2005-10-13. Можайская
Что видел:
- Станция Можайская
- Деревня Пикколово
- Воронья Гора
- Туутари-парк
- Киевское шоссе
- Совхоз Нагорный
- Станция Александровская
Эх, хорошая выдалась осень в этом году! Весь сентябрь и октябрь были сухими, теплыми, солнечными. Лишь в конце октября неожиданно пошел снег - по существу, до этого снегопада было лето, после – зима, а осени не было вообще, что не может не радовать :-). А в такую погоду дома я остаться не могу, меня мучает совесть, тянет на природу. На вечер Серега Соколов запланировал еще одно небольшое путешествие - он хочет съездить в Александровскую, затем в Пушкин, где он хочет с кем-то встретиться, так что мы небольшой компашкой пойдем смотреть царскосельскую ветку. Весь день Серега доставал меня дурацкими звонками: встречаемся на Балтийском вокзале у расписания в одно время, потом в другое. Ну как будто я Серегу не знаю, он назначит время, а потом будет сто раз переназначать время нашей встречи! Так что спокойствия ради решил я забить на него, отдохнуть от дурня Соколова и съездить в Можайскую, отдохнуть :-).
Как известно, между Красным Селом и Можайской располагаются Дудергофские озера, железная дорога тянется по берегу этих озер - мне всегда это нравилось, между насыпью и озером считанные метры… К озерам я еще вернусь, а пока что я хочу пройтись в сторону Тайцев. Вокруг равнинный пейзаж, идеальная плоскость, и посреди всего этого – две высокие горы. Чертовски красиво, особенно при таких ярких осенних красках, что наблюдаются сейчас, в октябре месяце! Вот только мне не нравится, что горы облепили частные скворечники, многочисленные домики, сараи, разноцветные крыши. Выглядит аляповато и хаотично – фу, какая гадость!! Выходим к панельным многоэтажкам – последним оплотам города Санкт-Петербург, который должен закончиться на этих домах, за дорогой уже Ленинградская область.
Фото 01, 02, 03. Платформа Можайская и ее вокзал
Фото 04. Участок Можайская - Тайцы
Фото 05. Вид на Воронью Гору и облепившие ее домики
Вернулся к платформе Можайская. Вот здесь, пожалуй, меня ждал самый красивый элемент всего моего сегодняшнего путешествия. Кто бы мог догадаться, что здание вокзала будет таким красивым?! Вышел к Дудергофскому озеру. Пробовал было подойти поближе к озеру, да там осока и заболоченные подходы.
Фото 06, 07. Дудергофские озера
На входе в парк (сразу за зданием вокзала) висит информационный щит: де, охраняется государством, памятник природы «Дудергофские высоты». Дудергофские высоты состоят из двух гор и ложбинки между ними. Абсолютно все подходы, и ложбинку оккупировали частники. Выглядит некрасиво; интересно, как это согласуется со статусом памятника природы, где запрещено разжигать костры и выгуливать собак? Конечно, эти правила нарушают все подряд, но дом на горе построить – это вам не костер разжечь… Натоптанная тропинка в гору. Оборачиваюсь назад, вижу, что я уже поравнялся с кронами сосен, растущих чуть ниже, эх, упасть отсюда – костей не соберешь, а я уже забрался на высоту десятков метров! И я все лезу и лезу, выше и выше, и оборачиваясь, вижу, как мельчают домики и удаляются горизонты. И вот я, наконец, на самом верху. Удивляет наличие атрибутов садово-паркового хозяйства - сарай на замке, скамейки и урны. Тут довольно высоко и панорамы открываются шикарнейшие. Внизу плоское, как на ладони, Дудергофское озеро, за ним, уже на горизонте, Красное Село – жилые многоэтажки, высокая труба котельной. Вдоль озера бежит железная дорога. Опять же хаососмешение многочисленных ярких пятен крыш, домов, огородов. А главное – это горизонты. Никаких лесов, только поля!
Фото 08, 09, 10. Панорамы, открывающиеся с Дудергофских высот
Спустился я вниз и оказался в деревне Пикколово. Кругом полно дачных домиков, а за каждым забором злые собаки, которые просто прохода не дают! Дошел до поворота, вижу, можно посетить вторую гору, оттуда должен открываться потрясающий панорамный вид в сторону Гатчины. Но как мне туда забраться? Пробовал пройтись по деревенской дороге, но поди ты это сделай, когда за каждым забором злая собака! Пришлось мне возвращаться назад, ровно к тому месту, где я спустился с первой горы, и уже оттуда забираться на вторую гору. Прохожу через всю гору и выхожу на самую красивую опушку. Похоже, при обустройстве этого парка специально для обзора местности пробили ряд просек. Зато какие шикарные картины открываются! К северу открывался вид на Санкт-Петербург, и отсюда виднелись трубы и градирни Южной ТЭЦ, Рыбацкое и Обухово, Пушкин и Колпино. А справа можно было различить и Гатчину с ее высокими трубами гатчинского ДСК.
Фото 11 - 13. Панорамы, открывающиеся с Вороньей Горы
Серега все еще грезит встретиться со мной в Александровской, вот у меня зародилась идейка сходить туда пешочком. А что? – Киевское шоссе недалеко, надо лишь пересечь поля, что разделяют наши железные дороги, и я буду в Верево или Кондакопшино, а там уже на электричке доеду и до Александровской. Вообще говоря, эта идея бурлила во мне давно, независимо от Сереги. Когда-то, помнится, я пытался претворить ее в жизнь, пытался пройти от Верево до Дудергофских гор, но ничего тогда не вышло - что ж, попробуем теперь с другой стороны! Что меня еще интересует, так это еще высокая гора Кирхгоф, расположенная между Дудергофскими высотами и Киевским шоссе - хотелось бы и на нее забраться! Выхожу на асфальтовую дорогу, прохожу деревню. Очень сильный солнечный туман, он скрывает огромные пашни, простирающиеся в сторону Гатчины. От моей дороги, находящейся на вершине оврага, вниз скатывается автодорога, и там зигзагами обходит дудергофскую гору и уходит в сторону Можайского. Знак «Туутари-парк». Что это? Впервые слышу! Чем дальше я ухожу, тем явственнее наблюдаю Дудергофские высоты, на которых я только что побывал – большое видется на расстоянии! Вокруг все огненно-рыжее, жухлое, а солнце так и жарит, и небо чистое-чистое. Один из последних теплых осенних деньков – редкая удача!
Фото 14. Вид на Воронью Гору со стороны Мурилово
Фото 15. Перекресток дорог и поворот на Туутари-парк
Вдоль автодороги расположилась масса деревней с финскими названиями – Мурилово, Перекюля, Карвала, Ретселя. В этих деревнях живут не самые бедные люди, дома большие и дорогие. Иду быстро, со своим автоматически выработанным шагом, тем более что погода позволяет – не холодно и не жарко, а в самый раз! Наконец, я достиг того критического момента, когда впереди увидел ряд стоящих линеечкой белых домиков - они потом стали для меня этаким ориентиром, по ним я определял, как далеко еще идти и сколько пройдено. А вот Киевское шоссе я отсюда прекрасно вижу. Вот оно, на горизонте, множество снующих туда-сюда автомобилей, грузовиков, автобусов. Идти уже недалеко осталось!
Впрочем, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Когда в первое свое посещение этих мест пытался я пройти от Верево к Дудергофским высотам, я столкнулся с отсутствием дорог на местности :-(. Интересно, столкнусь ли я с этим прямо сейчас? А как же я тогда выйду к Киевскому шоссе? В самом деле, стоило мне только оставить большую гору, как моя асфальтовая дорога внезапно повернула налево, вдоль горы, а потом напрямик в поля - к Киевскому шоссе она явно не спешила! А вот и старая добрая знакомая – линия электропередач, что ведет в Александровскую. Кстати, а вот тот самый Туутари-парк и та самая гора. Сейчас модно заниматься горнылыжным спортом, похоже, очередной лыжный склон решили организовать и на горе Кирхгоф. Вблизи гора кажется небольшой, но стоит отойти подальше, как я вижу, что она становится все больше – большое видется на расстоянии! Как странно наблюдать, когда одна хорошо знакомая вещь вдруг становится чужой, обретает новое звучание и вкус – ведь эту гору я многократно наблюдал из окошка лужской электрички. На горе сейчас ведутся активные строительные работы, я наблюдаю самосвалы, горы песка, будки рабочих, на склоне устанавливают столбы.
Фото 16, 17. Туутари-парк
Но оставим Туутари-парк и пойдем дальше, по широкой асфальтовой дороге среди широких полей. Впереди виднеется Киевское шоссе (что-то я к нему не приближаюсь), а позади гора Туутари-парка. Дорога как-то странно виляла. Она вообще представляет собой загадку: а куда может идти такая хорошая асфальтовая дорога? На поля? Дорога повернула влево, пошла было к горе, но потом развернулась и повернула к Киевскому шоссе. Вот она снова повернула направо, и вдруг она… закончилась ничем не примечательной полянкой! Как продолжение асфальтовой дороги - грунтовка, что привела меня к опоре ЛЭП, но потом закончилась и она. Все, точка, началась пашня, идти пришлось уже по грядкам, благо что осень сухая. Да тут уже совсем немного осталось – через несколько сот метров можно выйти к бензозаправке, находящейся на горочке аккурат посередине между Верево и Кондакопшино, она хорошо видна из окошка электрички. Ну вот, я собственно, и дошел до Киевского шоссе. А Серега уже достал, звонит мне каждые пять минут: ну, ты где?, когда будешь? Оказывается, он уже в Александровской, меня ждет.
Фото 18. Асфальтовая дорога, ведущая в никуда
Фото 19. Картофельные поля
А когда я приеду в Александровскую, я и сам не знаю. Была идея отправиться в Верево. И у меня даже есть расписание, и я даже знаю, когда будет ближайшая электричка. Так вот, на нее я уже не успеваю, да и до Верево отсюда ого-го как далеко! Серега уже в Александровской, созвонились, предложил ему пройтись, пофоткать станцию. Иду по Киевскому шоссе в сторону Александровской, по пути осматривал окрестности. Высокие тополя по сторонам Киевского шоссе, оживленное движение автотранспорта, поворот на Кондакопшино. Но вот на горке добегаю до светофоров у совхоза Нагорный, поворачиваю направо и бегу до железной дороги, по которой и пойду в сторону Александровской. Пока бегу, обнаруживаю, что солнце уже садится. Интересно, где и что именно хочет искать Серега в кромешной темноте ночи? Он звонит еще раз: ты где? Я ему отвечаю: все, я уже добрался до горловины станции, вот уже входной светофор. Через минуту я был уже на станции.
Фото 20. Солнечный закат в Александровской
Ну а что мы делали в сумерках в Пушкине, и как искали в кромешной темноте железную дорогу в сторону Колпино – это уже совсем другая история, и когда-нибудь я расскажу и ее…
(с) Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru, 29.03.2007, исправлено 26.12.2008
© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/