titel.gif (1954 bytes)

2006-07-25. Железная дорога Будогощь-Тихвин. День 1

Историческая справка о железной дороге Будогощь-Тихвин
2006-07-25. Будогощь-Тихвин, день 1
2006-07-26. Будогощь-Тихвин, день 2
2006-07-27. Будогощь-Тихвин, день 3

Артем должен был сесть на Московском вокзале, я присоединяюсь в Обухово. Будогощьская электричка была свободна, и это приятно – Артем уже занял мне место у окошка. Только присев, обнаружил, что Артем едет не один, с ним какая-то девушка - они сидят напротив друг друга, мирно беседуют как лучшие друзья. Артем представил ее – оказывается, он познакомился с ней уже здесь при отправлении с Московского вокзала. На протяжении всей дороги она упорно распрашивала нас о нашей жизни, о том, что мы делаем, чем занимаемся, куда сейчас путь держим и в каких вообще походах бывали. Артем разошелся вовсю и стал рассказывать о своих многочисленных горных и водных походах; мне же похвастаться было нечем. Время в разговорах пролетело незаметно, девушка внимательно слушала. На 47-м километре она выскочила, и в самую последнюю минуту попросила наши координаты. Артем в лихорадочной спешке начал ей диковать адрес своего сайта (который еще неведомо когда будет, но будет обязательно!), потом сбился, сам все забыл, вспомнил, начал снова диктовать. А она уже бежит, вот уже электричка остановилась, а Артем кричит ей вослед, и мы видели, как она стояла на платформе и дописывала что-то на листочке. Что за девушка? Кто она? Что ей вообще нужно? Ну а мы едем дальше. Контроля в поезде не было, и лишь потом, на участке Кириши-Будогощь прошел контроль, заплатили немного и вскоре доехали до Будогощи.

Здесь мы оба уже когда-то были, так что мы собираемся быстро преодолеть Будогощь, не останавливаясь на его достопримечательностях и как можно быстрее углубиться по железной дороге в сторону Тихвина. Посетили большой магазин на центральной площади – тут мы купили спичек, бутылку воды (в походе она нам очень помогла), а также кучу пирожков, что по пути и съели. На железную дорогу решили уже не выходить, а здесь же, по автодороге, идущей параллельно железке, выбраться к дороге на Тихвин. Прошли автобусные остановки (сфоткал расписание маршруток и автобусов), ряд старых деревянных сооружений. На одном из них висит мемориальная доска «21 декабря 1941 года советские войска освободили от немецко-фашистских захватчиков поселок Будогощь». Скоро мы вышли к железнодорожному переезду, где остановились, ибо именно здесь начинается наше эпохальное путешествие. Но сначала надо передохнуть, скинуть рюкзаки, переложить кой-какие вещи, раздеться или, наоборот, одеться. Мы, в предвкушении большого путешествия, полные энергии и энтузиазма, ринулись в путь, как вдруг услышали сзади гудок локомотива. Из-за кустов появился локомотив М62 с вагонами круглого леса. Мы грешным делом подумали, что Машка едет по нашей колее, и радостно бросились под насыпь. Увы, она поехала на Пестово, что, впрочем, не помешало нам сфоткать ее в лоб.

Ну а теперь мы окончательно оставили позади железную дорогу на Пестово и идем по нашей железке. Скоро показался первый километровый столб – 21/22. Нумерация километров на ветке Будогощь-Тихвин вообще доставляет большую загадку. Например, нумерация километража начинается от Будогощи 20-м километром. Где находятся предыдущие 20 километров? В Интернете есть кой-какие догадки по этому поводу: говорят, еще когда железная дорога была достроена во времена ВОВ в обход перерезанной немцами дороги на Кириши, километраж идет от Неболчей. Но посмотришь на карту – да нет, не сходится, до Неболчей больше 20 километров… Или это от Чудово? – но нет, там еще больше… По пути на Тихвин я вообще взялся фотографировать все километровые знаки. Похоже, их брали невесть где, так что иногда мы натыкались на трехзначные цифры явно не с этого перегона, некоторые километры стояли в перемешку и не соответствовали своему километражу. За поворотом обнаружили остаток семафора. А вот и река Пчевжа! Когда я тут был весной, помнится, меня поразила ее величина, но жарким июлем река обмелела, с моста виден песчаный берег, и поражает узость реки, стесненной высокими раскидистыми кронами кустарников. Кто-то открыл ящик электрооборудования сигнализации переезда, и всю эту электронику можно пофоткать. Железнодорожный переезд. Вот «зал ожидания» - небольшая деревянная скамейка, вот следы от сгоревшего ж.д. сарая. Проржавевший знак «Остановка локомотива». Это о.п. 22-й километр, крайняя точка изученной ранее Будогощи. Мы выходим на прямой участок, и дальше для меня начинаются новые, совершенно неизведанные места.

Почему Будогощь-Тихвин? Не по собственной почину я пошел сюда – по зову других. Все мои открытия начинаются в Интернете. Когда-то я прочитал про Веребье и загорелся идеей: хочу! Когда-то прочитал про Веймарн-Чудово и загорелся: и я хочу повторить этот маршрут! Теперь на каком-то посвященном узкоколейкам сайте прочитал про путешествия некой компашки по железной дороге Будогощь-Тихвин и загорелся: хочу пройтись их маршрутом и увидеть все собственными глазами! Там было написано (и это оказалось правдой!), что железная дорога Будогощь-Тихвин – дорога третьестепенной важности неясного назначения, движения по ней нет за исключением М62 с прицепным вагончиком два раза в неделю. Но меня больше взволновало другое. Вы только представьте себе: медвежий угол Лен.область, далекий юго-восток, дремучие леса, нехоженные болота. И среди них – железная дорога, такая же забытая и неиспользуемая. Она проходит через леса и болота по деревянным мостам, имеет символическую насыпь, прдирается сквозь дебри и идет чуть ли не вровень с бескрайними болотами - хоть и ширококолейная, но так похожа на лесовозную узкоколейку! Это же так интересно! – надо непременно посетить!!

Но сначала надо пройти довольно длинный участок дороги. Это был тяжелый переход. Жарко, нещадно палило, и мы постоянно останавливались, передавая из рук в руки бутыль с водой. Сфотографировав светофор – наш первый снимок неизвестной железной дороги Будогощь-Тихвин, рванули вперед. Здесь мы столкнулись с первыми местными достопримечательностями, водопропускными трубами. Мне это напоминает узкоколейку в Рябово, там все было устроено точно также: чем класть трубы, можно просто прорыть канаву, а рельсы перекинуть через канаву. Узкоколейный путь нагрузку на оси, но ширококолейный? А потом прямой участок закончился, и вот тут-то началось все самое интересное. Железная дорога пошла зигзагами, сделав два непонятных поворота. Мы с Артемом остановились: что тут происхоит? Почему дорога обходит какой-то кустарник, чтобы через считанные метры вернуться на прямую дорогу? Сбросив рюкзаки, осмотрели сие таинственное место: оказывается, на прямом пути дороги когда-то был задуман бетонный мост. Его строительство уже началось, однако потом его забросили, и сейчас бетонки прозябают в одолевших их кустарниках – их отсюда даже и не видно, а сам кустарник обходит времянка, железка, которую после завершения строительства должны были разобрать, но ввиду несостоявшегося строительства не разобрали. Хоть эта колея и ширококолейная, а от узкоколейной мало чем отличается – то же пренебрежение к насыпям и канавам, те же малые радиусы кривых и расположенность вровень с окружающей действительностью.

Но вот красивейшее болото оказалось позади, и мы вошли в лес. Тут нас ждало небольшое приключение - настоящий июльский ливень. С востока на нас бежала огромная темно-синяя туча, где-то уже зазвучал гром. Мы уже были в лесу, на прямом отрезке пути, как вдруг я заметил в конце дороги какой-то дым. Что это? – паровоз?!! Нет, бред собачий, быть такого не может!! Однако же в том конце дороги ясно виден то ли дым, то ли туман. Ясно видно, что это ливень приближается к нам! Над головами уже проносятся клочково-серые обрывки туч, ливень вот-вот начнется, и у нас было время подготовиться к нему. Предусмотрительный Артем достал из рюкзака кусок полиэтилена, у меня же от дождя не было взято НИЧЕГО. Но я нашел выход из положения! – достал пенку, и отправился в лес, ожидая, что под деревьями будет суше, чем на открытой местности. Артем сидел на рельсах, накрывшись куском полиэтилена (его рюкзак поместился под полиэтилентом, мой рюкзак был предусмотрительно выкинут под дождь), я стоял в лесу под деревом. Ждем. Переговариваемся. И вдруг белая пелена покрыла этот лес, дождь изливался ведрами и сплошной водяной завесой скрывая все, что происходило вокруг. И казалось, куда уж сильнее, но напор все больше, Больше, БОЛЬШЕ!! Ливень ужесточается, давлением оловяных струй он бьет по коврику, руки заледенели, и я замечаю, что уже стою в луже, а ливень хлещет все сильнее, и вот уже по пальцам больно ударил град. Но в том-то и прелесть июльских ливней, что они сильны, да проходят быстро. Всего минута-другая, и дождь утих, а я вылез из леса, заметьте – СУХОЙ! (коврик реально помог!) – крикнул на весь лес «Мы сделали это!!», показал фак ушедшему на Будогощь ливню и просиял: ну что, пережили стихию? А мой рюкзак меня приятно удивил: он хоть и был выброшен на улицу, но ливень пережил хорошо: на его верхнем клапане образовалась лужица, но, заметьте, внутрь рюкзака влага не попала!

Ну а мы двинулись дальше. Вот мы прошли газопровод, за ним было живописнейшее болото, полное воды, с трагически торчащими из воды голыми палками мертвых деревьев. Ширококолейка сродни узкоколейке – ведь если на магистральных линиях железку очищают от растительности по бокам, то здесь растительность находит на железную дорогу, и кроны деревьев смыкаются над железкой, и выходят вплотную к рельсам - это был очень красивый участок дороги! Он запомнился мне также и русскими горками, все вверх да вниз – насыпей и выемок эта железка не знает. Этот участок дороги проходит сквозь тоннель кустарников и лиственных пород. Погода улучшается. Снова воцарился июль, снова ясное небо, снова жара, снова много-много солнца. И вот мы на длинном участке, среди лета, жары и зноя. Видимость обманчива – до дальнего леса, в который упирается железная дорога, еще несколько километров. Идти тяжело, жара давит, в глаза плывет от усталости, впереди колышется воздух над горячими рельсами. Но что это? Галюцинация? – нам кажется, будто далеко впереди по рельсам идет какой-то мужик? Но вот он дошел до поворота и исчез. Мы с Артемом размышляем: кто бы это мог быть?

Но вот мы доходим до поворота, поворачиваем и набредаем на интереснейшее местечко: в ж.д. расписании оно отмечено как о.п. 36 км, а на карте Лен.области отмечены таинственные «лес.» и «каз.» Рядом с железной дорогой действительно обнаружен фундамент, рядышком развалины печи. А за кустарником еще полчаса назад здесь были люди, причем большой компанией, а мы набрели на место их стоянки. Здесь был устроен навес с полиэтиленовой крышей, столик, заставленный всяким хламом и посудой. На полянке валялось много тряпья, чугунки, посуда, стоял импровизированный очаг. Рядышком был небольшой деревянный домик. Я хотел было заглянуть внутрь, но Артем поостерег – черт его знает, что там скрывается? А еще тут был туалет. Оставшийся со времен бывшей здесь станции, его фотка вызвала большие дискуссии в фотогалерее Паровоза. Забавно, что это единственно уцелевшее сооружение, каменная казарма, и та разрушена до основания! Рядышком был устроен переезд (собственно, здесь лесовозы и ездят), еще колодец. Им часто пользуются, внутри него есть даже специальная палка с прикрепленной к ней бутылкой – вот ею я воду и набирал, пока Артем разводил костер. Во время этого путешествия у нас с Артемом выработалось следующее правило: я главный по воде, Артем – по костру. Это разделение труда зародилось сейчас, оно будет следовать за нами неотступно все два года, вплоть до великого сибирского путешествия 2008 года. Кстати сказать, колодцы на этой линии есть на каждом полустанке. Помнится, в поисках воды Артем очень рассчитывал на речки. Ими так и не пришлось воспользоваться – на каждом полустанке мы набирали воду из колодцев и имели хорошие обед и ужин. Так что с водой на этой ветке проблем не было никаких.

По другую сторону дороги, за небольшой делянкой, в тихом сосновом бору (Артем сияет от счастья: идеальное место!) мы устроили наш первый обед. Дело клонилось к вечеру, уже не так жарко, краски насыщаются яркостью и густотой, небо все такое же голубое и чистое. За очередным поворотом, согласно карте, нас должен ждать мост через реку Плутино. Забавно, но именно на этой речке Артем хотел устраивать обед. Но когда мы увидели эту реку… Она была перепружена бобровой плотиной, вода за ней была стоячая, заросшая и дурно пахнущая. Даже Артем не мог не признать, что пить из нее нельзя. Мост через реку Плутино был каменным, внутри него заметки высоты уровня воды. Очень интересно!!

Мы продолжаем движение, проходим еще несколько небольших водопропускных лотков. Следующий крупный мост поражает наше воображение. Река Смирник такая же грязная и мутная, вода стоячая - воду здесь также брать нельзя. Но зато какой мост!! Огромная металлоконструкция переброшена через реку - ясно видно, что конструкция старая, еще военная, клепаная. Этот мост поразил меня больше всего из виденного на дороге Будогощь-Тихвин. Оказалось, что устои моста деревянные, а многие деревяшки держатся за счет металлических скоб и обухов. Позднее я увижу еще несколько деревянных мостов на этой линии; буду удивлен - впервые вижу на современной железной дороге деревянные мосты! На мосту я обнаружил на раскосинах клеймо года выпуска рельсов – оказалось, еще довоенные!! Вот рельс 1939 года, вот 1941!

Путешествие первого дня клонилось к вечеру. Нам предстоял еще основательный ужин, а сейчас надо вставать на ночевку. К этому времени мы как раз дошли до Разъезда № 2. Начнем хотя бы с того, что разъезд давно перестал существовать – вся дорога от Будогощи до Тихвина длиной 70 километров представляет собой единственный перегон. Когда тут было оживленное движение, были и разъезды, но потом все порезали, а названия остались. С другой стороны, непонятно, почему разъезд № 2, ведь мы не видели № 1! Здесь одна колея, чуть дальше железнодорожный сарай, у которого возился железнодорожник. У Артема была идея встать на стоянку за разъездом, где в 500 метрах за остановкой должен быть ручей Средний. Поэтому сперва мы решили пройти Разъезд № 2 насквозь. Но, проходя мимо деловитого железнодорожника, я решил поболтать с ним. Железнодорожник ответил, что не знает на Среднем удобных стоянок, а воду пить оттуда не рекомендует. Однако он может рекомендовать нам остановиться здесь, на разъезде – никто против не будет. Выбрали хорошее место для стоянки - на бывшей разобранной колее второго пути, в непосредственной близости от железной дороги. Позвольте, а нас ночью не собьет тепловоз? На этот счет не беспокойтесь! – заявил железнодорожник, - поезда тут не ходят! Разве что два раза в неделю ходит Машка с единственным прицепным вагончиком. Машка появится здесь завтра, она будет на разъезде в 11 утра, идя из Будогощи в Тихвин. Поблагодарив за приятную беседу и полезные сведения, сфотографировав поставленные на козлы пионерку (жители разъезда катаются на ней в Будогощь за хлебом), мы с Артемом принялись устраивать ночлег.

Одна из бывших крупных станций, ныне о.п., раньше тут было несколько путей и пасс.платформа, сейчас не осталось ничего. Второй путь, разобранный до основания, скрывается в зарослях высокой травы. Чуть поодаль стоит несколько старых деревянных зданий железнодорожников. Один-два из них совсем прохудились, крыша провалилась, в двух других домах еще теплится жизнь. У бывшей платформы стоит свеженькая скамейка для ожидания поездов, знак «Остановка локомотива», а еще, что удивило – небольшой контейнер, к сожалению, закрытый. Такие контейнеры неоднократно будут встречаться нам в последующем, и это будет для нас загадкой: что там внутри?? Но давайте займемся устройкой ночного лагеря. Палатка была в непосредственной близости от действующей железной дороги, что дало нам потом повод к воспоминаниям «Мы спали НА РЕЛЬСАХ железной дороги», что было, вообще говоря, не так уж и далеко от истины. Справа мы наблюдаем прогнивший черный столб с поломанным трансформатором; в траве то и дело виднеются покосившиеся черные столбы, чуть дальше развалины сараев. Пока Артем орудовал над строительство палатки, я сходил за водой. Колодец был вблизи от жилых домов. Меня беспокоила тамошняя собака; когда мы с Артемом только появились на станции, мы беседовали и с местными жителями - они нам и указали тропинку к колодцу. Рядом с одним из местных была собака, большая такая овчарища! Хороший пес – дрессированный пес, эта собака сидела рядом с хозяином, посматривая то на меня, то на хозяина: посмотрит, порычит, потом повернет морду к хозяину, будто вопрошая: «Ну что скажешь? Разорвать его на куски сейчас, или подождать?». Пока хозяин был рядом, я сходил к колодцу и набрал воды, однако за водой больше ходить отказывался – псина будет рядом, а ночью это будет особенно экстремально. Скоро мы с Артемом уединились в дальнем конце станции и начали готовить ужин. Интересно уже сама стоянка ночного лагеря – на рельсах. А если учесть еще то, как мы готовили ужин!! Хворост был набран быстро – в заброшенных полях много валежника и подножного хвороста. Дрова-то есть, а вот куда ставить полные воды котелки? Что делать? – думаем; наконец, появилась идея притащить две шпалы, развести костер между ними и поставить на них котелки. И вот мы с Артемом нашли шпалу, потащили. А она, блин, тяжелющая, и мы не можем ее поднять, кряхтим, взваливаем, катим, кидаем, потом, тяжело вздыхая, из последних сил поднимаем, с трудом дотаскиваем в лагерь. Уф, готово!.. Ну вот и огонь готов, и котелки на огонь поставлены. А когда наелись и настал черед тушить пожар, началась еще одна развлекаловка – костер-то горит, а тушить нечем, воды ведь нет! Что делать? – тушим песком. Но вдруг выяснилось, что шпала тлеет изнутри! Артем достал топор, начал рубить шпалу и засыпать ее песком. Развлечений было на весь вечер.

 

(с) Кирилл Н. Кравченко, 2009, http://kirill-kravchenko.narod.ru/

 

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz