titel.gif (1954 bytes)

2008-09-27. Петрозаводск - Гимрека - Щелейки

http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3265
http://www.geocaching.su/showmemphotos.php?cid=3265
http://planeta.rambler.ru/users/vivazoia/40445870.html
http://kirill-kravchenko.narod.ru/livejournal/year_2008/livejournal_2008_005.htm#100

Вступление

Когда мы еще только думали, куда бы нам съездить, появилась замечательная идейка посетить САМЫЙ дальний угол Лен.области. Я понятия не имел, что там может быть что-нибудь интересное, меня волновало лишь само нахождение в САМОМ удаленном от Питера месте Лен.области, в ее САМОМ северо-восточном углу, на берегу Онежского озера, на границе с Карелией. В принципе, я хотел бы посмотреть на Вознесенье, на исток реки Свири, но у Андрея были другие планы, как оказалось, более интересные – он хотел посетить деревушки Гимрека и Щелейки; что там находится, я расскажу позже. Но как до них добраться? Естественно было бы добраться на поезде до Подпорожья, и оттуда уже на автобусе до Вознесенья, далее пешком. Андрей зондировал возможные маршруты: выяснилось, что подпорожскому автопарку нельзя доверять – его автобусы то ходят, то не ходят. А вот с петрозаводским автопарком договориться оказалось легче, и таким образом Андрей арендовал в Петрозаводске автобус, чтобы он нас довез до Гимреки, и увез оттуда. При этом мы делаем, конечно, колоссальный крюк, ведь мы, по сути, едем ТУДА, а потом ОБРАТНО – по крайней мере в сотню километров в одну сторону и сотню в другую. Но этот крюк был необходим для нашей экспедиции. Такая дальняя поездка – аж в Петрозаводск, потом на арендованном автобусе – в истории движения 2004v.travel была совершена ВПЕРВЫЕ. Это было самое крупное, самое дальнее и, конечно, самое дорогое наше путешествие. И я до сих пор вспоминаю поездку в Гимреку-Щелейку как образец великолепного организаторского таланта Андрея, сумевшего организовать сложную поездку такой толпы. Сегодня, кстати, был поставлен рекорд – нас 22.

2008-09-26. День 1. Отъезд из Санкт-Петербурга

Со временем беда – вот так всегда, то его слишком мало, то слишком много. Когда я был дома, я все боялся, не выезжаю ли слишком поздно – за час до встречи?! Но мне повезло: автобус подошел сразу, и в результате я приехал на Ладожскую за полчаса. Этим воспользовался Андрей: оказывается, с нами собирается ехать Женя Малышев, и так как он решался ехать всю неделю, и решился только в последнюю минуту, не мог бы я, как приехавший первым, пойти в кассы и купить ему билет (паспортные данные он сейчас перешлет СМСкой). А очереди у касс!.. Я уже который раз вижу длинные очереди как минимум на полчаса-час (такие были и год назад, когда мы с Артемом ехали вокруг Ладоги) и не могу понять их происхождение: откуда взялось столько людей? Андрей говорит, что если твой поезд отходит через полчаса, можно пробиться без очереди. И то правда: кассирши по громкой связи объявляют, что если есть люди на пестовский поезд, они могут подходить к кассам. Тут кинулся к окошку и я, и тут же, конечно, нашлась какая-то бабка, которая начала давить на жалость, де, ей срочней меня. Но билетов на Петрозаводск не было, даже купейных, и пришлось мне с этой новостью спешить вниз, к Жене. Впрочем, дабы помочь товарищу, подсказал ему план действий: он сейчас может сесть на электричку и доехать до Волховстроя, а там в ночи пересесть на поезд Москва-Петрозаводск - именно так я ездил ровно год назад (это было начало октября) с Артемом вокруг Ладоги. Впрочем, Женя еще хочет попробовать попроситься к проводнице поезда. Забегая вперед, отмечу, что к проводнице попроситься не удалось, зато план ночных покатушек на электричках был претворен успешно – до Петрозаводска Женя доехал без проблем. Андрей, как всегда, опаздывает, и он уже отзвонился мне; я доложил ему о результатах поисках билетов и выданных Жене рекомендациях и получил новые инструкции. Ну а посему я взял с собой Сашка Худякова, и вот мы уже вдвоем бежим в зал ожидания, а там и на саму платформу. А Андрей уже у эскалаторов, он собрал толпу, все пришли, и теперь все направляются к нашим вагонам. И через некоторое время все мы были в сборе.

И вот мы сели в поезд, вот мы едем в Петрозаводск. Впервые мы уезжаем так далеко, и впервые в такой большой и хорошей компании. А наверное, Андрей прав насчет больших и малых компаний. В малых компаниях тесновато и скучно. А большие – самое то! Сегодня был поставлен рекорд, в Гимреку-Щелейки с нами поехало порядка 20 человек. Мы с Александром Худяковым стали обладателями самых первых мест в первой же купешке первого вагона. Я был наверху, Александр внизу, вместе с нами в купе ехало двое кавказцев, и я вдруг подумал, что попутчики в купешке – дело случая, тут может повезти, а может не повезти, и в моих недавних странствиях мне дико повезло с попутчиками – людьми культурными и интеллигентными. Но мне все равно было неуютно, потому что компашка была где-то ТАМ, рассредоточена по вагонам… Посему в нашу скучающую купешку заглянули Женя Адаев и Настя Маркова, они пригласили меня к себе в гости :-). А зачем? – спросите вы. Тогда, в начале сентября в Ялкале, в тесном кругу друзей, когда наши три экспедиции делились впечатлениями о поездках на Байкал, ведь не все слышали мой интереснейший рассказ о поездке в Сибирь. И сейчас мне освободили скамеечку, вручили чашку горячего чая, уселись кружочком. Из других вагонов прибежали Юра Викторов, Ира Шепелева, Ваня Севостьянов, Тамара Кургузова – все, все сюда!, и здесь же Женя, здесь же Настя, здесь же Илья: ну, теперь рассказывай! Но как жалко, что поезд отправляется с Ладожского вокзала поздним вечером, и пообщаться времени у нас не было. Люди ложились спать, и нас, конечно, начали шпынять. Если бы мы занимали единую купешку, еще ничего, но все мы были к кому-то подсажены, и вот купешка, в которой я разглагольствовал о своем путешествии и остановился уже на самом интересном, рассказывая о своих приключениях - нас прервали и выгнали! Правда, мы перешли в соседний вагон, где были более толерантные соседи. Продолжилось заседание, и я снова с чашкой чая, и мы хохочем на весь вагон. Сколько за прошедшие месяцы произошло! Шум, гам, восторженные крики, хохот, веселый смех - вот оно, счастье общения :-). Но нас и отсюда выгнали, мы бегали из вагона в вагона, и везде нас шпыняли из угла в угол - то пассажиры, то проводники. В результате я оказался с Ваней и Тамарой в тамбуре. А там выглянул: надо же, уже Волховстрой на улице! Мы было вышли, подышали свежим воздухом, да проводница закинула нас обратно: лень ей стоять в ночи на улице, а идите вы ребята в вагон! Мои благодарные слушатели разошлись по вагонам; все уснули - я оказался последним.

2008-09-27. День 2. Петрозаводск - Гимрека - Онежское озеро

И вот он – Петрозаводск! На улице еще достаточно темно, чтобы фотографировать, но мы уже начинаем путь. Арендованный Андреем автобус будет ждать нас на площади около 11-ти часов, у нас еще есть время на осмотр Петрозаводска. Не буду повторяться насчет достопримечательностей – дело в том, что я тут когда-то побывал и оставил после этого настолько подробный отчет, что не имею желания что-либо добавлять к уже сказанному. Все тот же проспект Ленина вел нас к набережной Онежского озера, куда мы скоро и прибыли. Народ заинтересовался небольшим молом со стоящей на ней пирамидкой и сразу же ломанулся фотографироваться. Что ж, я тоже хочу!!! Андрей внезапно заявил, что времени у нас мало и нам уже пора возвращаться. Я в шоке: что за фигня?, зачем же так, только прибежав сюда, не успев осмотреть все абстрактные скульптуры, убегать?! Вторая очередь набережной, оказывается, полностью изменила свой облик: выставка деревянных скульптур была временной, выставка закончились, скульптуры разъехались, а вместо них появились новые. Однако же их было мало, и были они так неинтересны, что я был разочарован произошедшими переменами… Зато машиностроительное солнышко было на месте :-). Наши спецы-машиностроители обступили памятник и начали его обсуждать. Выяснилось, что это не шестеренка, а колесо от турбины, точнее даже от компрессора :-). Потом народ переключился на осмотр первой очереди набережной, в сторону ЦПКиО, куда нас давно уже тащил Андрей – автобус ждет, не успеваем! Вот я дошел и до дерева желаний, где прошептал в ушко свое сокровенное желание, а за мной уже подтянулись и остальные. Не все успели прошептать сокровенное желание – нас было много. Но вот мы покидаем набережную, переносимся в город. С одной стороны жилые кварталы, с другой речка Лососинка. Выходим к центральной площади Петрозаводска, где в центре стоит Ленин с шапкой-ушанкой в руке. И здесь же видим наш автобус – стоящий на том конце площади небольшой ПАЗик. Забили автобус целиком, да так, что рюкзаки забили все проходы, и сами еще теснились в тесноте, что сельдей в бочке. Сзади салона, там, где большая открытая площадка, собралась большая компашка любителей играть в Контакт, ну а спереди уселись мы: Полина, Олег, Сима и примкнувший к нам Женя Малышев. Вот так наш переполненный автобус и отправился в путь. Наш администратор дал нам телефон (завтра позвоните, мы за вами вернемся) и отправил в путь, мы же понеслись в Щелейки-Гимреку.

                                                                               

Вот так мы и ехали часа два. Что делать? Забавно это все: раньше я так зависал в окошках, внимательнейшим образом рассматривая все, что видел в окошке – деревушки, поля, речушки и кустарники. Впрочем, я бы сейчас с удовольствием большим посмотрел бы в окошко, ведь мы едем по Карелии, ведь это так интересно! Но меня постоянно отвлекали мои товарищи – и хотя позади салона играющие в Контакт орали несравненно громче нас, у нас тоже оживилась беседа. Едем долго, устали, хочется ножки поразмять, и вот у нас появляется желание остановиться. А ту как раз деревенька какая-то, и в створе дороги виднеется каменная церковь – разрушенная, без крыши, с черными зияющими дырами вместо окон. Именно тут, у церквушки, мы и остановились и постояли минут пять. Наш народ выбежал; Ольга с Наташей сразу же бросились фотографировать – как оказалось, они профессиональные фотографы и среди нас, дилетантов, единственные, кто зарабатывает на этом деньги. Я сам что-то долго тормозил – фоткал деревенскую дорогу, пробежался чуть дальше, чтобы заснять оттуда автобус, фоткал фотографов и разминающихся людей - на церковку времени уже не хватило. Стоило только туда побежать, как сразу поднялся клич: все в автобус! Но ехать было уже недалеко, несколько десятков километров, и уже через полчаса мы пересекли границу Карелии и Лен.области и через некоторое время остановились в Гимреке, Здесь мы и выходим. Наше путешествие продолжается!

Когда я говорил, что на выходных еду в дальнее путешествие с ночевкой, все крутили пальцами: там же дождь, там же мокро! Нет, отмахивался я, нормально, обещают солнце! Как потом оказалось, не зря обещали - говорят, в Петербурге это были удивительнейшие дни золотой осени, когда светило яркое солнце, вернулось тепло и началась бабье лето, какой ей и подобает быть! Но то в Петербурге, а здесь с севера шел циклон, и мы попали в его дождливый фронт - дождь мелкий, моросящий, он длился весь день, попеременно то усиливаясь, то ослабляясь. Наша большая компашка, выгрузившаяся из автобуса, принялась колдовать над картой, сгрудившись наподобие команды любителей американского футбола. О да, вот это толпа! Нас - 22!

                 

Сделав первые снимки в Гимреке, проходим через деревню – на том конце должна находиться красивейшая церковь! Шикарно смотрится: небольшая деревушка из двух десятков домов была погребена в унылой осенней тоске – краски будто смыло ацетоном, слишком грязно и мутно. Деревья облетели, заборы прохудились, черные от гнили сараи, подбоченясь, лишь усиливали состояние осенней депрессии. И тут появляется 22 туриста с огромными рюкзаками – все яркие, веселые, говорливые. Мы привезли с собой Солнце! Отважная ватага прошлась демонстрацией через деревню, и у местных мужиков, сидевших у подъезда библиотеки, наверное, глаза на лоб полезли от удивления… Повернули на небольшую проселочную дорогу, и здесь я увидел величайшее зрелище ТОЙ САМОЙ церкви! О!, это было великолепно!! Когда я пытаюсь объяснить ее красоту, я обычно ссылаюсь на Кижи. Кижи все знают, все о них говорят. Но мало кто знает, что таких церковок карельской архитектуры раскидано по Карелии немеренно! И когда я хочу сказать, какая же церковка была в Гимреке, упоминаю лишь одно слово: Кижи. Ну а тут церковка в самом естественном обрамлении лесов, полей и рек – на горочке, вдалеке от деревни, посредь сильно заросшего поля. Дождь усилился, мы натянули капюшоны. Как же хорошо, что у моего рюкзака есть чехол от дождя :-). Среди дождя по разверзжейся от грязи, потонувшей в лужах, дороге мы идем к стоящей на горочке церквушке. Похоже, ее реставрировали – выглядит она хорошо. Рюкзаки оставляем под козырьком ворот (тем более что дождь усиливается), а сами углубляемся на территорию церковки. Все последующее время мы очень активно изучали церковку, лазили вокруг нее, по территории и извне ограды. Еще тут имеется колокольня - увы, залезть туда нельзя. Снаружи сильные заросли чертополоха в человеческий рост, однако я протоптал себе тропинку, пробившись сквозь заросли к стоящим чуть поодаль строениям. Достаточно старые, как минимум 19-го века, они были самобытны в своей деревянной архитектуре и когда-то, похоже, обслуживали церковку с колокольней. Туда еще внутрь можно залезть, полазить, спуститься в подвал, пройтись по комнатам. Дождь прекратился, в разрыве туч промелькнул лучик света, и мир засиял красками. Деревни отсюда даже не видно, зато видны сбегающие вниз поля, далекие леса, то горки, то низинки, то холмы, а вдалеке виднеется Онежское озеро. Осмотрели мы церковь, и как раз возобновился дождь, и мы снова натянули капюшоны и отправились обратно, в Гимреку, и скоро оказались на том самом пятачке, где нас высаживали с автобуса.

                                                                      

Мы хотим посетить природный заказник Щелейки; его информационный щит находится на выезде из Гимрек. Плакат испещрен множество запрещений: нельзя вставать на туристические стоянки, нельзя разрабатывать природные ископаемые. Увидев это запрещение, Андрей удивился: как так нельзя добывать природные ископаемые, если отсюда в считанных метрах находится щебеночный карьер? Можно много говорить о том, какие здесь красивые места, и лично я был в восторге, увидев этот каменный выступ, выходящий к Онежскому озеру. Но что тогда охранять, если отвесные скалы активно разрабатываются на щебенку, если вокруг устроены карьеры (когда-то даже с применением взрывной техники!),устроен причал для речных судов, а когда-то даже существовала узкоколейка? Оказывается, нам надо пройти еще несколько километров, пока мы не достигнем какой-то проселочной дороги, уходящей в сторону Онеги. То была разбитая лесная колея. Для кого она сделана? – наверное, для лесовозов, ибо она никуда не приходит и заканчивается скальным обрывом. Вот мы прошли небольшой домик (здесь еще сфоткалась Симка) и через некоторое время наша дорога закончилась. Потом была тропинка, она поднималась все выше – там была горочка, в конце которой был просвет. Что это? – болото или поле? – скорей бы туда, ведь так интересно посмотреть, что там находится!! А мы поднимаемся все выше и выше, тропинка закончилась, но началась делянка – множество поваленных деревьев, валежник. Голова нашей компашки уже добралась до вершины горы, однако я был одним из последних, и я видел, как они добрались до вершины и, потрясенные, остановились. И я хочу к ним! Между тем снова возобновился дождь, и я с тяжелым рюкзаком за спиной, под моросящим дождем, принялся перелезать через поваленные деревья, продираться сквозь валежник, чтобы увидеть это…

                         

На карте Лен.области это, оказывается, отмечено – скальный выступ, выходящий к Онежскому озеру. Мы вышли к скалам с их тыльной стороны, сверху, а надо бы спуститься вниз. Высота скал порядка 30 метров – это высоко, и мы с опаской посматриваем вниз – страшно! А впереди еще большие просторы заросшего мыса, а за ним – Онежское озеро, от горизонта до горизонта. Далеко слева виднеются скалы соседнего мыса, справа виднеется причал, с которого грузят щебенку на суда. Вот он – мол, перегрузочная техника, ошвартованное судно, еще одно, стоящее на рейде в ожидании погрузки. Все в огнях, высятся горы щебня, по дороге проезжают самосвалы. На Онеге видны суда, небо плачет дождем, и все вокруг дышит осенним настроением. Мы стояли на уступе достаточно долго, после чего начались попытки слезть вниз. И налево, и направо расходились разведчики, потом мы их ждали – времени много, и я успел открыть рюкзак и немножко перекусить. Но вот слева вернулись наши разведчики – они нашли спуск! Начинается, пожалуй, одна из самых интересных операций этого дня :-). Потом я буду вспоминать это с большим удовольствием, как мы под мелким дождем, с тяжелыми рюкзаками, затеяли спуск со скалы, чтобы внизу окунуться в болота. Оказывается, скалы когда-то нещадно разрабатывали на щебень самым варварским способом – вставляли шурфы и взрывали их, после чего скалы обрушивались вниз. Я видел немало следов подобных шурфов, ныне вся площадка усеяна огромными камнями – как отколовшимися, так и повисшими в воздухе; кое-где были оторваны целые пласты и отдельные скалы. А народ между тем спускался со скал. Медленно, верно, один за другим, спуская рюкзаки, переправляли мы вниз людей. Потом оказалось, что половина людей уже внизу скал, а я, увлекшийся видесъемкой, и не заметил, что оказался последним. Снова заморосил дождик, а мы уже внизу скал, смотрим вверх – ого, впечатляет!

                                                     

Далее мы должны выйти на технологическую автодорогу, что ведет к пристани. Вроде не так уж и далеко, и лесная дорожка сразу нашлась, однако осень в Питере выдалась дождливой, и более-менее сухая колея превратилась в болото. Где-то позади визжит Настя: «Андрей! Ты же обещал мне, что болот не будет!!!». Вскоре мы выходим на шоссе, и мимо нас проносятся самосвалы с карьеров на пристань и обратно. Андрей заявил, что до Онежского озера порядка двух километров, на мысу Чайноволок мы остановимся на ночь. Вот уже и Онежское озеро впереди забрезжило, но там пристань, нас туда не пустят, и надо пройти как-нибудь другой дорогой. Обнаружили колею, что отходит в лес и идет параллельно Онежскому озеру - бодро принялись идти по ней. Но вот беда - озеро рядом, а мы все шли и шли, а идти приходилось сквозь кустарники, и они осыпались на нас дождем выпавшей влаги. А потом было поле с виднеющимися вдалеке скалами, теми самыми, с которых мы только что спустились. Но мы идем все дальше, и наконец-то до штурмана с капитаном дошло, что тут что-то не так… Чтобы узнать, что происходит, обратимся к Андрею, вот что он говорит: «как мне достаточно точно подсказывает память, мы пользовались Колиным GPS-навигатором с очень неподробной векторной картой (у Саши обычно растровые подробные карты). Единственно, что для меня было ценным – точное расстояние до ближайшей точки озера. А вообще, мы там не заблуждались – я специально шел по этой (параллельной) дороге, чтобы свернуть к озеру по просеке несколько севернее (ломиться сквозь лес в мои исходные планы не входило, т.к. я не знал ничего о состоянии леса). Не помню, чтобы Саша доставал свой КПК». Выяснилось, что берег находится в нескольких сотен метров; но для этого нужно пробиться сквозь лес напрямик… И мы повернули и потом шли по кочкам, да через лес, пока, наконец, не вышли к Онежскому озеру. И наше путешествие на этом закончилось, ибо началась уже стоянка.

              

И сбросив рюкзаки, первым делом Настя с Женей ринулись в воды Онежского озера. Они столько мечтали об этом – и наконец-то сбылось!!! В ста метрах отсюда нашли местечко, там и остановились. Лес ощетинился большим количеством палаток, одна из них была моей. Я сразу же договорился, что вместе со мной в палатке будет Александр Худяков – это уже установившаяся традиция; свою палатку он традиционно берет с собой и ставит для кого-то другого, в данном случае в ней поместятся Оля, Наташа, Сима. Известные гидротехники-строители Женя Адаев и Коля Ушаков решили создать набережную, к которой могли бы причаливать большие онежские пароходы - то была большая и неудобная конструкция из множества поваленных в хаосе бревен. Однако же она принесла свою определенную пользу при мытье посуды на глубокой воде :-). После ужина мы отправились смотреть маяк. Самбой На него можно залезть, и мы всей гурьбой полезли на его верхнюю площадку. Оттуда открывается потрясающий вид и на пристань, и на те скалы, откуда мы сегодня слезали. Небольшой мол уходит в озеро, там перегружатели, горы щебня, яркие огни, немногочисленные постройки. У причала стоит одно из судов, на рейде в ожидании другое. По дороге периодически ездят самосвалы. Стемнело, но мы еще не легли спать! Народ разбрелся по бережку, кто куда, прошелся раза два и я. И снова костерок, снова большая компания, ночная посиделка, из которой постепенно выбывал то один человек, то другой – по причине усталости и желания быстрее залечь спать, в то время как оставшиеся играли на гитаре и пели песни…

                               

2008-09-28. День 3. Онежское озеро - Щелейки - Петрозаводск

Помню, спал я худо – было мне ужасно холодно :-(. Моя палатка не предназначена для ночных экстримов, спальник – тем более. И я не понимаю, как я мог год тому назад ночевать, казалось бы, в точно таких же условиях на берегу Ладожского озера, ведь тогда было тепло! А что сейчас? – этой ночью, казалось, я не мог сомкнуть глаз. Ночью-таки был дождь, и моя палатка защитила меня от сырости и влаги, за что ей спасибо большое :-). К поездке на Байкал я накупил много вещей от дождя, а потом все возмущался, что, де, на Байкале не было возможности испытать это. Что ж, мне тогда повезло. Зато сейчас все это пригодилось по полной – и чехол для рюкзака, и куртка-штормовка. Дожди шли не переставая, и я дико доволен, что испытания завершены успешно – и палатка, и куртка, и чехол выдержали испытания, не пропустив влагу.

И вот утро, хоть и не столь раннее. Я просыпаюсь оттого, что слышу звук – кто-то из соседней палатки постоянно открывает и закрывает палатку, работая молнией то туда, то сюда. Закрыл, открыл, закрыл, снова открыл! Долго не мог въехать: кто это так издевается? Когда вылез, оказалось, что это трутся сучья друг о друга – мы потом долго смеялись над этой шуткой, ведь подобное открывание-закрывание молнии палатки разбудило многих из нас. Андрей затеял на сегодня разгрузочный день. Нам ведь, по существу, ничего уже и не осталось - мы уже все смотрели, и нам остается только добраться до деревни Щелейки, где мы должны сесть на автобус и уехать в Петрозаводск. Времени еще много, так что народ то поодиночке, то небольшими компашками по двое, по трое, уходит гулять по побережью в сторону Петрозаводска, а кто-то ходил и в другую сторону – за маяк в сторону мола. Теперь уже и я сподвиг Александра на сей подвиг, и вот мы пошли гулять по побережью, доходим до ближайшего мыса, где находим стоящую в одиночестве на камушках Симу. Просим разрешения присоединиться к ней, она соглашается и теперь мы гуляем по побережью уже втроем. А за мысом был еще один мыс, а там еще один, еще… Так можно было идти до бесконечности, но мы решили разумно остановиться, повернули назад, и тут нам встретились Женя с Катей. Погода портилась. Небо все еще затянуто тучами, начался дождь – занудный, противный, он шел дольше по времени, чем вчера, и по воде побежали круги. Дождь, серость, облезлые леса, плавающие в воде листья опавшего леса, бушующие воды Онежского озера – с яростью нападающие на карельские скалы, разбивающиеся среди камней. По пути обнаружили распитую винную бутылку. Она была хороша тем, что в ней была очень тесно прижатая пробка. Хороша идея: а почему туда не положить записку, да не бросить бутылку в воду? Идея пришлась по душе Симе, и вот мы несем винную бутылку в лагерь, где ее появление было встречено всеобщим оживлением, на что мы не могли не отреагировать: «А мы тут в ларек за винцом сбегали…». А сейчас, пока народ собирается на обед, я побрел выкидывать бутылку. Размахнулся, швырнул. А толку? – бутылка недолго качнулась на волнах, а потом волны прибили ее назад, к берегу. Еще размахнулся, а там уже и смотреть не стал – лучше не знать!.. Если уж и кидать бутылку, то с борта теплохода, или хотя бы в устье реки, а здесь – бесполезно :-(. Вернулся в лагерь, а тут и Андрей объявляет: нам уже пора выходить, тебе хватит получаса, чтобы пообедать и собрать палатку? Снова начался дождь. Но это уже был не тот слабый дождик, что мучал нас вчера, это был уже осенний ливень! И вот мы забились под тент, а дождь все усиливался, и конца-края ему видно не было. Блин, а времени-то уже нет, и вот наша компашка начала под дождем собирать мокрые палатки и запихивать в облепленные осенней листвой рюкзаки. И когда мы уже собрались в поход, дождь закончился, и над озером растянулась радуга. Это было уже прощание с Онегой.

                                 

Ну да чего же вредная бывает погода - сплошной фронт осенних дождей прошел, небо очистилось: от горизонта и до горизонта голубое небо без единого облачка! И вспыхнул мир осенними красками - желтый, голубой, красный, синий, зеленый, белый! Но мы вынуждены были уходить. И вот мы снова прошли мимо маяка, далее по побережью к молу погрузки щебня, а там уже вышли к служебной автодороге и по ней рванули к Щелейкам. Чем крутить кругалями, решено было идти напрямик. Всего ничего - километра два лесного проселка привели нас к живописным полям, а потом к деревне Щелейки. Высокие холмы, пересеченная местность, на горизонте воды Онежского озера, стоящие в ожидании погрузки суда. В Щелейках находится старинная церковка. Так, подождите-ка, до нее еще надо добраться… Грязюкой, огородами, выбрались мы к ней, тихонько отворили калитку, заходим, как вдруг появилась бабуля из соседнего дома… Она приметила в нас туристов, а посему отнеслась к нам с пониманием: может, вам и церковь и колокольню открыть? Мы немедленно согласились, хотя Андрей и был против – оказывается, наше время уже было на исходе, и с минуты на минуту мы должны были сесть на автобус, а где он был, еще неизвестно. Вскоре мы его увидели – оказалось, дорога располагается в 50 метрах от церковки, и водитель великодушно согласился нас подождать, и мы имели еще 15 минут для подробного осмотра церковки. В церковке нет ничего интересного, внутреннее убранство скучное: доски, бревна да леса и пара иконок – это все. На колокольне гораздо увлекательнее. Зато как интересно подниматься наверх, когда вокруг не бетон, не металлоконструкции, а дерево! Активно фотографируемся, фотографируем окрестности. А потом спускаемся, говорим спасибо бабуле (Она: «Вы передайте губернаторше, Валентине Матвиенко, чтобы не забывала о нас! Нам деньги для реставрации нужны, чтобы туристы к нам ездили!». Не знает бабуля, что здесь не Матвиенко начальник, а Сердюков) и уходим на автобус. И снова мы загружаемся нашей огромной толпой, забиваем автобус до предела, заваливаем рюкзаками проходы, рассаживаемся более-менее в том же порядке, как ехали сюда, и – в путь! На Петрозаводск!!

                                                      

Но все хорошее заканчивается, закончилась и дорога – мы приехали в Петрозаводск. Уже основательно стемнело, и среди ночи нас выгрузили на той же круглой площади с Лениным в шапке-ушанке. На улице уже темно, настала ночь, а до нашего поезда еще несколько часов, и было решено еще немного погулять. Рядом с площадью есть парк, в нем дорожки, газоны, а среди газонов расставлены всякие железяки - есть тут и образец узкоколейной железной дороги, и какие-то снаряды, и «бегуны» (что вызвало профессиональный интерес у участников «Побегов»), и всякие колеса и шестеренки. В сквере полно пьющей молодежи, мы посмотрели на них косо (они на нас – тем более), они поприветствовали нас пьяными криками, и мы решили на всякий случай убраться отсюда подальше. Спустившись под горочку, вышли к тракторному заводу и обнаружили памятник трактору-трелевщику. В кромешной темноте спустились к парку близ реки Лососинки. Зашли было на островок, но там было очень темно, и даже включив фонарики, мы мало что увидели, хотя на самом деле там были скульптуры! Уже на набережной Андрей затеял сбор денег и раздачу железнодорожных билетов.

          

На часы я не смотрел, а зря: когда я всех дождался и мы дошли до поезда, оказалось, что до отправления остались считанные минуты. Блин, а я еще хотел по пути зайти в какую-нибудь ларек и накупить пирожков!!! Пришлось мне с Александром идти в свой вагон, занимать места, последние из оставшихся. А Андрей с компанией пошел в другую сторону, ведь если по дороге из Питера в Петрозаводск мы ехали в соседних вагонах, здесь все было с точностью до наоборот: кто-то ехал во втором вагоне, кто-то в десятом, а кто-то в восемнадцатом - ходить в гости друг к другу не получится, увы :-(. И Андрей с большой компашкой исчез в конце поезда. Кстати, там же была и Тамара, а с нею и весь запас еды!! Сашок ушел спать, а я еще немного потусовался, ибо в моем же вагоне, только чуть подальше, где была купешка, полностью забитая нашими людьми – там ехали Юра Викторов, Ира Шепелева, Настя Маркова, Илья Аншмидт. Так что потусовался я тут маленько, перекусил, поболтал. Но и я чувствовал усталость, глаза мои слипались… Спать, спать и еще раз спать!!

2008-09-29. День 4. Возвращение в Санкт-Петербург

А вот сон выдался на удивление отвратительным. Дверь, выходящая в коридор, хлопала громко, и я всякий раз просыпался, и всякий раз, услышав открывание двери, уже готовился услышать грохот ее закрытия – это режет слух, доставляя неприятные ощущения :-(. Такое ощущение, что ночью постоянно кто-то ходил, и причем целыми толпами, и светили фонариками… Разбудили нас на удивление рано – за час, мы не доехали даже до Мги. Впору возмутиться: еще можно понять, если это поезд дальнего следования (как Северобайкальск-Москва) и людям свои вещи придется собирать час – за многие сутки проезда они уже успели диффундировать по всему вагону. Но здесь, когда ехать всего одну ночь – здесь-то какой смысл будить народ? Когда я ехал из Москвы, нас будили в Колпино, здесь могли бы разбудить в Павлово-на-Неве. Между тем решил сбегать в купешку к Насте, Илье, Юре, Ире, и вдруг… наткнулся на Колю и Женю! Вау, какая встреча!! Но ведь вы же собирались ехать до Лодейного Поля! Женя весь в впечатлениях, он говорит без конца. Оказывается, ночью у него с Колей было большое приключение с многочисленными милицаями, оказывается, его искали всем поездом – искал Андрей, искал начальник поезда, оказывается, за ним гонялись на всех станциях, дабы ссадить с поезда, но он все равно едет дальше! Но справедливость восторжествовала, Женя остался с нами, и его теперь усиленно отпаивают чаем; кое-что досталось и мне. Вот так мы не без приключений добрались до Ладожского вокзала, где и должны были встретиться – ехали-то в разных вагонах! Но уж не судьба – разъехались, вот мы уже и в метро, едем по домам. Все вместе встретились мы только в следующем путешествии. Но это уже совсем другая история…

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz