Механический завод "Новый Лесснер"
Сампсониевский проспект, 66, 66а, 1910 гражд.инж.Л.А.Серк
ул.Александра Матросова, д.1. 1898, 1911-1917. Арх. Шмидт К.К., Габерцетель В.Ф., Беляевский С.И.См.также: "Старый Лесснер"
https://www.citywalls.ru/house12204.htmlСогласно КГИОП https://kgiop.gov.spb.ru/uchet/list_objects/, под охраной находятся кузнечный цех и конторское здание. В 2001 году в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" КГИОП также включено здание по Б.Сампсониевскому, д.66, лит. И. Кроме того, по ул.Александра Матросова, д.1, располагался каскад краснокирпичных корпусов, к сожалению, ныне утраченных
История завода "Новый Лесснер"
https://allmines.net/catalog/russia/nii/dvigatel1/ - История завода "Двигатель"
В 1900 г. на "Новый Лесснер" с литейными и механическими цехами был перенесен выпуск кузнечных горнов, двигателей, газогенераторов, паровых машин, котлов и типографских станков. С 1909 г. с получением большого заказа на мины и артиллерийское оборудование началось бурное развитие завода. К началу ХХ века предприятие стало крупнейшим в России производителем кузнечных горнов, паровых котлов и паровых машин. В 1918 г завод был национализирован, в 1922 г. получил название механическимй завод им. К. Маркса. С 1926 г. завод стал выпускать машины для тектильных фабрик.
В 1898 г. при участии наследника - купца 2-й гильдии Густава Павла Артура Лесснера предприятие преобразовано в Акционерное общество «Машиностроительный чугунолитейный и котельный завод Г. А. Лесснера». В Акционерное общество помимо прежнего завода «Старый Лесснер» (ныне завод «Двигатель») вошел и вновь построенный завод, получивший название «Новый Лесснер». Территория предприятия располагалась на двух городских участках, один довольно далеко от другого. «Старый Лесснер» занимал территорию в пределах современных Пироговской наб.,13 и Б.Сампсониевского пр., 24. Завод продолжал производить главным образом военную продукцию. «Новый Лесснер» освоил обширную территорию по оси от Большой Невки до Б.Сампсониевского пр., 66. В 1900 г. на «Новый Лесснер» с литейным и механическим цехами перенесен выпуск кузнечных горнов, двигателей, газогенераторов, паровых машин, котлов и типографских станков. С 1909 г., с получением большого заказа на мины и артиллерийское оборудование, началось бурное расширение завода «Новый Лесснер»... На заводе была построена первая российская полуподводная лодка. Ее строительство началось в 1904 г. под руководством автора проекта, лейтенанта российского флота C. A. Яновича. Лодка водоизмещением 8 тыс. тонн, с экипажем в 3 человека, была вооружена двумя торпедными аппаратами и пушкой и могла погружаться только по рубку. Эта лодка, получившая название «Кета», за 5 месяцев участия в русско-японской совершила несколько выходов в море, пройдя 500 миль, пробыв в плавании 129 дней. Одной из ярких страниц истории завода является выпуск автомобилей. В завод изготовил свою первую машину пожарный автомобиль с двигателем в 12 лошадиных сил. Затем завод выпустил 14 почтовых фургонов для Петербургского почтамта. С 1906 по 1909 гг. завод выпускал 4 модели легковых автомобилей. Кроме того, завод выпускал грузовики, фургоны, автобусы. В 1906 г. завод выпустил автомобиль с 22-сильным двигателем для известного политического и государственного деятеля графа С. Ю. Витте. В 1908 г. на Международной автомобильной выставке в Петербурге машиностроительная фирма «Г. А. Лесснер» получила большую золотую медаль "За установление автомобильного производства в России". B 1914 г. на заводе работало 1500 человек... B 1918 г. завод был национализирован, в 1922 г. получил название механический завод им. Карла Маркса. С 1926 г. он изменил свою специализацию и стал выпускать машины для текстильных фабрик. Во время войны на заводе выпускались знаменитые установки реактивных минометов БМ-13 («Катюша»).
Гусенцова Т.М., Добрынина И.Н. Путешествие по Выборгской стороне.- СПб.,2007. С.52 - 55
https://pastvu.com/p/424172/. 1965-1968 годы
Большой Сампсониевский пр., 66. Угловой корпус
https://www.citywalls.ru/house12204.html
Большой Сампсониевский пр., 66, лит.И. Производственное здание. 1916-1917 (?) - инж.-техн. Беляевский Сергей Иванович (?). 1914
https://www.citywalls.ru/house12513.html
Здание проходной
https://www.citywalls.ru/house6317.html
На фото современный новодел с башенкой 2000х г.г.. Хотя это и производит приятное впечатление достаточно умелой и тактичной стилизации под кирпичную архитектуру старых корпусов завода Новый Лесснер (после 1917 завод им. Карла Маркса), но тем не менее - на фото неисторическое здание завода. На фото 2007 и 2009 годов башня временного владельца бывшего завода им.Карла Маркса Ильгара Ахундова. По требованию КГИОП башню убрали, но не восстановили исторический облик проходной, а одноэтажную часть оставили изуродованной.
Фото 31.10.2015
Большой Сампсониевский пр., д.66, лит В. Здание заводоуправления. 1910
https://www.citywalls.ru/house12515.html
Литера О. Кузнечно-прессовой цех. 1928
https://www.citywalls.ru/house27057.html
22 августа 2019 года в соответствии с распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова «Кузнечный цех Государственного механического завода им. Карла Маркса» включен в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения. С более подробной информацией можно ознакомиться по ссылке: https://kgiop.gov.spb.ru/press-centr/news/51300/?page=20&querystring_key=page
ул.Александра Матросова, д.1. Арх. Шмидт К.К., Габерцетель В.Ф., Беляевский С.И. 1898, 1911-1917
https://www.citywalls.ru/house6508.html
Здания конторы (надстройка), амбулатории и производственные сооружения - Б. Сампсониевский пр., 66 - ул. Александра Матросова, 1 - 1916-1917 - инж.-техн. Беляевский Сергей Иванович
Производственное здание (двухэтажное лицевое здание) - ул. Александра Матросова, 1, средняя часть - 1911 - арх. Габерцетель Виктор Фёдорович
Производственные сооружения механического завода "Новый Лесснер" - Выборгская наб., 47 (двор) -ул. Александра Матросова, 1 (двор) - 1898 - акад. арх. Шмидт Карл КарловичСовременное состояние территории завода "Новый Лесснер"
2015-10-22. Читатель: В Петербурге сносят исторические корпуса завода имени Карла Маркса
https://www.fontanka.ru/2015/10/22/166/В Выборгском районе Петербурга сносят исторические корпуса завода имени Карла Маркса, сообщил читатель «Фонтанки». По его словам, арендаторы дома 1 на улице Александра Матросова получили указание от собственника освободить помещения 25 октября, так как их будут сносить. Однако еще до выезда арендаторов рабочие сбили с фасада выложенную кирпичами цифру 1913 — года постройки здания. «Видимые свежие следы сбитых кирпичей завешаны грязными тряпками», – сообщает читатель. По его мнению, владелец уничтожает видимые признаки даты постройки, чтобы затруднить его классификацию как объекта исторического наследия. В администрации Выборгского района сообщили, что не владеют информацией о том, кто является собственником участка и что именно планируется строить на этом месте. В компании «Отделстрой», недавно приобретшей часть территории завода им. Карла Маркса для постройки жилья и бизнес-центра, сообщили, что собственником дома 1 на улице Александра Матросова не являются. Завод им. Карла Маркса был основан в 1898 году как 2-й механический завод братьев Лесснеров (позднее — чугунолитейный и котельный завод акционерного общества Г. А. Лесснер, затем «Новый Лесснер»). Предприятие выпускало кузнечные горны, бензиновые и керосиновые двигатели, газогенераторы, паровые машины, котлы, с 1914-го — снаряды, мины, корабельное оборудование. Здания завода входят в перечень выявленных объектов культурного наследия по состоянию на 20.10.2015.
2015-10-29. Три старинных корпуса завода «Новый Лесснер» на Сампсониевском хотят снести
http://kanoner.com/2015/10/29/147697/Три дореволюционных корпуса завода «Новый Лесснер» на Большом Сампсониевском проспекте, 66, предполагается снести. По ним выполнили технические обследования, доказывающие их аварийность. Комплекс построек механического завода «Новый Лесснер», ставшего после революции машиностроительным заводом имени Карла Маркса, занимает квартал между Большим Сампсониевским проспектом, улицей Александра Матросова, Выборгской набережной и продолжением Литовской улицы. Сейчас на этой территории находятся два памятника архитектуры — конторское здание, построенное в 1910-х и выходящее на Сампсониевский, и кузнечно-прессовый цех 1928 года во дворе. В последнее время заводские корпуса сдаются в аренду. В ноябре 2009 года произошел крупный пожар: сгорел краснокирпичный корпус на улице Александра Матросова. От него осталась по сути только фасадная стена, но за прошедшее время никаких восстановительных работ не было. Еще один пожар, но на внутренней территории, был в феврале 2012 года; горела предположительно литера Л. Завод находился в собственности ООО «Лесснеръ» (в августе 2015 года фирму ликвидировали, а права передали созданному тогда же ООО «Производственно-складской комплекс „Норд“», предположительно входящему в группу NordEst). По заказу этой фирмы было выполнено техническое обследование корпусов. По его итогам к аварийным были отнесены три дореволюционных здания. Это лицевой корпус на Большом Сампсониевском (66, литера И; построен в 1914 году), и два во дворе — литера К (1912–1919) и литера Л (1913). Если компания добьется сноса, что литеру И придется воссоздавать. Начальник управления зон охраны КГИОПа Алексей Михайлов подтвердил в письме градозащитнице Анне Капитоновой, что летом от «Лесснера» действительно поступали результаты визуально-инструментального обследования. Однако затем они были отозваны «в связи с технической ошибкой». По данным господина Михайлова, предполагается «комплексное освоение территории», но более точно это понятие он расшифровывать не стал. Генплан отнес территорию завода «Новый Лесснер» к зоне деловой застройки. Сейчас по заказу «Лесснера» разрабатывается проект планировки квартала.
2016-01-11. Полиция не собирается останавливать снос Нового Лесснера
https://save-sp-burg.livejournal.com/2475349.htmlДепутату Ковалеву пришел ответ из 20го отдела полиции УМВД России по Выборгскому району на обращение по поводу демонтажных работ, которые с прошлого года идут на бывшей территории завода "Новый Лесснер" и затрагивают в том числе исторические корпуса. Как выяснила полиция, демонтаж ведет "Спрингалд". В договоре подряда значатся литеры А4, А5, А7, З, И, К, Л, М, Н, П, Р и С. Причем историческим "согласно технических паспортов" якобы является только литера И (лицевой корпус по Б.Сампсониевскому). Между тем, еще в октябре КГИОП писал в ответе "Живому городу", что литера К построена в 1912-1919 г.г., а литера Л - 1913 года постройки, причем техническое заключение по этим зданиям были "возвращены комитетом без рассмотрения". Несомненно, исторической является и литера З, стоящая вдоль улицы Александра Матросова. Как сообщают очевидцы, "сломали самую красивую часть с надписью "Лесснеръ". За оставшейся стенкой по Матросова стоит демонтажная техника." Разрешения на строительство нет - стройнадзор писал еще в октябре 2015 года, что никакой проектной документации не получал. Однако полицию это не смущает, поскольку "собственник здания не имеет планов дальнейшего строительства на месте ликвидированного объекта недвижимости". КГИОП в конце декабря прошлого года написал, что внеплановых проверок "Нового Лесснера" проводить не собирается. Главный корпус "Нового Лесснера", к сожалению, практически погиб в результате пожара 2009 года и последующего медленного разрушения. Сейчас речь идет в основном о существенно менее ценных постройках. Тем не менее, это очередной снос в охранной зоне под видом совершенно липовой "необратимой аварийности".
2016-09-24. В Петербурге сносят исторический корус завода "Новый Лесснер" // Газета "Метро"
https://www.metronews.ru/novosti/peterbourg/reviews/v-peterburge-snosyat-istoricheskiy-korpus-zavoda-novyy-lessner-1199419/
О сносе исторической постройки Metro рассказала член президиума СПбО ВООПИиК Анна Капитонова. – В настоящий момент идёт снос исторического корпуса завода "Новый Лесснер" 1914 г. постройки по адресу Б.Сампсониевский пр., 66. Снос происходит в нарушение закона СПб № 820-7 "О границах и режимах зон охраны», – говорится в сообщении градозащитницы. В ВООПИиК предполагают, что демонтажные работы на объекте выполняет компания «Спрингалд», печально известная в городе благодаря сносу дома Рогова на Загородном проспекте. По словам Капитоновой, на место уже прибыл глава городского комитета по охране памятников (КГИОП) Сергей Макаров, вызвана полиция. Напомним, бывший механический завод «Новый Лесснер» находится между Большим Сампсониевским проспектом, улицей Александра Матросова, Выборгской набережной и продолжением Литовской улицы. На территории бывшего предприятия находятся два признанных памятника архитектуры и еще несколько дореволюционных построек. По данным издания «Канонер», три исторических здания могут быть в ближайшее время снесены, так как собственник земельного участка ООО «Производственный складской комплекс «Норд» добивается признания их аварийными.
2016-09-24. Глава КГИОП остановил снос исторических зданий на Большом Сампсониевском
https://www.fontanka.ru/2016/09/24/049/На Большом Сампсониевском, 66, где находятся исторические корпуса завода Лесснера, рабочие производили снос. Проезжавший случайно мимо глава КГИОП Сергей Макаров остановил работы. Проезжавший случайно мимо глава КГИОП Сергей Макаров остановил работы, потребовав предъявить разрешительную документацию. Как рассказал "Фонтанке" Макаров, прораб не смог этого сделать. Наше ведомство заключения о необратимости аварийного состояния здания не давало, я навел справки, – заверил Макаров.- Пока мне смогли показать только разрешение на установку забора вдоль Большого Сампсониевского. На место была вызвана полиция и представители районной администрации. Ожидают и прибытия гендиректора фирмы, которая проводила работы.
Бывший механический завод «Новый Лесснер» занимает квартал между Большим Сампсониевским проспектом, улицей Александра Матросова, Выборгской набережной и продолжением Литовской улицы. На его территории находятся два памятника архитектуры и несколько дореволюционных зданий. Осенью 2015 года стало известно, что три из них планируется снести, поскольку собственник земли ООО «Производственно-складской комплекс „Норд“» добивался признания их аварийными. С той же осени, как пишет портал "Канонер", ведется снос построек на территории завода. Разборку, по данным «Канонера», проводит ООО «Спрингалд», входящее в группу Springald. Как пишет СМИ, в декабре 2015-го начальник МВД по Выборгскому району Руслан Синчук заявил депутату Заксобрания Алексею Ковалеву, что у «Норда» есть все документы на снос как советских, так и дореволюционных зданий. В частности, «по результатам обследования зданий аварийность признана необратимой, единственный способ ее ликвидации — разборка». К «необратимо аварийным» дореволюционным постройкам отнесли два лицевых корпуса — часть литеры А (краснокирпичные одно-двухэтажные секции вдоль улицы Александра Матросова, одна из которых горела в ноябре 2009 года) и И (выходит на Большой Сампсониевский), а также два во дворе — К и Л.
2016-09-29. Историческое здание бывшего завода "Новый Лесснер" снесут, фасад восстановят
http://www.kvadrat.ru/news/20160929_istoricheskoe_zdanie_byivshego_zavoda_novyiy_lessner_snesut_fasad_vosstanovyatИсторическое здание на Большом Сампсониевском, д. 66, часть которого вчера обрушилась, будет снесено, сообщает КГИОП. «В результате проводимых в минувшие выходные работ по разборке части исторического здания на Большом Сампсониевском, д. 66 создана угроза жизни и безопасности окружающих, поэтому уполномоченными органами принято решение о необходимости демонтажа представляющих опасность конструкций», - говорится в сообщении Комитета. Правообладатель должен будет в установленном порядке согласовать полный комплект документации. Техническое заключение, предусматривающее снос аварийных конструкций исторических зданий, формирующих уличный фронт застройки, и последующее восстановление их внешнего облика, рассмотрит межведомственной комиссии. КГИОП намерен продолжать юридические процедуры в связи с противоправными действиями. Напомним, здание, которое незаконно пытались демонтировать, построено в 1914 году, располагается на территории комплекса построек бывшего Механического завода «Новый Лесснер» и является историческим. 24 сентября был зафиксирован частичный демонтаж конструкций исторического здания. По требованию КГИОП работы остановлены. Но вчера, 28 сентября произошло частичное обрушение последнего этажа.
2016-10-05. На Большом Сампсониевском полностью снесли обрушившийся цех
http://kanoner.com/2016/10/05/152354/
В эти минуты завершается снос обрушившегося цеха завода «Новый Лесснер» на Большом Сампсониевском проспекте, 66. Рабочие разбирают пешеходную галерею на тротуаре. Четырехэтажное производственное здание (66, литера И) было возведено в 1914 году, а в советское время оштукатурено. Как и вся заводская территория, оно принадлежит трем связанным друг с другом юрлицам — ООО «ПромТЭК», ООО «Новая застава» и ООО «СК „Сампсониевский“» (входят в группу NordEst) Полторы недели назад председатель комитета по охране памятников Сергей Макаров с апломбом остановил самовольный снос здания, который проводил подрядчик ООО «Спрингалд» (входит в одноименную группу компаний). После визита чиновника события развивались стремительно: спустя пять дней, 28 сентября, при до конца не выясненных обстоятельствах четвертый этаж здания частично рухнул, а обломки рассыпались по тротуару и проезжей части. Люди не пострадали. В администрации Выборгского района собрали оперативный штаб, на котором решили: аварийные конструкции должны быть разобраны, но проект этих работ необходимо согласован с КГИОПом. Снос продолжился тем же вечером и шел всю ночь. Накануне охранное ведомство зафиксировало полную утрату здания. Как оказалось, никаких документов КГИОП так и не получил, а потому счет снос здания незаконным (по заказу разборка дореволюционных объектов не допускается). Подобная ситуация «в очередной раз свидетельствует о правовом нигилизме правообладателя участка», заявили в КГИОПе. И в очередной раз пообещали найти и наказать виновных. Гендиректор ООО «Спрингалд» Виталий Никифоровский сегодня заявил «Канонеру», что каких-либо нарушений со стороны его компании нет. По итогам заседания специальной комиссии «Спрингалду» дали команду до 30 сентября максимально снести здание, а КГИОПу до этого же срока согласовать работы. Времени на раздумья комитету не давали, поскольку здание могло рухнуть, заметил господин Никифоровский. Аварийным состоянием, по словам нашего собеседника, объяснялось и решение собственника здания оперативно снести объект. Тот факт, что КГИОП не успел согласовать бумаги к началу демонтажных работ, говорит о том, что в законе о зонах охраны отсутствуют сроки такого согласования, а в данном случае принимать решение нужно было максимально оперативно. Виталий Никифоровский также сообщил, что собственник обещает восстановить внешний облик здания и использовать его как гостиницу. По наблюдениям корреспондента «Канонера», сейчас экскаваторы завершают разбирать кучу строительного мусора, в которую превратилось здание. Попутно рабочие разбирают пешеходную галерею на тротуаре.
2017-05-23. КГИОП распорядился восстановить исторический корпус завода "Новый Лесснер" на Большом Сампсониевском, 66
https://www.restate.ru/material/kgiop-rasporyadilsya-vosstanovit-istoricheskiy-korpus-zavoda-novyy-lessner-na-bolshom-sampsonievskom-165165.htmlСнос корпуса остановили полиция и глава КГИОП Сергей Макаров. Позже у здания обрушился фасад. Градозащитники считают, что это напрямую связано с незаконными работами, которые производила ГК «Спрингалд». Решение восстановить корпус приняла рабочая группа по восстановлению внешнего облика исторических зданий на заседании в КГИОП. Пока рабочей группе был представлен проект воссоздания здания, но он отправлен на корректировку. При этом расследование причин сноса корпуса продолжается. По данным СМИ, новый собственник подменил даты постройки корпусов, отнеся их к советскому периоду, а прочие корпуса признаны необратимо аварийными.
2017-10-17. «Новый Лесснер» на Сампсониевском застроят жильем за три года
http://kanoner.com/2017/10/17/157241/Территорию снесенного завода «Новый Лесснер» на Большом Сампсониевском проспекте, 66, застроят жильем за три года. Проект пока не представлялся, а потому неясно, воссоздадут ли утраченные фасады. Завод «Новый Лесснер», состоявший из краснокирпичных корпусов XIX века, выходил на Большой Сампсониевский проспект, улицу Александра Матросова и Выборгскую набережную. Расчистка пятна, которую вело ООО «Спрингалд», входящее в группу Springald, завершилось весной 2016 года. В декабре «Канонер» узнал, что застроить территорию вознамерилась Setl Group. Холдинг планировал там жилой комплекс. Над проектированием работало ООО «Архитектурное бюро „Сэтл сити“». На прошлой неделе ООО «Информационные технологии и телекоммуникации», входящее в Setl Group, получило разрешение на строительство жилого комплекса. Работы продлятся до 2021 года. Закон о зонах охраны требует, чтобы был восстановлен внешний облик лицевых фасадов, выходивших на улицу Александра Матросова. Добиться этого обещало и Всероссийское общество охраны памятников в лице зампреда городского отделения Александра Кононова. Проект жилого комплекса не представлялся, поэтому пока нельзя сказать, намерен ли девелопер исполнить закон или нет.
Проект, разработанный ООО "Проектная культура"
2018-04-27. Setl Group воссоздаст старинное здание на Большом Сампсониевском
http://kanoner.com/2018/04/27/159409/Setl Group воссоздаст старинное промышленное здание на Большом Сампсониевском проспекте, 66, литера И, под офисы. Оригинал был снесен прежним владельцем в преддверии продажи участка. Четырехэтажное здание, стоявшее на Большом Сампсониевском проспекте, входило в состав завода «Новый Лесснер». Оно датировалось 1914 годом. В советское время его фасады оштукатурили. В 2016 году четырехэтажку снесли по заказу тогдашних владельцев земли — структур группы NordEst — в рамках предпродажной подготовки территории. Впоследствии было обещано, что его воссоздадут. Приобретателем бывшей площадки завода стала Setl Group в лице ООО «Информационные технологии и телекоммуникации». В марте девелопер представил проект жилого комплекса, выполненный ООО «Проектная культура». Воссоздание здания на Большом Сампсониевском предусматривалось, что просматривалось на иллюстрациях, и это «Канонеру» также подтвердил застройщик. Теперь стали известны подробности. Оказалось, что участок под снесенным зданием по-прежнему не принадлежит Setl Group и находится в собственности NordEst. Но девелопер ведет переговоры о выкупе. «По заказу компании Setl City архитектурное бюро „Проектная культура“ разработало объемно-пространственное решение воссоздания исторического здания с приспособлением под бизнес-центр. В 2017 году оно было согласовано с КГИОП Санкт-Петербурга», — уточнили в холдинге. Планируется воссоздать прежний облик лицевого и торцевого фасадов, причем в их первоначальном варианте, без искаженных оконных проемов, без поздней окраски, с читающейся «скелетной» структурой.
Современное состояние
(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия