лонке. Куда могут идти три совершенно неведомые и такие хорошие дороги? Это было столь интригующе, что я решил в обязательном порядке пройтись ими. Что касается дороги прямо, то на этот вопрос мне отвечала карта: примерно в этом месте должна быть лесная дорога из Плюссы через Лонку к Бочицам. Вообще-то это была просека, более того, кажется мне, здешние елочки высаживали специально, рядами. Выглядело это так: длинная узкая просека, верхние ветви елочек соединялись черным сводом, так что получался ровный черный тоннельчик, в конце которого ярко светил свет - ярко-белое пятно. Так чего же я жду? - как интересно! - срочно туда! Земля чистая - под елочками обычно ничего не растет, ельники густы и закрывают землю от солнечного света. Направо отходят просеки. И вот я вышел к свету в конце тоннеля. Я был разочарован. На том берегу, похоже, ничего интересного не ожидалось, белое пятно оказалось обычным болотом, густо засеянным осокой, камышом и прочими болотными растениями с человеческий рост.

Фото 01. Просека (на этом сильно засвеченном снимке ее плохо видно) выходил к пойменному болотцу реки Лонка. Река Лонка - за моей спиной, просека - впеерди

Фото 01. Просека (на этом сильно засвеченном снимке ее плохо видно) выходил к пойменному болотцу реки Лонка. Река Лонка - за моей спиной, просека - впереди

В своем разочаровании я еще немного погулял по полянке, пока не обнаружил… речку! Через нее была перекинута переправа - множество бревен, горбушек, сучьев. Да! Я нашел Лонку! Она вытекала из черного леса, где еще можно было различить ее извилины, перекаты, черные коряги и - пропадала в густой растительности болота.

Фото 02. Река Лонка за Гривцево. На переднем плане видны наваленные бревна моста через речку

Фото 02. Река Лонка за Гривцево. На переднем плане видны наваленные бревна моста через речку

Я думаю, надо будет как-нибудь сходить по колее на тот берег Лонки, в сторону Бочицы. Дорога, конечно, отсутствует, зато имеется слегка протоптанная тропинка (кто ходил? охотники, рыболовы?). Дорогой не пользовались десятки лет - она сильно заросла, можно различить остатки по едва заметному просвету. А сейчас - обратно на развилку. Вторая из дорог перекрестка уходила к железной дороге; дорога казалась хорошо наезженной, а потом становилась все хуже и хуже, пока не привела к делянке.

Теперь осталось пройтись третьей из дорог, идущей параллельно Лонке в сторону Гривцево. Все указывало на то, что сия дорога является главной - именно она должна привести меня к какому-нибудь населенному пункту или крупной дороге. Я все надеялся, что эта дорога перейдет через Лонку и уйдет на ту сторону Полигона, чтобы затем примкнуть к дороге на Воцкий брод. Жаль, не вышло!, она привела меня точнехонько в Гривцево. Как оказалось, та самая тракторная колея, которую ранее я отмел как не представляющую интереса! Ну что же, я видел все, что только можно и по пути сделал потрясающие открытия моста через Лонку и дороги на Бочицу.

Фото 03. Дорога в Гривцевском лесу возле реки Лонка

Фото 03. Дорога в Гривцевском лесу возле реки Лонка

Теперь я иду в сторону 197-го километра. Жарко. Чем дальше, тем жарче – сегодня хуже, чем вчера – жара переносится с трудом. На пути самым первым сюрпризом стала речка Бочица, железная дорога пересекает ее по мосту. Осмотрел мост, спустился по насыпи, что было большим испытанием. А вы представьте, по жаре такой, да по крутой насыпи, да среди высоких трав! Изматывает сильно!!

Фото 04. Мост через реку Бочица   Фото 05. Река Бочица, вид в сторону Пятчино

Фото 04. Мост через реку Бочица
Фото 05. Река Бочица, вид в сторону Пятчино

Фото 06. Река Бочица и столб железнодорожной связи    Фото 07. Болотистая пойма реки Бочица, вид в сторону Гривцево

Фото 06. Река Бочица и столб железнодорожной связи
Фото 07. Болотистая пойма реки Бочица, вид в сторону Гривцево

Потратив много времени на мост через Бочицу, сфотографировав редколесье Бочицы, следующим объектом съемки сделал Козий ручей. А давай-ка слезем вниз и заснимем его! И снова спускаться по крутой насыпи, и снова эта изнуряющая жара, а внизу густые заросли осоки, кочки. Я думал, будет канава - нету канавы!, зато было болото, из-за стоящей жары основательно высохшее. Пока добрался до Козьего ручья, с меня уже излились семь ручьев пота.

Фото 08. Козий ручей    Фото 09. Козий ручей

Фото 08, 09. Козий ручей

А вот едет он, наш красавец - ТЭП70 с поездом Луга-Псков! Теперь мне осталось всего немного - насыпь заканчивается и начинается горочка.

Фото 10. Перегон Плюсса - 197-й километр близ реки Лонка

Фото 10. Перегон Плюсса - 197-й километр близ реки Лонка

Фото 11. Перегон Плюсса - 197-й километр. Поезд Луга-Псков где-то за Бочицей

Фото 11. Перегон Плюсса - 197-й километр. Поезд Луга-Псков где-то за Бочицей

На этой горке заканчивается низина Лонки и Бочицы. На горке железная дорога поворачивает влево, здесь я обосновался надолго. Сначала встретил едущий из Струг на Плюссу М62, сфотографировать его не удалось.

За поворотом открывается большое и живописное болото. Надо признать, из окошка поезда многие вещи смотрятся красивее, чем на самом деле! Пройдя мимо болота, я так и не увидел супер-пупер хороших видов и немного разочаровался. Предпринял попытку спуститься вниз, но там было много воды.

Фото 12. Большое болото на перегоне Плюсса - 197й километр    Фото 13. Большое болото на перегоне Плюсса - 197й километр

Фото 12, 13. Большое болото на перегоне Плюсса - 197й километр

Фото 14. Большое болото на перегоне Плюсса - 197й километр

Фото 14. Большое болото на перегоне Плюсса - 197й километр

Фото 15. Большое болото на перегоне Плюсса - 197й километр

Фото 15. Большое болото на перегоне Плюсса - 197й километр

Фото 16. Большое болото на перегоне Плюсса - 197й километр

Фото 16. Большое болото на перегоне Плюсса - 197й километр

Я шел и казалось мне, что где-то в двух километрах от меня стоит на рельсах какой-то мужик – это было так далеко, что ничего, кроме еле заметной черной точки, я и не видел. Наконец, различил, что мужик перешел через рельсы и спустился по насыпи вниз. Это было где-то около светофора. Наконец, дошел до светофора и я, здесь обнаружил, что вниз с насыпи вела еле заметная тропинка (что такое тропинка в условиях Полигона, я испытал на себе: один человек прошел, слегка примяв траву - и все, тропинка! И ходил он, быть может, два месяца назад). В землю вбита железяка, к ней прикреплен уходящий вниз металлический провод. И куда эта конструкция ведет? Она заканчивается в конце болота, возможно, будет тропинка в лес. Как загадочно!

Фото 17. Перегон Плюсса - 197й километр. Далеко впереди на горизонте располагается Плюсса

Фото 17. Перегон Плюсса - 197й километр. Далеко впереди на горизонте располагается Плюсса

Фото 18. Перегон Плюсса - 197й километр. Поезд Псков-Луга по пути в Плюссу

Фото 18. Перегон Плюсса - 197й километр. Поезд Псков-Луга по пути в Плюссу

Котловина закончилась, насыпь взошла на горочку. Наблюдаю железнодорожную казарму, разбитую и разломанную. Зашел внутрь домика, прошелся комнатами. Внутри дома побитая штукатурка, масса газет, мусор. Рядом с домиком - сараи, пасека из десятка ульев, к дому прислонен знак «С». Здесь обнаружил дорогу на Посадницу. Наличие этой дороги подтверждает и карта: здесь же должен быть и переезд! И я нашел эту дорогу! В самом деле, вот насыпь, дорога пересекает железку и уходит в лес, где отлично видна слабая просека, густо взращенная кустарниками. Как же мне нравится искать и находить такие брошенные дороги!

Фото 19. Старый железнодорожный дом на перегоне Плюсса - 197й километр    Фото 20. Здесь была дорога на Посадницу - видна просека :-)

Фото 19. Старый железнодорожный дом на перегоне Плюсса - 197й километр
Фото 20. Здесь была дорога на Посадницу - видна просека :-)

Ну вот теперь и все. 197-й километр не за горами - я уже видел дорогу на Посадницу и железнодорожную казарму, осталось недалеко. Уставший, считал последние километры. Но опять забыл, что с километрами беда: 197-й километр на самом деле 196-й километр, ибо находится между километровыми знаками 195/196 и 196/197. Рядом автодорога на Струги Красные - в 100 метрах. Здесь же встретил 2ТЭ116. Эх, черт, слишком поздно его заметил, так бы нашел себе местечко получше! А вот появились черные осветительные столбы 197-го километра, а вот и жилые домики. Вот крайний дом Новой Деревни, а вот и тот дом, куда я когда-то стучался, просился показать дорогу. Все, я пришел. До поезда в Плюссу остался один час.

Фото 21. 2ТЭ116 на перегоне Плюсса - 197й километр    Фото 22. Сарай путейщиков на 197м километре

Фото 21. 2ТЭ116 на перегоне Плюсса - 197й километр
Фото 22. Сарай путейщиков на 197м километре

Первым делом надо набрать водицы. Идти далековато: надо дойти до конца остановки, и там еще метров 300. Красивая надпись вензелями: «Родник-твой, береги его!». Как хороша холодная родниковая водица в жаркий июльский день! Так как есть немножко времени, и солнце уже не так жарит, а я попил водицы и преисполнился силой и энтузиазмом, решил прогуляться по Новой Деревне. Новая Деревня оказалась достаточно большой! Все дома, дома, дома, множество улиц - я проходил эту деревню с километр, пока не дошел до поворота на переезд к Воцкому броду. А со станции деревня казалась совсем маленькой, два-три дома! Солнце опустилось довольно низко, дорога покрылась густыми черными тенями. Направо отходят дороги. Это уже не Полигон, это родина моей мамы - там и Носурино, и Страшево, и Прусси.

Фото 23. Дорожный указатель "Новая Деревня"

Фото 23. Дорожный указатель "Новая Деревня"

По ту сторону дороги обнаружил карьер и АБЗ. Это стало сюрпризом: я и не знал, что в этой деревушке есть что посмотреть из промышленности! Надо было бы пройти дальше, но время поджимало, на исследования времени не хватало, надо возвращаться. Вышел к переезду. Да, здесь я уже был, не далее как в прошлый четверг… Вот протекает речка Котяшки, вот колодец, мостки. Железнодорожная казарма, вглуби двора сидит хозяин, рядом с ним собака, столь яростно лающая на меня - интересно, а где они были в прошлый четверг? Стоило пройти немножко дальше, как услышал позади себя шум. Обидно: по переезду в сторону Воцкого брода проехал ЛЕСОВОЗ! Жаль, очень жаль!..

Фото 24. 197-й километр. Железнодорожный переезд, дорога к Воцкому броду

Фото 24. 197-й километр. Железнодорожный переезд, дорога к Воцкому броду

Через десять минут появился поезд. На сей раз из поезда вылезло много людей, в том числе и из моего вагона, куда я собирался лезть - я же говорил, большая деревня! Любопытно, что попал в тот же вагон к той же проводнице, где ехал в прошлый четверг. Она меня узнала: «До Плюссы?». Всю дорогу внимательно рассматривал местность, по которой я сегодня ходил. Красивые места, наслаждаюсь поездкой. Приехал в Плюссу, и снова до боли родные места. В который уже раз приезжаю в Плюссу и все поражаюсь, как же здесь хорошо! Теперь уже осталось немного – всего-то до Куреи. Прошел полтора километра, как вдруг остановился какой-то мужик: залезай, подвезу! И путешествие мое на этом закончилось.

Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, http://plussa-region.narod.ru/, 22.11.2005

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz