2005-07-14. Серебрянка
Жара продолжается, и я, как неутомимый путешественник, не могу себе позволить провести этот солнечный день дома. Я обязан ехать в Серебрянку! Итак, вышел из дому, потащился на вокзал в Плюссе. Какой-то мужик пристал: дай деньжат! Отшил его сразу - не хватает мне таких в городе, так вот, еще и в Плюссе пристают!
Фото 01. Поезд Псков-Луга прибывает на станцию Плюсса
Серебрянка встретила меня все той же жарой - июль в самом разгаре. Первым делом надо сфотографировать здание ДСП.
Фото 02. Здание диспетчерской в Серебрянке
Фото 03. Поезд Псков-Луга прибыл на станцию Серебрянка
А потом я остался ждать, когда же поезд пойдет дальше. А он все стоял и стоял, и довольно долго. Закралась мысль: в прошлый раз, как я был в Серебрянке, случилась такая же история с оставшемся здесь на два часа поездом. Только много позже, сделав круг и вернувшись к ДСП, я увидел там объявление: «14 июля и 21 июля 2005 года п.6556 прибытием в 11.44 отправляется в Лугу в 12.32». Ну ладно, махаю на поезд рукой и иду гулять по Серебрянке. Длинные штабеля круглого леса, лесопогрузчики грузят лес в полувагоны. А вот и сгоревший вагон, что стоит в тупике. Поднялся по автосцепке, залез внутрь. Тут пепелище, ржавые конструкции, висят трубы, скрипят двери. Зловещая картина.
Фото 04. Сгоревший вагон в тупике станции Серебрянка
Фото 05. Сгоревший вагон в тупике станции Серебрянка
Фото 06. Интерьер сгоревшего вагона в тупике станции Серебрянка
В 1999 году, когда я был здесь в последний раз, лесопогруз представлял собой довольно страшное, но работающее предприятие. К нему вел подъездной путь, стояли ручные стрелки, масса кирпичных строений перегруза, был даже башенный кран, отлично видимый из окошка поезда. Все это было еще в 1999-м году, когда я сфотографировал железную дорогу, ручную стрелку, молодую сосенку. С тех пор все кардинально изменилось. Подъездной путь разобрали. На насыпи, некогда полукругом ведшей к погрузу, ныне не осталось ни рельсов, ни шпал - орудовали тяжелой техникой, насыпь сильно изъедена ямами. Вышел к бывшему лесопогрузу, нашел ту самую сосенку. Когда-то была маленькая, зато теперь эк как вымахала! Громадный пустырь, взращенный бурьяном да колючками, штук 10 бетонных и кирпичных корпусов - с разрушенными стенами, крышами, развалившимися кирпичными перегородками и зияющими дырами - вид, конечно, удручающий. Смотря на развалины, вспоминая десятки других виденных развалин и понимая, что все это – типичное явление всей России, становится страшно за наше настоящее и будущее.
Мимо развалины подстанции углубился в лес. Здесь когда-то должна была идти узкоколейка. Сейчас тут лежит асфальт.
Фото 07. Возможно, тут проходила узкоколейка в Серебрянка
Прошел мимо нескольких кирпичных развалин, вышел к развалюхе - зданию железнодорожных весов. Асфальт закончился, но в лесу нашлась дорога. Может, тут и проходила узкоколейка, но чем дальше я шел по дороге, тем больше в этом сомневался. Дорога вывела на действующую делянку, где шли работы по рубке леса.
Фото 08. Делянка в Серебрянке
Фото 09. Делянка в Серебрянке
За делянкой дорога поднимается в горку, там виднеется АБЗ. Отчетливо видны его металлоконструкции, кучи песка, бульдозер.
Фото 10. Асфальтово-бетонный завод в Серебрянке
А дальше я вышел на асфальтовую дорогу, упирающуюся в уже виденный мною завод. Кстати, именно за ним, согласно карте, должна располагаться узкоколейка. Мне бы хотелось пройтись по ней, добраться до показанного на карте моста - казалось бы, недалеко, километр или два, однако времени мало, надо возвращаться назад. Дорога спустилась вниз, там была речка Клабутицкая, болото, Малое Клабутицкое озеро. Дорога вышла на еще одну асфальтовую дорогу, повернул налево, в сторону Серебрянки. Если бы знал, как еще далеко идти!
Вот я пришел в Серебрянку. Улица Большая Клабутицкая. Кла или Кло - это кому как нравится, на многих домах висят сразу по две таблички «Клабутицкая» и «Клобутицкая».
По автодороге выбрался к железнодорожному переезду. Затрещала сигнализация, пронеслась путейская машина. Такая стояла в Лямцево, теперь из Лямцево технику перегнали в Серебрянку. Она остановилась чуть дальше переезда, на путях, где в течение часа продолжались путейские работы. Сигнализация продолжала трещать, однако водители видели почему, и спокойно преодолевали переезд.
Фото 11. Группа столбов у железнодорожного переезда в Серебрянке
Фото 12. Вид на станцию Серебрянка со стороны Плюссы. Железнодорожный переезд
Фото 13. Серебрянка
Фото 14. Дорога Серебрянка - Ретюнь
Фото 15. Панорама поселка Серебрянский
Затем вышел на автодорогу, поворачивающей к Серебрянке, пошел вниз, к поселку. Поселок оказался довольно большим. Несколько магазинов. Промышленное предприятие, очевидно, сельского уклона. Водонапорная башня. Частные деревянные домики. Несколько частных магазинов, есть и местный, лужского райпо. Что поразило, так это пятиэтажки - это в Плюссе их всего две, зато здесь их штук пять, и стоят они аккуратно, рядышком, а во дворе сохнут тряпки, да детишки играют в песочнике. Ну прямо как в городе - чисто и аккуратно. Затем по дороге вышел к развилке, повернул налево - так я вышел к станции.
Фото 16. Администрация Серебрянскй волости
Оставался один час. По Серебрянке больше шататься смысла не имеет, зато можно на прощание немного пошататься на станции. Обнаружил колодец, он оказался очень глубоким - не ожидал!! Я все опускал и опускал ведро и никак не мог понять: ну что, есть вода, нет?
Фото 17. Диспетчерская станция Серебрянка
Фото 18. Серебрянка
Путейская техника, до того шумевшая на станции, теперь шумит по ту сторону переезда. С автодороги ее не видно, сигнализация трещит, и честные водители в ожидании поезда останавливаются на переезде. Ждут. Минуту. Две. Три. Пять. Наконец, собирается длинная очередь с обоих сторон переезда. У кого-то сдают нервы, и он проезжает переезд. За ним другом, третий, четвертый. Все. А техника продолжает шуметь, а сигнализация все трещит, и на переезде уже останавливается другой автомобиль.
Фото 19. Станция Серебрянка, горловина со стороны Плюссы
Фото 20. Станция Серебрянка, входной светофор со стороны Плюссы
Чтобы освободить путь на Псков, из-за переезда вернули путейскую технику. Она удобно остановилась напротив здания ДСП, и я ее успел сфотографировать.
Фото 21. Станция Серебрянка. Выходные светофоры в сторону Луги
Фото 22. Лесопогруз в Серебрянке
Фото 23. Непонятная путейская техника в Серебрянке
Объявление на здании ДСП: билеты покупать в поезде, вокзала нет! Висит расписание поездов, объявление об опоздании лужского поезда, расписание маршруток на Лугу.
Луга - Серебрянка, 6.20-7.15, номер 135 через Ретюнь
Луга - Серебрянка, 10.20-11.14, номер 126 через Пустошку
Луга - Серебрянка, 14.00-14.50, номер 126 через Пустошку
Луга - Серебрянка, 17.50-18.45, номер 125 через РетюньПодходит поезд, открывают. Прохожу весь вагон, плюхаюсь в сломанное сидение. Сколько же их много, весь вагон разломан, кошмар! А кондуктора так и не было, так что проехал я бесплатно и сэкономил аж 12 рублей :-).
Фото 24. Поезд Луга-Псков прибывает на станцию Серебрянка
Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, http://plussa-region.narod.ru/, 05.12.2005
© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/