2005-08-21. Плюсса - Тушитово - М.Захонье - Кошелевицы - Модолицы - Лямцево
http://plussa-region.narod.ru/
Где был:
Плюсса - Тушитово - М.Захонье - Кошелевицы - Модолицы - Лямцево
Что видел:
- Деревня Тушитово
- Дорога на Нежадово и поворот на Лямцево
- Деревня Малое Захонье
- Деревня Кошелевицы
- Старая часть деревни Кошелевицы и река Плюсса
- Деревня Модолицы
- Бывшая УЖД на Волошово
- Деревня Лямцево
- Перегруз УЖД Лямцево-Заплюсье
Ну а сегодня я решил съездить в Лямцево. Его узкоколейку и перегруз я уже смотрел, сегодня же я хотел бы проехаться на велосипеде по автодороге через Тушитово и Кошелевицы. Я продолжаю изучать Плюсский район. Побывав в Посолодино, Заянье и Заплюсье, настало съездить к Лямцево.
Итак, я подкачал колеса велосипеда, собрался и выехал. И раз уж я еду в Лямцево, я собираюсь заехать на перегруз, открутить шильдик от торфяного крана КПТ-1 и привезти ее домой, да потом отослать Михаилу из Рязани, любителю экскаваторов. А раз я еду за шильдиком, мне нужен инструмент. Когда я еще был на перегрузе с Соколовым Сергеем, обратил внимание, какой мне нужен ключ, сейчас на всякий случай взял и молоток - я еще не знаю, с чем там столкнусь, как буду откручивать шильдик.
Не успел я отдохнуть от вчерашнего путешествия на велосипеде (56 километров - нехило!), как сегодня опять сел на велосипед. Уже доехав до Плюссы, я понял, что в таком состоянии я далеко не уеду. Но что делать? - надо ехать дальше, через силу, но надо! И все-таки как приятно кататься на велосипеде! Такие старые, забытые впечатления, когда едешь по главной дороге из Куреи, потом выезжаешь на улицу Ленина, пересекаешь ее, потом по улице Коммунальной к переезду, и дальше, по улице Победы, в сторону вышки мобильных систем… Вот я проезжаю автоколонну 1455, вот поворот на вышку мобильных систем - сюда я добирался в июле месяце, дальше для меня идут новые и неосвоенные территории. Начинается дорога на Тушитово. Тут когда-то были коровники, ныне они, как и по всей области, разрушены. По другую сторону дороги расположилось плюсское лесничество. Там же длинные заборы, за заборами масса железобетонных столбов, ржавая автотехника; еще пилорамы, водонапорные башни – этакий провинциальный промышленный пейзаж. Через несколько сот метров начинается деревня Тушитово.
Фото 01. Плюсса. Тут начинается дорога на Нежадово и Лямцево
В самой деревне не оказалось ничего интересного. Дорога сделала несколько поворотов, потом вышла на горочку и вышла в поля. Здесь имелось разветвление: одна дорога ушла на Нежадово, другая на Кошелевицы и далее на Лямцево и Крошново. А какие шикарные поля, какие просторы!!.. Проезжает машина, и на полем повисает стена пыли - дорога не асфальтирована, а денек сегодня жаркий, душный, так что пыль так и висит в воздухе… За полем, в кустарниках, протекает Плюсса - отсюда хорошо видна густая растительность на том берегу реки.
Фото 02, 03. Дорога Плюсса-Лямцево, деревня Тушитово
Некоторое время ехал по лесу, поднимаясь все выше, в горку, пока, наконец, не появился ближайший населенный пункт - деревня Малое Захонье. Деревенька длинная, состоит из одной улицы, по бокам стоят высокие дубы. Мимо проезжали автомобили, и над дорогой, и над деревней стояло облако пыли.
Фото 04. Дорога Плюсса-Лямцево, деревня Малое Захонье
Потом снова был лес, много леса, пока я не приехал в деревню Кошелевицы. Вот это уже действительно крупная деревня, более того – село! Вдоль автодороги располагаются белые кирпичные дома. На горке был перекресток: вправо - дорога к мосту через реку Плюссу, прямо - на тот берег, в продолжение Кошелевиц. Сами Кошелевицы, как оказалось, имеют аж два больших бетонных моста через реку Плюссу и состоят, вообще говоря, из трех частей: центр, север за рекой и восток за рекой. Река Плюсса в этом месте широченная, и ведь какая живописная! Видать, место старинное: по берегам возвышаются стариные рощи, дубы, вязы, липы. В реке наблюдаются остатки бывшего здесь деревянного моста, а может быть, даже мельницы. На том берегу располагаются строения из красного кирпича. Судя по всему, это исторический центр Кошелевиц, и до революции тут было много старинных барских строений. Едем дальше. Выезжаем на центральную горочку, а оттуда - вниз. Горка высокая, склоны крутые, и велосипед разгоняется до бешеной скорости. Увы, тут хоть и положен асфальт, но одна яма на другой, и разогнаться так и не получилось :-(. Согласно старой карте, на том берегу реки находилась деревня Бобачи. Я так полагаю, в связи с ростом деревней, Кошелевицы и Бобачи объединились вместе, как когда-то объединились Заполье и Милютино. Ну а теперь по русским горкам - вперед, на Модолицы!
Фото 05 - 08. Дорога Плюсса-Лямцево, деревня Кошелевицы
Модолицы находятся недалеко от Кошелевиц. В центре деревни на горочке располагается небольшой парк. В нем, согласно карте, должна находится часовенка. Со стороны дороги ее не видно, мне хотелось бы свернуть в парк, но я должен был ехать дальше. Посему, как и Кошелевицы, оставил Модолицы на потом, на дальнейшее изучение (сегодня только первое знакомство!) и поехал дальше. Следующая достопримечательность - просека бывшей УЖД Лямцево-Волошово. Согласно карте, она должна пересекать автодорогу, и действительно была обнаружена! Просека сильно заросла, однако просматривается хорошо. В сторону Волошово по просеке уходит лесовозная колея, она разбита, валяются остатки опиленных сучьев и щепы.
Фото 09, 10. Дорога Плюсса - Лямцево. Деревня Модолицы
Фото 11, 12. Бывшая УЖД Лямцево-Волошово пересекает автодорогу Плюсса-Лямцево
Приехал в Лямцево. Деревенька ничего интересного собой не представляет, разве что в центре деревни перекресток, а на нем дорожный указатель: «станция Лямцево - один километр». Так и не побывав на станции Лямцево, поехал по дороге на Крошново. Для меня было большим открытием, что деревня, что стоит на переезде перед станцией Лямцево, есть не деревня Лямцево, как я думал, а деревня Крошново! Впрочем, тут тоже нет ничего интересного. Перед переездом какое-то длинное строение бывшего коровника, дорожный указатель. Мимо проехал трактор, оставивший позади себя много пыли.
Фото 13, 14. Деревня Лямцево
Фото 15. Деревня Крошново
Проехав железнодорожный переезд и посмотрев в сторону Серебрянки (где-то там позвышается путепровод остановочного пункта 167-й километр), завернул на автодорогу в сторону перегруза Лямцево. На перегрузе я сегодня так и не побывал, ибо приехал сюда с единственной целью открутить шильдик от КПТ-1. Тракторная колея, что ведет к брошенной коробке КПТ-1, заросла - когда-то тут проехал тяжелый трактор, он и оставил следы своих покрышек… Сердце мое ёкнуло: а где коробка от КПТ-1? Неужели ее порезали? Когда я здесь был в последний раз, перегруз старательно резали на металл, неужели добрались и до коробки? Да нет, все в порядке, нашел ее, просто она была хорошо спрятана среди густой травы. И вот теперь я бросил свой велосипед в траве, достал инструмент, изучил ситуацию: гигантский пустырь, абсолютное запустение, чертополох да бурьян и ни одной живой души!, и начал орудовать с шильдиком…
Фото 16. Перегруз УЖД в Лямцево
Последующие полчаса я старательно пытался открутить шильдик. Скажем сразу: получилось. Скажем также: не без проблем, ибо если бы мне не посоветовали взять с собой второй гаечный ключ, я бы вернулся в деревню ни с чем… Да, ключ был того размера, однако я забыл важную вещь: от ржавости своей винт сросся с винтом, отныне он стал единым целым, гайку и винт раъединить было невозможно! Дело доходило до того, что винт предпочитал сломаться сам, чем отпустить гайку. Этим-то я и пользовался :-). Тут нужно два ключа, одним держать винт, другим гайку. Но для этого нужно два человека! Увы, я понял всю глупость своего положения: надо же, один хотел открутить этот шильдик? Думаешь, получится? Одновременно держать обоими руками два ключа я не мог! Правда, там были проемы, двери, окна, и, теоретически говоря, я мог, изловчившись, проявив чудеса акробатики, держать двумя руками два ключа, но крутить - это уже свыше моих сил! Впрочем, голь на выдумку хитра, и я обнаружил, что снаружи можно так закрепить ключ, что в своем вращении он упрется в какую-то железку и застопорит ход винта. Вернувшись в кабину, продолжил вращение гайки. Со второй или третьей попытки ключ удалось закрепить на винте, я снова побрел в кабину, надавил на второй гаечный ключ, и тут случилось великое - раздался выстрел, и вместо винта с гайкой я начал лицезреть перед собой маленькую белую дырочку. Винт предпочел сломаться. Итак, одним винтом меньше, осталось еще три. По прошествии времени, уставший, но довольный работой с железяками на природе, мне удалось избавиться от второго и третьего винтов - они также переломились, как и первый. Правда, с третьим возникла проблема: при провороте в ключе гайки та накрепко в нем застряла, и в полевых условиях ни руками, не попавшими под руку железяками вытащить ее оттуда было невозможно. Впрочем, я понял, что ключи теперь и не нужны: можно погнуть шильдик, и четвертый винт разломается самостоятельно. Таким образом, все четыре винта, скрепляющие шильдик с корпусом КПТ-1, были ликвидированы. Шильдик в моем полном распоряжении. Теперь мы едем в Курею.
Впрочем, это тоже была большая эпопея, ведь шильдик еще нужно перевезти… Когда я выехал к станции Лямцево, где у дороги стоит столик, скамеечки, а невдалеке стоит водонапорная башня - я здесь отдыхал!, вот за этим столиком я стал генерировать одну мысль за другой: как бы мне перевезти эту железяку… Можно укрепить железяку на багажнике. Но если ее укрепить поперек багажника, то она не удержится в таком положении, ибо железяка тяжелая, и стандартное крепление багажника не выдерживает - железяка в свободном полете грохается на землю. Я пробовал закрепить ее, поставив вертикально, так что она держится сиденьем велосипеда, но сиденье пришлось поднять так высоко, что ноги не доставали до педалей… В конце концов, решение было найдено: я положил ее в сумку - вертикально ориентированная, она там и стояла. Тяжело, неудобно, да к тому же уже я сам уставший (еще вчера уставший!), а тут еще пятнадцать километров до Куреи… Сначала через переезд в Крошново, там Лямцево, и все те же самые деревни, только в обратном порядке: Модолицы, Кошелевицы, Малое Захонье, Тушитово. Опять останавливался у деревней, фоткал дорожные указатели. Большое и важное путешествие этого дня завершено. В деревне все в осадок выпали от моей железяки…:-)
Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru, http://plussa-region.narod.ru, 28.04.2006, отредактировано 18.12.2008
© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/