2007-05-19. Шапки - Кирсино

Началось все, пожалуй, с 1993 года, когда я со своим лагерем сидел безвылазно в палатке на берегу Юрьевского озера. Известно, что из Шапок к этому лагерю вела отличного качества дорога, и уже тогда, в 1993 году, я заразился жгучим интересом по отношению к ней: уж ясно, что она ведет куда-то дальше, вопрос только КУДА. Оказалось, можно пройти из Шапок через Юрьевское озеро к деревне Кирсино, оттуда дорога идет вплоть до Сологубовки и Мги. В Интернете я вычитал много интересного об этой дороге –деревня Кирсино, Ивановские высоты, и особенно – железная дорога Пустынька-Кирсино, о существовании которой я читал с особенным интересом. На картах эта железная дорога прослеживается очень хорошо, хорошо было бы посмотреть ее в реальности – может, от нее что-нибудь осталось?

Идти я туда собрался не один, идти решил с Александром Ромашенковым. Он сегодня собирался было на митинг в защиту питерского трамвая, но я отговорил его – чем в городе торчать, поехали лучше на природу! Я встречаю электричку в Обухово в 8.40, он в Колпино в 8.54. Пришлось проснуться очень рано – аж в 6.40, даже раньше, чем по будням. А приехал я в Обухово аж на полчаса раньше прихода своей электрички – опять не рассчитал время :-(. Подошла электричка в сторону Мги, за ней подошла новгородская электричка. Платформа было опустела, но вскоре снова заполнилась народом – подъезжает электричка на Шапки. Электричка оказалась полупустой, много свободных мест, и я занял себе хорошее местечко у входа в вагон. Мы уже остановились в Колпино, как вдруг звонит Александр. Ну, думаю, сейчас будет спрашивать, в каком я вагоне нахожусь. Ан нет, он говорит, что опаздывает на электричку. Все-таки, согласитесь, какая досада! – опоздать на считанные минуты, а из-за этого прождать электричку полтора часа! Дико неприятно и мне: я мог бы поспать дома аж лишних полтора часа (!!!!), но самое неприятное – у нас было бы лишних полтора часа на изучение Кирсино. Некоторое время пришлось сидеть на платформе Колпино. Недавно тут прошел ремонт и станция изменила свой облик. Советского бетонного урода снесли, вместо бывших касс построили компактные домики – там теперь стоят турникеты. Платформу обнесли забором, впрочем, в торце, как я заметил, залезть на платформу не доставляет никаких проблем. Я собирался стоять на платформе все полтора часа и ждать следующей шапкинской электрички, однако Сашок выдвинул хорошую мысль: а почему бы нам не поехать на первой же электричке до Тосно, и там немного погулять? В следующей электричке народу уйма, забиты проходы и тамбуры. Проходит контроль. Сашок сглупил, купив билет аж от Колпино до Шапок и обратно – это удовольствие вышло ему в 96 рублей, и, как мы потом увидим, совершенно зря!! Я же сказал контролерам, что еду от Колпино до Тосно (и ведь не соврал!) и они без разговоров взяли у меня 20 рублей – приятно!..

Здравствуй, замечательный город Тосно!! Сначала идем по одной улице, затем по другой, выходим на центральную улицу, где когда-то было транзитное движение из Питера на Москву. Уперлись в двухэтажное здание краеведческого музея, хотели было посетить, но он начинает работу с 11 часов. Затем большой перекресток. Налево – в сторону Радофинниково, направо – через путепровод к Шапкам. Зашли в Пятерочку, где купили наш уже ставший традиционным набор продуктов – лаваш, кефир, квас. Вышли на путепровод через железную дорогу в сторону Стекольного. Наша электричка обещает быть через 10 минут, не опоздать бы. Наблюдаем ВЛ10 с лабораторией контактной сети. Любопытная конструкция: два пантографа, посередине надстройка с большими обзорными окошечками точно аквариум. Еще тут бегает маневровый М62 с вагончиками, оттуда нам, кстати, приветственно погудели, а машинист еще помахал. Может, кто знакомый? Вот уже и наша электричка подошла, минут через пять тронулись в путь. Проезжаем мимо путевой механизированной станции, тут Сашок заприметил несколько ТУ4; он утверждает, он впервые в жизни увидел узкоколейные локомотивы! На Зареченской вышли практически все, вагон опустел, дальше едут единицы. Потом была Нурма, 13-й километр, пока, наконец, не приехали в Шапки. Сашок из окошка электрички увидел какую-то железяку, подозрительно напоминающую тендер от паровоза. Сейчас он сбегал к ней, заснял, потом вернулся счастливым: оказывается, это действительно тендер от паровоза, очень старого, явно до 1890х годов!! Ну а теперь он присоединяется ко мне, и мы идем к Юрьевскому озеру.

Перешли деревянный мостик через речушку Гурловку, затем по гатям перебрались через торфянистое болотце. Идем дальше по дороге, дошли до горочки, где любят тренироваться туристы, обойдя ее, вышли на лесную тропинку. Спустились с горки, там, как известно, мостик через крохотный ручеек. Но вот и озеро – виднеется издалека, просвечивает за деревьями соснового бора, вот спуск, вот подъем, вот снова спуск. Я помню каждый подъем и каждую ложбинку, всю дорогу во всех ее деталях – в детстве все это возымело на меня большое впечатление. Вышли на песчаную площадку у озера. Сейчас тут пусто, однако стоило нам выйти к озеру, как сзади появились велосипедисты. Я их спросил, не знают ли они, как добраться до Кирсино, они отвечали, что не знают, ибо приехали сюда за экстримом, а не путешествий ради. Впрочем, они не производили впечатление особо общительных ребят. Вернувшись на горку, мы уже обнаружили здесь людей. У обрыва лежит никому не нужный туристский рюкзак; его хозяина мы обнаружили чуть дальше – спит у дерева. Встречаем девушку. Не знает ли она дорогу до Кирсино?, но она отправляет нас к спящему молодому человеку. Снова вернулись к нему, поинтересовались. Тот начал мямлить: ну… эта… В конце концов, я так его и не понял. Он предлагал нам спуститься под горочку, потом подняться на другую, там будет озеро. Ну что же, это я знал и без него, меня интересовало только, как мы обходим озеро, оставляем ли его по правую сторону, или же по левую? Он сказал, что оставляем озеро справа (полезная информация!), а дальше просто идем, ибо тропинка там ОДНА, и заблудиться невозможно. Когда уходили, заприметили еще большую компанию туристов, направляющихся к песчаной площадке. Обнаружили наших байкеров-экстремалов. Ну точно охотники на привале, они эффектно разложились, устроили себе костерок – валяются, кайфуют, им даже по барабану, что Сашок их усердно фотографировал. А вот и экстремальный спуск: горка, трамплин, резкий поворот, потом снова спуск, трамплин, две горки, между которыми устроена яма. Но вот мы спустились с горки и вышли к Макарьевскому озеру.

Ага, есть!! Есть же, если хорошо поискать, все есть!! Действительно, в обход озера влево уходит тропинка. Правда, тут она раздваивается: одна тропинка идет вверх по горе, другая под горой, но потом они соединяются. Надо сказать особое слово о красоте Макарьевского озера. Не понимаю, почему раньше, когда я здесь был, я не посвящал этому озеру столь много внимания, как оно того заслуживает. Мне это напомнило усадебные парки в окрестностях Питера: здесь имелась этакая двухэтажная терраса, то бишь остаток от усыхающего озеро. Зеленая травка, внизу у озера заболоченные подходы к озеру, наверху – лиственные породы, ярко-белая черемуха. Вся эта зелень, цветы, порой чуть ли не газоны – все это производит впечатление культурного парка. Вышли к озеру, видели цивилизованный оборудованный подход. Вернулись на террасу, продолжили обходить озеро. Все тропинки соединились воедино, практически сразу вышли на большую тропу, идущую перпендикулярно нам

Эта тропинка и привела нас в Кирсино. Она не казалась особо утоптанной, однако шли мы без проблем, и блуждать нам не приходилось. Позади известные мне места Юрьевского озера, впереди полная неизвестность, а значит колоссальный интерес и любопытство, и каждом метре ты озираешься по сторонам: вау, до чего же интересно!! Если до Юрьевского озера был сосновый бор, здесь все существенным образом изменилось – соснячок исчез, появились ели (а какой вышины они вымахали!), а также множество лиственных пород. Особенно много черемухи – она сейчас как раз цветет. Какой-то взрыв ярко-белого цвета, красотища необыкновенная, я даже и не представлял себе, как красиво в лесу в мае месяце! Жарко, птички поют, буйство нежно-салатных оттенков, и при этом полное отсутствие назойливых насекомых - ну почему май так скоротечен, почему мая не может быть все 12 месяцев в году?! Но давайте перейдем к описанию виденных нами достопримечательностей. Вот, к примеру, вдоль нашей тропинки справа вьется какая-то подозрительная ложбинка. Уж больно она глубокая... Речушка? Канал? На верхушке горы (на карте обозначенного как Царицыно урочище), судя по всему, что-то было. От бывших посадок остались лишь отдельно стоящие экзоты. Тропинка поворачивает налево, к нам присоединяется лесная грунтовка – ею давно никто не пользовался, она начала стремительно зарастать, вот и тропинка моя проходит параллельно ей, однако же просека просматривается хорошо. Ого, моя тропинка идет, оказывается, по АЛЛЕЕ! Ряд аккуратных, уже успевших вырасти деревьев на краю тропинки просматривается отчетливо, внизу под горкой – глубокая яма. Наконец, мы наткнулись на старинную березу, которой явно несколько веков – в три обхвата руками, она уже отмерла и сейчас не цветет, однако же ее величина производит большое впечатление! Уже дома, изучая материалы в Интернете, я обнаружил, что на этом месте располагался женский монастырь. Ходят слухи, что в этом монастыре когда-то содержалась, а потом была похоронена одна из жен Ивана Грозного; говорят также, что монастырь был закрыт еще Екатериной II в конце 18-го века, а в начале 19-го века здесь была обнаружена гробница. Потом весь кирпич разобрали на постройку шапкинской церкви, и тут ничего не осталось. Еще одна достопримечательность открылась нам чуть дальше – делянка. Она была разработана довольно давно, однако здесь остались лежать гнилые бревнышки да пеньки. Но когда мы подошли ближе, то просто опешили от восторга, ибо оказалось, что находимся мы на вершине высокой горы, а лесорубы сделали полезную штуку – вырубили на делянке лес, благодаря чему стал открываться панорамный вид. Тут самое время поговорить, почему мы, собственно, идем в Кирсино. Дело в том, что это – геологический памятник природы, так называемые моренные гряды, оставшиеся нам в наследство от прошедшего здесь многие тысячелетия назад ледника. Ледник оставил после себя гряду песчаных гор, вздыбленный рельеф, пересеченную местность, где крутые горки резко перемежаются глубокими впадинами. Эти песчаные горки начинаются в районе московской железной дороги и тянутся на север вплоть до Мги. Их восточная граница довольно размыта, очень медленно сходит на нет - Малукса, кстати, принадлежит той же группе морен. Само название поселка Шапки говорит о запорошенных снегом холмах – отсюда и название поселка, название местечка Горы близ Мги говорит само за себя. Своего максимума, отчетливо видного на карте, эта группа морен достигает в районе Шапок-Кирсино, это т.н. Ивановские высоты. Но если с восточной своей стороны группа песчаных морен очень медленно сходит на нет, то с западной стороны она обрывается чуть ли не крутым обрывом – и сразу вниз, в тосненские болотистые низины. Это, конечно, не горы – так, лишь холмы, однако для Ленинградской области и этого достаточно, чтобы залезть на верхотуру и видеть оттуда синие дымки далей… Все пространство вплоть до горизонта занято лесом. На горизонте виднеется водонапорка – подозреваю, что Нурма, хотя – чем бог не шутит? – может быть, и Тосно. Любуемся красотами раскинувшихся перед нами панорам, даже уходить отсюда не хочется… До Кирсино идти еще порядка 3 километров. Все та же тропинка, только шла она под густыми кронами ярко-белой расцветшей черемухи. К сожалению, здесь уже не было столь потрясающих видов, как на первой половине пути – здесь только кустарники. Я с опасением посматриваю на часы: 30 минут прошло, с минуты на минуту должна появиться деревня. Вот за деревьями виднеется просвет, проглядывают ярко-белые крыши жилых домов. Все, мы пришли в Кирсино!!

Мы вышли на большой ярко-зеленый холм с пока еще невысокой травкой. Под нами песчаная грунтовка, не показанная на карте, а за ней еще один холм, повыше нашего - вот на его склонах и располагается деревня. Прежде чем входить в деревню, устроили привал. Посидели с полчасика, перекусили, обсудили дальнейшие планы. На склоне горы в Кирсино стоит ряд домиков – какие же оттуда открываются шикарные виды! – завидую дико!! Я так себе и представляю, что окна вот этого дома выходят на всю кирсинскую панораму, и оттуда виден и восход солнца, и заход, и хорошая погода, и плохая, и грозы, и ветры. Одно плохо: вот этот чел построил свою дачу на склоне, и другой построил рядом. Но они монополизировали себе вид на панораму, нам весь вид загораживается :-(. Идем по улице Кирсино. Дачи, причем исключительно добротные – это вам не деревенские хибарки! Автомобили у каждого дома, номера исключительно питерские, ни одного номера из Лен.области. Спросили первого попавшегося насчет автобусов. Один из них вот-вот уйдет, другой будет около 18.20. Автобусная остановка под горкой, на повороте. Под горкой проходила грунтовка, тут была сосенка, небольшое кладбище. Грунтовка влилась в большую деревенскую дорогу – как оказалось, сама деревня Кирсино осталась позади, мы ее просто обошли стороной.

Спустившись вниз, отчетливо видишь, на каком живописном холме располагалась деревня Кирсино, тут можно было бы устроить парк! Остатки других гор находятся по левую сторону от дороги. Их разрыли на песок, сейчас тут карьерное озеро с маленькими березовыми островками – знакомые картины, точно как в Малуксе. Мы залезли на одну из горок, пофоткали окрестности. Обратили внимание, что карьеры продолжают разрабатывать – чуть дальше можно наблюдать экскаваторы. Где же тут проходила кирсинская железная дорога? Извините, но изучение железки Пустынька-Кирсино – одна из целей путешествия, и я ее обещал Сашку. Первая ласточка показалась нам уже на карьере – находясь на верхушке горы, мы обнаружили вбитый в горку ширококолейный рельс. Железка была разобрана лет 40 назад, если не больше, так что от нее наверняка уже ничего не осталось, тем более в центре деревни. Свернув на автодорогу, мы ничего и не нашли. Никаких насыпей и тем более шпал. Но вот в одном из огородов Сашок обнаружил рельс. Где-то в конце деревенской дороги нас ждал самый большой и приятный сюрприз – тут стояли два вагона!! Должно быть, непосвященному все это показалось бы диким: откуда им взяться в крае, удаленном от железных дорог на десятки километров? В одном из вагонов выломана средняя дверь. Сохранились надписи, но прочитать их нельзя.

Мы пошли дальше. Ну что же, деревенская дорога закончилась, и теперь уже не оставалось никаких сомнений в том, что тут была железная дорога. Во-первых, дорога идеально прямая – автодороги прямыми не делают. Во-вторых, дорога ровная – в одном месте обнаружили выемку (правда, маленькую), в остальных местах, и особенно среди болотистой низинки - насыпь. Дойдя до конца прямого участка, обнаружили, в-третьих, кривую большого радиуса. Затем был еще один длинный прямой участок и насыпь. Вышли к полному воды большому болоту. Был обнаружен еще один рельс, воткнутый в болото. Но время, увы, истекает… Автобус будет около 18.20, и нам как раз хватает времени, чтобы вернуться назад. Я дико раздосадован, ведь мы только приступили к изучению самого интригующего: к исследованию шедшей здесь раньше железной дороги! И ведь сколько уже интересного обнаружили, и ведь сколько интересного обещает нам карта! – и поворот на Сологубовку, и поворот на Нурму, и дорога на Пустыньку, и мост через Войтоловку. Ах, ну почему мы так поздно приехали в Шапки, почему так рано отсюда выходит автобус?? А пока что я ставлю себе цель: вон до того светлого пятна, и назад. Светлое пятно оказалось уже за болотом, где мы обнаружили ответвление на Сологубовку. Сейчас оно выглядит типичной лесной колеей, однако же карта говорила более четко: это дорога на Сологубовку!! А где-то там, уже недалеко, должно быть ответвление на Нурму… На обратном пути не было уже ничего интересного. Ничего не осматривали, а быстрым шагом дошли до Кирсино.

Как только нам оставалось пройти несколько десятков метров до автобусной остановки, так сразу же появился автобус! Это еще что такое?? Вообще говоря, не ожидал его здесь увидеть, ибо не рассчитал время и ошибся в малую сторону – мы пришли на остановку уже в 17.10, хотя я рассчитывал к шести часам. И что вы думаете? – прямо перед нашим носом является автобус, разворачивается на площадке и подчаливает к остановке. «Слушай, реально, побежали!» - говорю Сашку, и мы несемся к остановке. Однако отправляется он только в 17.20 - может, тот мужик ошибся, и автобус прибывает в 17.20 вместо 18.20? У нас было 10 лишних минут, и мы побежали фоткать подозрительную бетонку с торчащими из нее рельсами. Таким образом, в Кирсино было обнаружено четыре рельса: один на горке у карьера, другой в огороде в начале дороги, третий в болоте у поворота на Сологубовку, и четвертый (точнее, четвертые) – у автобусной остановки. С каким интересом смотрели на нас, маньяков железных дорог, местные жители, водитель автобус и кондуктор! Одна женщина была особенно разговорчивой, она и рассказала, что раньше тут ходили вертушки с песком до Пустыньки, а еще то, что этот автобус в 17.20 из Кирсино является последним на сегодня. Есть еще автобус в 19.05, но он редко ходит, и лучше на него не рассчитывать. Когда народ увидел, что мы побежали фоткать бетонку с рельсами, пассажиры начали обсуждать, что это за бетонка и откуда она здесь взялась. Женщина заявила, что ее недавно притащили для строительства, на что мужик отвечал, что сколько он себя помнит, эта бетонка лежала тут всегда - по крайней мере лет 15.

Иваново находится в одном-двух километрах от Кирсино и там продолжаются потрясающие красоты ивановских холмов. В Лезье стоят красивые деревянные домики – очень симпатично, стоило бы сюда съездить специально ради них. Проехали мимо церковки немецкого военного кладбища. Затем была Сологубовка. В отличие от Лезье, тут силикатно-белокирпичные дома, грязные магазины – фу, мне тут не нравится. Если в Кирсино наш автобус начинался с пятью пассажирами, то уже в Пухолово мы забились до предела и больше. Проезд от Кирсино до Мги стоил 25 рублей, обилечивала кондукторша, сидевшая в кабине вместе с водителем. За путепроводом налево, там плутали по узеньким улочкам, пока не выехали к вокзалу Мги. И наше замечательное путешествие закончилось.

 

Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, 14.05.2009

 

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz