Гараж автомобильной фирмы К.Л.Крюммеля

Ковенский пер., 5
1909-1910, Блувштейн Я.З., Польницкий М.И.

Гараж автомобильной фирмы К.Л.Крюммеля на Большой Посадской, д.12

https://www.citywalls.ru/house24492.html
https://www.save-spb.ru/page/houses/houses/kovenskii_per_d_5_lit_v.html
https://save-sp-burg.livejournal.com/1310825.html

Мастерская Карла Крюммеля занималась изготовлением кузовов. В начале ХХ века, когда автомобильное производство в России только налаживалось, автолюбитель мог собрать авто по частям, выписав из-за рубежа шасси известной марки, а кузов заказать на месте. Подобные заказы выполняли экипажные фабрики,

"Квартальный надзиратель", приложение журнала СПб собака.ру №3 (108) март 2012

Снос корпуса начался в сентябре; его вело ООО "Терминатор". Здесь планируется строительство бизнес-центра. Информацию о разборке гаража Крюммеля подтвердил бывший зампредседателя комитета историк Борис Кириков, который занимался изучением этого объекта. Санкт-Петербургские ведомости цитируют: "Объективно говоря, более интересно само здание гаража. Там железобетонные несущие конструкции — рамы и каркас, совсем плоская крыша, то есть постройка уже современной архитектуры. В этом смысле снесенное здание менее интересно. Это не такая страшная потеря, хотя, конечно, жалко: рушится комплекс". Гараж и мастерские были построены в 1909–1910 годах по проекту арх. Якова Блувштейна и Мефодия Польницкого. Это были одни из первых в России железобетонных зданий. Заказчиками были Карл-Людвиг Крюммель с сыновьями Адольфом и Карлом, которые создали тут экипажную фабрику и производство автомобильных кузовов. Здесь же они продавали машины.

Информация портала gazeta.spb.ru 29.10.2009 г.

Реклама в справочнике"Весь Петербург" на 1914 г

Реклама в справочнике"Весь Петербург" на 1910 г. O II С.1189

Из каталога-справочника Акционерного общества Бодо Эгесторф и Ко, 1914
Архитектура Ленинградского авангарда. Путеводитель. Кириков Б.М., Штиглиц М.С. 2008


http://kanoner.com/2009/09/17/10655/

В Ковенском переулке начали разбирать памятник архитектуры
17/09/2009 0:14

В Петербурге в Ковенском переулке, 5, на крыше памятника архитектуры — гаража Крюммеля работают демонтажники с отбойными молотками. Об этом сообщают очевидцы. По словам рабочих, это здание будут полностью разбирать. Здание автомобильного гаража и мастерских фирмы Карла-Людвига Крюммеля было построено в 1909–1910 годах по проекту архитекторов Якова Блувштейна и Мефодия Польницкого. Напомним, в октябре начался снос соседнего дома № 3, необходимый для строительства на этом месте нового 10-этажного здания. Этим занималось ООО «Терминатор». Однако, как только глава комитета по охране памятников Вера Дементьева узнала, что демонтаж ведется с использованием тяжелой техники, все работы были прекращены. Тогда чиновница отметилась фразой: «Наверное, не от балды мы писали, что разрешена только ручная разборка. А то приходят оболтусы с экскаваторами…»

http://kanoner.com/2009/09/17/10725/

Строители считают, что в Ковенском переулке они сносят не памятник
17/09/2009 22:22

Представители компании-инвестора сегодня отреагировали на сообщение о том, что в Ковенском переулке, 5, сносится памятник архитектуры. Напомним, об этом сегодня сообщила «Карповка». «Исторические памятники — костел и гараж Крюммеля — разборке, разумеется, не подлежат. На фото, которые приводят СМИ, изображен не гараж Крюммеля, а соседнее здание», — заявил «Квадрат.ру» заместитель директора по строительству ОАО «Строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга» Вадим Бельман. Он также добавил, что четырехэтажное здание, на котором сейчас работают демонтажники, будет снесено полностью. Однако градозащитники утверждают, что именно разбираемое сейчас здание и есть мастерские фирмы К. Л. Крюммеля, которые были построены в 1909–1910 годах по проекту архитекторов Якова Блувштейна и Мефодия Польницкого. Заметил, что корреспонденту «Карповки» сегодня не удалось получить комментарий представителей «Возрождения». А в ООО «Терминатор», которое ведет разборку, довольно странно восприняли эту же просьбу: сотрудница, которую представили как Наталья Леонидовна, искренне рассмеялась: «А зачем вам это нужно? Я не хочу быть крайней, чтобы потом опять весь город обсуждал, какой «Терминатор» плохой». В комитете по охране памятников сегодня заявили, что на этом участке по-прежнему разрешена только ручная разборка. Несмотря на это, сейчас можно видеть на площадке сразу несколько экскаваторов, в том числе необходимых для разборки зданий. Кстати, год назад председатель КГИОПа Вера Дементьева, как только узнала о тяжелой технике в Ковенском, заявила: «Наверное, не от балды мы писали, что разрешена только ручная разборка. А то приходят оболтусы с экскаваторами», и запретила работы.

http://kanoner.com/2009/09/21/10926/

В Ковенском переулке сносят действительно гараж Крюммеля
21/09/2009 22:56

В Ковенском переулке, 5, сносят действительно гараж Карла-Людвига Крюммеля, который охраняется государством как вновь выявленный объект культурного наследия. Согласно архивным документам, демонтажники ООО «Терминатор» ведут разборку дома железобетонной конструкции, возведенного строительной конторой товарищества «Бодо-Эгесторф и К°» в 1910 году для персонала гаража. Сам гараж построили в 1909–1910 годах по проекту архитекторов Якова Блувштейна и Мефодия Польницкого. Информация об этом содержится в книге «Архитектура ленинградского авангарда», которую написали сотрудники комитета по охране памятников Борис Кириков и Маргарита Штиглиц. Напомним, представители компании-инвестора ОАО «Строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга» уверяют, что они сносят неохраняемый объект. «Исторические памятники — костел и гараж Крюммеля — разборке, разумеется, не подлежат. На фото, которые приводят СМИ, изображен не гараж Крюммеля, а соседнее здание», — заметил заместитель директора по строительству корпорации Вадим Бельман. В комитете по охране памятников официальный комментарий по поводу сноса здания в течение сегодняшнего дня, как обещали в пятницу, 18 сентября, не подготовили.


В Интернете наблюдатся разночтения по поводу того, что же, собственно, было снесено в 2009м году. Попробуем разобраться. Автомобильный гараж Крюммеля состоял из ряда зданий по Ковенскому переулку, большинство из них - советские, снесенные, на карте снизу отмеченные красными крестами. Среди зданий выделяются два - лит Б, объединенный красным охранным прямоугольником с костелом, и находящийся рядом лит.В, обнесенное синим овалом. Все фотографии Канонера были сделаны от Ковенского переулка, обозначенные цифрой 1, лит.В, и именно это здание отмечено на исторических фотографиях. Так, чуть выше в каталоге строительной фирмы Бодо Эгесторф приведена фотография этого здания и прямо написано, что это здание представляет собою четырехэтажный гараж. Это же - в заметках Канонера. Следуя этой точке зрения, в 2009м году было снесено именно здание гаража. Существует и другая точка зрения (очевидно, разделяемая застройщиком), согласно которой здание гаража есть лит.Б, а лит.В было построено фирмой "Бодо Эгесторф" ДЛЯ ПЕРСОНАЛА гаража. Здание 1910го года сносить, конечно, тоже плохо. В Интернете бродят странные фразы "Корпус под литерой В был по неизвестным причинам исключен КГИОП из числа охраняемых и снесён осенью 2009 года. Первоначально строители утверждали, что разбирают здание советского времени, прилегающее к Гаражу. Впоследствии, однако, выяснилось, что это корпус 1910 года постройки , который КГИОП по ошибке лишил охранного статуса. Тем не менее, здание было полностью демонтировано". Однако, по мнению Кирикова, под охраной следует поместить скорее железобетонные конструкции гаража, которые и были включены в соседнее новопостроенное здание. Какова из двух точек зрения верна? Канонер и градозащитные организации говорят, что снесено было именно здание гаража лит.В, тогда как мнение застройщика и офциальная информация КГИОП (https://kgiop.gov.spb.ru/uchet/list_objects/8308/): гараж существует и находится под охраной - это корпус Б, что за кирхой. Сохраненное и вписанное в соседние здание лит.Б представлено на фотографиях ниже.

2021-07-31 10:16

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия