2005-09-26. Березовая аллея
Что видел:
- Проселочная дорога к улице Ветеранов
- Линия электропередач
- Березовая аллея
Погода к дальним путешествиям не располагает: пасмурно, ни единого просвета, все темным-темно – небо похоже на манную кашу. Очевидно, в такую погоду и пойти некуда, буду сидеть дома. Однако же по делам надо было сходить в Плюссу, и только возвращаясь назад, от делать нечего завернул на Гривцевские поля, на ту самую дорогу, что ведет к Плюссе к Комсомольской улице. И заметил, что в серой манной каше начались появляться просветы! И тут мне пришла в голову потрясающая идея: а почему бы не пройтись по бывшей дороге березовой аллеи, по лесу, вплоть до Плюссы? Затерянная дорога изображена на старой военной карте, более того, там еще изображена ЛЭП, идущая параллельно дороге – хорошо было бы посмотреть и на нее! В 1997 году я уже ходил этой дорогой, и к счастью, отчет по тому путешествию существует. Однако было это аж девять лет назад, и мне хотелось бы еще раз пройтись той дорогой, освежить впечатления, кроме того, в свете новых открытий, может быть, увидеть что-нибудь новенькое.
Впечатлений – море. Как и путешествие по дороге Ретени-Воцкий брод, могу сказать одно: прошелся как в первый раз, никаких воспоминаний и чувства дежа-вю от прошедшего девять лет назад в памяти моей не всплыло. Что странно, неужели так дурно устроена человеческая память?
Вот колея пересекает березовую аллею. Тут мы натыкаемся на продолжение аллеи, только теперь сложенной кустарниками. Кстати, сама дорога в отличном состоянии, что удивляет – похоже, ею пользовались при советской власти? Дорога окаймлена высокими кустарниками, что за прошедшие годы успели разрастись, подняться в высоту, да еще сомкнуться сверху, образовав собою тоннель. Дорога капитальная: подсыпка насыпи, кюветы по бокам, она сильно заросла травой, но чистый просвет сохранился хорошо. Вторая часть дороги – лес вплоть до просеки высоковольтной ЛЭП. Дорога и здесь хорошо сохранилась, подсыпка насыпи, кюветы. Зная, что искать и где, слева от дороги без проблем нашел старую низковольтную ЛЭП. Когда-то для нее была пробита просека, но та сильно заросла, и теперь в глухом лесу стоят одинокие черные столбы. Откуда взялось такое количество проводов, висящих на столбах? В целом картинка производит таинственное впечатление: посреди черного хвойника, среди мшинистых болот вдруг предстают сильно заросшая крапивой автодорога, кюветы, покосившиеся черные столбы… Этот, один из самых впечатляющих участков дороги, прерывается просекой высоковольтной ЛЭП. Здесь следы дороги исчезают, однако сквозь подлесок проложена тропинка. Удивляет линия низковольной ЛЭП – она продолжает идти параллельно дороге, даже здесь, на просеке! Неужели столбы ЛЭП можно видеть со стороны автодороги Плюсса-Курея? Третья часть дороги – после просеки. Вот мы видим убегающую влево утоптанную тропинку. Прошелся по ней, однако скоро наткнулся на жилые дома Плюссы - Комсомольская улица располагается совсем неподалеку от кладбища и дороги на Курею. Вернулся к тропинке и обнаружил, что все исчезло. Пройдя через просеку, и дорога, и ЛЭП исчезли и в сторону Плюссы тянулись лишь жалкие, еле приметные остатки. Интересное это занятие – искать столбы в сосновом бору, где уже ничего не напоминало о существовавшей здесь просеке! Но было их один-два, и обчелся, все же остальные потерялись. Отправился на поиски мотков проводов – они-то куда исчезли?, нашел и их. Что касается дороги, то дальше она становилась все хуже и хуже. Дорога превратилась в тропинку, наконец, исчезла и тропинка, и теперь я шел по просеке. Потом начались завалы деревьев, потом началась какая-то топь, наконец, вышел к мшинистым болотам, к сосновым лесам. А этот лес мне уже хорошо знаком! И вот я, наконец, выхожу к тому самому месту, где бывшая барская дорога выходила к Плюссе. Барской дороги давно нет, нет даже тропинки, есть только просека, и она упирается в строения Комсомольской улицы. А вот и последние оставшиеся в живых реликты: несколько столбов ЛЭП, один из них в лесу, другой уже на просеке ЛЭП, соседствующий с другими столбами, уже железобетонными. Я дошел до конца барской дороги, подвиг 1997 года повторен.
Фото 01, 02. Первый участок дороги - наиболее сохранившийся. Видна подсыпка и кюветы, заросли минимальны
Фото 03, 04. Болото и иногда попадающиеся в лесу столбы
Фото 05. От последнего куска дороги осталась одна только просека. Посреди просеки торчит столб некогда существовавшей ЛЭП
Фото 06. Вот сюда, к котельной, и выходила дорога. Среди бурьяна можно найти остатки стоявших тут столбов
Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru, 24.03.2007, исправлено 26.12.2008
© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/