titel.gif (1954 bytes)

2008-04-06. Извара - Реполка

В последнее время я стал открывать сезон путешествий в начале апреля, не дожидаясь, пока сойдет снег и появится зелень. В конце концов, поездка в Семрино, поездка в Рябово – как с Соколовым, так и с Александровым, проходила именно в таких условиях. Да, еще в прошлую пятницу у нас были сугробы. Однако уже в прошлую субботу началась весна. Всю прошедшую неделю было жарко, температура поднималась до +11 и даже выше, так что уже во вторник в городе было не то что снега, но даже луж. И хотя было очевидным, что отсутствие снега в городе не означает отсутствие снега за городом, я все-таки решил открыть сезон путешествий-2008. Да тут еще оказия приключилась – Андрей Шпартько вместе со своей компанией решил организовать поездку в Извару и Реполку. Я там был два раза с Соколовым, Шатровым и Семеновым, и даже оставил об этом увлекательные отчеты. Но вот беда – побывать в Изваре и не увидеть музей Рериха СТЫДНО. Но спорить с Соколовым бесполезно, его интересует только выпивка, поэтому мне пришлось только глубоко вздохнуть и оставить планы на будущее… Этим планам суждено было сбыться сегодня.

В 6.10 меня разбудил будильник. Минуту пытался сообразить, с чего это вдруг он зазвонил, зачем я проснулся и куда собираюсь… Положил в сумку еду, термос, самое главное – фотоаппарат с запасными аккумуляторами, и двинулся в путь. Наконец, добрался до Балтийской, и бодрым шагом, весь в предвкушении интереснейшей поездки, двинулся на Балтийский вокзал. На выходе с эскалаторов никого нет, тогда я рванул к пригородным кассам, откуда мне уже махал рукой Артем; у эскалаторов встретили Вику… Договорились встретиться в самом позде, и вот мы уже идем на платформы. Балтийский вокзал!! – как же давно я тут не был! А ведь когда-то я тут работал, и ведь сколько же времени тут было проведено, ужас!! Ивангородский поезд стоит у первой платформы. Его поведет ТЭП70, прицеплено всего-навсего четыре вагона. Мы договорились с Андреем, что сядем во второй вагон с головы и сейчас побежали именно туда. Что удивило, так это малое количество людей – видно, зимнее время, да еще воскресенье, так что свободных креслиц тут было полно… Мы было расселись, как Артем заявил, что он непременно хочет в другой вагон. Проводница заявила, что четвертый вагон пустой, но зато холодный. Но Артему все пофиг, и вот он побежал проверять четвертый вагон, а за ним – и мы. Но тут действительно не топят. Перетерпеть, конечно, можно, но как-то неприятно… Потом мы выловили всю оставшуюся компашку Андрея Шпартько, и с минуты на минуту мы отправились в путь. На Волосово!

Вчера была теплая весенняя погода – чистое небо, яркое солнце, нарождающуюся зелень. Хорошо бы, если такая погода была бы и сегодня. Но нет, я вышел из дому рано утром и почувствовал небольшую морось. Но симптом уже был, а метеорологи действительно обещали на сегодня дождь. Погода была сегодня средняя, и ни пасмурно, и ни ясно, а вообще что-то непонятное. Небо затянуто тонкой пеленой, так что с одной стороны вроде бы и серо, а с другой стороны, сияет яркое размазанное пятно Солнца, так что иногда появляются даже яркие краски и отбрасываются тени. Дождя сегодня так и не было, было достаточно жарко.

После Гатчины Варшавской мы повернули на Гатчину-Балтийскую-Товарную. Я бросился к Артему: сейчас будет супер-пупер-охраняемая база запаса, где водятся самые злые на Северо-Западе ВОХРы! Сколько здесь голов полетело, никто не мог заснять базу запаса!! Несемся дальше. Тут двухпутка, началась электрификация. Вскоре за окошком появились Войсковицы, я тут, впрочем, тоже был, и сейчас с радостью встретил ту самую проселочную дорогу, по которой мы когда-то выбрались из леса с Соколовым, и пошли смотреть станцию. Потом были Кикерино, Елизаветино, Роговицы, а уже потом Волосово. Так как я не сидел у окошка, да и Женя с Артемом постоянно отвлекали меня разговорами, я не следил за тем, что происходит на улице - станции проносились как-то без меня :-(. Между тем Артем вдруг сообразил, что мы едем в последнем вагоне, а значит, можем выйти в тамбур и поснимать через окошко. А в вагоне все холодно… Андрей предложил перейти в соседний вагон, и мы понемножку начали туда просачиваться. В конце концов, просочился туда и я с Викой, в холодном четвертом вагоне осталось только двое железнодорожников, плюс Артем да Женя.

Но вот мы приехали в Волосово. Мы все вышли из вагона поезда, как вдруг Артем говорит, что надо бы нам сбегать вперед и заснять отправление поезда. И мы втроем (а к нам присоединился Женя) понеслись, как на стометровке, дабы обогнать поезд и занять удобное расположение по ту сторону железки. Прибежали, сняли, на что обратили особенное внимание, так это на красивую кирпичную водонапорную башню. Стоим и ждем, когда же поезд на Ивангород пустит медведя и двинется в путь! А он как назло стоит на месте и не двигается!! Мы стоим минуту, другую, уже начинаем нервничать – как бы автобус без нас не уехал! Но вот у Жени раздается телефонный звонок. Звонит Андрей, говорит, что пора бы нам уже на автобус бежать! И мы, так и не дождавшись отправления поезда (как потом окажется, у него здесь стоянка 10 минут), понеслись на автобус. Оказалось, тут две автобусные стоянки. Одна, побольше, для междугороднего сообщения (в частности, отсюда ходят автобусы на Гатчину и Питер) – тут и большущий павильон, и кафешка, и ларьки, и станционная площадь. Другая, поменьше, для местного сообщения, на грязной заплеванной площадке стоят два крохотных ПАЗика в окружении толп людей. Один из них сейчас отправится на Реполку, оказывается, тут ходит аж три пары ПАЗиков в сутки! Народу тьма тьмущая, но мы одни из первых, и нам удается оплатить проезд (20 рублей до Извары) и занять местечки у окошка. Всем хватило места, и даже мне, только Женя с Артемом как севшие последними, остались стоять в проходе. Двинулись в путь. Сначала мы сделали крюк по городку. Какие грязные аляповатые дома, какая провинция!.. На одной из остановок в автобус ввалилась большая толпа, началась борьба локтями, так что еще многие не влезли, и уж тем более не все смогли оплатить проезд. Но вместе с народом сюда влезла и кондукторша. Она крикнула водиле, чтобы тот трогался, а сама полезла через автобус обилечивать пассажиров, нам же пришлось показывать билетики. Но вот в конце очередного поля появились вышки известкового завода, и мы проезжаем дорожный указатель «Извара», и вот наш автобус останавливается, и мы выходим. Все, приехали, наш первый пункт путешествий – Извара.

       

Нас 13 человек, и это впечатляет. Сперва мы идем к музею Рериха. Достаточно большое, двухэтажное, ярко-желтое, с башенками по краям, оно кажется ухоженным и отреставрированным. Однако все окружающее его вокруг уныло и печально – никаких признаков жизнедеятельности человека… Вот с такими печальными мыслями мы обошли музей вокруг, где и обнаружили вход в музей. Началась наша экскурсия с вопроса о том, откуда мы и зачем сюда приехали. Я поинтересовался, много ли сюда ездит народу, и наш экскурсовод заявил, что очень много. Я удивился: казалось бы, про провинциальные музеи мало кто помнит, и тут завязался спор, можно ли считать провинциальным музеем Михайловское-Тригорское и можно ли причислять Извару к ряду таких великих мест, как Михайловское? А народу тут действительно оказалось много, и в следующих комнатах проходили другие экскурсии, и мы встретились по крайней мере с двумя большущими толпами! В первом из залов была экспозиция археологических достопримечательностей. Затем мы перешли во второй зал, где сохранилась одна из комнат усадьбы Рериха, оттуда прошли в соседнюю комнату, где речь шла о пакте Рерихов и о мироносице. Затем можно было подняться лестницей на мансарду, где были две очень симпатичные комнаты – они понравились мне своим освещением и обстановкой. Потом мы спустились вниз, где была еще одна из комнат, современная, стены которой были обвешаны скучными фотографиями. Наш экскурсовод спешил принять следующую группу, поэтому он извинился перед нами за вынужденное бегство и оставил нас одних, смотреть телевизор. Нам включили видео, и еще минут пять мы, ошеломленные, смотрели отрывок из документального фильма про Рерихов. А потом нас выпроводили еще в одну комнату, где была уже краеведческая экспозиция, да в другую комнату, где была выставка скульптора по дереву. Я прикупил себе сувениров – две дешевые книжки и буклетик по Изваре, и вот мы все выбрались на улицу. Андрей, наш неутомимый организатор, как в лучшие пионерские времена, собрал нас вокруг себя и спросил: «Ну что, какие впечатления от просмотра музея? Есть кому что сказать??». Подала голос Катя: ей понравилось, что в каждой из комнат стоят букеты сухих цветов.

         

           

           

Но вот мы снова на улице. Оказывается, в парке находится ряд старинных построек. Одна из них – амбар екатерининских времен. Такое ощущение, что его чем-то взорвали: вроде бы везде все хорошо, все держится, и только здесь дыра в стене и воронкой разрушена крыша. Самые смелые и самые увлекающиеся полезли на стену, в их числе был и я. Но лазать было неприятно – слишком много дерева и торчащих гвоздей, поэтому я быстро слез обратно. Однако наш неутомимый народ во главе с Артемом спрыгнул внутрь амбара (там до сих пор лежал глубокий снег по колено) и шастал там достаточно долго, пока не потерялся – мы же успели уйти уже достаточно далеко. Следующим заинтересовавшим нас строением было нечто похожее на водонапорку – многоэтажное кирпичное строение с забитыми окнами и дверями. Это было чрезвычайно симпатичное здание как раз в моем вкусе, и я отфоткал его со всех сторон. То была форельная башня, и в этом здании когда-то мальками разводили форель, а потом выпускали в расположенное рядом живописное озеро.

         

           

Развалины известкового завода я наблюдал еще в 2005 году, когда был тут с Соколовым, Шатровым и Семеновым. Сейчас мы остановились тут надолго. Дело в том, что мы забрались в башню. Самые отважные решили полезть на самый верх. Башня разрушена, лестничные пролеты кое-где отсутствуют, вместо них положены местами досочки, где-то можно перепрыгнуть, а где-то перелезть через окошко. В итоге сложилась иерархия по лестничным площадкам: кто выше, тот и смелее. Первым полез Андрей, так вот, он забрался на самую вершину башни!! За ним никто не последовал, весь народ застрял на втором пролете и только избранные добрались до третьего. Набравшись экстрима при попытке залезть на башню, мы спокойно обошли печи, осмотрели их снаружи и внутри.

             

       

После осмотра известкового завода Андрей потащил нас в Заполье, где находятся развалины церковки. Причем шли мы как раз по остаткам железной дороги Волосово-Мшинская! Забавно – со стороны Реполки по железке идут три человека, их видно только на крупном зуме. В прогалинах лежит снег, сыро. Я пропустил весь народ вперед, чтобы оставить фотоаппарат в полной тишине и записать звуки весны – как поют птицы. Оказалось, что народ ушел достаточно далеко, а я последний, так что разрыв между нами был громаден – исчислялся сотнями метров!, и я бежал, пока не настиг Вику – она шла предпоследней. Со стороны насыпи народ повернул в снег и пройдя лесополосу вышел на поля, через которые наискосок вышел к виднеющейся на горизонте церковке. Маленький пруд, раскинувшиеся вокруг него кустарники, несколько больших камней. Рядом с церковкой кладбище.

         

     

Это действительно развалина, однако кой-какие фрагменты сохранились хорошо. На бывшей колокольне находится гнездо аистов. Увы, увидев нас, они улетели. Мы осмотрели развалины, внутри ничего интересного, однако оказалось, что имеется удобный проход в подземелья, и мы все как один рванули в подземелья. То был обычный подвал, достаточно просторный, и света было много, так что экстрима никакого – полная скукотища… Народу набивалось все больше, пока мы не обошли все каморы и не собрались кучкой в одном из тупичков. Увы, тут достаточно низко и спину не разогнуть, и голову не поднять – но в целом забавно, будто отряд пионеров у костра :-). Ну а теперь на поверхность. Начал накрапывать дождик, мы собрали наши сумки и рванули в деревню. Где-то через час поедет автобус до Реполки.

Хорошо бы нам успеть на этот автобус. Но автобусная остановка недалеко, а времени полно, и мы решаем устроить пикничок. Но где? – я очень сомневался, что это где-нибудь получится, ведь вокруг много воды, очень сыро. Однако за деревней рядом с автодорогой был обнаружен амбар. В него можно забраться и набрать сухих досок. Вот они и стали нашими скамейками, мы расположили их по периметру растеланной скатерки и начали дружно пережевывать принесенную с собой пищу. Ну а теперь мы пошли на автобусную остановку. Мы фоткали кой-какие красивые виды – например, тут был замерзший пруд, по берегам которого спускались к воде деревянные домики. По дороге, подобно ничейной дворняге, к нам пристала пьяная женщина. Она была удивлена нашей толпой из 13 человек и теперь, удивленная, шаталась из стороны в сторону: «А вы откуда взялсь? А что тут происходит? А откуда вы? А кто вы такие?». Отделаться молчанием не получится – она не уходила, продолжала приставать, и в ее расспросах стали появляться нотки агрессии. Пришлось разговаривать; ее пьяный разговор был обильно пересыпан матюгами, общаться с ней было неприятно, но необходимо. Но вот он, автобус приехал, мы забрались и, заплатив по 22 рубля, отправились в Реполку. Проехав всю деревню целиком, автобус остановился на автобусном кольце именно там, где когда-то проходила железная дорога Веймарн-Чудово. Здравствуй, Реполка!

         

     

Прежде всего я решил показать народу ТУ САМУЮ ширококолейную железную дорогу Веймарн-Чудово, тем более что автобус остановился почти точно на ее трассе. И я крикнул «За мной!», и потащился через канаву, чтобы забраться на большую гору опилок близ находящейся рядом пилорамы. Отсюда я прекрасно видел одну просеку, уходящую в леса к Мшинской и другую просеку, уходящую на запад, к Веймарну. Эти две просеки, да в лишенном растительности апреле, были особенно хорошо заметны.

Теперь я отправил народ к узкоколейке. По тропиночке, между деревцами, я уже видел далеко впереди чернеющее пятно узкоколейного тепловоза. Тут все осталось таким же – один путь, в тупике стоят два тепловоза ТУ8, рядышком заправка ГСМ и пара масляных бочек, чуть далее – пассажирский вагон. Народ не шибко заинтересовался тепловозами, поэтому этот кусок пути мы прошли достаточно быстро, лишь я с Артемом что-то пофоткали. Вот еще один пассажирский вагон. А вот справа должны были быть торфовозные вагоны. Помню, в 2005 году их было два состава из десяти вагонов, а сейчас сохранилось лишь два. Чуть дальше, помнится, находилась площадка, где находится много всякого интересного металлолома. Во-первых, симпатичный домик да столб освещения ныне совершенно недосягаемы – тут когда-то проходила автодорога, тут низинка, и теперь тут большое половодье. Чуть дальше мы обнаружили ус и застряли тут надолго… Дело в том, что на этом усе длиной всего-то 20 метров находилась тележка, судя по всему, от снегоуборочного струга. Это была тяжеленная рама, на которой еще стояли фундаменты от механизмов, остовы самих механизмов, а плюс ко всему еще были положены колеса. В ее носу торчала большая шестеренка, в которую был воткнут шест, кругом валялись детали и гайки. Похоже, разбирают снегоуборщик! Ну что же, мы залезли на железяку, и вдруг она… покатилась! Похоже, наш вес сдвинул ее с места, и она пошла в низинку. А пройдя низкое место и поднявшись, она поехала обратно. Странная какая тележка – не надо даже катать, она катается сама! И тогда мы всей компанией залезли на тележку, и только двое – Наташа и Саша не участвовали в нашей заварушке – они стояли рядышком и разговаривали друг с другом, тогда как мы всей толпой выражали бурным восторгом новое путешествие, пусть даже на несколько метров, пусть даже с черепашьей скоростью - но мы ДВИГАЛИСЬ! Ну а когда надоело кататься со столь малой скоростью, мы стали кататься чуть быстрее. Мощность установки – три человеческие силы давали скорость порядка 0,2 м/с. На стрелку выкатывать разобранный снегоуборщик было стремно, а с другой стороны вообще был тупик – и не разгонишься! Чуть дальше, за тупиком, но на той же насыпи мы обнаружили еще одну железяку – то была автомотриса. Ну а потом решили пройтись дальше по узкоколейке. В идеале хотелось бы пройти по узкоколейке до 46-го километра, чтобы там автодорогой выйти к Сосницам. Я категорически отверг этот план. Если бы мы с автобусной остановки сразу же ломанулись по узкоколейке (а идти тут километров шесть!), то впритык успели бы на автобус в Сосницах. Но после того, как мы застряли на покатушках, а еще как застрянем на 46-м километре, не успеем ни в какую! А между тем автобус будет уже через час! А сейчас мы прошлись еще чуть-чуть и прямо на рельсах устроили пикник. В лесу сейчас половодье – вода стоит по колено, снег, лед и много-много талой воды.

Но вот наша посиделка закончилась. До автобуса осталось всего полчаса, и я боюсь, что мы не успеем. Народ повернул на Железнодорожную улицу и скоро вышел на центральную дорогу Реполки – как раз увидели пронесшийся к кольцу автобус. На каждой из остановок садились все новые люди, наконец, автобус совсем забился до отказа, так что уже еле влезали. Наконец, нас высадили в Волосово, теперь наш путь лежит на Питер! Поездов на Питер уже нет, остаются только автобусы. И правда, вот стоит большущий автобус на Питер аж до станции Автово. Андрей пошел общаться с водилой и обнаружил, что там не хватит мест на всех нас – аж 13 человек!! Посему мы ждем другой транспорт, а я пообщался с водилой, обнаружил, что там есть всего ОДНО место и посадил в автобус Викулю. Уже будучи в гатчинской электричке, я позвонил ей. Она была уже в Питере, просила передать Андрею, что ей очень понравилось. Я слегка извинился перед ней за то, что заставил шастать ее по железкам и узкоколейкам, на что сидевший напротив меня Артем задался вопросом: «За что только тебя девушки терпят?..». Ну а сейчас мы находимся на автовокзале Волосово. Как я уже сказал, автовокзал для междугородних сообщений большой и обустроенный, с большим навесом, с двухэтажным строением вокзала, ныне разместившим в своем чреве кафешки и бары. А рядом между тем располагался ларек, где каждый из нас прикупил по мороженому. Я так вообще взял эскимо на палочке :-).

         

         

           

         

А вот и автобус. Обычный городской автобус с малым количеством сидений, зато с большим количеством стоячих. Его сразу же взяли на приступ толпа ожидавших, и к нашему появлению в автобусе все места были уже заняты. Нашей компашке осталось только собраться на задней площадке. Тем более что Женя открыл форточку, и оттуда дул чрезвычайно приятный ветерок, с которым мы и доехали до Гатчины. В путь! С каждой остановкой народу становилось все больше и больше, пока маршрут не был забит до отказа. Отметим только один факт: когда мы переехали железнодорожный переезд, сразу же за нами заработала ж.д.сигнализация. Мы облегченно вздохнули – ура, мы успели проехать переезд, а ведь мы спешим в Гатчину на электричку! Как потом оказалось, переезд проходил трансойловский тепловоз с бочками со стороны Ивангорода. А так как здесь шоссе проходит параллельно железной дороге, тепловоз вскоре догнал нас! Но все это время железка проходила где-то там, за полями. А тут вдруг перед Войсковицами открытый участок, между нами несколько десятков метров и вот мы сравнялись, гонимся на большой скорости, точно соревнуемся – наш автобус и тепловоз. Я, Артем, Женя как увидели эту картину, так сразу же ахнули и бросились ее снимать. Но мне не повезло :-(. Я рванул к фотоаппарату, уже уложенному в сумку, но когда вытаскивал его оттуда, в спешке запутались ремешки, а потом на пол высыпались аккумуляторы :-(. В Войсковицах мы уехали вперед и поезда так и не видели. А там уже и Гатчина скоро. Медленно протащились через один ж.д.переезд, затем через другой и скоро остановились на Гатчине-Балтийской.

       

На самом деле мы спешили – через считанные минуты должна отправиться электричка на Питер. Но которая из них? – у платформ их две! Оказалось, что обе являются круговыми, и отправляются они отсюда одновременно, только одна едет балтийским ходом, а другая варшавским. Еще одна беда – контролеры. Хорошо быть студентом! Боясь контролеров и пользуясь своими скидками, наша группа все как один встали в кассу, чтобы купить билет. В очередь встал даже Артем, чем удивил меня – уж кто-кто, но Артем покупает билет?! – нонсенс!! Неохваченным остался лишь я, и я скряжничал, давился от жадности, но вынужден был за компанию купить билет, стоил он мне аж 50 рублей :-(. А с электричкой мы ошиблись. И выехали чуть позже, и отправились по варшавскому ходу. А значит, поезд был пустющим, и контролеров не было, и я зря потратил аж целый полтинник. Максим достал шахматы, и Артем бросился в шахматный поединок. Сражались они долго, вплоть до самого Питера. Я же стал снимать видео перегонов – начиная от Аэропорта и вплоть до загогулины за Ленинским проспектом. Пулковская развязка была запущена несколько месяцев тому назад, и я сегодня я впервые видел ее в действии. Это впечатляющее сооружение, оказалось, что это самая сложная развязка в России - трехуровневая, с многочисленными эстакадами, ее развязки над Пулковским шоссе вызывают благоговейный трепет перед сим сооружением. На Ленинском проспекте ушла большая толпа, потемнело и снимать было невозможно – шумит, плохо фокусируется и мажет.

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz