2005-10-02. Реполка

Кто был:

Соколов Сергей, Шатров Юрий и еще я

Что видели:

  1. Перегруз 46-й километр
  2. Бывшая железная дорога Веймарн-Чудово
  3. Мост через ручей Дрянной
  4. Ответвление на Селище
  5. Один из усов, обнаруженных в лесу

Почему опять Реполка? Прошлая поездка была для нас лишь знакомством, оказалось, что там есть масса интересного и достопримечательного, однако мы, по сути, и узкоколейки не видели - так, несколько вагонов в Реполке, и все! А хотелось бы познакомиться подробнее, не так ли? Посему мы едем в путешествие «Реполка, дубль 2» (еще будет дубль 3, но я в нем участвовать не буду). Состав участников тот же: Серега (его нужно еще взять на даче), Юра Шатров и я. Правда, с нами нету Миши.

Если в тот день, когда мы ездили в Гладкое, мы просто выехали к витебской железной дороге и ехали прямо, никуда не сворачивая, то сейчас Юра начал выделывать какие-то странные выкрутасы. Оказалось, он ехал к любимой заправке с дешевым бензином, что на углу Лиговского и Черниговской. Окольными путями выехали к Московскому проспекту, где и понеслись с большой скоростью вплоть до Гатчины. Долго едем мимо полей, где-то далеко слева виднеются белые панельные многоэтажки Александровской. Но вот, наконец, и Гатчина. По окружной дороге сворачиваем налево, я что-то рассказываю Юре, вот мы уже и путепровод проехали, и к Варшавской железной дороге подъезжаем, как видим, из-под колес едущего впереди грузовика вырывается пламя! Юра резко затормозил (грузовик остановился и подавно, водитель, похоже, заметил свой пожар одновременно с нами), быстро достал огнетушитель и побежал тушить пожар – оперативно и профессионально. И Юра был не один - рядом уже остановилось несколько легковушек, отовсюду бежали люди с огнетушителями. Водитель грузовика теперь будет ждать эвакуатор, а мы едем дальше. Проезжаем путепровод на Варшавской железной дороге, там еще будет маленькая развязка, и вот мы поворачиваем на окружную бетонку.

А вот уже и Войсковицы, заворачиваем к Сереге в Новый Учхоз. Впрочем, он еще завтракает, выйти не может, а посему просит нас подождать на дороге, ведущей в садоводство. И вот мы по разбитой дороге поворачиваем направо, потом налево, где и упираемся в ворота. Выходим, разминаем косточки. Серегу ждем долго. Снова звоним ему, он говорит, что посылаем нам своего брата (зачем?). Потом от Сереги появляется новое указание: езжайте на автомобиле по дороге прямо (Опять же зачем? Непонятно!). Наконец, видим далеко впереди его фигуру, здесь же разворачиваемся, подбираем и едем дальше.

Нам повезло, сработала сигнализация на переезде в Волосово, и наш автомобиль первым остановился у шлагбаума. В ожидании поезда на такой интересной ветке, как Гатчина-Иван-город, мы втроем выбежали из автомобиля и достали фотоаппараты. Сначала прошла дрезина, потом со стороны Ивангорода тепловоз 2ТЭ116. Серега побежал обратно в машину, а вот у Юры с дежурной по переезду случился интересный разговор. Понятное дело, женщина поинтересовалась: «А чего это вы тут фоткаете?» Юра пытался ответить, что как же, железную дорогу фотографируем, любители мы, редкости всякие ищем. Женщина ответила, что одно дело паровозы фотографировать, другое – мотодрезину, только что прошедшую мимо. И тут была произнесена волшебная фраза, над который мы долго смеялись: «Не фотографируйте, машиниста испугаете!». Переезд открылся (за нами уже скопилась очередь), мы понеслись в Реполку. Остановились в Изваре, где пофоткали живописные виды полей, а также кирпичные развалины. Потом без остановок доехали до Сосниц, где завернули в сторону 46-го километра. За рекой Лемовжей повернули налево, где по раздолбанной колее, по полям, очень медленно доехали до поворота. Тут Юра и оставил машину, а мы пошли смотреть перегруз.

Фото 01. Тепловоз 2ТЭ116 на переезде в Волосово

Фото 02, 03. Извара

Планы составлял Серега, так что все матюги прошу адресовать ему! Дорога ведет в леспромхоз, и я так понял, Серега трусил, боялся ВОХРы, а посему лесами да болотами хотел обойти леспромхоз стороной, чтобы выйти к узкоколейке со стороны леса. И не беда, что тут не было даже тропинки, мы пойдем в самые заросли, в болото, напрямик! В зарослях находим ряд железяк, потом в Интернете в них уверенно опознают какие-то запчасти от тракторов. Справа лес, слева большое пустое пространство, то ли болото, то ли делянка - среди открытого пространства возвышаются голые деревца, березки, сухостой, вместе с тем попадается много камышей, осоки, встречаются и отдельные лужицы с болотной жижицей. Перебираемся с кочки на кочку, один раз и я свалился, зачерпнул водицы в кроссовку :-(. Наконец, нам удается обойти лесопогруз, болото все еще остается слева, и тут мы натыкаемся на узкоколейную железную дорогу. Такого разгильдяйства при строительстве я еще не видел, это называется «строить на коленке». Никакой насыпи, основание – лежневые пути в виде берез, на них березовые чурбанчики, и уже на них положены рельсы. Теперь, чтобы пройти эту грязную болотную лужу, надо залезть на импровизированную железную дороги и пройтись по шаткому бревнышку. Лежневая железная дорога продолжалась и дальше – уже через кустарники, так что пришлось нам пробираться сквозь заросли. И вышли мы точно к леспромхозу, так что никуда от него не деться. И чего мы в обход тащились?

Фото 04, 05. Болота на 46-м километре

 

Фото 06, 07. Узкоколейка на березовых чурбанчиках

Леспромхоз остался справа от нас – высокие козловые краны, штабеля круглого леса, деревянные конструкции. Проходим несколько метров по узкоколейке и за поворотом находим два узкоколейных вагончика. Ну а Серега у нас ведь маньяк, он как только увидит узкоколейный вагон, так сразу же начинает его гонять - это у него еще с Лямцево пошло, никак не может остановиться. А тут как раз вагон, правда, груженый чурбанчиками. Начались покатушки вагонов. И опять то я его толкаю, то Серега, то опять я, но уже с Юрой. То один фотик поставим на вагон, то другой – все видаки снимаем. Боялись, как бы от столкновения буферов вагонов не выбежали на шум мужики с леспромхоза - да нет, обошлось :-).

Фото 08, 09. Узкоколейка в сторону Реполки

Фото 10. Вагончик с лесом, который можно беспрепятственно погонять :-)

Размах на леспромхозе воистину впечатляет. Несколько козловых кранов, огромное количество сараев, деревянных подмостков, платформ. У одного из кранов валяются ржавые будки от тепловозов ТУ6. То и дело встречаются остовы из рассохшихся столбов, заросли крапивы и чертополоха, много растительности, пробиващейся сквозь деревянные доски. Природа берет свое!

Фото 11 - 17. Развалины лесопогруза на 46-м километре

А теперь приятное открытие :-). Вдали от чужого глаза, на неприметной полянке рядом с железной дорогой, нашли мы пионерку, на которой можно немного покататься. Каркас - два рельса, стянутых стальными двутаврами. Жаль, что двигателя нет, придется нам толкать ее своими силами. Я вообще-то был против идеи пользования этой пионеркой: она чужая, а без спроса брать чужие вещи нехорошо. Впрочем, если нельзя, но очень хочется, то можно, ибо мы обязательно вернем пионерку на место, и вообще – поди найди того мужика, кому принадлежит эта пионерка! Но самое противное другое: реально прокатиться на сто-двести метров, но не дальше! А Серега уже строил колоссальные планы: да на этой пионерке мы проедем километров десять, до конца узкоколейки!… Но ведь мотора нет, кому-то придется толкать ее! Пионерка оказалась тяжеловатой. Зато она была вместительной: на одну жердочку – один человек, на другую – другой. Приятно, что есть местечко позади пионерки, там тоже можно устроиться, причем ногами можно отталкиваться от шпал. Так мы доехали до поворота, где узкоколейка, до того шедшая на запад, повернула на юг. Точнее говоря, если раньше она шла по железке Чудово-Веймарн, то теперь повернула на железку Волосово-Мшинская.

Фото 18. Наша пионерка :-)

И полный восторг! Ведь тем узкоколейки и хороши, что на них можно покататься. Вы только представьте: металлоконструкции, железные дороги, может быть, брошенные нефтебазы, цистерны, разрушенные дома, строения и комплексы – и все это в диком запустении, брошено, оставлено хозяевами! И ведь по всему этому можно полазить, а по железной дороге еще и покататься! В отличие от торфяных узкоколеек, что я видел раньше, эта – лесовозная. Между ними большая разница, да хотя бы в растительности: если раньше были кустарники и сорные породы деревьев, то здесь могучий еловый лес. Узенькая просека, в качестве шпал положены березовые чурбанчики. А какие леса! Смотрится эффектно, особенно сейчас, в октябре месяце, да в ту пасмурную, чуть ли не дождливую погоду, что была сегодня!

Кривая представляла собой зрелище: какие колоссальные ели, какая грязюка под ними! Эпюра шпал тут совсем другая, березовые чурбанчики маленькие, грязные, и очень скользкие – по ним невозможно ходить, а ведь нужно еще и бегать, чтобы толкать перед собой пионерку! Наша железка хотя бы находилась на насыпи, примкнувшая к нам лесовозная автодорога проходила в низине. Ходить там невозможно – грязи было выше крыши! Сменяя друг друга, мы толкали пионерку и ехали все дальше по железной дороге. Потом мы обнаружили уходящий в лес ус. Его исследование мы оставили на потом, а сейчас решили прогуляться дальше, хотя бы до поворота. Железная дорога поднималась на насыпь, и наконец мы увидели деревянный мост через ручей Дрянной. Под мостом проходит автодорога, надо ли говорить, до какой степени она была разбита? Ручей разлился, грязюка жутчайшая, тут и в сапогах-то пройти нельзя – завязнешь! Одно название ручья чего стоит – ДРЯННОЙ! Вот мы видим уходящую влево автодорогу, какое-то просвет. Не сказать, что просека, просто она успела сильно зарасти молодняком, однако же именно туда уходит лесовозная автодорога. Судя по карте, это дорога на Селище.

  

Фото 19 - 24. Узкоколейная железная дорога

И снова мы посетили деревянный железнодорожный мост. Рядом, под насыпью, валяется какая-то странная металлоконструкция, которую можно крутануть :-). Я уже отмечал, что к западу от узкоколейки уходит один из усов. На нем, примыкающем к главному узкоколейному ходу, стоит ряд узкоколейных вагонов для перевозки леса в хлыстах - они хоть и узкие, но длинные! У стрелки стоит несколько вагонов, загораживают автодорогу. Оказалось, что лес в ста метрах отсюда заканчивается, начинается большое открытое пространство, то ли болото, то ли бывшая делянка - сейчас она активно зарастает лесом. И снова, видя брошенные в лесу вагоны, у Сереги появляется страстное желание покатать их. Я сделал несколько снимков болота. Мне здесь определенно нравится – камни, одиноко стоящие березки, атмосфера тоскливой осени… Серега ушел осматривать оставленные в лесу вагоны, я же с Юрой отправился смотреть, куда уходит железная дорога. Чем дальше, тем хуже – заросли становились все более непроходимыми, где-то в них теряется железная дорога. Однако же было видно, что железка продолжается просекой в лесу. Потом мы вернулись к стрелке, где еще немного поигрались. Может, за время нашего отсутствия (а к мосту мы шли пешком), пройдет какой-нибудь локомотив? – получается, мы перегородим ему путь? Дабы не случилось крушения на железной дороге – поставили пионерку на запасной путь. И вот мы вытаскиваем пионерку, да погнали ее на стрелку. А стрелку-то перевести забыли! В результате наша пионерка благополучно сошла с рельс – получается, устроили собственное крушение поезда! Дабы все успели заснять сие зрелище, повторили крушение еще несколько раз. Поехали обратно, на лесопогруз. Периодически сменяя друг друга, доехали до столь живописного поворота, а потом вплоть до того места у лесопогруза, где мы взяли пионерку. Все, спасибо большое, мы же не варвары – взяли покататься, на место и вернем.

Фото 25. Мост через ручей Дрянной

Фото 26. На одном из усов стоят ничейные вагоны

Фото 27, 28. В лесах Реполки

Фото 29. Хорошо просматривается просека. Туда уходила железная дорога

На этом наше путешествие, вообще говоря, закончилось. Теперь мы уже не заезжали ни в Извару, ни на 51-й километр, а прямиком отправились в Волосово, а там – в Войсковицы, где скинули Серегу, спешащего к себе домой. На сей раз он пригласил нас к себе на дачу, и мы с Юрой немного побродили по огороду. В дом не заходили, правда, Серега вытащил нам по кусочку шашлыка. В Питер ехать решили дорогой, что и в прошлый раз, во время «Реполки, дубль 1», через Стрельну. При выезде на круговую бетонку наблюдали живописный закат солнца. А когда за Сяськелово повернули на поля, я, взглянув в небо, обратил внимание на подозрительную черную полосу, пересекающий небосвод. Очень уж было похоже на радугу, благо что выгнулась дугой. Но черного цвета? Что это было? Больше ничего интересного не случилось, и мы спокойно доехали до Питера.

 

Фото 30. Лесовозная автомобильная дорога

(с) Кирилл Н.Кравченко,  http://kirill-kravchenko.narod.ru, 24.03.2007, исправлено 26.12.2008

П.С. Своя версия отчета по Реполке имеется на сайте http://www.koleya.spb.ru/

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz