2007-07-22. Сестрорецк
И вот я в Белоострове! Давайте хотя бы обойдем эту крохотную станцию и пофоткаем кой-какие достопримечательности. Основная достопримечательность – это вокзал, страсть как напомнивший мне Рябово, разве что с другой вывеской. Рядом с ним развернулось строительство – разрыли большую яму, да начали заливать фундамент. За этой большой ямой – маленькие типовые желтые домики (багажная кладовая, туалеты), высокое здание ДСП – вот, пожалуй, и все железнодорожное хозяйство Белоострова. Несколько путей, островная платформа. Где-то сбоку проходит запасной путь, на котором стоит несколько дрезин, а чуть дальше – целый состав из очень милых маленьких вагончиков. На одном из путей стоит ж.д.кран. Белоостров – станция притыкания, со стороны Сестрорецка здесь притыкается железная дорога, и она выходит на станцию отдельным путем, отдельным тупиком и даже отдельной пасс.платформой почему-то за забором. Сейчас у этой платформы стоит электричка, готовая отправиться в путь на Сестрорецк – уйдет через десять минут. Я сделал несколько снимков станции, сделал два круга по станции, пофоткал все самое интересное, зашел на вокзал, посмотрел расписание (и зачем??), узнал, что ночью вокзал РАБОТАЕТ. Все осмотрев и зафотографировав, я пропустил электричку на Сестрорецк и двинулся в путь.
Фото 01 - 08. Станция Белоостров
Дорога до Курорта была не особо интересна – большую его часть занимает скучный подлесок. Железнодорожный переезд. Затем довольно долго дачи и огороды по правую сторону. Вот мне встретились два оранжевых путейца. Спустя километра два я дохожу до конца прямого участка и поворачиаю направо. Проносится электричка – до Белоострова, затем обратно, уже на Питер. Этот участок кривой особенно симпатичен: справа красивый луг, слева наконец-то открываются виды на разлив. А посреди этого выделывает свою кривую наша железная дорога на Сестрорецк. Но вот крохотный кусок болот закончился, потом была речушка, а там уже и Сестрорецк виден. До Белоострова всего-то несколько километров, недалеко.
Фото 09. Позади - Белоостров
Фото 10, 11, 12. Прямая на Сестрорецк
Фото 13. Электропоезд ЭР2-К-676
Фото 14, 15. Живописная кривая
Фото 16. Река Сестра
Фото 17. Одно из высотных зданий города Сестрорецк
Фото 18. Северо-Западная ТЭЦ - мой излюбленный объект для фотографирования
Фото 19. Сестрорецкий разлив :-)Высокие дома Сестрорецка были видны издалека, и вот теперь я приблизился к ним вплотную. Справа за кустарниками шумит автотрасса – та самая автотрасса на Хельсинки, которой мы возвращались 30 июня из Выборга. Слева появилась уже асфальтовая дорожка для гуляющих местных жителей и туристов. Асфальтовая дорожка идет вдоль разлива, чтобы затем выйти к железной дороге – раньше тут был переезд. Еще одна колея отходит в кустарник и уходит в лес – там заросли малины, проходят бабушки с корзинками, проезжают велосипедисты. По асфальтовой дорожке выбрался я к железной дороге – мне ведь она нужна, а не автодорога! Тут сразу же я увидел путепровод той самой автодороги на Хельсинки. Вообще-то это называется песчаными дюнами, и за путепроводом мы окунаемся в мир песка и сосен – очень симпатично. Вот какая-то группка молодежи пьянствует на природе, вот слева большое кладбище. Вообще, чем дальше, тем больше будет встречаться отдыхающих, ведь я уже в считанных метрах от Курорта! Платформа виднеется уже в считанных метрах, там, за поворотом, вот и электричка прошла – на платформе еще толпятся отдыхающие. Слева высокие заборы и дорогие коттеджи, справа – длиннющий забор, за которым которым располагается пансионат «Детские Дюны». Приехали, это и есть платформа Курорт.
Фото 20. Путепровод трассы "Скандинавия"
Фото 21. Еще одно русло реки Сестра - ныне захламленная и гниющая канава
Фото 22, 23. Платформа Курорт
Фото 24, 25, 26. Маленький зеленый домик, сгоревший вокзал, светофор
Фото 27. Кривая предельно малого радиуса с видом на Финский заливКурорт – это название железнодорожной платформы. Вообще говоря, интересное местечко, мне всегда нравилась эта железка, выходящая точно к Финскому заливу, а еще эта кривая предельно малого радиуса – надо будет отослать в галерею, пусть подивятся таким радиусам, куда, быть может, и не всякий тепловоз влезет! Но сначала я прохожу по мосту большую заросшую канаву. Что-то смутное просыпается в моей душе. В самом деле: в детстве я часто гулял в Сестрорецке, помню это отчетливо, потом забросил это дело, и вот уже как лет пятнадцать в Сестрорецке не появлялся. А ведь я помню отчетливо Лисий Нос, Разлив, шалаш В.И.Ленина, Сестрорецк (вот только почему-то город не помню, равно как не помню и вокзал), сестрорецкий инструментальный завод, Курорт, Дубковский пляж, побрежье Финского залива, где я любил рассматривать Кронштадт и дамбу. И вот спустя много-много лет я снова приехал сюда. И когда я вдруг увидел эту заросшую тиной канаву, меня посетило острое чувство дежа-вю. Где-то я это уже видел… А потом была платформа Курорт. За ней – некое сгоревшее здание, одни бревнышки и остались. Вокзал? За ним еще одно здание, тоже напоминавшее нечто железнодорожное. Затем – большие белые каменные ворота, на которых написано большими буквами «Сестрорецкий курорт», и год основания. Да ведь тут настоящая атмосфера санатория! Песочек, сосенки, а недалеко уже проглядывает и Финский залив с его пляжами и голыми телами отдыхающих.
Да, я здесь действительно когда-то был – дежа-вю продолжается. Знакомый пляж, вон то белое здание пансионата справа, вон та набережная, Дубковский пляж, вид на залив, на далекий остров впереди и Кронштадт левее. Отдыхающих довольно много, впрочем, не сравнить с Суздальскими озерами июльским жарким деньком – сейчас все-таки прохладновато. Сейчас, похоже, отлив, потому что освободились большие песчаные отмели, и я в своих кроссовках зашел довольно далеко, фоткаю залив и окрестности – очень красиво!
Фото 28 - 34. Финский залив, вид с Дубковского пляжа
По зигзагообразной дороге среди дорогих коттеджей, вышел я в славный город Сестрорецк. Почему-то из детства своего я не помню этого города. Более того, познакомился с ним всего-то недавно – 30 июня, когда на автобусе возвращался из Выборга. Я отлично помню те ощущения, когда мы совершенно внезапно въехали в большой город, где были высокие небоскребы, жилые микрорайоны, многоэтажки, магазины, а главное – большое-пребольшое озеро по левой стороне, набережную. Мне сразу вспомнился Петрозаводск. Что это за крупный город, что за озеро? Я был так сильно уверен, что мы находимся где-то на полпути между Выборгом и Зеленогорском, что существование в этом месте крупного города и крупного озера рядом с ним меня потрясли – я знал карту и знал, что в этом месте ничего не существует! И только потом до меня дошло: вау, так это же Сестрорецк! Я выхожу к железнодорожной станции Сестрорецк. Здесь я был в 1998 году, когда в начале апреля открыл свой сезон путешествий походом от Лахты до Сестрорецка. Собственно, больше впечатлений от города у меня и не было. Правда, я видел фотографию вокзала на Паровозе, и сейчас мог убедиться в том, что вокзал выглядит именно так :-). А он отремонтирован! Хоть и деревянный, а яркий и красивый с большой надписью по верху. По ту сторону переезда еще один яркий синий домик, а также зеленый домик дежурной по переезду. На той стороне возвышается небоскреб – высоченное здание недавней кирпичной постройки. Такое здание достойно Питера! По пути у меня был куплен кефир и булка, и теперь я ищу укромного местечка, дабы немного перекусить. Но куда идти? – я решил идти вдоль железной дороги куда-то в сторону Курорта. Тем более что мне еще нужно посмотреть инструментальный завод – одну из целей моего сегодняшнего путешествия.
Фото 35 - 44. Город Сестрорецк и его красоты :-)
Фото 45 - 48. Станция Сестрорецк
Иду вдоль железки, подозреваю, что надо поворачивать куда-то направо, тем более что вдалеке виднеется дореволюционная труба из черного кирпича – наверняка это и есть завод! Надо сворачивать. Но куда? Вот идет стройка жилых домов, вот за ними сталинские дома псевдоклассики, вот за ними заводские цеха, далее забор, а я иду все дальше и дальше (вот уже и до Курорта дойду!), пока заводской забор не кончается, и там уже дорожка мимо коттеджей, что выходит к сильно заросшей, с цветущей водой, тиной и ряской канаве – это, подозреваю, река Сестра. Куда идти? – налево или направо? Тут я допустил ошибку. Я знал, что завод располагается справа, за ж.д.станцией, и на развилке надо было мне поворачивать направо! Но нет, я решил обойти завод кругом, чтобы наверняка осмотреть его с начала и до конца – я думал, завод очень большой! Поэтому завернул налево, а в результате сворачивал с улицы на улицу, петляя все дальше, уходя все левее и все дальше, пока не потерял из виду всякие заборы и заводы, и не прошелся шумными городскими улицами среди многоэтажек, да не вышел к Сестрорецкому разливу. Что ж, тоже результат – я вышел к той самой набережной, что поразила меня из окошка автобуса, и я был не против находки. Напротив пешеходного перехода – детский пляж. Он меня не впечатлил – действительно лягушатник для детского сада. Прошелся по набережной, присел на одну из скамеек – вот здесь я и перекусил еще до переезда купленными кефиром и булкой. Разлив – одно из тех мест, где много-много неба, и лишь далеко на горизонте узенькая полоска лесов того берега. А небо сегодня потрясающее! – если с утра не было ни одного облачка на небе, то сейчас там грозные тучи, и кое-где уже идет ливень. Эх, завидую здешним жителям, мне бы тут поселиться, особенно вон в той высокой башне у переезда – оттуда и инструментальный завод хорошо виден, и залив, и Разлив – ВСЕ!
Фото 49 - 58. Сестрорецкий разлив
Справа большой пруд. Я так подозреваю, это та самая река Сестра, вытекающая из озера и впадающая в Финский залив. Вода зарегулирована плотинами, и, помню я, именно на реке Сестра и был построен Петром 1-м оружейный завод. Справа за парком администрация города, большая и красочная, развивающиеся флаги. Далее – памятник Петру 1, основателю Сестрорецка. Перехожу реку Сестра, систему отремонтированных плотн, затем автодорогу и тут натыкаюсь на памятник Мосину, изобретателю знаменитой винтовки-трехлинейки, одному из директоров сестрорецкого оружейного завода. Ну раз уж я натыкаюсь на памятник оружейнику, значит, рядышком будет и сам завод!! Но я в который уже раз проявляю изрядную тупость и прохожу мимо завода. Теперь он остается справа от меня, а я ухожу куда-то влево. Я еще вижу перед собой парк, куда ведут цивилизованные дорожки, и я понимаю, что завод может быть за этим парком, но я оставляю этот парк, я ухожу по автодороге и вот оно, снова дежа-вю, я вижу тоже самое жилое здание-башню, и мои глаза становятся круглыми от удивления: я отчетливо вижу железнодорожный переезд и вокзал. Я сделал круг, а завода так и не увидел… Нет, я отсюда просто так уехать не могу, и как бы я ни был усталым уже совершившимся походом, уже дойдя до вокзала (вообще говоря, я мог бы сесть на подошедшую электричку и уехать в Питер), я повернул назад и пошел на поиски завода.
Фото 59, 60. Администрация города Сестрорецк
Фото 61. Памятник Петру 1
Фото 62. Плотина на реке Сестра
Фото 63. Памятник Мосину, изобретателю знаменитой "трехлинейки"
Фото 64. Памятник сестрорецкому оружейному заводу
Фото 65. Владимир Ильич Ленин, очевидно :-)
Фото 66, 67. Два домика в центре городаЯ просто свернул на одну из улиц. Слева от меня – строительство жилого квартала, справа в низинке – стадион, за ним возвышаются краснокирпичные корпуса и высокая дореволюционная труба. Так вот он, завод!! Некоторое время потусовался на этом пятачке. Осмотрел подъездной путь к заводу. Он проходит точно через стройку, и по нему, похоже, давно уже никто не ездил. Ворота заржавели, а если посмотреть сквозь щелку внутрь, там будет еще один забор. Цеха разбиты, окна зияют черными дырами – неужели завод еще функционирует? Потом выбрался по тропинке через стадион на горушку, и вышел в тот самый парк, где памятник Мосину, где я уже побывал сегодня. Только сейчас я обнаружил еще один памятник – несколько пушек с памятной доской, что здесь Петром 1-м был основан оружейный завод. А там, сразу перед плотиной реки Сестра, вниз уходит крутой спуск булыжниковой мостовой. Она и приводит к большому красно-кирпичному дому администрации завода. На нем большими буквами написано: «Сестрорецкий инструментальный завод». Вот я его и посетил :-). Теперь понятно, почему я его раньше не видел – он находился в низинке и был скрыт густой растительностью.
Итак, я осматриваю завод :-). А знаете, он произвел на меня впечатление. Я-то думал, здесь будет всего несколько дореволюционных кирпичных строений, а он, оказывается, целиком состоит из таких старинных сооружений! Вау!! Увы, разглядеть что-либо невозможно – слишком много зелени. Я обошел завод кругом и разглядел только маленькие кусочки кирпичных складов. Очень живописен канал, плотина, гидротехнические сооружения. Прошелся улочками и вышел к речушке еще раз. Там спустился и разглядел сквозь густую листву очень красивую водонапорную башню! Речка Стрелка тут под стать сточной канаве – ужасно захламлена. На том берегу уродский бетонный забор, гнилые корпуса. По дороге вышел к той самой развилке, где я когда-то поднимался со Стрелки. Только тогда я повернул налево, а сейчас вышел справа. Таким образом, я сделал еще один круг. И вот теперь я вернулся через железную дорогу к платформе Сестрорецка. Подождал поезд, да отправился домой.
Фото 68 - 77. Сестрорецкий инструментальный завод, памятник промышленной архитектуры
Людей на платформе было много, да с Курорта ехало еще больше. Однако же у меня было свое местечко у окошка, и я с большим удовольствием рассматривал происходящее на улице. Интереса моему не было границы – ведь в последний раз я ездил на этой электричке только в 1998 году. А тут все дачи кругом! Вот мы проехали Разлив, вот аж два памятника В.И.Ленину – хотелось бы мне прогуляться к шалашику! Разлив, Александровская, Тарховка – ну надо же, я уже и забыл о существовании таких платформ. Но вот уже и Питер, вот КАД, дамба на Кронштадт, и отсюда хорошо видно первое из водопропускных сооружений дамбы. А дальше уже и неинтересно – скоро Питер. Прошли контролеры. Взяли 15 рублей – это приятно :-).
Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, 26.07.2007
© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/