2007-06-10. Кастенская - Ёглино - дер. Конечки - р. Оредеж
Кто был: Ромашенков Александр
Александров Артемий
Кравченко КириллЧто видели:
1. Остановочный пункт Ёглино
2. Остатки путепровода
3. Мост через речку Ёглинку
4. Шоссе Лисино-Корпус - Радофинниково
5. Мост через речку Большая Суйца
6. Деревня Конечки
7. Шоссе Вырица - Новинка
8. Мост через реку Оредеж
2007-06-10. Первый день путешествия
Без проблем доехал до Витебского вокзала. Здесь я был уже в 7.15, мой поезд отправляется в 7.53 – поеду на первом новгородском поезде. Учитывая, что в этот день с утра будет толпа дачников, специально рассчитал время, чтобы приехать к кассам пораньше. Однако же я был крайне удивлен, обнаружив тут только двоих пассажиров. Быстро купив билет до Кастенской (96 рублей), прохожу турникеты. А вот и мой поезд! Огромное количество вагонов, два тепловоза ТЭП70 во главе. Посадка еще не объявлена, однако у вагонов уже толпится народ. Бегу к первому вагону, здесь я и решил остановиться. Наконец, вагоны открывают, и я занимаю аж три местечка на солнечной стороне. Одно для себя, два других придется держать для Сашка и Артема. Надо сказать, держать два свободных места – занятие не из приятных, потому как народу тут очень много, и все на них покушаются. На одно местечко таки покусились зато второе рядом с собой я держал цепкой хваткой. Созваниваюсь с народом. Сашок сядет в Павловске.
Однако Артем весь в беготне. Платить за проезд он не желает, вот и выдумывает, как бы ему на халяву проехать… В результате он вышел через платформы поездов дальнего следования (я его видел!), перепрыгнул через платформы, сел на электричку, там еще бегал от контролеров, скрывался от них, бегал по вагонам, доехал до Павловска, там купил билет до Лустовки, сел в середину поезда, прошел ряд вагонов и оказался в моем вагоне. Сложная композиция, а все сделано только затем, чтобы проехать как можно дешевле!!
В Купчино мы не останавливаемся – специально сделано, чтобы люди с Витебского ехали, побольше денег платили! Наконец, в Павловске вижу народ. Артем находится где-то в середине платформы и садится в середину поезда – он потом перебежал к нам. Сашок находится у первого вагона, мы чертовски довольны этой встречей, радуемся друг другу, пожимаем руки. Теперь я уже закидываю свой рюкзак на полочку, туда же кладет рюкзак и Сашок. Вот к нам и Артем прибегает, и мы все втроем отправляемся в путь. В окошко теперь уже не смотрим, ибо дорога нам хорошо известна, и смотреть там нечего, а вот поговорить, обсудить планы более чем интересно. В разговоре путь до Кастенской пролетел довольно быстро. Артем все хвастался своими туристскими достижениями. Был еще один мужчина, что сидел рядом с нами, он попеременно встревал в наш разговор, и мы тоже временами разговаривали с ним. Но вот и Кастенская. Выбираемся. Так как мы были в первом вагоне, на улице со всех ног понеслись фотографировать тепловозы. Что будем делать дальше? До второго новгородского поезда остается всего-то час с лишним, поэтому нужно торопиться. Я бы свалил куда-нибудь рюкзаки и пошел гулять по платформе, однако меня отговорили – одно дело свалить в лесу, другое – в центре села, у железной дороги. Посему пошли осматривать станцию с рюкзаками. Что видели? Паровозную колонку, ржавую металлоконструкцию, выходные светофоры, будку. Оказалось, в Кастенской есть здание вокзала. Его не видно с железной дороги – оно расположено вглуби кустарников. За перроном микрошечная полянка, в тени кустарников расположены маленькие скамейки – импровизированный зал ожидания. В здании вокзала окна, двери заколочены, висят большие вывески названия станции – Кастенская. Затем мы побрели к водонапорной башне Кастенской, за ней был пруд, за которым располагалась еще одна водонапорка – оказывается, еще довоенная. Мы побрели смотреть ее вблизи. Из-за забора нам кричит бабка, чтобы мы туда не лазили, ибо она вот-вот рухнет. Оказывается, эта водонапорка действовала до войны, и при отступлении русских войск она была взорвана отступающими. Маленькая и приземистая, она не особо поражает :-(. Чуть далее по дороге, за заборчиком (это что, частное владение?) располагается еще одна водонапорная башня, ржавая до невозможности. Мы дошли до горловины, посмотрели будку, встретили путейца, отдохнули и теперь уже пошли обратно, к платформе, благо что скоро должен быть наш поезд.
Поезд забит людьми до отказа – и это понятно, народ едет на дачи, забит не только первый, но и второй новгородский поезда. Артем с Сашком остановились в тамбуре, ибо вагон весь занят, заняты и все сидячие места. Два человека, да еще с большущими рюкзаками в тамбуре – мне там места уже не было, поэтому я перешел в вагон. Тут как раз освободилось местечко, и я преспокойно залез к окошку, и тут маленько отдохнул. Вся прелесть заключалась в том, что в этом – последнем вагоне поезда – проходил контроль. Тетенька-кондукторша продавала билеты. Она как раз прошла до конца вагона, как я сел в свое креслице. Очевидно, меня она не заметила, так что я проехал бесплатно. А выйдя в тамбур, она таки обнаружила там зайцев – Артема и Сашка, и им пришлось расплачиваться :-). Точнее говоря, одному только Артему, ибо у Сашка абонементный билет выходного дня.
И вот оно наконец-то настало. Ёглино!! Я уже вышел в тамбур, мы смотрим в открытые двери и ожидаем увидеть развалины путепровода железной дороги Чудово-Веймарн. Я слышал об этих развалинах много раз, однако никогда их не видел. Что ж, наконец-то я их увидел. У нас будет еще время изучить их вблизи поподробнее. Наконец, тормозим – вот он, тот самый о.п. Ёглино, о котором так много говорили туристы и любители железных дорог! На опе обнаружили рыбака – он садится в поезд.
Сначала мы фоткаем остановочный пункт. Тут ничего интересного – два знака «Остановка локомотива», коротенькое подобие пассажирской платформы. Через некоторое время добрели до развалин путепровода. С поезда их увидеть сложно – некогда бывшие каменными быками, ныне это хаотическое нагромождение камней – все это разбросано в беспорядке неприметной небольшой кучи. Я забрался на горку справа – тут начинается дорога в сторону Чудово. И действительно, неприметная насыпь, просека, а главное – тропинка, по которой можно ходить. Но мы завернули налево – в сторону р. Оредеж. Спустившись с горки разрушенного путепровода, попали в царство зарослей и валежника. Неужели так нам придется идти все последующие километры? Но нет, нам повезло – валежник закончился, ибо через считанные метры к нам примкнула лесовозная колея, а потом слева нахоженная тропинка с опа Ёглино. Идем по тропинке в ожидании чуда – ведь где-то здесь должна быть большущая достопримечательность, мост через Ёглинку! Этот мост обнаружил Сашок – да, действительно, справа от нас в лесу виднелись большущие черные глыбы. Сашок пошел изучать быки моста прямо сейчас, мы же с Артемом спустились к деревянному мостику через Ёглинку, и он пошел с одной стороны речки, я – с другой. Опишем кратко это местечко. Речка Ёглинка – довольно мелкая, однако же полноводная речушка. Деревянный мост, по которому проходит лесовозная дорога. На том берегу Ёглинки лежит опрокинутый кузов старого автобуса. Справа от моста хорошо заметны каменные быки. На одном берегу стоит один, на другом их целых три. Все они в отличном состоянии и сохранности. Высокие, каменные, поросшие мхом – они выглядят более чем внушительно. На одном из них сохранилась выбитая в камне надпись года постройки – 1941. Обратили внимание, что мост, похоже, не достроен – вокруг всех быков видны строительные ямы, обитые деревянной опалубкой. Особенно интересны те три быка, что стоят на правом берегу Ёглинки – среди черного влажного леса, они выглядят особенно впечатляюще. В одном из котлованов обнаружили арматуру, в реке среди остатков строительной опалубки валяются какие-то железяки.
Осмотрев и сфотографировав эту достопримечательность, мы отправились дальше. Лесовозная дорога поднялась на горочку, там было поле, затем прямая, отчетливо прослеживаемая просека, в конце которой уже виднелось шоссе на Радофинниково. Согласно карте, нам должна была встретиться еще одна достопримечательность – еще один мост. И он действительно был! Это был бетонный мост через крохотный ручеек. Маленький, невзрачный, он меня не впечатлил. Вот по пути нам встретился какой-то подозрительный чел, вот еще один. Затем – домик лесорубов, КрАЗ с прицепом леса, штабеля кругляка.
Итак, мы вышли на шоссе на Радофинниково. Наша дорога продолжается дальше. Прямая автодорога вплоть до Конечек – среди болотистой низменности юга Ленинградской области нет гор и возвышенностей, поэтому при строительстве железной дороги как была построена просека, так на многие километры вперед – математической прямой, без кривых и поворотов. А сейчас перед нами – начало автодороги на Конечки. Дорога хорошего качества, густо усеяная гравием, по которой неоднократно ездил грейдер. До Конечек примерно шесть километров, идти скучно. Подлесок, справа вдоль дороги идет ЛЭП. У въезда на дорогу стоит несколько щитов «Охота запрещена», «Лисинский лесной техникум», «Берегите лес от огня». Нам встретился трактор Беларус, затем козелок с милицаями, затем еще один тракторенок. На середине пути, примерно в трех километрах от автодороги на Радофинниково, обнаружили устои еще одного каменного моста – через речку Малая Суйца. То были каменные быки высотой в два-три метра, довольно хорошей сохранности. Автодорога, проходившая до того по трассе железной дороги, деликатно обогнула мост и снова вернулась на свою прежнюю трассу. Здесь мы решили отдохнуть. Вот едет автомобиль – полагая, что в таких местах автомобиль – редкое явление, мы бросаемся фотографировать легковушку. Нас заметили, легковушка затормозила, подала назад и остановилась напротив нас. За рулем сидел мужчина в зеленом камуфляже. Он спросил, что мы тут делаем и не заблудились ли мы? Потом оказалось, что этот мужчина является местным егерем. Так вот почему мы так его заинтересовали!! Он сразу же предупредил нас, что разводить костры запрещено, ибо начался пожароопасный период. Разве мы не видели предупреждающего щита в начале дороги на Конечки? Нет, ответили мы, не видели, потому что мы его действительно не видели – его там просто не было. Мы поделились планами, что собираемся идти по бывшей желеной дороге Чудово-Веймарн до реки Оредеж. Жена егеря, сидевшая с ним рядом, было охнула: ой, как далеко!, удивилась было, что это за железная дорога, но ее муж популярно объяснил ей, что да, была такая железная дорога, и стоявшие рядом с нами быки есть не что иное, как остатки железнодорожного моста. Короче говоря, нас предупредили, чтобы мы не разжигали костер, и машина уехала. Мы принялись тихонько чертыхаться: и какой же поход без костерка? Пошли дальше. Нам повезло: попалось четыре костыля. Так как нас трое, а костылей четыре, один из них был выкинут, остальные разобрали на память. Еще было обнаружено две подкладки – одну из них Сашок спрятал у памятного столба, рассчитывая когда-нибудь забрать ее отсюда. Вот так мы добрались до деревни Конечки. Вот слева от нас уже начинаются жилые дома. Два-три домика ужасно неживописны… У первого из них две собаки, начавшие было лаять на нас, выбежавшие на дорогу. На доме большая дощечка с надписью: «Егерь». Просека железной дороги продолжается и дальше, только туда, вперед, к реке Оредеж, идет уже лесовозная дорога, разбитая лесовозами. Один из них стоит тут же, у поворота, рядом с ним валяются штабеля круглого леса. Наезженная гравийная грунтовка сворачивает направо, в деревню – это и есть деревенька Конечки.
Некоторое время мы посидели, отдохнули на штабелях бревен. Обсуждаем планы: что будем делать дальше? Сашок молчал, мы же с Артемом ожесточенно спорили. Кричали. Ругались. А порешили мы следующее (моя взяла!!): сейчас проходим по лесовозной колее километр-другой, ищем место для ночной стоянки. Там мы бросаем наши рюкзаки и идем налегке в сторону реки Оредежа. Смотрим остатки железной дороги, доходим до реки Оредеж, любуемся красотами, после чего возвращаемся, находим рюкзаки и встаем на ночь лагерем. Но прежде всего хотелось бы осмотреть деревню Конечки. Хоть в небызвестном нам отчете из Интернета (я его прочитал перед путешествием особенно внимательно) и написано, что деревня Конечки неживописна, осмотреть я ее обязан.
Не понимаю, что писали в том хорошо известном нам отчете, но деревенька оказалась довольно симпатичной. Прежде всего она была довольно компактной, а мне такие как раз по душе. Одна улица, ряд домиков. Домики, впрочем, принадлежат питерским дачникам – современная дачная архитектура, дорогие иномарки у входа. Набрели на колодец, тут мы набрали воды. Артем побежал выпрашивать у соседей пакетики с чаем – ему позарез нужен был чай, и никак иначе!! Ну а я обнаружил какую-то бабулю. Она рассказала, что деревня читается как КонЕчки, что железная дорога Чудово-Веймарн тут действительно была, ее только-только построили, однако по ней не успел пройти даже самый первый поезд. Рассказала, что тут была узкоколейка, возили лес. Я все пытался выспросить у нее, а как эта самая узкоколейка выходила к Конечкам, и она нам указала дорогу: сразу же за домом егеря направо ведет дорога на болото. Местные ходят туда за клюквой. В общем, много поведала нам полезной информации, доволен – просто жуть :-). Мы прошлись чуть дальше и обнаружили большую поляну. У дороги стоит неизвестной модификации трактор и два трелевщика, рядышком – штабеля леса. Просека уходит в лес. Мы тут походили, пофоткали, решили не идти до конца деревни, а возвращаться назад. И моментально к нам пристал какой-то мужик из соседнего дома: «Мне дети сказали, что вы тут фотографируете. А кто вы, собственно, такие, и что тут делаете?» Оказывается, волнуется за лес, подумал было, мы из тех черных лесорубов, что уродуем местные леса. Мужик сетовал, что тут раньше были такие красивые, такие чудесные леса, а теперь все изрубили в пух и прах, и обещал набить морду тем, кто это сделал… Мы с Артемом переглядываемся: нас заметили… На Будогощь-Тихвин в нас видели черных археологов, здесь черных лесорубов. Осмотрели деревню (одну достопримечательность таки нашли – красивое здание бывшей школы с резными наличниками – на этот дом нам указала бабка) и вернулись обратно к перекрестку. Здесь уже порешили на том, что пройдем километр, там остановимся на ночную стоянку, бросим рюкзаки и пойдем к Оредежу налегке, без сумок и рюкзаков.
Отлично! И вот мы идем по колее дальше. Дорога начала стремительно портиться. Лесовозная дорога изрыта глубокой колеей, тут грязюка, лужи, начинается болотце. Примерно через километр-полтора справа появляет сгнивший штабель леса. Ищем местечко для ночной стоянки. Справа была делянка леса, я свернул направо, а Артем пошел налево. Я нашел более-менее хорошую стоянку, правда, решил ставить палатку на… дороге! А что? – была лесная делянка, ходили трактора – вот вам и пустое пространство, лишенное скрытых корней, деревяшек и даже травы – самое то! Пришел Артем и заявил, что он обнаружил такое же плохое место – в лесу, среди деревьев. На этом крохотном лесном пятачке мы и решили перекусить. Пока что по-холодному, без костерка, ибо у нас мало времени, а мы еще хотим до Оредежа дойти. Открыли свои рюкзаки, достали хлеб, помидорчики, огурчики, сыр. Кушаем. Комариков не так уж и много, вполне даже приятно и хорошо – маленькая посиделка в лесу. Перекусив и бросив рюкзаки под одним из деревьев и прикрыв их ветками папортинка (никто не найдет!), мы вышли на дорогу и уже налегке отправились в путь к реке Оредеж.
И вот мы отправились в путь-дорогу. До дороги на Новинку отсюда примерно 8 километров – так говорила карта (ее мы с собой, очевидно, не взяли). Идти было довольно скучновато, поэтому в описании этого отрезка пути обойдусь лишь общими словами. Просека идеально прямая, начиная Ёглино и заканчивая дорогой на Новинку. Просекой активно пользуются – на легковушке хоть и не проехать, но на тяжелой технике, на лесовозах – запросто! Видно, что время от времени дорогу обновляют: в ямы и особо трудные места подкладывают многочисленные лежни. Поэтому я уже сомневаюсь, что чуть раньше мы видели остатки шпал – скорее это многочисленные чурбанчики и лежни. Слева лес, зато справа неоднократно появляются делянки, одна за другой. Было еще несколько живописных болот. Слева на деревьях довольно часто появляются объявления примерно такого содержания: «Охота. Звонить по такому-то телефону». Среди свеженькой глины отметили несколько следов медведей и лося, причем следы свежие, а шли они по нашей дороге. Рядом с большим медвежьим следом видны следы поменьше. Маленький медвежонок? А может, тут волк пробежал? Уже возвращаясь, слышали совсем недалеко от нас, в кустарниках какую-то подозрительную возню малышни. На душе похолодело, и дабы распугать зверье, мы с Артемом стали выкрикивать всякие финские названия.
Восемь километров – это вам не шутки, но мы это сделали!! Дорога вполне приличного качества для ходьбы пешком, а мы без рюкзаков, поэтому нон-стопом, без перерыва, делая 6 километров в час, за 1 час и 20 минут добрались до автодороги. Вот мы прошли заключительную делянку, бетонную трубу с ручейком, а там уже нас ждал еще один лесовоз, да штабеля леса, и вот мы вышли на дорогу. Надо посидеть, отдохнуть еще минут 10, а потом отправляться дальше, к реке Оредеж.
Согласно карте, которой с нами нет, отсюда и до Оредежа примерно два километра. В лучшем случае пройдем за 20 минут. Однако же в том достопамятном отчете четко написано, что эти два километра – самые сложные на всем протяжении железки Чудово-Веймарн. Тут нет даже тропинки, заросли крапивы в человеческий рост, валежник через каждые десять метров. Я ожидал это увидеть и боялся этого… Не из-за того, что мы не дойдем, а из-за того, что время уже позднее. Дело в том, что среди нас троих, похоже, один только я проявлял интерес к остаткам моста через Оредеж. Сашок и Артем уже начали роптать, что я их затащил в невесть какие дали невесть зачем (идти 8 километров по просеке скучно!). Поэтому я торопился. Выглядит это эффектно: по ту сторону дороги на Новинку, по которой, кстати, движение автотранспорта много оживленней, чем по дороге на Радофинниково, начинается она – просека!.. Две высоченные, старые ели, стоящие друг против друга, открывают проход в узкое ущелье – начало просеки к Оредежу. Справа – озерцо с плотиком. Артем было полез на этот плот, захотел поплавать, но я торопился к Оредежу – было уже очень поздно, нам надо спешить. Первые метры казались не такими уж и страшными – дорога не дорога, но просека вполне даже отчетлива, и крапива не успела еще вырасти в человеческий рост, и валежник представлял собой несколько упавших, перегородивших просеку деревьев. Все это преодолевалось без проблем. Просека – наш отличный проводник, была видна превосходно, и мы шли вперед, и даже какое-то подобие тропинки было, хотя это мне, скорее всего, просто казалось… Я бежал впереди, оставив далеко позади Артема с Сашком. Такое со мной бывает в моих путешествиях: это жажда открытия, это долбящее любопытство, вопросы: а что там, что?, что?? – не дают мне покоя, и я готов нестись километр за километров без остановок, я бегу, я не чувствую усталости, я пробираюсь сквозь заросли и несусь вперед. Но вдруг я остановился… Просека, извините, закончилась, ибо вот уже она взращена сорным лесом, который по вышине своей сливается с фоном. Я заблудился, ибо наш ориентир – просека – извините, потерялась. Пришлось ждать товарищей. Артем отошел немного левее и оттуда еле-еле сумел определить, что просека-таки есть, и теперь нам надо идти напролом. Именно здесь мы обнаружили странную железяку, лежащую в лесу. Черт его знает, что это такое, но мы ее сфотографировали. Теперь наша дорога ясно различима, никаких деревьев на ней не растет, но пробираться по ней уже много сложней, чем на первом участке – валежника стало гораздо больше, и многочисленные ели, осины, кустарники, перегородили нам дорогу. Мы движемся уже больше получаса, а результат нулевой – где река? Но сколько веревочке не виться, конец всегда отыщется! Насыпь стала подниматься все выше и выше, и мы вместе с ней, пока мы не вышли к берегу реки Оредеж. Все, пришли. Насыпь с этой стороны довольно высокая – метра 5 точно будет. Очень симпатичная полянка с левой стороны. Перед нами – высоченный каменный бык. В центре речушки – островок, на нем и на том берегу виднеются бетонные глыбы – остатки некогда стоявшего тут моста. Высоченная насыпь, каменный бык. Спустившись к реке Оредеж, мы немного посидели, отдохнули, помочили ручки, а я обежал вокруг и все сфотографировал.
Ну вот, теперь можно отправляться назад. А ведь идти предстоит далековато!! На часах 19.45, а ведь нам еще 2 километра через валежник, да 8 – по просеке! Валежник мы преодолели довольно быстро. В 20.30 мы были уже на дороге к Новинке. Забавно, но мне кажется, что дорогу через валежник ОБРАТНО мы преодолели гораздо быстрее и с большим комфортом, чем дорогу ТУДА. Вышли к дороге, там опять посидели на бревнышках, отдохнули, скушали шоколадку, а потом пошли дальше. Теперь мы уже шли гораздо медленее. Вышли в 20.45, по всей логике должны были прийти в 21.55, однако же пришли где-то в 22.05 – отличный результат! Забавно было наблюдать, как в кино, прокручиваемом сзади наперед, как знакомые картинки сменяют одна другую, только в обратном порядке – болота, делянки, знаки для охотников. Осталось уже чуть-чуть, совсем немного, вот уже хорошо знакомая мне делянка. Но тут народ решил передохнуть, Артем и Сашок плюхнулись на траву. Я сидеть уже категорически не мог. Во-первых, потому, что меня съедали начавшие появляться комары, во-вторых, потому что после долгой ходьбы, да еще сидя в неудобной позе, начинало сводить ноги. Нет уж, я постою, спасибо! В общем, я вытащил народ – хватит уже отдыхать!, пора идти! А идти осталось уже немного. С большой радостью (я сам устал дико! 30 километров прошли – не шутка!) я встретил знакомые мне ориентиры – делянка, за которой вскоре появилась гнилая куча круглого леса. Ну наконец-то вернулись!.. Довольный Артем побежал в лес, нашел наши рюкзаки и воззопил на весь лес: наше путешествие завершено, ура, товарищи!!
Забавно, как порой бывает: одно событие медленно перетекает в другое. Было одно событие – поход на реку Оредеж. Было другое событие – наша стоянка. Забавно, как они перетекли одно в другое – МОМЕНТАЛЬНО, даже более того - из-за такта. Одновременно с тем, как Артем побежал отыскивать наши рюкзаки, двигавшийся где-то позади Сашок обнаружил, что в его руку впился клещ. Вот с этого момента начинается уже совершенно иной этап нашего путешествия… Клещи являются переносчиками тяжелых инфекционных заболеваний – среди прочего клещевого энцефалита, воздействующего на центральную нервную систему. Его симптомы – сильные головные боли, расстройство психики, галюцинации, бред, все это приводит в большинстве случаев к смерти, в остальных – к инвалидности, где впору уже помечтать о смерти… Естественно, мы с Артемом понимаем всю опасность положения. Артем сразу же взялся вытаскивать клеща – у него это получилось, но не без труда – тот сидел глубоко, и для его вытаскивания понадобились иголки и нитки. Пока Артем спасал Сашка, я перетаскивал рюкзаки к месту нашей ночной стоянке – это будет то самое местечко на лесной дороге, что я приметил ранее. Ночевать в лесу – значит, кормить комаров и мошек, поэтому уж лучше мы заночуем на бывшей делянке. Теперь нам было уже не до шуток и тем более не до планов на завтра – вместо намечавшегося похода к Радофинниково было решено ехать в Питер. А сейчас нужно пережить эту ночь. Мы взялись за работу. Я поставил палатку, Артем побежал устраивать костер. Сашок, как особо больной, был положен в палатку, где был принужден раздеться и осмотреть себя самым тщательным образом. Пока Артем делал костерок, я сходил в деревню за водой. Далось мне это с большим трудом. Я уже успел пройти неведомо сколько километров и успел серьезно устать. В ногах чувствовалась дичайшая усталость. Садиться нельзя – ноги моментально начинают сводить судороги, тогда уж точно не поднимешься. До деревни идти довольно далеко, а я иду медленно-медленно, со своим рюкзаком, в котором лежат две пустые бутыли. Где-то к 11 часам притащился я в деревню, и среди сумерков начал наполнять бутыли водой. Приятно, что в деревне нет собак, и меня никто не облаял. Зато в домике напротив две девчушки собрались на ночную прогулку. А в деревне нет ни мошек, ни клещей – как же тут хорошо… В сумерках, при уже зашедшем солнце, однако в условиях белых ночей, набрал я воды, а потом потащился обратно – снова полтора-два километра до нашей стоянки. Но вот, наконец, добрался я до нашего штабеля гнилых бревен, там направо, по дороге к большой зеленой палатке, которая с трудом проглядывает с колеи. Медленно приближаюсь к палатке. Внутри нее сидит Сашок – он как раз с жалобой, что обнаружил еще одного клеща. Артем тоже заявил новость: оказывается, он обнаружил на своей одежде аж четырех клещей!! Тогда до меня дошло, что клещи напали на Артема с Сашком именно тогда, когда они оба свалились на тропинку отдыхать. Делать этого категорически нельзя, ибо клещи как раз и живут на высоте полметра над землей на протоптанных тропинках! И вот вам результат: и Артем, и Сашок набрали клещей кучу, тогда как я еще ни одного не схватил! К вечеру, когда солнце зашло, нас начала одолевать мошкара… Впервые в жизни я столкнулся с этими ужаснейшими тварями. Мошкара мелкая и лезет в глаза – да, но чтобы кусать? – не верю! Вернувшись из похода с реки Оредеж, я первым же делом намазался репелентов, заботливо взятых с собой Сашком. Полезная штука, она работает!!, надо будет взять на заметку. К вечеру гнус активизировался, от комаров этот репелент спас, а вот от мошкары – НЕТ. Тяжелым плотным туманом, роящимся столбом, стояла мошкара надо мной, лезла в нос, в уши, глаза. Правда, не кусала – похоже, репелент работал и против них, зря я на него грешил… И все-таки терпеть ее было невозможно. Вот уже и полночь, однако мы все еще сидим. Артем готовит свои макарошки, покусанный Сашок сидит в палатке. Долго ищем клещей в палатке, потом каждый из нас внимательно осматривает себя, потом мы внимательно осматриваем свою одежду. Где-то под вечер осмотрел и себя – с ужасом обнаружил прилипшего клеща. Вот теперь укушенным являюсь и я :-(. Первый клещ Сашка был выброшен – зря!, это же всем известно, что его нужно сажать в баночку на исследование. Такая баночка нашлась у меня – там раньше была соль. В нее был посажен второй клещ Сашка, потом появился и мой. Да еще Сашок нашел где-то третьего клеща, и тоже посадил его в банку со словами «Все они одинаковые. Если уж и этот энцефалитный, то и мой энцефалитный». И вот мы залегли спать. Все втроем в палатку поместились с большим трудом.
Да и заснуть было невозможно. К счастью, комаров тут не было, но зато было чертовски душно – пришлось открывать окошки. Во-вторых, мне постоянно казалось, что по моему телу кто-то ползает, и постоянно кусает. А утром проснулся весь красный от дикого количества укусов – то была мошкара. У меня такое ощущение, что эту ночь я вообще не спал… Я слышал шум леса за пределами палатки, я внезапно услышал какой-то раскат грома, будто кто-то тащил лист жести, я слышал звон гнуса за пределами палатки – и не мог заснуть. Спать НЕВОЗМОЖНО.
2007-06-11. Второй день путешествия
И вот мы проснулись. На улице солнце, в палатке светло. На часах – девять утра. Наши ужасы продолжались, ибо выйдя на улицу, мы попадали в настоящее царство мошкары. Мы - голые на улице, в отсутствие всяких репелентов, в условиях раннего лесного утра, они – бросились на нас с агрессией дикого зверя. Это был настоящий туман, крупная взвесь мельчайшей мошки, объедающей все тело :-(. И ясно стяощий звон на весь лес. Артем и Сашок уже успели собрать свои рюкзаки, последним оказался я – ведь мне надо было мучаться и с палаткой, и с котелками… Погода пасмурная, не слишком жарко, поэтому идти в куртке – самый лучший вариант. И вот мы пошли обратно к деревне Конечки.
Наше путешествие закончилось. Мы еще долго обсуждали этот неудавшийся поход. Да, конечно, мы сегодня еще собирались идти по трассы бывшей узкоколейки – еще 25 километров до Радофинниково, но мы уже были покусаны клещами, а с такими вещами не шутят, поэтому надо нам как можно быстрее возвращаться домой, в Питер. Уж больно экстремальной вышла наша поездка – слишком много клещей, слишком много мошкары, слишком больше расстояние прошли – мы проиграли эту битву и теперь, поверженные, возвращались в Питер. Ну ничего, успокаиваю я себя, половина задуманного выполнена – я прошелся бывшей железкой Веймарн-Будогощь, с меня и этого хватит. Теперь мы возвращаемся к автодороге на Радофинниково, ибо Сашку нужно обязательно ехать на дачу. Я все еще шел в сапогах – теперь уже ноги начинали натирать… Всё смотрели, где там за домом егеря направо отходит просека – та бабушка говорила, что по этой тропинке местные ходят на болото за ягодами, нас же интересует сама просека. Сколько не смотрели – ничего не нашли, ну нет тут просеки, нет!! Вот мы приближаемся к тому столбу, у которого Сашок спрятал подкладку. Я этот столб приметил – предыдущий перед ним столб имеет дополнительную подпорку. Ага, вот этот столб, следующий за ним – наш, а далее… Что-то я не помню этой приметы – в траве торчит черная коряга. Чтобы это значило? Однако мы приближаемся все ближе, когда вдруг я поднимаю глаза и вижу, что эта коряга двинулась через дорогу – это был лось!! Вау, какая громада! Лось медленно перешел дорогу и ушел в лес, мы же пошли дальше. Подкладку у столба нашли – кто же ее тут украдет? Немного передохнули у остатков моста через Суйцу, пошли дальше.
Дошли мы до автодороги на Радофинниково, присели на углу. Начали ловить машины. Прелесть в том, что шоссе не такое уж и оживленное – в среднем одна машина за пять минут – ехать-то тут некуда, дорога на Радофинниково и находящиеся за ним дачи 99-го, 101-го и 104-го километров. Проблема еще и в том, что троих человек с большущими туристским рюкзаками возьмет не любая машина!! Но вот проехала первая машина – а ведь могла бы и взять, там ехал один только человек! Проехала вторая машина – тот же эффект. Внезапно Артем обнаружил, что в него впился клещ, причем впился в самую руку (и как он только не заметил?), причем впился основательно так, глубоко. В этот момент останавливается третья машина. С водилой разбираюсь я. Водила едет до Дубков, там он свернет и поедет дальше, к дачам. Он соглашается взять нас троих с нашими рюкзаками. Один рюкзак лезет в багажник, Сашок лезет на переднее сиденье, мы с Артемом, нашими рюкзаками, влезаем на заднее сиденье. Все вместе еле-еле влезает. Едем! Все бесконечные леса, болота, редколесье, и между ними длиннющая, прямая автодорога с полным отсутствие автотранспорта. Слева мы проехали деревеньку Ёглино, там же был мост через Ёглинку. Дальше бесконечное и длиннющее заунывье, все одно и то же, леса, болота, прямая автодорога на многие километры, поворот за поворотом, пока мы, наконец, не проехали Дубок. Водитель повез нас дальше, и через два километра появилось само Радофинниково. За железнодорожным переездом мы остановились, тут нас и выбросили.
Ну а все остальное – уже дело других отчетов ;-).
Информация по теме:
http://parovoz.com/stories/chudovo/index1.html - Все началось вот с этой статьи. Прочитанная несколько лет тому назад, она меня сильно взбудоражила. Я поставил перед собой цель: посетить! увидеть! сфотографировать!!
http://asr82.narod.ru/ - На сайте Александра Ромашенкова, одного из участников похода, имеется свой отчет, свое видение произошедшего. В открывшемся файлике нужно найти 12 июня 2007 года и почитать :-)
© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/