2005-08-17. Струги Красные
http://plussa-region.narod.ru/
Где был:
Струги Красные, Стругокрасненский район Псковкой области
Вообще говоря, ехал я в Плюссу. Однако чем ближе я приближался к Плюссе, тем больше думал о том, почему бы мне не доехать до Струг Красных? О билете можно было не беспокоиться: проводница не помнит всех пассажиров наизусть, а обилечивающая кондукторша по вагонам уже прошла, и теперь только изредка пробегает с криками «Кто сел на этой станции?». А так как вагоны уже успели опустеть, а все садившиеся на крупных станциях имеют билеты, пропала и она… В Стругах находится редкий локомотив - ТГК2. Очень уж хочется осмотреть его, сфотографировать на память.
И вот я в Стругах Красных. Когда я месяцем раньше ездил во Псков, я отчетливо видел ТГК2 на подъездном пути лесопогруза. Где-то у переезда отходит третья колея, ведущая к лесопогрузу. Она довольно долго, примерно с километр идет параллельно магистральной ветке на Псков. Вдоль подъездного пути располагается вся стругокрасненская промышленность: нефтебаза, эстакада, погруз песка. Сейчас на пути стоит длинный состав с полувагонами, с ним работает М62 - сейчас он стоит под парами у переезда, маневрирует. Тут же, рядышком с километровым знаком, маленький деревянный домик, у которого возятся местные рабочие. Длинная площадка накатана и утрамбована, где-то возвышается песчаная гора, у которой работает экскаватор. Подъездной путь делает поворот и уходит вправо, в сторону поселка, туда я и отправился. Первым делом я наткнулся на ТГК2. Моя ветка шла в кустах, однако один из усов вышел к асфальтово-бетонному заводу, а также на складскую площадку, где расположен ряд сараев, гаражей, тут же грузовики с прицепами, полными леса, кто-то жжет горбы, ходят рабочие. Народу на площадке много, решил не светиться, внаглую на территорию складов не лезть. Однако к ТГК2 я нашел другую дорогу. Дело в том, что к нему можно было спокойно добраться, перебравшись через канаву. На счастье, одинокий локомотив был затолкан в самый конец тупика, так что со стороны площадки его загораживало длинное складское здание, и меня бы оттуда никто не увидел. Мне повезло - в кабине никого не было, да небо, почти целиком закрытое тучами, вдруг прояснилось ярко-голубым окошком неба – появился свет, причем падающий самым удобным образом, так что весь локомотив казался словно яркой игрушкой.
Времени еще много, и я решаю еще немного прогуляться по подъездному пути. Иду по железке, и вдруг слышу, что сзади меня что-то медленно грохочет на стыках рельс. Оборачиваюсь, и вижу: на меня едет тот самый М62, что недавно маневрировал на станции! Надо сказать, вид был шикарный: неширокая, густо заросшая кустарниками просека, и по ней медленно едет ярко-зеленый локомотив. За еще одним поворотом обнаружил ряд подъездных путей: один из них шел прямо, собственно, локомотив туда и уехал. На территории лесопогруза возвышается несколько кирпичных зданий - похоже, ими перестали пользоваться лет десять назад. Картина типична для российской глубинки: все заросло бурьяном, валяется ржавая техника, зияют черными дырами полуразвалившиеся корпуса, груды кирпича и бетона. Среди ряда разрушенных корпусов площадка, на ней козловой кран, штабеля бревен. Что-то мне небо не нравилось: небо заволокли тучи, вот-вот собирался дождь, и я намеревался переждать его в кабине ГАЗика. Но время шло, дождь все не собирался, и я понял, что пора бы мне собираться назад. Сквозь ельник, темный лес, куда не проникает ни одного лучика света, продирался я по хорошо утоптанной тропинке, пока не уперся в могучую полноводную канаву. Досада терзала меня: там, за канавой была магистральная ветка на Псков, мне хотелось попасть туда, той дорогой вернуться на станцию, но я не мог перебраться через канаву! Пришлось мне возвращаться назад…
И вот с этого момента начались мои злоключения в Стругах Красных… Если бы мне удалось перебраться через канаву, если бы я больше не возвращался назад, моя поездка в Струги считалась бы завершенной удачно… Но теперь все пошло шиворот-навыворот… Вообще говоря, все это можно назвать СЛУЧАЙНОСТЬЮ. Они, одна за другой, стали напластовываться друг на друге, они налипали друг на дружку как снежный ком, больше, больше, больше, пока не вылились в катастрофу… Мне инкриминировали, что я следил за локомотивом. Нафиг он мне сдался?! Все, что можно сфоткать, я уже сфоткал, я видел ТГК2, моя миссия выполнена, и я со спокойной совестью возвращался на вокзал, чтобы возвращаться и ехать назад, в Плюссу. Мне говорили, что я СЛЕДИЛ за ним. Но на самом деле, не поверите, все было наоборот - у меня создалось впечатление, что это он следил за мной, и ездил за мной ну буквально по пятам! А так как там нет ни дорог, ни тропинок, и есть одна только колея с лесопогруза на станцию, надо ли говорить, что я никуда от него уйти не мог? - то я его обгонял, то он меня, но мы почему-то всегда были рядом. Вот машинист и подумал неладное… Начнем с того момента, когда я отправился на лесопогруз. М62, до того стоявший на станции, догнал меня и перегнал. Это была наша первая встреча. Ну ладно, думаю, на перегрузе он будет стоять долго, я же прогуляюсь по тропинке, но, встретив там канаву, вернулся назад. И надо же такому случится, но именно в тот момент, секунда-в-секунду, как я вернулся с тропинки, передо мной проехал этот же самый локомотив! Машинист посмотрел на меня недобрым взглядом, но ничего не сказал. Ну ладно, я пропустил его и пошел на станцию. Однако же локомотив, проехав метров сто, остановился. На подножке последнего вагона висел составитель поездов, он подошел ко мне и вежливо предупредил, чтобы я был поосторожней: локомотив будет осаживать назад. Отходить было некуда - тут нет даже тропинок, подъездной путь был тесно обжат по бокам могучими кустарниками. Что ж, я внял вежливым рекомендациям и отошел в сторонку. И вот я наблюдаю, как передо мной медленно-медленно, громыхая, проплывают вагоны с лесом. Машинист снова увидел меня, и снова скорчил недобрую физиономию. Когда я дошел до погрузки песка, где на запасном пути стоял состав с думпкарами, начал накрапывать дождь. Правда, дождь был очень слабый, однако же я решил переждать его под думпкаром. Это был мой последний шанс выйти на магистральную ветку, но нет, я все еще остался на подъездном пути, и было уже поздно… Потому что, нечаянно-негаданно, мимо меня снова проплыл тот же самый тепловоз, тащивший за собой вагоны с лесом. Когда со мной поравнялся последний вагон, и мимо меня на подножке проплыл составитель поездов, тот подал машинисту знак, локомотив остановился, составитель побежал ко мне. Вопрос был простой: а что ты тут делаешь? Де, машинист жалуется на тебя: подозрительный тип, ходит, «оптикой светит». Я как мог, объяснил: ничего худого не имею, любитель железной дороги, фотографирую красоты. Составитель поездов вздохнул с облегчением: а!, ну все в порядке, я-то думал! Я уже получил грозное предупреждение и еще имел возможность бежать отсюда. Но… я остался! Локомотив снова проехал мимо меня, но уже назад. И локомотив снова догнал меня, снова проехал мимо, и снова составитель поездов тормознул поезд, подбежал ко мне: слушай, я тут все рассказал машинисту… А он чего-то не верит! Подозрительный тип, говорит! Слушай, мы сейчас осадим назад, остановимся, подойди к машинисту, поговори сам! Ну ладно, давай! И вот локомотив поехал. Разогнался. Далеко уехал. И что-то никак не захотел останавливаться. Ну ладно, думаю, может, машинист передумал со мной говорить? Махнул рукой, пошел дальше. Только на сей раз вышел на магистральную ветку, потом за переезд, потом по проезжей дороге, да в поселок - да ну их всех, за мной уже начали охоту, надо драпать отсюда… И я еще мог бы убежать, но я… вернулся назад. Просто я, уйдя в поселок, вдруг сообразил, что других дорог тут и нет. Мне бы вернуться в поселок… Но ведь все это находится по ту сторону железной дороги! Мне совершенно необходимо выйти к пешеходному переходу!! Позабыв про начавшуюся на меня охоту (зря позабыл!), я вернулся к железке. И вышел я не туда, куда хотел, а вышел прямиком к вокзалу. И уже достал фотоаппарат, чтобы сфотографировать стоящий передо мной состав с танками, как вдруг вижу: бежит, несется ко мне, махает рукой, кричит что-то: иди сюда, разбираться будем!.. Ну все, что называется, попал…
Закончившая маневры Машка остановилась напротив вокзала. Из него вылез машинист, вылез составитель, начали разбираться. Ты чего там не остался, че убежал? - спрашивают меня. «Ну так, вы же сказали, что остановите, а сами куда-то уехали. Ну я и подумал, что передумали». «А хрен эту штуку остановишь, это же локомотив!». Стояли, думали, гадали. Подозрительный тип. С фотиком. Что делать будем? Думали не долго: сдадим начальству, пусть разбираются, благо что будка ДСП рядышком. Сбегали, привели на платформу начальницу станции. Теперь начался уже совсем другой разговор…
Что машинист, что составитель - они пытались встрять в наш разговор, но казались растерянными, попавшими в какую-то глупую ситуацию, и постоянно пытались оправдаться. Да понимаешь, все бы хорошо, да вот по железной дороге ходишь, а если бы мы тебя задавили… Да все бы хорошо, да понимаешь, все наши разговоры по рации записываются… Ведется журнал… Отчитываться придется… Особенно был растерянным составитель поездов, с ним-то я уже беседовал и выяснил, что мужик хороший, понимающий. В конце концов, начальница станции отправила их на работу своим грозным криком «Ну а ты чего стоишь?!». Тот, робко: «Ну… мне же интересно, чем все закончится…». «Иди работать, тебе еще работы немеренно» - прикрикинула ему начальница, и тот с понурой головой потащился к своему локомотиву. Вслед за ним составитель, ворча про себя: «Вот ведь дурак, опять потом будет жаловаться, что не успевает все сделать, что времени не хватает…». Мужики ушли, я остался один на один с теткой. Вот о ней хочется сказать особенное слово. Человек сталинской выдержки и ограниченного ума, видящая везде и всюду диверсантов, она уже видела во мне злобного террориста. И если те мужики просто не знали, что со мной делать и о чем говорить, то эта тетка начала пристрастный допрос. Грозная, жесткая, стиснув зубы, нахмурив брови, она грозным тоном процеживала сквозь стиснутые зубы: «Кто сказал тебе следить за нашим локомотивом? Что ты там делал? Что фотографировал? Зачем туда ходил? А ну, говори!!». В каждом моем ответе она пыталась найти лазейку, чтобы опровергнуть меня, уличить во лжи. Выглядело это довольно забавно, ибо подобные вопросы - попытки уличения во лжи были довольно наивны… В частности, узнав, что я студент (точнее, аспирант), она еще спрашивала меня, почему я тогда не учусь?!.. Дурочка, август на дворе!.. Точно также я пытался доказать, что я приехал сюда на подкидыше Луга-Псков, а до того на электричке, и что при покупке билета на электричку пассажир не обязан предъявлять паспорт (в чем очень сомневалась начальница станции). Мои слова о том, что я обычный дачник, она не поверила. Ей казалось очень подозрительным мой поход к лесопогрузу, ей казалось подозрительным то, что я следил за локомотивом и даже фотографировал его, но особенно - на что она особенно напирала в разговоре с милицаями!, - что у меня нет с собой паспорта. Да ладно паспорт - раз студент, ты должен обязательно иметь студенческий!! Я был потрясен этой логикой: а зачем мне в деревне студенческий? В общем, сквозь стиснутые зубы продолжал литься поток наивных гипотез «Может, ты диверсант?», гневно вопрошались вопросы типа «Кто тебе сказал следить за нашими локомотивами?!», что я, даже несмотря на всю серьезность ситуации, не мог не улыбнуться и сказать ей возможно более вежливо: вы уж извините, но ваши слова смешны… Она промолчала. Наш разговор долго не мог продолжаться, и она начала размышлять, что ей делать дальше. Выход был таким: сдать меня в милицию.
Мы зашли в здание вокзала, где начальница станции позвонила в стругокрасненское отделение милиции. «Вы не могли бы приехать. У нас тут очень подозрительный молодой человек. Но самое главное - он без паспорта! Приезжайте немедленно». В ожидании милиции мы продолжили стоять на платформе, тетенька продолжала осматривать меня сверху вниз, снизу вверх, лицо ее строго и невозмутимо. Вот чуть поодаль остановился милицейский козелок, оттуда вышли два молодых опрятных милицая. «О, за нами приехали» - сказал я, ибо начальница станции, стоя к ним спиной, их не видела. Мы пошли к козелку. «О ком вы говорили?» - интересуются те, изучая платформу в поисках подозрительных типов. Когда было обнаружено, что подозрительным типом являюсь я, они прямо опешили… Моя физиономия явно не подходит под определение «подозрительного типа», милицаи удивились и в нерешительности: а что делать будем?, начали топтаться на месте… Мы еще немного постояли все вместе, начальница станции еще раз пыталась рассказать им мою историю, причем это напоминало испорченный телефон: машинист рассказывал начальнице станции, начальница станции - милицаям, и рассказ о моих приключениях почему-то сильно изменился. Начальница станции делала акцент на том, что у меня нет паспорта. Милицаи пожимали плечами, да порешили ехать в отделение милиции - де, начальник разберется. Что же, сел в машину и я. Нет, не в кутузку, на заднее сиденье. Я уже начал беспокоиться: как бы не провести в этих разъяснениях много времени, ведь через час у меня поезд на Плюссу! Если через час я не уеду на поезде, я застряну здесь на ночь - и что мне тут тогда делать? А если меня еще в милицию повезут - и на каких чертовах куличках она находится, как долго придется оттуда добираться?
На той же стороне железнодорожных путей, чуть дальше перехода стояло двухэтажное кирпичное строение еще дореволюционной постройки. Оно было обнесено забором, за воротами стояли милицейские козелки. Меня оставили стоять у дежурного, сопровождающий меня конвой заглянул в дежурку, оттуда со мной вышел разбираться начальник. В отличие от всех предыдущих лиц, с кем мне приходилось сегодня разбираться, главный милицейский начальник с первого же взгляда показался человеком добрым - таким уж у него было лицо. И опять, в который уже раз, я пытался пересказать, что я тут делал. Документов у меня с собой не было, а ведь именно на это напирала начальница станции (ее здесь не было, но она обо всем жаловалась по телефону). Самое любопытное, что о фотографировании железнодорожного транспорта речи тут вообще не шло (как в испорченном телефоне: пересказывая мои злоключения, от машиниста к начальнице станции, от начальницы станции к милиции, меня каждый раз обвиняли в чем-то новом), и милиционеры стояли вокруг меня, просто не понимая: а что, собственно, случилось? Если машинист еще мог хоть как-то высказать свое недоумение, а начальница станции свои наивные гипотезы, то милиционеры, не имея возможности послушать ни тех, ни других, были в растерянности: и чего его привели? Чего ему нужно? Но, порядка ради, попросили показать содержимое сумки. Особо не лезли, однако на дне вдруг блеснула своим ярко-оранжевым цветом фотопленка. Ага, значит тут есть фотоаппарат! Значит, наверняка уже что-то фотографировал? И наверное, железную дорогу, раз на тебя жалуются? Я, конечно, пробовал защищаться, что уж где-где, но в Стругах ничего нет стратегического, и тут нечего фотографировать, а я, как любитель железнодорожного транспорта, просто заснял М62, и все! Но разве его можно назвать стратегическим локомотивом, когда по всей стране таких бегают сотни, когда каждому - несколько десятков лет и он давно уже устарел и морально, и физически, но это - не стратегический объект! «Это же не состав с танками, что стоит у платформы» - такими словами окончил я свою речь. «А может, ты сфотографировал состав с танками? Давай, мы сейчас проявим твою пленку, эксперты ее посмотрят…». Зря я про танки сказал… Это уже потом мне говорили: надо было соглашаться на проявку пленки, доказывать свою правоту!.. Фигушки. Овчинка выделки явно не стоила. Буквально через час я должен был сесть на поезд до Плюссы. Если бы я проявлял пленку, спорил с экспертами, доказывая, что отснятый мною ТГК - локомотив не стратегический (что-то сомневаюсь, что пленку мне вернули бы), я бы наверняка опоздал на поезд. Проводить же ночь в отделении милиции с алкашами не хотелось вдвойне. В конце концов, в Струги я смогу приехать еще много раз, а сейчас пора кончать эти разборки. Начальник уставился на меня. «Ну, что будем делать?». «Давайте засветим пленку, и все…». «Засвечивай, только при нас, и мы тебя отпускаем». Засветил пленку, начальник на всякий случай просмотрел ее, и я был отпущен. До поезда на Плюссу оставалось полчаса.
Пришел на вокзал и с вызовом принялся бродить по платформе у всех на виду. Начальницы станции не видел, зато машинисту локомотива показал наглый фак. Так и хотелось достать фотоаппарат, и, хотя там не было фотопленки, назло всем и вся в открытую сфотографировать тепловоз. Честно купил билет до Плюссы. Когда садился в поезд, обнаружил, что за мной-таки прислали шпиона… Я же им говорил, что еду в Плюссу, вот они и решили удостовериться в этом, не обманул ли я… За мной наблюдал один такой милицай. Очень любопытна его прическа: нечто среднее между хохлятским чубом и панковским ирокезом. Не обманул, сел в поезд. И на этом стругокрасненский инцидент был исчерпан.
Но вернемся к стругокрасненскую инциденту. Мне хочется немного поразмышлять о нас, о фотографах-любителях железнодорожного транспорта. На форуме у Димы Зиновьева этой теме посвящены десятки и сотни сообщений. По сути дела, каждый фотограф-любитель железных дорог обязан пройти боевое крещение, поговорить с милицией, ВОХРовцами и прочей охранной мелюзгой. Ты не любитель железных дорог, если не сидел в кутузке и не разбирался насчет своего фотографирования на железнодорожном транспорте! В Интернете на самом деле можно найти десятки форумов, сотни сообщений, письма, статьи, в том числе в газету «Гудок».
Я - не один. Нас, любителей железнодорожного транспорта, много, ведь железнодорожный транспорт - совершенно естественное увлечение, как, например, увлечение кораблями, самолетами или автомобилями. Во всем мире существуют десятки организаций любителей железнодорожного транспорта, выпускаются журналы, пишутся книги. Не в стороне от этого повального мирового увлечения железных дорог и Россия. Развивается железнодорожный моделизм (однако он является самым дорогим видом моделизма), издаются специальные журналы. Сейчас в Интернете существует по крайней мере один железнодорожный мега-портал, на котором кучкуется вся толпа любителей железных дорог. Тут мы делимся своими фотографиями, общаемся на железнодорожные темы. Это - место наших встреч. Естественно, все неофициально.
Чрезвычайно любопытен тот факт, что такое мощное течение игнорируется официальными лицами. Нас не то что видят, не то что не знают, но в каждом поступке видят как минимум хулиганское побуждение (как максимум подготовку к терракту) и всячески стремятся испортить наше настроение. Это странно: энтузиаст, за свой счет рекламирующий РЖД, должен быть ну если и не на хорошем счету, то РЖД хотя бы не должно ему мешать. На самом деле все наоборот - сажают в кутузки. С чего бы это вдруг?
Аргумент один: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ. Низ-зя! При советской власти, да хотя бы в 70х, или в 80х при Андропове, за съемку железнодорожного транспорта могли без проблем посадить. Но сейчас, когда мы, казалось бы, распростились с нашим темным прошлым?! Я не говорю о вседозволенности, я говорю о логике. Конечно, кое-что было и должно остаться секретным, как, к примеру, график движения воинских эшелонов. Но, черт побери, какая может содержаться секретность в электричке 13.45 на Мшинской, если я, предварительно сверившись с расписанием и прибыв на станцию в положенное время, и в самом деле увидел эту электричку и сфотографировал ее? Или расписание тоже является секретным? Может быть, стратегическим является локомотив М62, что я фотографировал в Стругах Красных? Но помилуйте, этому локомотиву уже несколько десятков лет, сама модель устарела и морально и физически и ей нет никакой цены. Ею и пользуются только потому, что других-то локомотив нет! Давно идут разговоры о создании новых моделей локомотивов, но в связи с неразберихой и вечным отсутствием денег ничего сделать не могут. В конце концов, если понадобится, я схожу в библиотеку и возьму рабочие чертежи локомотива М62. А фотографировать нельзя… Может, стратегическим является железнодорожный мост? Недаром на каждом ключевом мосту ставят охранника с ружьем. Логично. Но, наверное, секретным была бы съемка подпятника, где ферма опирается на устои моста, я же просто отхожу на сто метров в сторону, делаю обзорный вид и говорю: красота! Увы, и это нельзя. Как-то в форуме описывался такой случай: люли плавали в круизе, проплыли железнодорожный мост. Кто-то его сфотографировал. На мосту паника: там зорко бдят ВОХРовцы, смотрят своей мощной оптикой на километры: чтобы никто ничего не сфоткал! Увидели на теплоходе блеск оптики, спустились на теплоход, провели личный обыск. Или может быть, сами станции и перегоны засекречены? Но, знаете, одно дело - сортировочная горка, диспетчерская централизация, автоматика и блокировка где-нибудь в крупном городе, Москве или Петербурге. Но совсем другое дело Струги Красные: крохотная линейная станция, неэлектрифицирована, вокзал, ДСП, единственный подъездной путь к лесопогрузу, и… все. Станция маленькая, затерянная в лесах Псковщины, ничего тут и нет. В конце концов, мне многого не надо. Я не лезу к диспетчеру в его помещение. Я не брожу с фотиком по депо, вагонным мастерским и заводам. Я всего лишь брожу по маленьким станциям, и фоткаю редкий маневровый локомотив, везущий два вагончика с лесом.
Но нет, низя, секрет!! Что за мания такая? Что за игры в секретность? Когда я учился на военной кафедре, у нас тоже было секретное делопроизводство. Опечатанные чемоданы, прошитые тетрадки. В эти тетрадки мы под большим секретом записывали размерения военных кораблей: длина 120 метров, ширина 21 метр… Когда кто-то к экзамену сделал себе шпаргалку по секретным темам (да еще отксерил ее для друзей), был скандал. Чес-слово, детские игры… Они засекречивают главные размерения судов, и как-то не думают, что они всем уже давно хорошо известны, даже обывателю, человеку с улицы, не говоря уже о действительно заинтересованных лицах, тех же вероятных противниках. Когда я писал реферат по военной кафедре, я искал в Интернете информацию о российском военно-морском ракетном оружии, где подробно расписывал тактические баллистические ракеты, стоящие на наших подлодках. Мои преподы выпали в осадок… Точно также: засекречиваются карты местности. То, что мы фотографируем, неизменно приписывается проискам шпионов: а кому эти фото еще могут понадобиться? А вы зайдите на сайт ГуглМап, посмотрите, какие там есть карты!! Если кто не знает: Санкт-Петербург, вид из космоса. Масштаб: в одном сантиметре - 20 метров. Видно абсолютно все, каждый домик, подъезд, деревца, автомобили на улицах. Не составляют исключения заводы, военные части, железнодорожные парки, некогда засекреченные (в советское время их даже на картах не рисовали) институты. И только у нас засекречивают карты, не имеющие никакой ценности… На одном из сайтов были выложены 500-метровки. Не секретные. На одном из сайтов был выложен занятный документ, где были перечислены виды секретных и сов.секретных карт. Оказалось, что секретными явлются не сами карты, а система координат и геодезическая сетка, и то, ЕСЛИ эти карты были изданы в последние десять лет. Мне удалось скачать с того сайта ряд карт 70-х годов. Вскоре на тот сайт пришло письмо из наших руководящих органов, из ФСБ, и карты пришлось удалить. Получается, что противозаконно, но поди же ты, с ФСБшниками поспорь! Точно таким же макаром гоняют и нас, любителей железнодорожного транспорта. Аргумент тот же: стратегический объект, снимать нельзя. Любопытно, что НИКАКИХ законов, запрещающих снимать, не существует. Действует только слово и злая физиономия того злобного ВОХРовца. Вот уж действительно, как про Россию любят говорить: здесь запрещено даже то, что не запрещено. Это уже чисто русский менталитет: каждый облаченный властью, человек в камуфляжной форме, с пистолетом, ну и хотя бы, помельче рангом, НАЧАЛЬНИК станции, пусть даже Стуги Красные - но ведь НАЧАЛЬНИК! - начинает устанавливать свои права. А мне наплевать на закон! - говорит, я тут свои права буду устанавливать. И вы ничего против меня не сделаете!.. К сожалению, да, в России ведь живем…
А может, ты шпион? - говорила мне та тетенька в Стругах Красных. Может, и шпион. Но как же это любят в России, как это по-нашему, перегибать палку! Только у нас есть такая поговорка: скажи дураку Богу молиться, так он и лоб расшибет. Во мне обнаружили шпиона, диверсанта, чеченского террориста (ненужное вычеркнуть). Пытались раскусить, вывести на чистую воду. Досада какая, не вышло, так бы звездочку дали, может даже, премию… А в самом деле, кому нужны эти фотографии? «А ты не сказал ей, что фотографии нужны человеку из Бостона?» - спрашивал меня потом один коллега из форума Димы Зиновьева. Из всего изложенного ранее понятно, что чеченский террорист не стал бы действовать так мелко, как действовал я. Он наверняка имел бы в своем распоряжении потрясающие карты, чертежи, схему станции, графики движения поездов. Даже если в свободном доступе, в Интернете, можно найти такие вещи, от которых волосы дыбом встают (и совершенно законно!!), то что уж говорить об американских шпионах и чеченских террористах. Уж они-то обладают полным набором сведений и уж не будут бродить на лесопогруз (расположенный в стороне от поселка, в стороне от дорог, там и людей-то нет) затерянного среди лесов псковщины полустанка. Однако вместе с тем терракты продолжаются… И продолжаются потому, что те же террористы, имея оружие, деньги, информацию, современную технику, большие связи, просто подкупают милицию, подкупают всех тех начальников, что вроде бы как бы должны нас защищать. Это уже совсем другой коленкор, размах шире моего… Если, конечно, вообще сравним. Но вместо того, чтобы бороться с терроризмом, со взяточниством, с воровством на дороге - со всем тем, что приносят колоссальные убытки, но расследование чего чревато такими осложнениями (как же! - столько людей замешано, такие деньги, такая политика!), гораздо лучше погонять мирных любителей железнодорожного транспорта. И снова начинается игра в секретность, с коей я познакомился еще на военной кафедре: настоящие нувориши свободно оперируют миллионами, террористы имеют в руках самую подробную информацию о коммуникациях станции, американские военные в деталях осведомлены о всех передвижениях воинских составов, а я вышел на богом забытой лесной станции, сфотографировал своей бюджетной мыльницей на ладан дышащий локомотив, и сейчас на меня взвалили подготовку к терракту! Палку перегибают, ой дурни, дурни…
И откуда все это? Какая-то жуткая подозрительность, чисто по-сталински: будь бдителен! В каждом человеке рядом может быть американский, японский, английский, израильский, северокорейский (ненужное зачеркнуть, хотя подходит все сразу) шпион. Путин говорил о повышении нашей бдительности. Но не за счет нарушения конституционных свобод! Это вовсе не значит, что все мы должны сидеть в клетке, каждый наш шаг должен контролироваться видеокамерами, при себе мы всегда должны иметь паспорт и на каждом шагу объясняться с человеком в красивой форме: а что вы тут делаете? Соответствующее разрешение имеется? Низя - стратегический объект! Та же тетка являет собой превосходный пример такой сверхподозрительности. На нее стоило посмотреть - чистый дознаватель НКВД 30-х!! А какие вопросы она мне задавала, вы только послушайте: «Кто тебе сказал следить за локомотивом? Зачем ты фотографировал станцию? Зачем туда ходил? Что тебе здесь нужно?». А ведь машинист еще жаловался на то, что я светил «оптикой» и даже имел «бинокль»!! Потрясающе! Тупости этой тетки можно только подивиться… Будь бдительным и зорким: этот завет она помнит еще со сталинских времен, и исполняет его с точностью! Как говорится, не вписалась в современный исторический момент, не понимает современных реалий. Впрочем, оно и логично: живет в псковской глубинке… Вот если бы она зашла в Интернет, то увидела бы, что там есть… Но какой уж Интернет в Стругах Красных - вы что, смеетесь?.. С каким интересом она рассматривала мою карту Струг Красных. Сюрприза не получилось - то была двухкилометровка атласа Псковской области… Интересно, был бы скандал, если бы среди бумаг она нашла пятисотметровки по Плюсскому району?
А впрочем, и их можно понять… В самом деле, та тетка неоднократно повторяла одни и те же слова: НЕ ПОНИМАЮ. Это ключевой момент. Она прожила в Стругах всю свою жизнь. Она видит одни и те же однообразные и унылые пейзажи годами. Ей действительно все надоело, и тут действительно нечего смотреть. Вот она ничего и не понимает. И меня вряд ли поймет, как не понимают меня и родители: поехал за двести километров, потратил кучу денег, времени, сил, и ради чего? - чтобы потом взахлеб рассказывать о груде металла на заросших бурьяном пустырях? Все кажется подозрительным, что нелогично. Если вокруг моей дачи начнет болтаться человек, фоткать мою дачу и мой огород, я, скорее всего, вызову охрану. Да потому что я его не понимаю: моя дача есть типичный садовый домик, каких в России миллионы, в нем нет ну абсолютно ничего интересного, я сам терпеть его не могу ни свой домик, ни огород, что должен вскапывать каждый год. А тут попадается некий «любитель дачных домиков», фоткает. Безучастным не буду, по крайней мере крикну ему: «Хэй! А что ты тут делаешь? Иди сюда, поговорим!». То же самое получил от железнодорожников и я. Все было спокойно, вот только случай такой вышел: с машинистом встретился раз пять. Туда шел - встретил, обратно пошел - встретил, потом еще раз, еще раз, еще раз. Вот он и не выдержал: подозрительно что-то… А что ты тут делаешь? В общем, машиниста-то понять можно. Да еще локомотив его, рабочую лошадку, столь доставшую его, фоткает… Надо сообщить начальнице станции. Да и для той развлечение: на скромной станции Струг Красных не так уж и много дел, все рутина, работа с поездами… Так что на машиниста я зла не держу: так уж вышел случай, ну, не повезло мне, вот и он забеспокоился: что-то странное… Отсюда вывод: больше такого не делать! Сфоткал и бегом отсюда, короткими перебежками! Да и тетку как-то понять можно, хотя, конечно, если растерянность машинистов и даже милицаев их полностью оправдывает, сам настрой пропавшей в ней дознавательницы подвалов Лубянки мне не понравился… Вот такие люди в России живут, вот такие нами руководят! С ней надо просто провести разъяснительную беседу. Она сказала ключевые слова: НЕ ПОНИМАЮ. Надо разъяснить. Надо рассказать, что есть такие люди: любители железнодорожного транспорта. Что мы не расхищаем автоматику, не воруем металлолом. И что я не один, нас много, и есть множество интересных и хороших сайтов, где общаются любители железнодорожного транспорта. И что в Интернете есть подробные карты Струг Красных, а не моя двухкилометровка атласа. И что я совершенно спокойно вписываюсь в ту схему, что так категорически не понимает эта начальница станции - просто потому, что она не знает НИКАКИХ схем, никаких реалий сегодняшней жизни. Она все еще живет в Советском Союзе. В Стругах, где жизни, как известно, нет!
И все-таки я хорошо отделался. Засветил пленку и ушел. Милиция отнеслась ко мне с большим пониманием, уж они-то не стали разоблачать меня, за что им - большое спасибо, железнодорожники действовали много жестче… Но Интернет полнится рассказами погоревших на таких вот случаях. Фотики никому не разбивали - и то хорошо, в конце концов, в этом случае на них уже можно было бы в суд подать, и даже выиграть его, но несколько неприятных разговоров провести пришлось бы. Дальше этого обычно дело не заходит. Но почему официальное железнодорожное начальство так плохо относится к своим почитателям? На некоторых станциях живут ну просто настоящие звери, страшные ВОХРовцы, и эти станции оказыватся овеянными настоящими легендами, и каждому новоприбывшему коллеге-любителю железных дорог сообщается: не ходи туда, там злой ВОХРовец пасет! Так мне говорили о Гатчине Балтийской Товарной. Там находится база запаса. Что есть база запаса? Это, как бы выразиться, кладбище отживших свое тепловозов, паровозов, прочей железнодорожной техники - отживший свое металлолом. Очевидно, для любителя железных дорог база запаса - настоящий клад, ведь здесь можно найти огромное количество старинных, раритетных тепловозов, вагонов! Паровозное кладбище пасется ВОХРовцами, посягнувшими на базу запаса пощады нет. Издалека, общий вид на забор и торчащие из-за него 2М62 - что может быть безобидней? И тут начинается интересная игра в салочки: ВОХРовец-вода гоняет за неудачливым фотографом… Я в эти рассказы не особо верил, пока сам не проверил их на своей шкуре. В начале сентября я ездил в город Сланцы. На поезд собирался сесть на той самой станции, на Гатчине Балтийской Товарной. В темноте ночи застал молодого человека, гуляющего под фонарем. Он тоже ждал этот поезд, так что я составил ему компанию. И он рассказал интересную вещь: оказывается, он пробовал было пойти туда, к платформе, где останавливается поезд Питер-Гдов, но его туда не пустила бабка в будке стрелочника, предупредившая его, что если его тут увидит ее злой начальник, ему сильно попадет… Я был шокирован рассказом этого молодого человека: получается, что я не могу пройти на саму ПЛАТФОРМУ в ожидании пассажирского поезда - я не могу даже ЖДАТЬ прибытия своего поезда! Поэтому мы вдвоем гуляли где-то там, вне станции. И что они охраняют? Какой-то скупой рыцарь получается, дражащий над своим сундуком. А сундук-то забит не золотом, а ржавыми побрякушками, интересными только специалистам. Для всех остальных все это - свалка.
Наши занятные игры в салочки с ВОХРовцами и работниками железнодорожного транспорта продолжаются. Та начальница станции Струги Красные - не единственная, не первая и не последняя. Не думаю, что таковы все на железнодорожном транспорте. Но их много. Сообщения о столкновениях с железнодорожниками из-за фотографий продолжаются. Наученные горьким опытом, выходя на железнодорожную охоту, я теперь всегда осматриваюсь: не пасут ли меня железнодорожники, ВОХРовцы, милицаи? Лучше спрятаться, лучше короткими перебежками, лучше из-за угла, спрятавшись. На одном месте надолго не задерживаться, локомотивы снимать едущими на большой скорости - не успеет остановиться. Снимать на сверхвысоком зуме. И вообще, чувствовать себя шпионом :-(. Именно так я и провел несколько своих фотосессий, прошедших после того приключения в Стругах Красных. Настоящий экстрим! Дожили… Надо ли говорить, что за рубежом все по-другому, любитель железнодорожного транспорта для них - друг, и только у нас - враг.
Особенности национальных железных дорог, однако!
Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, http://plussa-region.narod.ru/, 28.04.2006
© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/