2009-01-18. Коккорево - Осиновец
Наша очередная зимняя прогулка началась на платформе Ваганово, что находится чуть не доезжая станции Ладожское озеро. Впрочем, надо еще проехаться чуть дальше, и с этой целью мы побрели на местный автобус. Нас много, 14 человек, и пока Андрей договаривался с вышедшим на улицу водилой, мы забрались с автобус и расселись по местам. Проезд стоил 17 рублей, ехать недалеко, и скоро мы выехали к перекрестку, где всей гурьбой и вылезли. Куда бы податься дальше? - смотрим карты. Но стоило сделать два шага в направлении Ладожского озера, как внезапно остановился автобус – тот самый ПАЗик, что подвозил нас к перекрестку! Водила выглянул из окошка: «А куда вам надо? А куда вы пойдете? И как вы немереваетесь дойти?», и, получив исчерпывающие ответы, кивнул: «Залезайте!!». Вот такой вот опыт автостопа, если принять во внимание, что автобус остановился САМ. Ехать недалеко – несколько сот метров, это мы могли и сами пройти. А доехали мы до т.н. Ладожского Трудпоселка – здесь автобус завернул за дощатые заборы трухлявых сооружений, а мы продолжили путь. Тут находится небольшая промзона, куда от Ваганово шел подъездной путь. Говорят, раньше тут был военный завод, работавший на оборонку; сейчас здесь можно снимать фильмы ужасов – более раздолбанного хаоса ржавых металлоконструкций и трухлявых сараев я еще не видел. Цистерны заросли кустарниками, среди деревьев виднеются трубы сооружений, где-то среди пустырей возвышается одинокий кран – все это навевает крайне пессимистичное настроение. Теперь нам предстоит идти по просеке в сторону Ладоги – тут проложена грунтовка. В любую другую погоду дорога была бы великолепна, но теперь… После долгих морозов, настоящих, зимних, в Питере прошли пять дней оттепели, когда стояла температура в +5 градусов. И какие бы ни были у нас снега, льды и сугробы – все потекло ручьями. Пейзаж начал напоминать ноябрьский – голые деревья, сухая земля в жалких остатках редкого снега и льда. Пять дней продолжалось активное половодье, а два дня тому назад снова ударили морозы, и все сковало льдом. Бывшие лужи превратились в гололед, да еще какой!! Эти два километра до Ладожского озера были самым экстремальным участком нашего путешествия - гололед жутчайший, и каждый из нас подскользнулся не раз. Но, к радости нашей, скоро мы вышли к Коккорево, а там уже было и Ладожское озеро.
Ладога! Я все не перестаю удивляться и радоваться ей, хотя был тут неоднократно. И вот снова передо мной Ладога, только другая – зимняя, покрытая льдом. Пройдя деревню Коккорево и выйдя за ее пределы, мы решили выйти на лед. То, что поодаль от берега лед прочный – очевидно, но как насчет берега? Это интересно: во время оттепели лед вблизи берега разбился небольшими льдинками, которые в мешанине ледяной кашицы наползали друг на друга, громоздились, да так с наступившими холодами и замерзли. Посему лед у берегов красивый – этакий лес вертикально взгромоздившихся торосов. Осторожно пробираясь сквозь острые иголки замерзшей кашицы льда, вышли к снежным наносам, забрались и на них. Всласть пофоткав озеро и окрестности, двинулись мы по побережью дальше. Но вот мы зашли в лес, там была дорога – хоть и гололедица, но несколько лучше, чем ранее. Да тут недалеко – вот уже вошли в лес и увидели те самые ходячие доты – главную цель нашего путешествия. Если обычные доты уходят в землю, то эти поднимаются высоко, они находятся на четырех железобетонных опорах. Это вызывает недоумение: ведь в отличие от земляных дотов, эти видны издалека – раз; а если земляной дот еще фигушки подорвешь даже прямым попаданием, то ходячий дот несложно подорвать, ведь стоит он на железобетонных опорах - два! Но как бы там ни было, дот этот есть, и он удивительно напоминает пришельцев-марсиан из знаменитого романа Герберта Уэллса «Война миров» :-). Некоторое время мы осматривали дот, благо что на него можно забраться. Наверх ведет лесенка; правда, отсутствует ряд ступенек, но это не критично даже для женской половины нашей компашки. Рядышком стоит еще одно сооружение, уже подземное, однако внутри была устроена помойка, что я, предварительно поинтересовавшись, а есть ли там что интересного, поморщившись, решил вовсе туда не лезть. Побывавшие там, однако, утверждают, что там все равно ничего интересно - лишь три комнаты. Все-таки странно, как относятся к подобным памятникам в России – в лесу чисто, а дот замусорен! Проехала пара автомобилей - скорее всего, на мыс Сосновец; возможно, это рыбаки или отдыхающие, коих сегодня, ввиду хорошей погоды, предостаточно. Через некоторое время дошли до второго ходячего дота, а если точнее, наблюдательной площадке. Когда-то туда вела однопролетная лестница; ее остатки можно найти и сейчас. Но только остатки - забраться туда невозможно, хотя Андрей и поднял вопрос, уж даже не знаю, всерьез ли, или так, пошутить решил… Осмотрев ряд углубленных в землю бетонных сооружений, повернули обратно.
Обратно шли уже по пляжам, любуясь красотами ледяных полей и торосов Ладожского озера. Пересекли несколько стекающих в Ладогу ручьев – один из них был незамерзшим и стекал под лед. На пляже Ладоги встречаются гуляющие – этакие милые парочки, гуляющие под ручку. И пусть холодно и морозно – однако ветра нет, и гулять по берегу Ладожского озера само удовольствие! Так мы дошли до деревни Коккорево (возвращаемся той же дорогой, что шли на ходячие доты), а там по дороге к виднеющемуся вдалеке Осиновецкому маяку. Растянулись по шоссе, я переходил от компашки к компашке и попеременно болтал то с Федором и Катей, то с Андреем, то с Сашком, то с Симкой. Между тем мы приблизились к еще одной достопримечательности сегодняшнего похода – одному из памятников «Дороги жизни» - монументу «Разорванное кольцо». Я видел его многократно на фотографиях, однако оно всегда казалось мне гораздо большим, чем увидел сейчас. Хотя, как правильно мне заметили, в детстве все кажется больше – и это так! Здесь было очень скользко, и мы снова заскользили по жуткому гололеду – ну чисто каток! Здесь сделали ряд групповых фотографий, снялись большой кучкой.
Вот мы пришли в Осиновец. Начало смеркаться, уже 16.30, так что времени на осмотр озера и маяка уже не хватало. Пока еще было светло, сфотографировали Осиновецкий маяк. В планах было и посещение музея, но наше взаимное недопонимание и отсутствие договоренности привело к тому, что мы решили не бросать товарищей и уж если не идти в музей, так всем вместе. Лично меня это мало касалось - я там уже был и даже все отфоткал; мне бы к компашке поближе :-). За музеем находится ряд частных домов, да и по озеру особо не пошагаешь, и единственно вылезшие на лед Андрей и Сашок отказались от этой идеи. Зато мы достали сидушки, остатки еды и горячего чая и устроили небольшой привал. И это было так приятно – мы сидели в ночи на берегу покрытого льдом Ладожского озера и говорили обо всем на свете… Потом мы ушли на электричку и продолжили посиделку уже здесь; оставшиеся остались сидеть у костра. Мы же добрались до электрички, сели в нее и еще полчаса сидели в ожидании отправления, а потом до нас добрались и оставшиеся. Маша подложила шапочку на рюкзак – да так и уснула, Симка погрузилась в изучение 3D Max, а рядом со мной сидели Дарина, Ваня и Тамара, Наташа, и мы до самого Питера говорили о филологии, о путешествиях, и о много-много другом, не менее интересном. И мне было так хорошо среди друзей, среди замечательной компашки молодых, красивых, жизнерадостных, с активной жизненной позицией – лучших людей на свете!! Так до Питера и доехали - кто до Пискаревки, а кто и до Кушелевки - самой лучшей станции на ладожской ветке! :-)
© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/