2005-07-13. Железнодорожный перегон Плюсса - 197й км
В этот день я решил прогуляться по железнодорожному перегону Плюсса - 197-й километр. Погода великолепна, небо ясное, безоблачное, очень жарко. Выйдя из дому, сначала долго соображал, как бы мне покороче выйти к железной дороге. Вопрос далеко не праздный: если я пойду через Плюссу, придется делать крюк в несколько километров, а этого ввиду жаркой погоды не хочется... Поэтому я решил идти через Гривцево, напрямик через просеку, где смогу выйти к реке Лонка, и далее уже по железной дороге - к 197-му километру. Дойдя до Гривцево, пошел прямо по разбитой грунтовой колее. Она когда-то вела к коровьим пастбищам, что теперь в одиночестве стоят по правую руку - давно уже в Гривцево нет ни коров ни пастбищ… Где-то слева осталось Гривцево - отсюда видно одинокое деревянное здание, где находится (находился?) гривцевский магазин. Ну а моя дорога вскоре отвернула от просеки и пошла к виднеющему недалеко лесу. Однако мне не нужна дорога, мне нужна просека! Но фигушки ее тут найдешь! Просека узка, тропинка сильно заросла и неприметна - не найдешь! Пришлось из-за отсутствия альтернатив идти по дороге в сторону Плюссы. Впрочем, мне повезло: в сосновом бору обнаружил ответвление налево. Справедливо полагая, что она выведет меня на просеку, повернул. Так и вышло: дорога привела меня к просеке, по которой я и пошел в сторону р. Лонка.
В некоторых местах просека завалена упавшими деревьями. Места здесь топкие, в некоторых местах чистые мшаники, заросли крапивы, в ямах тракторных колей стоят лужи, квакают лягушки. Попалось несколько свежих делянок. Идя по просеке я, наконец, наткнулся на потрясающий перекресток. К просеке с левой стороны присоединилась хорошо наезженная колея. Глубоко заинтригованный открытием, я решил, что железная дорога подождет и свернул в лес. Первые 100 метров пришлось идти по низинным ельникам, полными воды и болотных растений. Но вот дорога вышла на еще один перекресток. Ориентируясь на местности, я был удивлен происхождением дорог: единственная дорога в этом лесу - это просека из Гривцево к Лонке. Куда могут идти три совершенно неведомые и такие хорошие дороги? Это было столь интригующе, что я решил в обязательном порядке пройтись ими. Что касается дороги прямо, то на этот вопрос мне отвечала карта: примерно в этом месте должна быть лесная дорога из Плюссы через Лонку к Бочицам. Вообще-то это была просека, более того, кажется мне, здешние елочки высаживали специально, рядами. Выглядело это так: длинная узкая просека, верхние ветви елочек соединялись черным сводом, так что получался ровный черный тоннельчик, в конце которого ярко светил свет - ярко-белое пятно. Так чего же я жду? - как интересно! - срочно туда! Земля чистая - под елочками обычно ничего не растет, ельники густы и закрывают землю от солнечного света. Направо отходят просеки. И вот я вышел к свету в конце тоннеля. Я был разочарован. На том берегу, похоже, ничего интересного не ожидалось, белое пятно оказалось обычным болотом, густо засеянным осокой, камышом и прочими болотными растениями с человеческий рост.
Фото 01. Просека (на этом сильно засвеченном снимке ее плохо видно) выходил к пойменному болотцу реки Лонка. Река Лонка - за моей спиной, просека - впереди
В своем разочаровании я еще немного погулял по полянке, пока не обнаружил… речку! Через нее была перекинута переправа - множество бревен, горбушек, сучьев. Да! Я нашел Лонку! Она вытекала из черного леса, где еще можно было различить ее извилины, перекаты, черные коряги и - пропадала в густой растительности болота.
Фото 02. Река Лонка за Гривцево. На переднем плане видны наваленные бревна моста через речку
Я думаю, надо будет как-нибудь сходить по колее на тот берег Лонки, в сторону Бочицы. Дорога, конечно, отсутствует, зато имеется слегка протоптанная тропинка (кто ходил? охотники, рыболовы?). Дорогой не пользовались десятки лет - она сильно заросла, можно различить остатки по едва заметному просвету. А сейчас - обратно на развилку. Вторая из дорог перекрестка уходила к железной дороге; дорога казалась хорошо наезженной, а потом становилась все хуже и хуже, пока не привела к делянке.
Теперь осталось пройтись третьей из дорог, идущей параллельно Лонке в сторону Гривцево. Все указывало на то, что сия дорога является главной - именно она должна привести меня к какому-нибудь населенному пункту или крупной дороге. Я все надеялся, что эта дорога перейдет через Лонку и уйдет на ту сторону Полигона, чтобы затем примкнуть к дороге на Воцкий брод. Жаль, не вышло!, она привела меня точнехонько в Гривцево. Как оказалось, та самая тракторная колея, которую ранее я отмел как не представляющую интереса! Ну что же, я видел все, что только можно и по пути сделал потрясающие открытия моста через Лонку и дороги на Бочицу.
Фото 03. Дорога в Гривцевском лесу возле реки Лонка
Теперь я иду в сторону 197-го километра. Жарко. Чем дальше, тем жарче – сегодня хуже, чем вчера – жара переносится с трудом. На пути самым первым сюрпризом стала речка Бочица, железная дорога пересекает ее по мосту. Осмотрел мост, спустился по насыпи, что было большим испытанием. А вы представьте, по жаре такой, да по крутой насыпи, да среди высоких трав! Изматывает сильно!!
Фото 04. Мост через реку Бочица
Фото 05. Река Бочица, вид в сторону Пятчино
Фото 06. Река Бочица и столб железнодорожной связи
Фото 07. Болотистая пойма реки Бочица, вид в сторону ГривцевоПотратив много времени на мост через Бочицу, сфотографировав редколесье Бочицы, следующим объектом съемки сделал Козий ручей. А давай-ка слезем вниз и заснимем его! И снова спускаться по крутой насыпи, и снова эта изнуряющая жара, а внизу густые заросли осоки, кочки. Я думал, будет канава - нету канавы!, зато было болото, из-за стоящей жары основательно высохшее. Пока добрался до Козьего ручья, с меня уже излились семь ручьев пота.
Фото 08, 09. Козий ручей
А вот едет он, наш красавец - ТЭП70 с поездом Луга-Псков! Теперь мне осталось всего немного - насыпь заканчивается и начинается горочка.
Фото 10. Перегон Плюсса - 197-й километр близ реки Лонка
Фото 11. Перегон Плюсса - 197-й километр. Поезд Луга-Псков где-то за Бочицей
На этой горке заканчивается низина Лонки и Бочицы. На горке железная дорога поворачивает влево, здесь я обосновался надолго. Сначала встретил едущий из Струг на Плюссу М62, сфотографировать его не удалось.
За поворотом открывается большое и живописное болото. Надо признать, из окошка поезда многие вещи смотрятся красивее, чем на самом деле! Пройдя мимо болота, я так и не увидел супер-пупер хороших видов и немного разочаровался. Предпринял попытку спуститься вниз, но там было много воды.
Фото 12, 13. Большое болото на перегоне Плюсса - 197й километр
Фото 14. Большое болото на перегоне Плюсса - 197й километр
Фото 15. Большое болото на перегоне Плюсса - 197й километр
Фото 16. Большое болото на перегоне Плюсса - 197й километр
Я шел и казалось мне, что где-то в двух километрах от меня стоит на рельсах какой-то мужик – это было так далеко, что ничего, кроме еле заметной черной точки, я и не видел. Наконец, различил, что мужик перешел через рельсы и спустился по насыпи вниз. Это было где-то около светофора. Наконец, дошел до светофора и я, здесь обнаружил, что вниз с насыпи вела еле заметная тропинка (что такое тропинка в условиях Полигона, я испытал на себе: один человек прошел, слегка примяв траву - и все, тропинка! И ходил он, быть может, два месяца назад). В землю вбита железяка, к ней прикреплен уходящий вниз металлический провод. И куда эта конструкция ведет? Она заканчивается в конце болота, возможно, будет тропинка в лес. Как загадочно!
Фото 17. Перегон Плюсса - 197й километр. Далеко впереди на горизонте располагается Плюсса
Фото 18. Перегон Плюсса - 197й километр. Поезд Псков-Луга по пути в Плюссу
Котловина закончилась, насыпь взошла на горочку. Наблюдаю железнодорожную казарму, разбитую и разломанную. Зашел внутрь домика, прошелся комнатами. Внутри дома побитая штукатурка, масса газет, мусор. Рядом с домиком - сараи, пасека из десятка ульев, к дому прислонен знак «С». Здесь обнаружил дорогу на Посадницу. Наличие этой дороги подтверждает и карта: здесь же должен быть и переезд! И я нашел эту дорогу! В самом деле, вот насыпь, дорога пересекает железку и уходит в лес, где отлично видна слабая просека, густо взращенная кустарниками. Как же мне нравится искать и находить такие брошенные дороги!
Фото 19. Старый железнодорожный дом на перегоне Плюсса - 197й километр
Фото 20. Здесь была дорога на Посадницу - видна просека :-)Ну вот теперь и все. 197-й километр не за горами - я уже видел дорогу на Посадницу и железнодорожную казарму, осталось недалеко. Уставший, считал последние километры. Но опять забыл, что с километрами беда: 197-й километр на самом деле 196-й километр, ибо находится между километровыми знаками 195/196 и 196/197. Рядом автодорога на Струги Красные - в 100 метрах. Здесь же встретил 2ТЭ116. Эх, черт, слишком поздно его заметил, так бы нашел себе местечко получше! А вот появились черные осветительные столбы 197-го километра, а вот и жилые домики. Вот крайний дом Новой Деревни, а вот и тот дом, куда я когда-то стучался, просился показать дорогу. Все, я пришел. До поезда в Плюссу остался один час.
Фото 21. 2ТЭ116 на перегоне Плюсса - 197й километр
Фото 22. Сарай путейщиков на 197м километреПервым делом надо набрать водицы. Идти далековато: надо дойти до конца остановки, и там еще метров 300. Красивая надпись вензелями: «Родник-твой, береги его!». Как хороша холодная родниковая водица в жаркий июльский день! Так как есть немножко времени, и солнце уже не так жарит, а я попил водицы и преисполнился силой и энтузиазмом, решил прогуляться по Новой Деревне. Новая Деревня оказалась достаточно большой! Все дома, дома, дома, множество улиц - я проходил эту деревню с километр, пока не дошел до поворота на переезд к Воцкому броду. А со станции деревня казалась совсем маленькой, два-три дома! Солнце опустилось довольно низко, дорога покрылась густыми черными тенями. Направо отходят дороги. Это уже не Полигон, это родина моей мамы - там и Носурино, и Страшево, и Прусси.
Фото 23. Дорожный указатель "Новая Деревня"
По ту сторону дороги обнаружил карьер и АБЗ. Это стало сюрпризом: я и не знал, что в этой деревушке есть что посмотреть из промышленности! Надо было бы пройти дальше, но время поджимало, на исследования времени не хватало, надо возвращаться. Вышел к переезду. Да, здесь я уже был, не далее как в прошлый четверг… Вот протекает речка Котяшки, вот колодец, мостки. Железнодорожная казарма, вглуби двора сидит хозяин, рядом с ним собака, столь яростно лающая на меня - интересно, а где они были в прошлый четверг? Стоило пройти немножко дальше, как услышал позади себя шум. Обидно: по переезду в сторону Воцкого брода проехал ЛЕСОВОЗ! Жаль, очень жаль!..
Фото 24. 197-й километр. Железнодорожный переезд, дорога к Воцкому броду
Через десять минут появился поезд. На сей раз из поезда вылезло много людей, в том числе и из моего вагона, куда я собирался лезть - я же говорил, большая деревня! Любопытно, что попал в тот же вагон к той же проводнице, где ехал в прошлый четверг. Она меня узнала: «До Плюссы?». Всю дорогу внимательно рассматривал местность, по которой я сегодня ходил. Красивые места, наслаждаюсь поездкой. Приехал в Плюссу, и снова до боли родные места. В который уже раз приезжаю в Плюссу и все поражаюсь, как же здесь хорошо! Теперь уже осталось немного – всего-то до Куреи. Прошел полтора километра, как вдруг остановился какой-то мужик: залезай, подвезу! И путешествие мое на этом закончилось.
Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, http://plussa-region.narod.ru/, 22.11.2005
© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/