2006-01-31. Прогулка по Финскому заливу

Невысоко над горизонтом стоит яркое солнышко. По небу стелятся белые с черными прожилками дымы ТЭЦ-14. Если взглянуть в сторону Кировского завода, там видны такие же дымовые шлейфы, но уже других труб… Отличная погода!! На улице немного прохладно. Вообще говоря, на улице минус восемь, но этот зверский минус, вообще говоря, не ощущается. Я вышел из Автово в час дня, я вернулся в Автово в шесть часов – более того, я поехал на Финский залив, я пять километров туда и пять километров обратно дошагал до маленького островка в заливе – я шел по открытой местности залива, и мне в лицо дул ветер, но все равно я чувствовал себя превосходно!! Вроде бы одна температура, но какие разные бывают ощущения! Наверное, все еще от влажности зависит.

На 36-й трамвай не сел. Не сел и на 52-й. Сел на третий подошедший трамвай, на 41-й. Людей было мало, и кондукторша как-то прошла мимо меня, так что я опять ехал бесплатно, сэкономил десяточку :-). Кондукторша говорит, что трамвай едет до улицы Десантников. Это где? – вопрошаю я, ведь я плохо знаю свой собственный район Юго-Запада. Ан нет, чуть позже водитель трамвая расшифровала свои слова: это значит завернет налево, потом по Маршала Казакова, потом в Автово. До меня дошло – он поедет кругом по маршруту 60-го трамвая! Мне это не подходит, я должен выйти и смиренно подождать следующего трамвая. И я остался ждать следующего трамвая, а пока он шел, сделал две фотографии на улице Десантников. Но на следующий трамвай тоже не удалось сесть. Как выяснилось, они сегодня в сторону Стрельны вообще не ходят. Можно, конечно, воспользоваться автобусом, но я решил пройтись пешочком. Благо что недалеко, всего две остановки.

Сначала я посетил большой пустырь перед одним из зданий на Петергофском шоссе. Перед этим домом еще в прошлом году я замечал какое-то оживление строителей, сейчас стройка идет полным ходом. Здесь хотят построить очередной небоскреб, что так любят возводить в последнее время. Вообще говоря, я против уплотнительной застройки. Нет, когда-то я был за. И то правда, надо согласиться, что при советской власти новые жилые микрорайоны строились с размахом и большими свободными площадями, я помню это по своему родному Юго-Западу. Но вот пустыри застроены. Что дальше? Идти за границы города, строить новые микрорайоны? Как бы ни так, строительство продолжается в черте города, причем застраиваются уже далеко не ПУСТЫРИ, а маленькие скверы, бульвары, детские площадки, и вообще, миниатюрные кусочки земли, о которых ну просто невозможно думать, что на них что-нибудь можно будет построить. Такую картину я наблюдаю на проспекте Ветеранов: казалось бы, куда уж дальше? – но нет, в небо рвутся новые небоскребы. Такая же картина наблюдается у КАЖДОЙ станции метро во всех частях города. Мне не нравится, что никто не хочет развиваться дальше, что никто не строит новых районов, не идет вширь, в область. Они не хотят вкладывать деньги в землю, ведь у них уже есть и вода, и газ, и электричество, и им не надо строить ни школы, не детсады – по сути дела, они паразитируют на средства города, ибо это город обустраивает среду, а тут приходят застройщики и отнимают лучшие куски, наживаясь на этом…

Вернемся к Южно-Приморскому парку. Первым делом сфоткал трамвайную линию, потом красивую чугунную болванку с достопримечательностями парка – лежит еще, и никто ее не трогает! Потом заснял «60-летие Победы». Еще одна достопримечательность парка – это памятник «Парк открыт в год 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина». Центральная аллея, на которой осенью велись интенсивные работы, превратилась в парк детских аттракционов. Сие продолжается аж до самой площадки с якорями. Пруд замерз, по нему гуляющие проложили тропы, и у меня появляется уникальная возможность посетить островок, туда как раз проложена тропинка. Нет, не пошел, решил обойти бережком да выйти к площадке, где я сфотографировал якорь на постаменте. Эти места изменились – если раньше тут были заросли кустарника, болота, то теперь кустарник почему-то вымер, исчезло с лица земли и болото (его просто засыпали мусором), в результате якорь, что торчал раньше под кустами, теперь находится посреди открытой площадки. Потом вдоль озера я вышел к достопамятной дорожке, что ведет к речке Дудергофка. Несколько шагов, и вот я здесь!

       

   

Речка Дудергофка замерзла… Напротив тропинки, что выходит к реке, в воде всегда была баржа. Известно, что она давно уж потонула, лежит на одном боку. Интересно было наблюдать, как она, навалившаяся на берег одним бортом, с диким креном вмерзла в лед Дудергофки. Зато вот теперь-то на нее можно забраться! Ну а за ней – сама Дудергофка. Я, вспоминая свой вояж 2003 года, когда я ходил пешочком по льду Финского залива от устья Дудергофки до островка, видневшегося вдалеке, решил его теперь повторить. А почему бы и нет? Вот только лед на реке что-то меня не вдохновляет. Точнее, по центру реки все хорошо, а ближе к берегу он какой-то подозрительный, без снега, скользкий, местами трещины, наслоенные друг на друга льдины. Такое ощущение, что тут недавно был ледоход, что под водой проходит теплое течение, которое подмывает прибрежный лед - это вызывает опасения. Между тем на Дудергофке видны лыжники и рыбаки! Правда, не в таком количестве, как три года тому назад – гораздо меньше!, но есть! Так как же мне на лед забраться? И в том самом месте, где имеется маленький заливчик к Ленинскому проспекту, я нахожу выход к реке – именно здесь спускается накатанная лыжня, отсюда начинается мой маршрут. И вот я на Дудергофке. Где-то вдалеке редкие черные точки – лыжники. Но сегодня их гораздо меньше, чем в тот достопамятный мартовский денек. Сейчас три часа дня. Если я туда пойду, идти, ну, скажем, один час. Туда час, обратно час, успею как раз к заходу солнца – сейчас оно садится в пять вечера. Впрочем, нет, подумал я, час – это слишком много, ведь остров вот он, совсем недалеко, рукой подать – его отсюда хорошо видно!!

       

   

И вот я на пути к островку. Ровно в 15.00 я вышел в Финский залив. Островок был недалеко – казалось бы, до него немножко, чуть-чуть, этак километра два. Фигушки, до него оказалось аж пять километров!! Вот ведь как в открытом и пустом пространстве глазомер обманывает!.. А я все вспоминаю тот славный поход 2003 года, и сравниваю этот переход с тем. Ну, во-первых, рыбаков тогда было несравненно больше. Сегодня я повстречал в речке Дудергофка, пожалуй, только одно-двух любителей подледного лова, тогда, в марте, их были десятки!! В самом деле, помню, вышел я в залив и вижу перед собой, далеко-далеко, целую россыпь черных точек. Долго думал-гадал, что бы сие значило? – оказалось, рыбаки, сидящие над лунками. Интересно было наблюдать, как на своем пути к островку россыпь далеких точек на горизонте все приближалась, приближалась, а потом, когда я их прошел, она уменьшалась, пока не стала такой же россыпью черных точек на горизонте, но уже позади. А островок казался все таким же близким и таким же далеким! Как только я вышел в залив, мне навстречу появились два черных профессиональных лыжника. А вот ярко-оранжевая лыжница, идущая далеко впереди меня и кажущаяся отсюда оранжевой точкой. Так вот, через некоторое время она встретилась с еще двумя точками. Они стояли столь долго, что я успел их догнать и перегнать. Помнится, в 2003 году я видел тут бакен. Увы, сейчас никаких бакенов не наблюдается!! Зато обнаружил пруточки, воткнутые в сугробы. Что бы сие значило? – думаю я. Подозреваю, что таким образом рыбаки обозначают места своих лунок. Чем дальше, тем слабее становилась тропинка. Конечно, по льду речки Дудергофки еще была протоптана хорошая тропинка, однако потом она исчезла, и я начал идти по льду Финского залива – тогда же, в 2003 году, я шел по хорошо утоптанной тропинке вплоть до островка. Снег выпал недавно и немного, так что идти по голому льду с несколькими сантиметрами рыхлого снега очень приятно. По пути много фотографировал окружающие пейзажи. Видел панораму на морской фасад Петербурга, на морской порт, нефтяной терминал и стоящее рядом с ним судно, балкерный терминал. За ним, где-то вдалеке дымили трубы ТЭЦ-14 и ТЭЦ-15. Здесь в перспективе они сливаются, поэтому восемь труб совпадающих в плоскости фона труб дымят что есть силы, их синеватые лисьи хвосты выглядят очень живописно. Когда вышел в залив подальше, фоткал панораму Васильевского острова, Лахту. Видел даже трубу своей котельной – она находится чуть левее хорошо заметной отсюда трубы котельной в Новой Деревне. Безусловно, много внимания было уделено и ЛЭМЗу, и жилым микрорайонам Юго-Запада. Чем дальше ухожу я к островку, тем дальше и дальше удаляются от меня эти замечательные места… Некогда высокие каменные отвалы становятся все мельче и мельче, наконец, вообще исчезают.

Время идет, я прошел уже не один километр, а он кажется все таким же близким ко мне, как и раньше. Впрочем, изменения происходят – например, отчетливо видно, как удаляется от меня устье Дудергофки и все тамошние окрестности. Отчетливо вижу, как меняется ракурс на морской порт и его постройки, как открывается вид на Лахту. Я думал, дойду до островка минут за 20, однако иду вот уже 40 минут и чую, что идти еще два километра. Хотя островок находится в непосредственной близости, и кажется, что до него метров пятьсот… Нет, обманывает…

       

   

Но нет, сколько веревочке не виться, конец всегда отыщется! Все, пришел я сюда, мои поздравления! Я – на островке. Чуть позже меня на островок прибыла и оранжевая лыжница. Впрочем, она даже островок не посетила – она только дошла, передохнула минуты три и ушла назад. У меня же тут была своя программа, и я думал побродить по островку, все как следует пофоткать. Увы!, я ту же столкнулся с неприятной вещью – временем. На часах 15.55, значит, шел я сюда 55 минут. Солнце зайдет в 17.00. Обратно я тоже буду идти немного меньшим часа, значит, солнечный закат встречу, даже не успев дойти до берега. До трамвая (а может, до троллейбуса на Ленинском проспекте?) придется добираться уже в темноте… Увы, у меня категорически нет времени на осмотр островка!! И я ревел от досады, но поделать ничего не мог: через десять минут, не углубляясь внутрь островка, я вынужден был повернуть и идти назад. Ну да ничего, я дал себе слово этой зимой еще как-нибудь посетить островок. Только на сей раз пойду напрямик, ну хотя бы от ЛЭМЗа, или от института Макарова – чтобы напрямик, да и новые места посмотрю :-). Что еще неприятно, так это то, что по морскому каналу не ходят суда – ведь я фотографировал их в 2003 году, почему их нет сейчас? Еще один повод к повторению зимнего путешествия до островка!

         

Оранжевая лыжница убежала вперед, однако я ее вскорости догнал и даже перегнал, теперь она уже шла позади меня. Путь назад хотя и занял столько же времени, как сюда, но показался короче. А солнце клонилось к закату, и чем дальше я шел, тем ниже опускалось солнце. И вот, наконец, оно село. К этому времени я уже вплотную добрался до ЛЭМЗа. Теперь я перевожу дух, прощаюсь с Финским заливом, и ухожу. Теперь я на льду Дудергофки. За мной все также плетется оранжевая лыжница. Между тем серая пасмурная пелена, охватывающая небо, все продолжает наступление – она теперь заполнила собой все небо, с обоих флангов обошла нас и стремительно набросилось на севшее солнце. Цвета пропали, мир погрузился в пучину темно-серых тонов – то самое, что я так не люблю… Я закончил фотосессию. Теперь мне бы побыстрее добраться до трамвая. Не слишком ли темно будет? Несмотря на темноту, в направление островка по льду залива вышло трое-четверо лыжников, встретил их по дороге. До трамвайной остановки оставалось еще два километра, но оказывается, было достаточно светло, сумерки в полном разгаре, так что я пришел на трамвайную остановку еще засветло. Попробовал даже заснять трамвай, но ничего не получилось – он получился размытым ввиду его движения. Последнее, что поразило, так это бетонные заборы, намертво перекрывшие подход к Дудергофке. Начинают строить комплекс «Балтийская жемчужина»… Интересно, а что тут будут делать с ЛЭП? Надо будет в парк приезжать почаще, фиксировать цифровиком ход строительства!

         

         

     

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/

 

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz