2005-08-03. Лямцево

http://plussa-region.narod.ru/

Где были:

Станция Лямцево, перегруз УЖД Лямцево-Заплюсье

Кто был:

Кравченко Кирилл, Соколов Сергей

Что видели:

  1. Станция Лямцево
  2. Деревня Лямцево
  3. Деревня Крошново
  4. Рабочий городок Лямцево
  5. Бывшие склады ГСМ
  6. Перегруз УЖД Лямцево-Заплюсье
  7. Деревни Пряслино и Усконицы
  8. УЖД Лямцево-Заплюсье
  9. Бывшая УЖД Лямцево-Волошово

В продолжение нашего с Серегой путешествия Плюсса-177й километр (он подробно описан в предыдущем отчете "2005-08-03. Плюсса-177й км) мы, севшие на поезд Псков-Луга, приехали, наконец, в Лямцево - главную цель нашего совместного путешествия. Погода к этому времени, вызывавшая некоторые опасения в Плюссе, успела разойтись :-). В Лямцево Серега первым делом сфотографировал отправляющийся поезд Псков-Луга, ну а потом мы прошли мимо двухэтажных жилых домиков, вышли на грунтовку, идущую параллельно железной дороге, да вышли к железнодорожному переезду широкой колеи, что идет со станции на перегруз. С этого момента и началось наше изучение перегруза.

Фото 01. 2005-08-03. Лямцево. Поезд Псков-Луга отправляется в путь. Снимок С.Соколова

Фото 01. 2005-08-03. Лямцево. Поезд Псков-Луга отправляется в путь. Снимок С.Соколова

Я тут когда-то уже был. Был тут и Серега, еще с Мишей Семеновым - у них на Колее по этому поводу есть даже отчет. На сей раз мы приехали вместе. Цель: посмотреть табличку от КПТ-1, ну а потом просто побродить по перегрузу. Дойдя до переезда, я сразу завернул к табличке, для этого надо идти по колее, наезженной тяжелым трактором в сторону складов ГСМ. Оказалось, во время своего с Мишой посещения Лямцево к складам ГСМ он не ходил!! Это меня очень и очень удивило: ведь когда я в первый раз посетил перегруз Лямцево и, идя по широкой колее, увидел в чистом поле брошенные металлоконструкции цистерн нефтебазы, мне первым же делом захотелось посетить эти развалины - перегруз я успею посмотреть, но такой интереснейший объект, как брошенную нефтебазу, я упускать не имею права!! И я, безусловно, был там, и, кроме нефтебазы, обнаружил массу вещей, имеющих прямое отношение к железной дороге: подъездной путь, брошенный пассажирский вагон, штабеля железобетонных узкоколейных шпал, здание склада. Это был настоящий мир брошенных железных дорог! И ведь главное: все было на виду, рядышком, и даже широкая колея вела именно туда, к складам! Вот почему я был удивлен, узнав, что Серега до туда так и не добрался… По колее, проложенной трактором (вообще говоря, тяжелонагруженный трактор по мягкой почве однажды весом своим пробил пьяную колею, вот она и сохранилась) вышли мы на заброшенное поле… Где-то слева в высокой траве валялась коробка от КПТ-1. Из-за высокой травы ее совершенно не видно, разве что два глазика торчат - ну точно лягушонок! Рядом с ржавой кабиной КПТ-1 находится небольшой домик. Внутри одной из комнат стоит тяжелый деревянный стол, кругом битый кирпич, обрывки газет, бутылки. Удивительно, до чего все это свежо - может, домик этот покинули недавно? Потом мы полезли на цистерны нефтебазы. Вот теперь, осмотрев нефтебазу, можно смело отправляться на перегруз узкоколейки Лямцево-Заплюсье.

Фото 02. 2005-08-03. Коробка от КПТ-1 в Лямцево

Фото 02. 2005-08-03. Коробка от КПТ-1 в Лямцево

Фото 01. 2005-08-03. Подъездной путь широкой колеи идет со стороны станции Лямцево к торфоперегрузу  Фото 02. 2005-08-03. Подъездной путь широкой колеи идет со стороны станции Лямцево к торфоперегрузу  Фото 03. 2005-08-03. На полях валяется ржавая коробка от КПТ-1  Фото 04. 2005-08-03. На полях валяется ржавая коробка от КПТ-1  Фото 05. 2005-08-03. На полях валяется ржавая коробка от КПТ-1  Фото 06. 2005-08-03. На полях валяется ржавая коробка от КПТ-1

Фото 01, 02. 2005-08-03. Подъездной путь широкой колеи идет со стороны станции Лямцево к торфоперегрузу
Фото 03, 04, 05, 06. 2005-08-03. На полях валяется ржавая коробка от КПТ-1

Фото 03. 2005-08-03. Брошенные склады ГСМ, вид с одного из баков

Фото 03. 2005-08-03. Брошенные склады ГСМ, вид с одного из баков

Фото 07. 2005-08-03. Перевернутый на бок пассажирский вагон  Фото 08. 2005-08-03. Колея, ведущая к складам ГСМ  Фото 09. 2005-08-03. Здесь был подъездной путь к складу ГСМ Фото 10. 2005-08-03. Остатки нефтесливного оборудования  Фото 11. 2005-08-03. Цистерны

Фото 07. 2005-08-03. Перевернутый на бок пассажирский вагон
Фото 08. 2005-08-03. Колея, ведущая к складам ГСМ
Фото 09. 2005-08-03. Здесь был подъездной путь к складу ГСМ
Фото 10. 2005-08-03. Остатки нефтесливного оборудования
Фото 11. 2005-08-03. Цистерны

Фото 12. 2005-08-03. Вид на склады ГСМ, вид с одной из цистерн  Фото 13. 2005-08-03. Вид на склады ГСМ, вид с одной из цистерн  Фото 14.  2005-08-03. Вот этим железнодорожным костылем, привязанном на веревочке, мы меряли глубину цистерны :-)

Фото 12, 13. 2005-08-03. Вид на склады ГСМ, вид с одной из цистерн
Фото 14.  2005-08-03. Вот этим железнодорожным костылем, привязанном на веревочке, мы меряли глубину цистерны :-)

Перегруз оказался рядом. Да, конечно, к нему можно было выйти по автодороге, ведущей из Лямцево. К нему можно было выйти и по широкой колее. Однако мы с Серегой, выйдя за цистерны, за кустарниками, буквально в считанных метрах, обнаружили сильно заросшую насыпь, по которой проходил узкоколейный железнодорожный путь. Становилось очевидным, что узкоколейка имела один из усов, выходивший к складам ГСМ. Карты тех лет, когда перегруз в Лямцево функционировал вовсю, говорят о множестве узкоколейных путей, чуть ли не веером расходящихся на этом поле (тут был не только склад ГСМ, но еще и карьеры), кроме того, не надо забывать о линии на Волошово, считавшаяся отдельной веткой и выходящая к Лямцево как к крупной перевалочной станции. Таким образом, в лучшие свои времена Лямцево обладала огромной сортировкой, развитой сетью узкоколейных железных дорог, всем необходимым для обслуживания обоих веток. Сейчас от былого могущества мало чего осталось, лишь отдельные сооружения, брошенные вагоны, металлоконструкции. Но то, что осталось, уже поражает воображение: каков был размах! Теперь все это - огромное, сильно заросшее полевыми травами поле, на котором то и дело натыкаешься на железнодорожный рельс, шпалы, лужу мазута, ржавую конструкцию или одиноко торчащий среди поля столб…

Итак, вышли мы с Серегой на территорию перегруза. Сразу же наткнулись на грузовой автомобиль, стоящий на железнодорожном пути. Вернее, как: ширина узкой колеи составлят 750 миллиметров, ширина между колесами ЗИЛа - много больше, вот он и разбил новую грунтовую колею, оставляя рельсы под собой. ЗИЛ стоял как раз напротив домика бабушки-вахтерши, рядом с домиком на скамеечке сидели и курили рабочие. Мы прошли в непосредственной близости от домика, посмотрели на рабочих, те посмотрели на нас. Некоторое время длилось наше молчаливое противостояние: стоит ли заводить с ними контакт? Если бы то были железнодорожники - обязательно!, но что-то вид металлолома в кузове ЗИЛа наводил нас на мысль, что рабочие режут железку на металл… Так оно и оказалось: в июле посетив лямцевский перегруз, я застал его еще в целости и сохранности, однако сегодня мы с Серегой с удивлением обнаружили распиленными длинные рельсы - перегруз остался без железной дороги… Чуть дальше мы обнаружили ряд распиленных на металл торфовозных вагонов. На земле валялось множество деталей от вагонов, в частности, буфер, вернее, его фрагмент, который мы с Серегой решили спасти от варваров-металлистов. Подняв вдвоем буфер, мы раскачали его и кинули подальше под откос, в густые заросли травы, оттуда его не то что не вытащат, но даже не увидят! Повсюду виднелись следы резака, перегруз режут на корню… Когда мы дошли до конца перегруза и я спросил Серегу, как же он выходил с путепровода на перегруз, где гонял с Мишей торфовозный вагон, оказалось, что всего этого в живых уже не существует - разобрано на металл и стремительно заросло травой! При таких темпах гибели Лямцево мне стало страшно: мы наблюдаем последние дни Лямцево, и в следующем году мы тут уже ничего ненайдем.

Фото 04. 2005-08-03. Стремительно зарастающий торфоперегруз в Лямцево. Последние из оставшихся вагонов   Фото 05. 2005-08-03. Стремительно зарастающий торфоперегруз в Лямцево. Последние из оставшихся вагонов

Фото 04, 05. 2005-08-03. Стремительно зарастающий торфоперегруз в Лямцево. Последние из оставшихся вагонов

Фото 06. 2005-08-03. Вид на торфоперегруз Лямцево со стороны Заплюсья

Фото 06. 2005-08-03. Вид на торфоперегруз Лямцево со стороны Заплюсья

Фото 15. 2005-08-03. Вот она, разобранная ветка УЖД к складам ГСМ  Фото 16. 2005-08-03. Последние из оставшихся узкоколейных рельсов  Фото 17. 2005-08-03. Последние из оставшихся узкоколейных рельсов  Фото 18. 2005-08-03. Последние из оставшихся узкоколейных рельсов  Фото 19. 2005-08-03. Перегруз УЖД  Фото 20. 2005-08-03. Перегруз УЖД

Фото 15. 2005-08-03. Вот она, разобранная ветка УЖД к складам ГСМ
Фото 16, 17, 18. 2005-08-03. Последние из оставшихся узкоколейных рельсов
Фото 19, 20. 2005-08-03. Перегруз УЖД

Фото 21. 2005-08-03. Перегруз УЖД  Фото 22. 2005-08-03. Перегруз УЖД  Фото  23. 2005-08-03. На этих снимках отлично видно, как режут железную дорогу  Фото  24. 2005-08-03. На этих снимках отлично видно, как режут железную дорогу  Фото  25. 2005-08-03. На этих снимках отлично видно, как режут железную дорогу  Фото  26. 2005-08-03. На этих снимках отлично видно, как режут железную дорогу

Фото 21, 22. 2005-08-03. Перегруз УЖД
Фото  23, 24, 25, 26. 2005-08-03. На этих снимках отлично видно, как режут железную дорогу

Фото 27. 2005-08-03. Железная дорога на Заплюсье  Фото 28. 2005-08-03. Перегруз УЖД  Фото 29. 2005-08-03. Перегруз УЖД

Фото 27. 2005-08-03. Железная дорога на Заплюсье
Фото 28, 29. 2005-08-03. Перегруз УЖД

Тофоперегруз представляет собой вагоноопрокидыватель-вертушку. По насыпи к вагоноопрокидывателю поднимается торфовозный вагон, там вертушка опрокидывает его, торф высыпается вниз, где по конвейеру поднимается на перегруз широкой колеи. Вот туда мы с Серегой и идем. Но прежде чем идти исследовать здание перегруза, мы немного поразвлеклись с торфовозными вагонами. Предыстория вопроса такова: когда осенью прошлого года Серега побывал тут с Мишей, они гоняли вагоны. Это оказалось делом несложным: оказывается, один человек может разогнать вагон, пусть даже и узкоколейный! И сейчас Сереге опять пришла в голову такая идея: а давай-ка его потолкаем! От состава был отцеплен крайний вагон, я взялся и начал его толкать. И ведь получилось! Железная дорога сильно заросла, под самими вагонами выросла трава, и вагон, пустившийся в путь, пустил под пресс своих колес душистые летние травы - рельсы окрасились в зеленый цвет, запахло кисловатым запахом растерзанной травы… В общем, немало мы тут пошалили :-).

Фото 07. 2005-08-03. Брошенные торфовозные вагоны. Слева - здание перегруза

Фото 07. 2005-08-03. Брошенные торфовозные вагоны. Слева - здание перегруза

Фото 08. 2005-08-03. Здание перегруза и торфовозные вагоны

Фото 08. 2005-08-03. Здание перегруза и торфовозные вагоны

Фото 09. 2005-08-03. Здание перегруза крупным планом

Фото 09. 2005-08-03. Здание перегруза крупным планом

Фото 10. 2005-08-03. Заросшая железная дорога - колея, ведущая к перегрузу

Фото 10. 2005-08-03. Заросшая железная дорога - колея, ведущая к перегрузу

Фото 30. 2005-08-03. Вот этот, крайний вагон мы и гоняли  Фото 31. 2005-08-03. Башмак  Фото 32. 2005-08-03. Просто колесная тележка  Фото 33. 2005-08-03. Пустые торфовозные вагоны, вид изнутри  Фото34. 2005-08-03. Дорога на Заплюсье  Фото 35. 2005-08-03. Я демонстрирую расцепленные вагоны

Фото 30. 2005-08-03. Вот этот, крайний вагон мы и гоняли
Фото 31. 2005-08-03. Башмак
Фото 32. 2005-08-03. Просто колесная тележка
Фото 33. 2005-08-03. Пустые торфовозные вагоны, вид изнутри
Фото34. 2005-08-03. Дорога на Заплюсье
Фото 35. 2005-08-03. Я демонстрирую расцепленные вагоны

Фото 36. 2005-08-03. Еще один одинокий вагон на путях  Фото 37. 2005-08-03. Шильдик Демиховского машзавода  Фото 38. 2005-08-03. Сооружения перегруза  Фото 39. 2005-08-03. Сооружения перегруза

Фото 36. 2005-08-03. Еще один одинокий вагон на путях
Фото 37. 2005-08-03. Шильдик Демиховского машзавода
Фото 38, 39. 2005-08-03. Сооружения перегруза

А потом мы полезли на само сооружение перегруза. О да, сначала мы долго лазили по самому вагоноопрокидывателю. Прошли его насквозь, вдоль и поперек, залезли даже по пыльным металлическим трапам наверх, все посмотрели, все пофотографировали. А потом настала очередь лезть на то кирпичное сооружение, откуда торчит сломанная шея транспортера, некогда ссыпавшего торф в ширококолейные вагоны. Грязная, полная мусора комната была полна разного рода железяк: тут валялись детали от двигателей, разного рода приводов, подшипники, передачи, электротехническое оборудование - все в хаосе и беспорядке, масле и грязи… Тут я спросил Серегу, где же он в этом сооружении нашел плакаты безопасности, фотографии которых опубликованы на сайте Колеи? Серега показал: оказывается, на втором этаже располагается еще одна комната, внутри которой и висят эти плакаты. Сейчас комната закрыта тяжелой дверью, висит большой амбарный замок - такого не было в прошлом году, когда тут был Серега, но такой висел в июле, когда был я. Правда, сей домик имеет окошко, сквозь которое можно рассмотреть убранство комнатки. Тут находится последняя из оставшихся электропроводок, щит - похоже, ее закрыли от местных алкашей, покушавшихся на цветные металлы торфоперегруза… Но ведь сам перегруз открыт!

Фото 11. 2005-08-03. Панорама на перегруз. Слева - подъездной путь широкой колеи к Лямцевоэ

Фото 11. 2005-08-03. Панорама на перегруз. Слева - подъездной путь широкой колеи к Лямцево

Фото 12. 2005-08-03. Панорама на перегруз

Фото 12. 2005-08-03. Панорама на перегруз

Фото 40. 2005-08-03. Механическое оборудование торфоперегруза  Фото 41. 2005-08-03. Механическое оборудование торфоперегруза  Фото 42. 2005-08-03. Механическое оборудование торфоперегруза  Фото 43. 2005-08-03. Механическое оборудование торфоперегруза  Фото 44. 2005-08-03. Панорама на перегруз  Фото 45. 2005-08-03. Специальный вагон для перевозки иван-чая

Фото 40,  41, 42, 43. 2005-08-03. Механическое оборудование торфоперегруза
Фото 44. 2005-08-03. Панорама на перегруз
Фото 45. 2005-08-03. Специальный вагон для перевозки иван-чая

Фото 46. 2005-08-03. Панорама на перегруз  Фото 47. 2005-08-03. Панорама на перегруз   Фото 48. 2005-08-03. Панорама на перегруз  Фото 49. 2005-08-03. Панорама на перегруз

Фото 46, 47, 48, 49. 2005-08-03. Панорама на перегруз

В том домике, где обычно сидит тетенька-вахтерша, теперь сидят рабочие, что режут перегруз на металл. Через некоторое время, когда мы с Серегой перебрались в перегруз, мы ясно видели, как рабочие перебрались к подъездному пути широкой колеи. Именно: на широкой колее была тележка, и вот они начали таскать на эту тележку тяжелые баллоны. А так как рабочие находились в пределах прямой видимости перегруза (и ведь недалеко!) следовало бы их опасаться… Но мы с Серегой чего-то сдурили, внаглую залезли на самый верх крыши перегруза… Вот нам и попало: через некоторое время я заметил, как от группы рабочих отделился один рабочий и поплелся к нашему зданию перегруза. Ну все, - говорю я Сереге, - он идем к нам… Сейчас будут бить… Была выдумана версия, будто бы мы внештатные корреспонденты газеты «Гудок», пишем статейку о узкоколейке в Лямцево, с ней, когда к нам приблизились рабочие, я и выступил: здравствуйте! Все равно ничего не вышло: у нас сразу же попросили документы, а так как таковых, очевидно, не было, историю пришлось развивать дальше, и я фантазировал изо всех сил :-). Ничего, ситуацию потом все-таки разрулили, все было хорошо… Да ведь и рабочего понять можно: он был заместо той тетеньки-вахтерши, это его будут отчитывать за все, что происходит на перегрузе, и если бы с нами тут что случилось, ему бы здорово влетело… Да и Серега был виноват: начал злиться, доказывать свою правоту, и мы САМИ начали накалять атмосферу вокруг себя. Как потом Серега сказал: нам на самом деле чуть не врезали. Но я с ним не согласен: мужик, подошедший к нам, начал с тихого и миролюбивого тона: вы бы оттуда слезали!, но мы сами начали отстаивать свою правоту, де, имеем право! А потом к мужику подошли его друганы, и те, правда, тоже в миролюбивом тоне отчитывали нас: де, если бы с нами что случилось, мужику бы попало… Мы честно пошли в Лямцево (на перегрузе мы действительно все видели и нам ничего не оставалось, как идти в Лямцево), а по дороге Серега еще немного побеседовал с тем мужиком. Как оказалось, перегруз продан под металл одной лужской фирме, вот они сюда на грузовике и приехали, режут…

Фото 50. 2005-08-03. Подъездной путь широкой колеи на Лямцево  Фото 51. 2005-08-03. Подъездной путь широкой колеи на Лямцево

Фото 50, 51. 2005-08-03. Подъездной путь широкой колеи на Лямцево

И снова Лямцево. До поезда остается еще час, даже больше, и мы не знаем, чем заняться. Прежде всего хочется попить водички. Я помню, что на станции Лямцево когда-то был колодец, однако в июле, после долгих поисков я его так и не нашел… Где же набрать воды? У жилых домов, по пути к станции остановили одного мужика лет 60-ти, спросили, где набрать воды, а еще спросили, как тут работает автолавка… Он ответил, что воды тут, по сути дела, нет… Да, был колодец на станции, однако он давно уже не действует. Был выкопан и еще один колодец, рядом с платформой, под яблонями, однако и его загадили… Сказали мужику спасибо, у нас возникла некоторая пауза, и мы собрались было идти к станции, однако я спросил мужика, что он знает о той тетеньке-вахтерше на перегрузе, где она живет, как бы нам найти ее? Что касается тетеньки, то мужик показал нам дом (крайний справа), как ее зовут, и даже в какую квартиру стучаться. Но как только зашла речь об узкоколейке, мужик активизировался… Мужик попался толковым, общительным, да к тому же никуда не спешащим. Как он сам рассказывал, он только совсем недавно вышел на пенсию. Живет здесь же, в этих домах, а тут как раз мы, расспрашиваем о прошлом Лямцево, интересуемся. Мужик увидел в нас счастливую возможность пообщаться, и теперь нас от себя не отпускал. Более того, когда мы через час простились с ним и ушли на станцию, он догнал нас и продолжил рассказывать о своей жизни в Лямцево!… Мы уже даже не знали, как от него отделаться ;-). И все-таки это был очень и очень дельный мужик. Он рассказал нам много интересного и полезного по истории Лямцево. Рассказал об истории перегруза Лямцево, о тех днях, когда перегруз был преуспевающим предприятием, когда в Заплюсье ходили пассажирские поезда, когда в самом Лямцево было множество веток - одна из них выходила даже к станции широкой колеи! Здесь был магазин, превратившийся сейчас в наглухо забитый сарай - мы стояли как раз рядом с ним. На узкоколейке когда-то был большой объем перевозок, возили песок с карьеров, комбикорма в Ретюнь. На сам перегруз ходили поезда из Волошово и Заплюсье… А теперь, - жаловался мужик, - осталось три ветхих дома, в котором не воды, ни тепла, да в стенах щели… Выживайте как хотите, бросили на произвол судьбы… А ежели вы хотите еще что узнать о Лямцево, - говорил нам мужик, - сходите к бывшему директору Лямцевской школы, он живет в деревне Лямцево… В принципе, я хотел было увести туда Серегу, однако что-то с этим болтливым мужиком мы надолго застряли… Потом вокруг нас стала ходить подозрительный петух, и мужик отогнал его зажигалкой, а потом долго искал ту самую зажигалку в траве… Среди прочего сводил нас на станцию, показал, где во времена Великой Отечественной к станции выходила узкоколейка - немцы строили для вывоза леса… Ну а потом уже и время вышло, и в Лямцево мы сходить не успели, а между тем уже и наш поезд на Плюссу появился. И на этом наше путешествие завершилось.

Фото 13. 2005-08-03. Выходные светофоры со станции Лямцево  Фото 14. 2005-08-03. Поезд Луга-Псков прибывает на станцию Лямцево

Фото 13. 2005-08-03. Выходные светофоры со станции Лямцево
Фото 14. 2005-08-03. Поезд Луга-Псков прибывает на станцию Лямцево

Фото 52. 2005-08-03. Вот он, знакто Лямцевской узкоколейки!  Фото 53. 2005-08-03. Бывшее здание магазина. Справа от него проходила узкоколейка  Фото 54. 2005-08-03. "А еще тут ходили во-о-от такие паровозы!!". "Не-е, мужик, да ты гонишь!.."  Фото 55. 2005-08-03. Один из редких станционных домиков в Лямцево  Фото 56. 2005-08-03. Говорят, здесь к Лямцево выходила узкоколейка, построенная немцами во времена ВОВ  Фото 57. 2005-08-03. Выходные светофоры со станции Лямцево

Фото 52. 2005-08-03. Вот он, знаток Лямцевской узкоколейки!
Фото 53. 2005-08-03. Бывшее здание магазина. Слева по кадру проходила узкоколейка
Фото 54. 2005-08-03. "А еще тут ходили во-о-от такие паровозы!!". "Не-е, мужик, да ты гонишь!.."
Фото 55. 2005-08-03. Один из редких станционных домиков в Лямцево
Фото 56. 2005-08-03. Говорят, здесь к Лямцево выходила узкоколейка, построенная немцами во времена ВОВ
Фото 57. 2005-08-03. Выходные светофоры со станции Лямцево

Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, http://plussa-region.narod.ru, 24.12.2005


© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
© Все материалы принадлежат мне, если не оговорено иное
SpyLOG
Hosted by uCoz