26 августа 2008 года. Кругобайкальская железная дорога
Просыпаемся, завтракаем, фотографируем рассвет, Байкал, хорошо видный на том берегу город Байкальск с его дымящими трубами ЦБК и выдвигаемся в путь. Многочисленные туннели, путепроводы, подпорные стенки – не буду их всех перечислять, все это есть на фотографиях. Очень понравился один из тоннелей (тоннель №26 "Столбы-2"), который проходит сквозь крутые, глубоко вдающиеся в Байкал скалы. Изнутри тоннеля есть небольшой выход к Байкалу, пробравшись по которому, выходишь на залитый светом скалистый мыс с его ярчайшими цветами. Далее была небольшая станция о.п.129 км "Бакланий" с его старинными деревянными домиками – очень понравилось!! Далее железобетонная галерея, примыкающая к галерее №10, где я увидел тепловоз ТЭМ2 с путеизмерителем, выезжающий из галереи. Я находился в чрезвычайно удобном положении – как раз вышел из галереи и присел тут отдохнуть, так что обладал удивительно хорошей позицией для фотографирования :-). Погода сегодня на редкость хороша! Если вчера было пасмурно, вот-вот грозился пойти дождь, было ветрено и прохладно, то за ночь погода улучшилась, и сегодня весь день было ясно и солнечно! Встретились путейцы. У ребят было много работы - меняли шпалы. В который раз удивляюсь, какой толк тратить столь много денег на обслуживание этой никчемной железной дороги?.. Чуть дальше у железнодорожников выставлен собственный лагерь с палатками и развешанным на веревках бельем… Затем последовал большой кусок дороги - предыдущий фронт работы путейцев. Проведена масштабная работа по замене шпал, и сейчас этот кусок представляет собой поле побоища: здесь разбросано множество просмоленных старых шпал… А дальше так вообще производились работы по очистке склонов, так что железная дорога буквально пробирается сквозь раздробленные глыбы камней – зрелище впечатляет!! Ну а потом я добрался до самого интересного и впечатляющего тоннеля КБЖД – тоннеля №18бис Киркерей-3. Говорят, он доставил строителям КБЖД самые большие хлопоты! Сначала дорогу хотели проложить ближе к берегу. С этой целью там пробили небольшой тоннель № 18 "Киркерей-3", однако уже в ходе строительства тоннеля произошли подвижки горных пород, тоннель завалило. Новые геологические исследования показали, что строить тоннель в этом месте нельзя… Вот тогда-то и приняли решение строить рядышком с первым тоннелем второй - тоннель №18-бис, который будет много длинее, но зато обойдет это опасное место. Тоннель №18-бис делает два поворота; кроме того, он сложен в гидрологическом плане – над тоннелем устроен акведук, отводящий воду ручья Киркерей в сторону гидролотков, пробитых внутри горы. Идти по тоннелю №18-бис было интересно: внутри он делает два поворота, однажды наступил момент, когда там было чрезвычайно темно :-). Шел я уже на ощупь, смело шагая вперед и ощущая ногами щебенку, то и дело натыкаясь то на стены, то на железнодорожные шпалы. Под конец тоннеля был небольшой водопад – со свода тоннеля капала вода - это просачивается вода с ручья Киркерей. Мне повезло: я еще не успел зайти в тоннель, как увидел вылезающего из нее электричку – ту самую, что вчера вечером проезжала мимо нашей стоянки. Когда прошел весь длинный тоннель №18-бис, я, к удивлению своему, обнаружил самую настоящую культурную площадку для туристов… Здесь было все для городского жителя!! Несколько деревянных помостов, у тоннелей прикреплены мемориальные таблички с историей тоннелей, было написано, что именно на тоннеле Киркерей при министре Хилкове произошла смычка двух участков железки и была достроена КБЖД... Таблички были продублированы на русском и английском. Ага!, сохранился первый из тоннелей, который завалило, и я, оставив рюкзак, рванул обратно, осматривать первый из киркерейских тоннелей. И здесь же я встретил Артема, решившего не идти по большому тоннелю №18-бис, а сразу же идти по старому пути и тоннелю №18! Удивительное место: только на этом участке сохранился фрагмент первого пути без отсыпки под второй. Вы только посмотрите, как жмется колея к скалам, сколь мало для нее места! Это скорее горная тропа, а не полка для железной дороги! Впечатляют и укрепления берегов внизу под железной дорогой и сверху для укрепления склонов. Вообще, киркерейский тоннель - одно из впечатляющих мест на КБЖД, и я рад, что подобную достопримечательность сделали цивилизованной – тут тебе и дорожки, и помосты, и мостик через ручей, и ограждение – образец работы мастера по художественной ковке металла! А рядом с платформой стоит большой такой шатер, в котором может собраться, наверное, человек двадцать, сидеть, жечь костры (кострище есть и под шатром) и петь песни под гитару - так все это и напоминает пионерию с их «взвейтесь кострами, синие ночи!..».
Следующая достопримечательность, посещенная сегодня – это станция Маритуй. Я уже писал о том, что меня поражают эти небольшие станции-разъезды, находящиеся не то чтобы в горах, а располагающиеся на скромном горном отвале, на нескольких метрах, отвоеванных от моря и скал. Здесь станционное развитие, немногочисленные пути, разъезды, пакгаузы, постройки, вокзал. С приходом сюда туристов все отремонтировали и подреставрировали - даже станционные сооружения. Как подъезжаешь со стороны Култука, так сразу же видишь каменную подпорную стенку, на которой располагается несколько домиков! А в самом конце станции расположено здание вокзала. Как и все вокзалы на КБЖД, оно отреставрировано, очень яркое, нарядное, выкрашено на славу :-). Сам вокзал, очевидно, закрыт, но если зайти с другой стороны, там будут почта и магазин. Так, пока я остался ждать здесь, Артем отправился на поиски продуктового магазина; через некоторое время он вернулся с большой шоколадкой – проголодался, бедняжка! Кроме здания вокзала, отреставрирован комплекс сооружений, включая сараи и туалеты. Далее довольно большой переход, еще несколько тоннелей. И вот, самое главное – мы дошли до мыса Половинный, сквозь который проходит самый длинный тоннель на КБЖД длиной в 900 метров. Вот как раз перед этим мысом, найдя очень удобную стоянку, мы и остановились на ночлег. Осматривать само местечко мыса Половинного мы оставили на завтра. Но уже отсюда видно, как там интересно! – большой металлический мост через реку, паровоз-памятник, длиннющий Половинный тоннель… В самой бухте мыса Половинного стоит белоснежный катер, откуда, как утверждал Артем, ночью запускали фейерверки… Но все это мы осмотрим только завтра утром, а сейчас – спать!
133 |
|
132 |
|
131 |
|
130 |
|
129 |
|
127 |
|
126 |
|
125 |
|
124 |
|
123 |
|
122 |
Одно из интереснейших и сложнейших сооружений на всей КБЖД. Тоннель расположен на 123 км и имеет длину 75
метров. Огромная скала с крутым ручьем Киркирей создала немало проблем
строителям. Глядя на это обнажение, инженеры несколько раз меняли свое
отношение к нему. Отвесный утес, длиной более 700 м можно было пройти
только тоннелем на всю ее толщину, что и было сделано, но значительно
позже, во время строительства второго пути. Началось же все с того, что
инженеры решили обойти скалу без тоннеля. Но обнаженная громадина
грозила обвалами. Поэтому решение меняется. В целях ускорения
строительства, решено пока пробивать тоннель под один путь и только
через часть скалы, остальная часть горного массива оставалась висеть над
железной дорогой. Через несколько дней после начала пробивки хода, 1 мая
1903 года, произошел обвал. Десять дней ушло на уборку породы. Затем
принялись укреплять косогор, грозивший обвалом. В июле началась
дальнейшая пробивка тоннеля. Изучение обстановки показало, что горные
породы сильно разрушены. У Иркутского портала, ближайший массив отделен
от горного склона широкой щелевидной трещиной сбросового характера.
Трещина заполнена щебнем и дресвой. Она в свою очередь пересекает еще
одну щелевидную трещину, образовавшийся таким образом клин осел на свод
тоннеля и вызвал в нем трещину. Кроме этого свод подвергался давлению и
другого горного массива, образованного так же трещинами сброса.
Оттаявшие от мерзлоты глыбы во время дождей приходили в движение, и их
невозможно было остановить: они давали значительные обвалы. Во время
уборки очередного вывала обратили внимание на косогор, который во
избежание неприятностей пришлось укреплять. Сложность пробивки тоннеля
заставила пересмотреть проект. С началом обделки тоннеля начали строить
галереи с обеих сторон. На завершающем этапе работ, при землетрясении 26
июня 1905 года, подвижные глыбы привели к деформации тоннеля. В одном
кольце, трещина у Иркутского портала увеличивалась и распространялась по
массиву и благодаря сдвигу в сторону озера, каменных масс, отделившихся
от общего кряжа по почти вертикальным трещинам вдоль оси тоннеля,
создалось сильное давление на его свод. Весь тоннель оказался
разрушенным. Осмотр этого явления привел к выводу, что разрушение
тоннеля произошло под действием бокового давления, которому не в
состоянии противостоять симметричный тип обделки, применявшийся при
строительстве тоннеля. Деформация тоннеля убедила строителей, что
необходимо обойти это место другим тоннелем, длиной 745 метров. Но
политическая обстановка на востоке в то время не позволила этого
сделать. Осуществление этого проекта началось во время строительства
второго пути, в 1911 году. И сегодня над тоннелем видны огромные трещины
и гладкие плоскости сбросов, по которым обваливались глыбы. За тоннелем
можно увидеть каменный полувиадук и подпорные стенки (вверху и внизу),
опоры железного моста. Все это сохранилось со времени сооружения первого
пути. Как правило, все стенки первого пути скрыты под насыпью второго
пути, так вот, фактически в этом месте сохранился кусочек линии первого
пути, хотя и частично разрушенный, но дающий полное представление в
каких условиях прокладывалась железная дорога. Во время прокладки
второго пути в 1911-1913 годах этот тоннель был брошен, взамен построили
тоннель N18-бис, длиной 636 метров. |
121 |
|
120 |
|
119 |
Ст. Маритуй – одна из самых крупных станций на участке. Комплекс "Маритуй" включает в себя станцию, административно-жилой комплекс и жилой поселок в долине реки Маритуй. Маритуй сформировался в 1902-1905 гг.: были построены станция, комплекс водоснабжения, а также была заложена планировка поселка. В 1908-1916 гг. комплекс Маритуя был дополнен интереснейшими постройками в стиле "модерн" - это жилые дома для начальников участков, дистанций. До 1930 года в поселке действовала церковь. К настоящему времени в поселке утрачено около половины первоначального объема построек. И все же станция-поселок Маритуй продолжает оставаться самым крупным населенным пунктом на Кругобайкальской железной дороге. |
117 |
|
116 |
|
115 |
|
111 |
© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/