2005-09-17. Гладкое
Кто был:
Соколов Сергей, Шатров Юрий, и еще я
Где были:
- Ст.Пустынька
- Поселок Гладкое
- УЖД торфопредприятия Гладкое
Сегодня мы едем в Гладкое. Сначала заехали на бензоколонку у путепровода у Лиговского проспекта, потом напрямик, вдоль витебской ветки, там по новому путепроводу мимо Купчино, пока не выехали на Московское шоссе. Дорогу эту я хорошо знаю, поэтому останавливаться на ее достопримечательностях не буду. Единственное, что меня тогда, помню, поразило, так это погода и природа… Ведь на улице был сентябрь, началась осень, начала желтеть листва деревьев, появились яркие краски: зеленые, желтые, красные… Погода была нестабильной, вот-вот грозящей разразиться ливнем, небо полнилось дождевыми тучами, дул сильный ветер, шумела листва. На одном участке шоссе был дождь, и я даже увидел радугу.
Но вот, наконец, мы доехали до Саблино. Теперь мы поднялись на путепровод над железной дорогой Новолисино-Саблино-Мга, затем повернули на бетонку – ехали точно той дорогой, как я ехал из Малуксы в мае этого года. Наконец, согласно карте, на одном из поворотов свернули налево, в сторону Пустыньки. Сама торфовозная узкоколейка находится в лесу, однако к широкой колее когда-то подходил путь для перегруза, и Серега хочет посмотреть на то, что от него осталось. Доезжаем до железнодорожного переезда, там вдоль насыпи, по колее среди высокой травы. Мы думали, она приведет нас к желенодорожной станции Пустынька, а она, оказывается, просто заканчивалась тупиком, и все!
Стоило нам здесь появиться, как закрыли переезд – проехал товарный состав, ведомый ВЛ10. Станция Пустынька представляет собой несколько путей для разъезда да розовый домик ДСП; напротив нее, в междупутье, миниатюрная платформа. Больше решили не светиться, перешли пути и оказались по ту сторону железной дороги, где обнаружили большой сарай. Сарай был пуст, хотя и не казался запущенным, вот только подъездные пути к нему заросли. Особенно зарос подъездной путь со стороны узкоколейки - мы немножко прошли по нему в сторону торфопредприятия Гладкого, и вскоре увидели кривую, а в кривой множество рассохшихся старых шпал, попадались и костыли. Пора теперь дальше ехать, на само торфопредприятие. Проехали метр, два, пять, а впереди глубокая колея, разбитая трактором, да высокая трава. В общем, не рассчитали, вещь страшная – тракторная колея!, вот в колею и свалились. Что делать? Колеса буксуют? Коли так, начали что-то подкладывать под колеса. Серега бросился собирать валежник, я пошел на насыпь набирать щебня. Все это мы бросали под колеса, но результат – нулевой! Что ни подбрасываем, колеса все равно буксуют, и ни в какую! Между тем навстречу нам появилась еще одна легковушка. Видят же, что люди в колею провалились, помогли бы! Ан нет, легковушка объехала нас, поехала дальше, метров через 50 уперлась в тупик. Вылезли двое, посмотрели на нас, да пошли с корзинками в лес по грибы-ягоды, а мы продолжили борьбу за живучесть автомобиля. А скоро осенила нас умная мысль: а ведь не в колесах дело! Автомобиль сидит днищем, зацепился какой-то железякой. Ну вот теперь, когда найдена первопричина аварии, стало возможным и разрешить наше сидение в Пустыньке. Юра достал домкрат, и вскоре мы выехали из колеи.
Фото 01 - 07. Станция Пустынька
Рабочий поселок, торфоперегруз, завод оказались совсем недалеко от бетонки, дороги на Мгу. Въезжаем в поселок Гладкое и сразу же пересекаем узкую колею. За ней справа длинное здание, похожее на администрацию, перед ней площадь - здесь, где уже стоит несколько автомобилей, размещаем свою машину и мы. Пока я с Юрой иду по узкой колее, Серега убегает по автодороге дальше, что-то фотографирует. Мимо проезжает роскошный автомобиль, останавливается, оттуда вылезает водила, спрашивает, есть ли у Сереги разрешение на фотографирование? Ну все, думаем, и тут пасут, ну сколько можно?!.. Ничего, отмазался как-то, и теперь мы идем по железке, тут людей нет, и никто нам в фотографировании не помешает… Железка проложена ну точно на торфе, рельсы, как в Рябово, положены в полном хаосе, абы как. В конце тоннеля из кустарников виднеется просвет, и в этом просвете появляется торфяной трактор - железка заканчивается открытой торфяной площадкой с эстакадой для разгрузки вагонов.
Фото 08 - 10. Торфоперегруз в Гладком
Фото 11, 12. Торфопогрузочный кран в Гладком
Среди всех виденных мною узкоколеек Гладкое отличается наибольшим количеством капитальных строений, расположенных довольно компактно. Вот выделяется длинное здание, похоже, еще работающее, по крайней мере, дымит труба, ходят люди. Стоят торфовозные вагоны, между прочим, с настоящей автосцепкой, что для узкоколеек редкость. Здание, стоящее на отшибе, нас особенно заинтересовало - брошенное, никому не нужное, на него можно залезть, со стороны улицы на второй этаж вела пожарная лестница. Поднимаемся на второй этаж, там начинаем плутать по лабиринтам коридоров и комнат второго и третьего этажей. Потом мы еще немного осмотрели бетонные корпуса, и, обойдя длинное работающее здание, вышли к автостоянке, где мы оставили машину.
Вышли на узкоколейку и двинулись в путь в другую сторону, к болотам. Что же, тут гораздо интереснее. Тут находится сортировочный парк, и, похоже, ремонтные мастерские. Справа от нас – длинное здание, перед ним козловые краны, масса запчастей, ржавые и полуразобранные трактора, грузовики, прочая техника. Наконец, мы видим перед собой целый парк узкоколейной техники – в основном это хопперы и платформы, на некоторые из них мы даже залезли. Двинулись дальше, и тут мы видим, что со стороны болот по железке на нас несется ЭСУ-2! С воплями восторга занимаем позицию для фотографирования. Тем более странно, что потом случилось: когда ЭСУ-2 подъехала к нам (а мы еще даже и фотоаппараты не достали! Боимся!), она внезапно остановилась, оттуда выглядывает белозубый (как в рекламе!, улыбка ослепляющая!) мужик, вот нам жестами и показывает: фоткай, фоткай меня! Мы в недоумении переглядываемся, мы его вообще не понимаем, но он, счастливый, улыбка до ушей, бежит к нам, кричит: фоткай!! Поняв, что к чему, поразившись до глубины души таким великодушием, фотографируем и его, и ЭСУшку. Теперь уже совершенно спокойно просимся к нему в кабину, он моментально соглашается, и мы залезаем. И вот мы едем вперед по разбитой узкоколейке, медленно проезжая заправку, потом останавливаясь перед стрелкой. Впереди железнодорожный переезд. Верх наслаждения: машинист гудит перед переездом, мы медленно проезжаем автодорогу, наблюдаем ряд автомобилей, большой желтый автобус Саблино-Гладкое. Серега не удержался, попросил машиниста: а еще раз?, и тот, улыбка до ушей, согласился :-). За автодорогой ехать было уже некуда – считанные метры, и узкоколейка упиралась в депо. Открылись ворота, мы с Юрой выбрались из ЭСУшки, Серега пошел с машинистом осматривать депошку.
Фото 13, 14. ЭСУ-2 и ее веселый машинист
Фото 15. Автобус Гладкое-Саблино
Фото 16 - 19. Узкоколейная железная дорога в Гладком
ЭСУшка уехала в депо, мы же опять собрались компанией и пошли обратно, в сторону болота. Наконец-то преодолели сортировку и ремонтные цеха. Вот последняя стрелка на станции, вот дорога идет прямо. Слева все еще огороды, домики, сарайчики. Среди некоторых сараев узнаем старые вагоны и будки от ЭСУшек и автомотрис. Доходим до упора, там железка поворачивает вправо, но мы туда уже не пойдем, мы решаем срочно повернуть назад, к автомобилю, специально оставленному у сортировочного парка. А все потому, что начинался дождь. И не просто кап-кап! Та синюшняя туча, надвигавшаяся с севера, грозилась быть очень даже серьезной! Природа готовилась к яростному урагану. Зашумел ветер, полетела листва, кустарники прижались к земле, по земле полетела пыль. Мы с Юрой уже бежим назад, у нас нет ни шапок, ни капюшонов, и мы боимся, как бы нас не захлестнул надвигающийся грозовой фронт! Дождь все-таки пошел, хотя и не такой сильный, как обещался, и нам не оставалось ничего иного, как закончить наше путешествие и возвращаться в город.
Фото 20. Узкоколейка на торфяные болота
Фото 21. Гладкое
А на прощание Серега все-таки побежал в магазин за печенушками. И, как всегда, печенюшки эти никто не ел. И зачем покупал?
(с) Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru, 23.03.2007, исправлено 26.12.2008
© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/