titel.gif (1954 bytes)

2006-05-17. Будогощь - 22й км - Будогощь - Пчевжа

Когда-то я в Будогощи уже бывал. Дайте-ка вспомнить, был там аж в 1997-м году. В то время у меня вообще не было фотоаппарата, даже той плохонькой пленочной мыльницы. Кошмарище!! Из Будогощи не осталось у меня ни одной фотографии, разве что впечатления (и еще есть отчет!), и было это аж ДЕВЯТЬ лет тому назад… Надо напомнить впечатления да переснять виденное. Посему надо ехать. Тем более что погода обещает быть хорошей.

Как хорошо, что у меня есть зимнее расписание электропоездов! Из этой маленькой книжицы я узнал, что поезд на Будощь выходит с Московского вокзала в 8.40, это значит, что в Обухово он будет где-то в 9.00. Очень шадящее время – я могу проснуться в семь утра, выспаться и отдохнуть! Из дому вышел в 7.35, думал, полтора часа до Обухово – много, и можно не торопиться. Как оказалось, я ошибся, ибо времени на метро ушло гораздо больше, чем я рассчитывал, в результате чего в Обухово я приехал чуть ли не за пять минут до появления поезда. Чуть не опаздал. Самое интересное (удивило!), что электричка пришла по расписанию, что, как известно, на северной ветке отродясь не было и быть не может. Наверное, только потому, что она – утренняя, и бесконечные путейские работы (продолжающиеся вот уже многие годы) еще не начались. Я сел где-то в пятом вагоне, народ, конечно, был, но не очень-то и много, скамейки чуть ли не пустовали, так что я без проблем занял местечко у окошка.

Увиденное в окошке до Мги интереса представляет мало – я эту ветку знаю чуть ли не наизусть, я тут катался много раз, и был на каждой платформе, и даже ходил по перегонам. Вот мы проехали Мгу и поехали на Будогощь. За третьим километром ответвление на юг, в сторону Киришей. Сологубовка. Ничего интересного, лишь бетонная коробка ДСП. Такое шикарное название станции заслуживает большего, чем этой бетонной коробки! Прошли контролеры. В прямом смысле прошли: вошли в вагон, прошли насквозь да вышли. Чтобы сие значило? Потом оказалось, что в поезде было два наряда контролеров: появились вторые, собрали деньги. Я честно соврал, что еду от Мги до 52-го километра (правдоподобная версия: на 52-м километре много мгинских дачников), заплатил двадцатник и со спокойной совестью поехал дальше. Проехали Турышкино. Знакомые места J. Вот за Турышкино та самая автодорога на урочище Карбусель, а вот за дорогей и сама Карбуселька. Я ее помню гораздо более красивой, во время настоящего разгара лета, когда все кругом пышет и цветет зеленью. Надо ли говорить, что сейчас, весной, она представляет более жалкое зрелище: посреди гигантского болота стоят голые обрубки берез, лежат вывороченные коряги. Что до реки Ключ, то это вообще полный ужас: гигантское пространство грязной, черной воды, посреди которого островками разбросаны голые ели да березы. Вот большой остров, вот протока справа и слева от него. Впрочем, какая уж там протока – вода стоячая, видно, еще не вытекла после прошедшего весеннего половодья. Посреди черной воды стоят такие же ярко-черные столбы ж.д.связи, многие из них опрокинулись в воду, повалив за собой соседей. Другие болота более симпатичны. Это маленькие, крошечные ярко-зеленые площадки, идеально ровные, совершенно лишенные каких-либо кустарников или деревцев. Идеальная ровизна, как газона на футбольном поле, вызывает чувство уверенности и твердой почвы под ногами, но как раз вот такие болота особенно страшны: эти болота представляет собой озера, покрытые зеленой сплавиной. Провалишься – не выплывешь. Параллельно железной дороге, от Малуксы и до Сологубовки идет гравийная подсыпка под второй путь. Я долго смотрел на сие и так и не понял, будут ли строить второй путь, или не будут? А вот и Малукса, место, что я посещал много раз! А тут тоже произошли большие изменения. Самое главное из них – полный упадок ПМС. Не, в прошлом году такого не было… В прошлом году тут были штабеля шпальных решеток, катались козловые краны… Сейчас же – запустение. Моим глазам предстала картина пустой, полной отходов производства территории… Ржавые конструкции, ржавые пассажирские вагоны, всякие болты, гайки, насыпанные горами костыли, хоппер без тележек, платформы, многочисленные ржавые конструкции, отходы производства – да это теперь настоящее поле чудес для ищущего черный лом! При виде всего этого я было подумал, что ПМС прекратила свое существование и была свернута. Но нет, козловые краны вроде еще со стеклами, а в штабном вагоне, похоже, еще живут люди и даже наблюдают за площадкой. Но увиденное породило во мне мыслишку побродить по территории ПМС как следует, пофоткать. Та большая лужа, что была мною сфоткана в прошлом году, теперь высохла. На дороге к карьерам все также виден ТЭМ – стоит на том же месте. Несемся дальше. Следующая остановка – Погостье. Я тоже хотел бы здесь побывать, ибо тут есть несколько достопримечательностей. Видел речушку Мга. Грязная такая канава, очень маленькая. Вдоль этой канавы в сторону Назии раньше шла узкоколейка. Вряд ли что сейчас отыщешь, да и сапоги тут нужны побольше. Следующая остановка – Жарок. Это разъезд, тут тоже есть несколько дачных домиков. В Жарке, если углубиться на юг, на болота, находится один из пограничных камней, мне бы хотелось посетить его. Опять же нужно снаряжение и человек, знающий те места – без знатоков Жарка вряд ли удалось бы найти камень. Ну а потом пошли бескрайние болота. Сначала была маленькие елочки, потом открытые пространства, и так до самого горизонта, где видна лишь узенькая синеющая полоска далеко находящегося леса. Следующая остановка – 52-й километр. Дачная плафторма, тут вышло много людей. Следующая остановка – 55-й километр, тут тоже у многих дачи, снова крупные дачные массивы. Сама картина поражала меня раньше, поражает и сейчас: электричка останавливается посреди большого, чистого поля. Платформа. У платформы – грунтовка, на которой ютятся несколько белоснежных автобусов, машины частников. Где-то позади за домиками уже можно различить маленькие деревянные домики. Но далеко впереди, за полем, на горизонте, уже видны высокие трубы Киришинефтеоргансинтез и особенно выделяющиеся две колоссальные трубы Киришской ГРЭС. Но на самом деле до Киришей еще шесть километров по прямой. Следующая остановка – Посадниково. Это разъезд, и тут как по дороге туда, так и по дороге обратно у нас было скрещение с поездами, с электричками и товарняками, киришскими буро-красными 2ТЭ116, везущими цистерны с нефтепродуктами на экспорт в Эстонию. В Посадниково имеется замечательная водонапорная башенка оригинальной конструкции. За Посадниково находится железнодорожная развязка: дорога на Кириши и дорога Чудово-Волхов. Мы поворачиваем влево, затем проходим под путепроводом волховской ветки. Платформа, кстати, так и называется: Путепровод. Наконец, перед рекой Волхов нас ожидает еще одна платформа – Волхов Пристань. И вот она впереди – река Волхов, и вот он – славный город Кириши. Колоссальный железнодорожный мост, зазвучал грохот колес по стыкам рельс, за окнами понеслись раскосы ферм. Внизу мутная, коричневая (отчего даже кажется, что это дно реки) вода Волхова. На том берегу открывается шикарный вид на местную достопримечательность – Киришскую ГРЭС. Цеха, многочисленные трубы, миниатюрные градирни вдалеке – и все это находящееся на берегу реки, отражающееся в ее водах – производит впечатление. Ну а за Киришской ГРЭС открывается панорама на сам нефтеперерабатывающий завод «Киришинефтеоргансинтез». Трубам несть числа, но сам завод скрывается за деревьями, поэтому не видно ничего. Разве что виден один горящий факел – но это далеко и плохо различимо L. Слева видны трубы спиртоводочного завода и вантовый мост через Волхов. Сама железная дорога Киришей обескураживает своей откровенной скучностью… Здание вокзала – советский кирпичный урод, грязный и неопрятный, я его никогда не фотографировал и даже не собираюсь. Такого же плана все станционные постройки: чисто по-советски, аляповато да грязно. Понятное дело, станционные пути заставлены многочисленными составами с цистернами. На станции работают ЧМЭ3ики – все из ТЧ-7, был замечен даже ТЭМ7А. Чуть поодаль стояли сплотки многочисленных киришских тепловозов 2ТЭ116. Из электрички вышли остатки ехавших с нами в поезде, зато сели новые – уже до Будогощи. Как оказалось, у многих там дачи. Станция закончилась, и только в самом конце станции можно было лицезреть подъездной путь к нефтеперерабатывающему заводу – хорошо было бы как-нибудь по нему пройтись J. Перегоны были длинными и скучными, за окошком не было совершенно ничего, кроме сплошной стены сосняка, не было даже болот… Проехали два безликих километра. Прошли кондукторы. Приставали к каждому: покупайте билетик, откуда, куда едем? Я, очевидно, еду от Киришей до Будогощи, и таки купил билетик за 18 рублей. Но вот мы подъехали к Пчевже. Пчевжа – это уже интересно J. Во-первых, тут располагается большое лесохозйство, из окошка поезда можно было наблюдать козловые краны, штабеля кругляка, полувагоны, были даже кирпичные корпуса, занимающихся лесообработкой. Во-вторых, в Пчевже мы пересекли по мосту одноименную речку – Пчевжа. То был металлический мост с раскосами. Потом был еще один безликий километр, 92-й, потом снова леса, уже сосняки, песочек, и вот мы наконец, приехали. За окошком медленно проплывали знакомые пейзажи: вот стоит сплотка из ВЛ10, вот водонапорная башня, которую я хотел зафоткать еще в 1997 (дождался! – сегодня и зафоткаю!). Приехали. Электричка медленно подъехала к платформе и открыла двери. Будогощь.

А здесь ведь ничего не изменилось! Потрясающе! Я был здесь чуть ли не десять лет тому назад, однако увиденное заставило вспомнить все, и вдруг оказалось, что я тут все очень хорошо помню, как будто был здесь не десять лет, а десять дней тому назад. Помнится, в 1997 году приход утренней электрички из Питера был согласован с пригородным поездом на Пестово, и народ из электрички сразу же потащился на стоявший тут же тепловоз. Сейчас же тепловоза не было. Я потом был на вокзале, смотрел расписание. Оказалось, что уже не до Пестово, а до Хвойной, изменилось и время отправления поезда. То бишь пойдет отсюда только через несколько часов, я его, возможно, даже и не увижу. Ну а все остальное на месте. Вот большое двухэтажное желтое строение ДСП. У выхода в город, у платформы, развернулась стоянка частников. Частники стояли и в нервном ожидании смотрели на проходящих мимо людей. В самом деле: электричек из Питера тут раз-два и обчелся, и вот они, работники частного извоза, тратят многие часы в пустом ожидании только затем, чтобы дождаться одной-единственной электрички, и за эти пять минут они ждут того единственного пассажира, что обеспечит их работой и деньгами на весь день. Вот один, совсем отчаявшийся найти пассажира, он сначала обратился ко мне: «Никуда ехать не надо?», потом к одной женщине, да потом на всех махнул рукой, плюнул, да уехал один.

Я же первым делом отправился к вокзалу. Теперь это уже бывший вокзал. Новый вокзал, кирпичный домик, своей архитектурой напоминающий скорее вокзальный туалет, расположен у платформы за зданием ДСП. Но старое здание было гораздо красивее. Сейчас дверь наглухо заколочена, окна забиты. Все, что напоминает о некогда существовавшем тут вокзале – это щит «Не переходите пути перед приближающимся поездом» и гигантские вывески «Будогощь» над дверьми. Само здание, кстати, имеет два крыла. В одном из крыльев был вокзал, в другом, говорят, товарная контора. Посреди растут высокие деревья, так что заснять все здание целиком невозможно – только по частям, как правое, так и левое крыло. А теперь отправляемся в поселок. Прежде чем изучать железную дорогу, хорошо бы посетить магазин, перекусить немного.

       

И вообще на улице было как-то жутко холодно. Когда я выходил из дому, было чистое безоблачное небо. По пути в Будогощь небо стало заполняться холодными рваными синими облаками. Сначало появилось одно, потом другое, и наконец, они заполонили собой все небо. А сам я как-то дико замерзал… Застегнулся, руки в карманы, а зубы-то стучат, а сам весь дрожу от холода. Вот он какой, полдень в Будогощи!
И вот я оказался на станции. Идем в сторону Хвойной, тем более что там я еще никогда не был. За зданием ДСП нахожу новое здание вокзала. Заходим. А ничего, вполне даже миленький интерьерчик! Пожалуй, мне это больше нравится – хоть тут и помещеньице два на три метра, зато чистое и аккуратное. Даже скамейка ожидания есть. И окошко касс. И еще расписание поездов, откуда я и узнал расписание поезда Будогощь-Тихвин. Оказывается, ходит он один раз в неделю, по субботам. Из Тихвина выходит в 9 утра, из Будогощи в 15.40. Мысль прокатиться на этом раритетном тепловозике по этой забытой ветке будет терзать меня все эти дни… Ну а мы пока идем дальше.
Справа от меня – сортировочный парк. Иду по какому-то подъездному пути к заброшенным сараям, тут проложена тропинка, по которой ходит местное население. Прохожу один такой заброшенный сарай, фотографирую двойную машку, проехавшую по магистральному ходу, дохожу до тупика подъездного пути, где находится пилорама. Только собираюсь сфоткать пилораму, как оттуда выбегает парень, кричит мне, не знаю ли я, который час? Дальше была горловина, слева еще одна пилорама, местные приехали на автомобиле, выбирают из местных отходов производства, горбушек, себе вагонку для дачи. Справа – еще один тупик. Впереди – два пути, где-то далеко впереди виднеется переезд, там же у переезда стоит машка, яркими огоньками горят пятнышки оранжеворубашечников. Спустившись с насыпи, прямо у километрового знака 99/100, я обнаружил хорошее место для отдыха (вообще-то это поваленный столб ж.д.связи), здесь и решил передохнуть. До переезда оставалось примерно около километра. Когда я дошел до машки, стоящей у переезда, она пустила дыму и медленно тронулась в путь, к станции Будогощь. Только тогда я обнаружил, что она была не одна, на самом деле она тащила за собой снегоуборочную машину СС1М. На машине висели путейцы, сам машина как-то странно дымила – такое ощущение, что там была установлена буржуйка, и путейцы ее растапливали.

         

На всем протяжении пути наблюдаю следы активных путейских работ: меняют шпалы. Дохожу до поворота, однако, пройдя немного дальше, я обнаружил путейца. Нет, меня он вообще не видел – он был на редкость увлечен своим делом: ходил то ли с метром, то ли с уклономером и чуть ли не на каждой шпале кропотливо что-то измерял. Причем через каждую шпалу от него доносились удивленные возгласы: «Вот это да! Ну ни фига себе!..».

           

Перебрался через валежник, через бревна, ручейки, через старую траву, заросли. Ровно месяц назад мы с Артемом были в апрельском лесу. Тогда там было невозможно ходить: половодье, снег, лед, много воды. Однако сейчас лес стоял сухой. И вот я пробирался среди валежника, пока совершенно внезапно не выбрался на маленькую просеку, которая оказалась… бывшей железной дорогой! Вот это был сюрприз, чес-слово!.. В самом деле, просека, медленной кривой поворачивающая в лесу, насыпь, да к тому же огромное количество ушедших в землю деревянных шпал! Судя по кривой, это была соединительная дорога между веткой на Хвойную и веткой на Тихвин. Давайте пройдемся по ней! Сначала я пошел в сторону дороги на Хвойную. Под ногами было множество шпал, сама насыпь сохранилась великолепно, просека отличная. Сюрприз: я наткнулся на деревянный мостик (точнее говоря, трубу) маленького ручья. Затем она выходила к железке на Хвойную и довольно долго шла параллельно ей невысокой насыпью. На магистральной ветке Будогощь-Хвойная вперед видел компанию из десяти-двадцати железнодорожников, активно меняющих шпалы. Два начальника лениво валялись на насыпи соединительной ветки, остальные работали. Теперь пройдемся по соединительной ветке в сторону дороги на Тихвин. По сторонам насыпи были полноводные канавы, саму дорогу преграждали многочисленные поваленные кустарники, да березы, а потом дорога вообще ушла под воду грязного болота, и я был вынужден выходить назад – все, здесь я уже не пройду. Впрочем, тут была лесная делянка, я еще вышел на дорогу лесовозов, там еще раз посмотрел на соединительную колею – ба!, да чем дальше в лес, тем она непроходибельней, там заросли, кустарник, наконец, болото. И я вернулся назад, к железной дороге на Хвойную, там попер назад, к переезду, где на меня так удивленно смотрел тот самый путеец, дошел до переезда и пошел по железке в сторону Тихвина.

           

А ветка ничего, очень даже хорошего качества. Думал, будет хуже. Видно, что здесь катаются часто. Когда дорога, наконец, вышла на свой прямой участок, мне предстала масса интереснейших картинок. Первая из них – светофоры. Здесь находится примыкание соединительной ветки к Хвойной – собственно второй светофор ей и принадлежит. Если там, в сухом лесу, еще можно было побродить по остаткам соединительной ветки, то здесь сделать это категорически невозможно - кустарника, валежника здесь очень много. Однако же просека бывшей колеи просматривается хорошо. А вот еще один мостик через канаву. Он сохранился, здесь видно несколько поросших лишайником, старых, прогнивших шпал. Но самая большая достопримечательность – это светофор на этой ветке. На него можно залезть, впрочем, вид оттуда не самый интересный. Рядышком со светофором соединительной колеи стоит еще один светофор, уже действующей ветки на Тихвин. Впрочем, сам он не действует, поэтому состояние его такое же, как того, первого. Как потом я вычитал в Интернете, на этой ветке вплоть до Будогощи сигнализации нет, и я в этом лично убедился: я видел несколько светофоров, в том числе и заградительные – все они были разбиты или покалечены. Здесь же еще стоял шкаф с аппаратурой. Открытый и разграбленный, что удивило, не до конца.

Я оставляю светофоры и иду дальше. Вот через железку проходит крохотный импровизированный переезд. Справа – дачные домики, слева – странная железяка (только потом до меня дошло, что это были останки СЕМАФОРА). Впереди появляется мост и еще ряд недействующих светофоров. Ага, это мы выходим к реке Пчевжа, за которой мы продолжаем наблюдать все тот же большой поселок Будогощь, раскинувшийся по обоим берегам Пчевжи. Забрался на мост, прошел по нему, пофоткал речушку Пчевжу, протекающую внизу глубого оврага, раскинувшегося передо мной. А овраг действительно глубокий! На том берегу Пчевжи оказался железнодорожный переезд, масса дачных домиков. За переездом обнаружил остановочный пункт 22-й километр линии Будогощь-Тихвин. Это не может не удивлять: почему 22-й километр? Ведь отчет километража ведется не от Будогощи, это точно, ибо в Будогощи, в месте, где происходит ответвление дороги на Тихвин, я самолично наблюдал (и фотографировал!) километровый знак 20/21. А где находятся предыдущие двадцать километров, интересно знать? Так что на самом деле 22-й километр есть второй километр. Тут не примята даже трава, нет тропинок. Есть только два столбика «Остановка локомотива», причем железка с надписью сильно изъедена ржавчиной. Такая же ситуация и с километровым знаком 22/23 километр, стоящим рядом. А еще тут расположен «зал ожидания», как я его назвал – скамейка, да пожарище, судя по всему, бывший путейский сарай. Теперь на месте пожарища валяются многочисленные знаки сигнализации. Засняв все это могущество остановочного пункта 22-й километр, я двинулся дальше. Впрочем, железка вышла из кривой, впереди была прямая, там был светофор, а Будогощь уже успела закончиться, поэтому я сделал крайний снимок, да решил возвращаться назад.

         

         

         

     

Но только теперь, идя назад, я решил спуститься вниз, в овраг речушки Пчевжа, да посмотреть на сам мост. А ведь это капитальное сооружение! Целый мостище!! Глубокий овраг, высокий мост. Два каменных быка, три железные фермы. Вот разберут эту железку, что будут с мостом делать? Неужели разберут?? Такую громаду?!! Я еще немного пофоткал мост, впрочем, ракурсами своими доволен не был – кустарники мешали обзору. Посему пришлось переходить по мосту на тот берег, да там брести на уже замеченный удобный песчаный пляжик. Идти было трудно – лес влажный, одни ручьи, да болотистая почва, а кругом кустарник, сорный лес, валежник, и вот я продираюсь сквозь все это, перелазаю через канавы, и все только ради того, чтобы сделать один-единственный снимок на мост через реку Пчевжа. Но это того стоило!

         

ОК, и с мостом покончено. Вот теперь я со спокойной совестью возвращаюсь назад, на станцию. Вот горловина станции. Грунтовка привела меня на площадку лесопогруза, находящуюся на горочке, внизу – железная дорога. Вообще, этот район Будогощи напомнил мне Малуксу, ведь там точно такая же природа: песок, сосны… - красота! И вот я оказался на площадке лесопогруза, теперь внаглую полез вниз, к железной дороге, где проходила погрузка леса в полувагоны, затем вдоль железнодорожных составов, да уперся в местный парк, на путях отстоя которого стоят, отдыхают локомотивы, вагоны да путейская техника.

       

         

Со стороны станции находится разрушенная деревянная будка, за ней разветвление, железные дороги расходятся веером. Чуть правее располагается большой деревянный дом, там суетятся женщины, таскающие ведра с водой – это и есть местный железнодорожный цех. На большом пустыре, посреди густых кустарников и травы прячется здешняя техника. Рядом с деревянным домом – два пассажирских вагона, один из них принадлежит фирменному поезду «Смена». На ветке слева виднеется ТЭМ2У, между пасс.вагонами и ТЭМок среди густых кустарников торчит снегоочиститель СС1М – тот самый, что я фоткал у железнодорожного переезда. Сначала я побрел снимать ТЭМ2У. Он оказался не один, за ним был прицеплен еще 2М62. Там же располагалась уютная зеленая полянка, на которой валялся машинист. Железка привела меня к лесопогрузу. Ну, дальше я уже не пойду, тем более что знаю, что там нет ничего интересного. Неа, теперь я буду поворачивать обратно, тем более что меня ждет еще одна большая достопримечательность Будогощи – местная водонапорная башня. Наконец, чуть дальше на одном из путей находится сплотка из четырех электровозов ВЛ10. Тут же за забором находится еще какое-то железнодорожное хозяйство, там вагоны, сараи, но меня это уже не заинтересовало. Я же, выйдя к автодороге, еще раз заснял потрясную водонапорную башню, да отправился к вокзалу.

       

       

     

Что я там забыл? А забыл я там кефир и булочки. Когда я там был в первый раз, на улице было холодно. Однако с тех пор значительно потеплело. Я к тому времени уже растегнул свою куртку – на улице тепло!, а после долгой прогулки уже успел проголодаться, плюс к тому от жаркого солнца и длинного похода начал испытывать сильную жажду. В общем, если тогда я еще не хотел брать кефир, то теперь на сие решился – пойду в магазин и куплю, наконец! Правда, в магазине булочек уже не было… Ну а вот теперь я побрел на железную дорогу, где нашел рядом с заброшенным складом валяющийся на земле штабель шпал, присел на них, и начал отдыхать, кушая булочки и попивая свой кефир. Пить его было неудобно – в пакете, да еще целый литр! Во-первых, как его открыть? Во-вторых, как его пить? В-третьих, как его поставить? Между тем я ждал отправления поезда на Хвойную. У платформы стояло два поезда – на Кириши в 18.00 и на Хвойную. Он отправился в путь с опазданием где-то на 20 минут.. Поезд проехал, и теперь я уже размышлял о том, что мне делать дальше. Поездов до Питера тут раз-два и обчелся. Электричка до Питера в три часа дня уже прошла, следующей будет до Киришей в 18.00, а затем уже моя, на Питер в 19.55. Сейчас же на часах нет еще и пяти часов – и что мне делать всю эту прорву времени? Между тем я, отдохнув, покушав, выпив целый литр кефира, чувствовал в себе силы и энтузиазм. А посему я решил прогуляться пешочком по перегону от Будогощи и до Пчевжы. Увы, у меня с собой не было карты, и в километраже перегона я плохо разбирался, однако же отчетливо представлял себе, что до Пчевжы аж до восьми часов вечера дойти я-то точно сумею!

           

Но сначала – Будогощь, точнее, окончание Будогощи. Вот я снова прохожу мимо водонапорной башни, мимо сплотки электровозов. Затем справа мы наблюдаем воинскую часть, на ее территории находится еще одна водонапорная башня, увы, уже не представляющая архитектурной ценности – так, белый кирпич, скучно и неинтересно. Затем был переезд, там еще несколько домиков, и Будогощь, наконец, закончилась. Места здесь красивые. Опять же вспоминается Малукса как эталон чистого соснового бора. Справа мы наблюдаем большое открытое пространство, то ли делянку, то ли болото. Через это пространство железка тянется еще несколько километров, впереди виднеется путепровод. Между тем время поджимало, через 15 минут из Будогощи должна будет выйти электричка на Кириши, и мне бы хотелось к тому времени дойти до путепровода. Наконец, дошел до него, забрался, и только собрался фоткать картинки, как увидел приближающуюся электричку. За деревьями, справа, обнаружил дачные участки; копошащиеся на грядках дачники с удивлением посмотрели на меня, бредущего по железке.

Вот именно тут, недалеко от дачных участков, я и набрел на платформу 92-й километр. В принципе, ничего она собой не представляет: так, обыкновенная платформа с кассой посередине. Сейчас касса, очевидно, не работает, но уже в который раз не могу не подивиться советскому изобилию: это же надо только такое придумать, ставить кассы на таких одиноких платформах, где бывает от силы один-два человека в день! И как там, должно быть, скучно жилось кассирам! А что они там делали? Чем занимались? Прошелся по платформе. И вдруг сзади раздается гудок, и я хватаюсь за фотоаппарат. Редкая удача! – на платформе 92-й километр удается заснять сплотку из двух электровозов ВЛ10. Похоже, из тех, что стояли в тупике в Будогощи. Другим там взяться неоткуда, ибо на Будогощи электрификация заканчивается.

         

         

       

   

А дальше уже была Пчевжа. Тогда я еще не знал, как далеко она находится, и уже начинал нервничать, ибо времени становилось все меньше и меньше, и вот уже остался час, а я даже не знаю, как далеко идти до станции. Посему гнал с большой скоростью, нигде не останавливаясь и ни на что не отвлекаясь. Прогнал несколько километров, добрался до поворота железной дороги. Там еще было то ли болото, то ли ручей – точно такие картинки я видел в Малуксе на речках Карбуселька и Ключ. А за ручьем, в лесу, вдруг затрещал костер, заговорили люди. Я был удивлен – откуда? Значит, уже недалеко и до самой Пчевжы. А и в самом деле: вот уже справа из-за леса раздались звуки большого поселка. А вот уже впереди виднеется и сам железнодорожный мост через реку Пчевжа. Ага, так значит, я уже пришел!!

Но сначала надо сфотографировать железнодорожный мост. Здесь не было такого глубого оврага, как в Будогощи, речка тут тихая и спокойная, а сама местность просто-таки умиротворяющая, а тут посреди такой ярко-зеленой красоты потрясающий железнодорожный мост!! Между тем солнце клонилось к закату, краски сгущались, на реке появились первые рыбаки, и при всем том полное отсутствие еще не начавшегося комарья да мошкары. А вот уже и один из тупиков станции Пчевжа. Мимо пронеслась электричка – сейчас она доедет до Будогощи, повернет обратно в 19.55, на ней я в Питер и поеду. Справа от меня – горы опилок. Залезаю на них, однако же по пути на гору натыкаюсь на рельс – между прочим, узкоколейный! Как потом оказалось, в Пчевже была лесовозная узкоколейка, в принципе, все это лесное хозяйство ей и принадлежит. Этот рельс, похоже, последнее, что осталось от узкоколейки, сейчас ее не существует. А вот и моя платформа, электричка должна появиться через полчаса. Пока еще было время, прошелся и дальше, в сторону Киришей, там я обнаружил крохотный подъездной путь к подстанции, горловину, сделал кой-какие снимки. Слева от меня поля, впереди виднеется путепровод. Но туда я уже, извините, не пойду, мое время подходит к концу, скоро и моя электричка. Вернулся на платформу. Постепенно подходил все новый народ, и я уже был уверен, что не буду в полном одиночестве – народу набралось много. Когда, точно по расписанию появилась моя электричка, с удивлением обнаружил, что в Пчевже был деревянный вокзал – вот он, справа от меня. Увы, сейчас время на его фотографирование не было, а раньше я его почему-то не замечал. Сейчас это обычный жилой дом. Но вот подошла моя электричка, я прощаюсь с Пчевжой, сажусь и еду в Питер.

       

     

       

Вообще говоря, в электричке может появиться аж три наряда контролеров: от Будогощи до Киришей, от Киришей до Мги и от Мги до Питера. К счастью, платить не пришлось. Сначала пронеслись долгие безликие и совершенно неинтересные километры от Пчевжы до Киришей. В Киришах весь мой вагон вышел, зато сели новые люди. Вот мы проехали Малуксу, приближаемся ко Мге. А вот уже и Мга. Контролеров все не было. Не было их и на перегоне Мга-Обухово, до дома я ехал бесплатно :-). Что еще можно упомянуть, так это потрясающий закат на 29-м километре. Поезд в кривой, впереди ярко-красное, садящееся солнце. Хотел было заснять, но картинка – увы! – за считанные секунды исчезла. Так я приехал в Обухово, и путешествие мое на этом закончилось.

 

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz