Автомобильный гараж фирмы К.Л.Крюммеля
1913-1914, гражд.инж.А.В.Болотников
Улица Большая Посадская, 12
Гараж автомобильной фирмы К.Л.Крюммеля на Ковенском пер.,5
Второй многоярусный гараж К. Л. Крюммеля был открыт на Петербургской стороне на Дивенской ул. (Первый располагался в Ковенском пер.,5). Четырехэтажное железобетонное сооружение отличается от своего предшественника цилиндрической формой (диаметр - 38 м) и центральным расположением лифтового узла. Строительство также вела фирма "Бодо Эгесторф и К0", выполнившая работы в сжатые сроки: устройство фундаментов началось в августе 1913 г., а к концу ноября здание было подведено под крышу. Проектные чертежи подписал студент Института гражданских инженеров А. В. Болотников, который выступал скорее одним из исполнителей, нежели автором замысла этой оригинальной постройки. Монолитный рамный каркас, полностью открытый внутри, определяет радиальную структуру круглых помещений. По периметру каждого этажа, вокруг кольцевой площадки, размещены боксы для автомобилей. Площадка окружает центральную шахту с тремя грузовыми лифтами. Междуэтажные перекрытия сложены из бетонных плит, а стеновое заполнение выполнено заподлицо с несущими стойками, поэтому извне несущий каркас не читается. Плоская железобетонная крыша предназначалась в теплые месяцы для отдыха на открытом воздухе. Снаружи внушительный объем гаража выглядит грузной статичной массой. Цилиндрическая форма разбивается мелкими гранями, аскетичная поверхность стены прорезана монотонными рядами прямоугольных окон. Примитивный внешний облик сооружения не раскрывает внутреннюю функционально-конструктивную структуру, которая и определяет новаторское значение постройки. Гараж, расположенный в глубине участка, был непосредственно связан с ремонтными мастерскими и служебным жилым домом, который обращен фасадом на Дивенскую улицу. Таким образом, здесь был единовременно сформирован целый комплекс, соединявший производственную зону с жилой, где были созданы необходимые условия для быта шоферов и обслуживающего персонала.
Б.М.Кириков, М.С.Штиглиц "Архитектура Ленинградского авангарда"
Из каталога-справочника Акционерного общества Бодо Эгесторф и Ко, 1914
Ремонтные мастерские 1910х годов
Фото 04.01.2009 со стороны Певческого переулка
Автомойка (утрачена) на углу Дивенской ул. и Певческого пер. Построено в 1931 г. фото - ЕИСТ-2002
http://kanoner.com/2010/04/05/14979/
RBI построит новое здание на территории гаража Крюммеля
05/04/2010 11:39На Большой Посадской улице, 12, планируется построить новый дом. Инвестором выступает ООО «Прайм-инвестмент», аффилированное с холдингом RBI. На сайте последнего сообщается, что постройка будет «класса B», однако какой ее профиль, неизвестно. 22 апреля в администрации Петроградского района пройдут общественные слушания по проекту. Девелоперы хотят смягчить требования, заложенные в правила землепользования и застройки: сократить расстояние до соседнего участка с 10 до 8 метров, а вместо обязательного создания зеленой зоны разметить растения «на эксплуатируемой кровле стилобата». На Большой Посадской, 12, расположен комплекс построек автомобильного гаража Карла-Людвига Крюммеля: сам четырехъярусный гараж во дворе, ремонтные мастерские на Большой Посадской, а также жилой дом на Малой Монетной, 3. Его возвел в 1913–1914 годах архитектор гражданский инженер Александр Болотников. Как рассказал корреспонденту «Карповки» экс-замглавы комитета по охране памятников Борис Кириков, это один из двух гаражей Крюммеля в Петербурге (другой — в Ковенском переулке, 5), и уникальны они как первые в России железобетонные дома. В 2001 году гараж стал вновь выявленным объектом культурного наследия. Напомним, в 2008 году на примыкающем участке (в Певческом переулке, 12) снесли здания бывшего завода «Ладога». Там ООО «Протек» хочет сделать десятиэтажный бизнес-центр.
http://kanoner.com/2012/08/07/54890/
Началась стройка у гаража Крюммеля на Большой Посадской
07/08/2012 16:46На Большой Посадской улице, 12, холдинг RBI Эдуарда Тиктинского строит элитный дом «Собрание». Стоящий рядом старинный гараж фирмы Крюммеля он же реконструирует в бизнес-центр «Крюммель-хаус». Краеведы считают, что получившийся в результате девятиэтажный комплекс не впишется в контекст Петроградской стороны, так как будет довлеть над окрестной невысокой застройкой. Об этом проекте стало известно в 2010 году. Застройщиком официально выступает ООО «Прайм-инвестмент», входящее в холдинг RBI Эдуарда Тиктинского. Проект разработало ООО «Ордер», генподрядчиком выступает ОАО «Монолитстрой». На участке под застройку находилось старое здание — бывшая проходная автоколонны таксомоторного предприятия № 1. Она выходила на Большую Посадскую улицу и числилась как дом 12, литера П. В январе этого года двухэтажное здание в стиле неоклассицизма было снесено. Примерно тогда же открылись продажи квартир в новом комплексе. Жилые новостройки («Дом благородных семейств „Собрание“») возведут на участке площадью 11 тыс. кв. метров. Первый корпус будет 9-этажным, второй (вдоль Малой Монетной улицы) — 8-этажным. К Большой Посадской будет обращен двор-курдонер. Что касается круглого в плане здания гаража фирмы Карла-Людвига Крюммеля, то его ждет реконструкция. Сегодня он, построенный в 1913–1914 годах гражданским инженером Александром Болотниковым, является выявленным объектом культурного наследия. Как рассказал корреспонденту «Карповки» экс-замглавы комитета по охране памятников, историк эпохи модерна Борис Кириков, это один из двух гаражей Крюммеля в Петербурге (другой — в Ковенском переулке, 5, был наполовину снесен ради жилого дома от группы «ЛСР»), и уникальны они как первые в России железобетонные дома. В состав охраняемого ансамбля «Автомобильный гараж и жилой дом фирмы К. Л. Крюммеля» входит также жилой дом (литера О, позади гаража). Он также находится на территории, находящейся в собственности структур RBI. После реконструкции на первом этаже зданий будут расположены помещения инженерного обеспечения и автостоянка с подъездом со стороны Дивенской улицы. Начиная со второго этажа, в том числе в мансарде, расположатся офисные помещения (бизнес-центр «Крюммель-хаус»). Здание будет пятиэтажным (сейчас оно имеет четыре этажа по фасаду). Как рассказали сегодня корреспонденту «Карповки» в RBI, стройка жилого комплекса сейчас находится в начальной стадии. Забиваются сваи. Реконструкция гаража Крюммеля будет идти параллельно с новым строительством. Сдать жилой дом вместе с бизнес-центром планируют в конце 2014 года. «Не очень хорошо, что здание в восемь-девять этажей выходит на Большую Посадскую, — оценил проект в беседе с «Карповкой» краевед Сергей Бабушкин. — Улочка-то не слишком большая. И там напротив памятник архитектуры — общежитие работников железнодорожного транспорта, которое Симонов строил». Краевед надеется, что гараж Крюммеля не пострадает при реконструкции. «Внешний вид он сохранит, а учитывая, что он и так стоит выпотрошенный, вряд ли можно ожидать чего-то большего», — сказал Сергей Бабушкин.
http://kanoner.com/2015/02/17/143564
Гараж Крюммеля на Большой Посадской стал бизнес-центром
17/02/2015 11:43Завершено приспособление гаража Крюммела на Большой Посадской улице, 12, под бизнес-центр «Крюммельхаус». Изначальную функцию здания сохранили на первом этаже. Круглое сооружение гаража Карла-Людвига Крюммеля было построено в 1913–1914 годах гражданским инженером Александром Болотниковым. Оно располагается внутри квартала за домом 9 по Дивенской улице. В советское время гараж попал на территорию таксомоторного предприятия № 1. В 2011 году землю выкупило ООО «Прайм-инвестмент», входящее в холдинг RBI. Две трети участка, выходящего на все четыре улицы — Большую Посадскую, Малую Монетную, Дивенскую и в Певческий переулок, заняли два жилых дома комплекса «Собрание». Сейчас они готовятся к сдаче. Первым акт приемки получил гараж, с 2012 года преобразованный в деловой центр «Крюммельхаус». «Бережная реконструкция, проведенная RBI, позволила зданию не только сохранить исторический облик, но и функциональное назначение — на первом этаже разместился отапливаемый паркинг», — рассказали в холдинге. Остальные три стояночных этажа исторического здания заняли больше полусотни офисов с трехметровыми потолками. Бывшая шахта с тремя грузовыми лифтами, на которых до революции машины поднимались наверх, превратилась в атриум. На пятом этаже организована «терраса с открыточным видом Петербурга». Генпроектировщиком на объекте выступало ООО «Ордер», аффилированное с ООО «Научно-проектная фирма „Ретро“». Непосредственно архитекторами всего комплекса, в том числе гаража-памятника, были Владимир Горбунов и Евгений Федоров, сообщил сегодня «Канонеру» сам господин Горбунов. Всего в Петербурге два гаража Крюммеля. Второй, в Ковенском переулке, 5, в 2013 году приспособило под бизнес-центр ОАО «Строительная корпорация „Возрождение Санкт-Петербурга“» (группа «ЛСР»).
(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия