titel.gif (1954 bytes)

2006-07-27. Железная дорога Будогощь-Тихвин. День 3

Историческая справка о железной дороге Будогощь-Тихвин
2006-07-25. Будогощь-Тихвин, день 1
2006-07-26. Будогощь-Тихвин, день 2
2006-07-27. Будогощь-Тихвин, день 3

А когда мы проснулись, на улице была уже совсем другая погода. В первый день путешествия, когда было жарко и знойно, похоже, прошел предгрозовой фронт. Во второй день путешествия дождей уже не было, а небо было заполнено клочковатыми тучами и множеством облаков. А сегодня небо затянуто сплошной серой пеленой, из которой, быть может, еще пойдет дождь… Только сейчас, двинувшись в путь, мы смогли осмотреть Разъезд № 4. Из всего виденного на этой ветке она оказалась самой развитой и еще не до конца разобранной. Стрелки сняты, но второй путь сохранился. Между двумя путями на низкой песчаной подушке и оббитая бордюром, возвышается небольшая пассажирская платформа. Чуть в стороне, на лугу, валяется разломанный трансформатор, около леса лежит несколько металлоконструкций мостов. Сохранилось несколько светофоров, как стоящих среди кустов, так и валяющихся в траве. На разъезде стоит несколько жилых домов; только сейчас, двинувшись в путь, мы увидели, как их здесь много. Дошли до конца станции, там обнаружили проржавевший мачтовый светофор, а также пионерку. Воспользовавшись отсутствием людей, я достал эту пионерку, поставил на рельсы и немного покатался.

Что мне рассказать о последующем переходе? Это был третий день путешествия, поздним вечером мы будем уже в Тихвине, и я как-то особенно остро ощущал, что путешествие заканчивается, подходит к концу, и что позади все самое интересное и увлекательное. Болота были уже совсем не те – небо было пасмурным, солнечное освещение отсутствовало. Перегоны не радовали своими пейзажами – слишком уж все монотонно и скучно… Изменился характер инженерных сооружений. Вероятно, тут играет свою роль близость к Тихвину, возможно, модернизация железки шла от Тихвина – здесь повезло, Будогощи нет. Экстравагантные деревянные мосты исчезли, вместо них пошли бетонки и металлоконструкции. И Тихвин уже близко, и где-то слева за лесами слышна автотрасса Будогощь-Тихвин.

Вот мы встретили еще одну пассажирскую платформу, то был о.п. Клинцы. За о.п. - мост через реку Клиненка. То была цельная металлоконструкция, с нее можно наблюдать и речку, и находящуюся неподалеку деревню Клинец. У моста переезд, здесь стоит грузовик с откинутыми бортами, а мужики (тут есть люди!! Разочарован…) таскают какие-то железяки и кидают их в грузовик. Мы перешли мост, как вдруг разразился достаточно неприятный дождь. Пришлось прятаться под металлоконструкцией моста, здесь же мы и пофоткали речку. На том берегу, за мостом, перед живописным поворотом, симпатичный ж.д. сарай. На нем собрана коллекция советских табличек, откуда-то притащили и прибили к стене «Сберегательную кассу СССР». Дальше проходим болота, трубы, шпалы, километровые знаки. Из последующих достопримечательностей можно отметить лишь капитальную железобетонную трубу на 73-м километре - ручей Язвий, двухочковую, совершенно неинтересную трубу реки Морозовки и железобетонную трубу с деревянной опалубкой неизвестного ручья, вытекающего из болота и через два километра впадающего в Сясь. Но в конце нашего длинного и прямого участка мы наблюдаем какое-то большое П-образное ярко-белое сооружение. Оно видно издалека, и мы никак не можем врубиться, чтобы это значило? Оно нас интригует, догадки самые разные, и почему-то мы сходимся на том, что это вышка ВОХРовцев, охраняющих стратегическую железную дорогу. А мы идем все ближе и ближе, а вышка все больше, все ярче, все белее. Интригует? А!, теперь все ясно – это металлический мост! Теперь понятно, мы проходим реку Сясь.

На левом берегу Сяси расположился симпатичный дачный поселок. Я уже писал, что мне не хочется видеть ни дачников, ни больших городов, и я все больше тосковал по интереснейшим перегонам первого и второго дней, по брошенным металлоконструкциям и перегонам среди болот и лесов. А тут еще дачники появились… Именно здесь Артем планировал встать на ночную стоянку. Да, мы прошли немного и могли бы пройти гораздо больше, однако если мы пойдем пешком, только к поезднему вечеру мы сможем дойти до Тихвина, и тогда мы не сможем посмотреть ни город, ни знаменитый монастырь. Поэтому Артем задумал так: в третий день идем немного, останавливаемся здесь, много отдыхаем, зато следующий день посвящаем осмотру города и монастыря. На левом берегу Сяси находится о.п. 83 км, представленный низкой платформой. Мост через Сясь устроен капитальный, металлический с раскосами. А вот сама река, одна из величайших в Лен.области, удивляет своей мелкостью. Однако же Артем заявил, что он все равно не стал бы брать из нее воды, тогда как раньше он был готов набирать воду из стоячих водоемов! На той стороне моста мы устроили большой пикник. Не боясь появления поезда, на рельсах разложили рюкзаки, сфотографировались на память, перекусили. За мостом был еще один ж.д. домик со странной надписью «ЗДА». От первоначальных планов встать здесь на стоянку отказались, решив в тот же день добить весь переход до Тихвина, пройдя его бонусный остаток до вечера.

 

А Тихвин становился все ближе. Вот прямой участок дороги – он запомнился мне своими русскими горками. Я же говорил, эта дорога без насыпей и выемок, вот она и едет по горочкам, вверх-вниз. Отсюда их видно несколько, вид, конечно, потрясный. Вот мы прошли ЛЭП, оставили справа симпатичное верховое болотце. Шум автодороги все ближе, и вот мы, наконец, пересекаем автодорогу Будогощь-Тихвин. Антенна мобильных систем уже близко, мы фотографируем ее крупным планом. У железнодорожного переезда располагается Разъезд № 4. Знак «остановка локомотива» повален на землю, присутствует тут и загадочная контейнерная будка, просматриваются следы второго пути. А нам уже недалеко осталось, всего несколько километров. Ландшафт сменился: железка проходит сквозь кусты – очень красиво. Километр сменяется километром, и вот появляется предупредительный светофор - он горит красным огнем, а за кустами виднеется магистраль на Волховстрой – там как раз проходит грузовой состав. Наше путешествие закончилось, мы пришли в Тихвин, и на радостях Артем как завхоз вытащил из рюкзака большую шоколадку: «Поздравляю тебя, Кирилл, с завершением трехдневного путешествия Будогощь-Тихвин!».

Путешествие окончилось, но нам еще нужно добраться до вокзала. Еще один переезд, уже в пределах Тихвина, за ним еще одна пасс.платформа, о.п. 93-й км, ряд ж.д. сараев. Наконец, железка выходит к магистральной ветке. У меня есть снимок, но он не может передать того ощущения, что я испытал при виде этих двух железных дорог. Одна из них – магистральная, двухпутная, электрифицированная, с кучей столбов, с огромной щебневой подсыпкой, с блестящими наезженными рельсами. Другая – низкая, полуржавая, ползущая среди кустарников, с заметно искривленными рельсами. И вот они встретились – магистральная линия на Волховстрой и ее бедная сестричка, дорога третьестепенной важности на Будогощь. Все, теперь начинается станция Тихвин. Справа мы оставляем нижние склады – огромные завалы круглого леса, идет погрузка в вагоны. Чуть поодаль находится старое здание веерного депо 1904 года постройки. Я всегда был неравнодушен к памятникам промышленной архитектуры, вот и сейчас не мог пройти мимо этого шедевра. Сейчас тут какая-то железнодорожная мастерская – стоят полуржавые вагоны, мотрисы путейцев, на путях брошенная техника. А вот и сам вокзал. Он мне нравится: отреставрирован, и сейчас он будто с картинки, весь глянцевый, яркий, красивый, тем более что выглянуло солнышко, осветило его, и вот он заиграл своими бело-желтыми красками.

Когда мы уже были на станции, от нас сбежала последняя электричка на Волховстрой – мы видели ее, но ничего поделать не могли! На вокзале начали соображать, как же нам добраться до дома. Оказалось, что где-то около двух часов ночи через Тихвин пройдет поезд дальнего следования, кажется, из Екатеринбурга. Там были свободные места, вот мы с Артемом и встали в кассу: хотим! Забавно: система «Экспресс-3» показывала нам одну цену, а в кассе запросили на 70 рублей дороже. Взбунтовавшийся Артем воззопил: а почему так дорого?! Ему отвечали: доплата за срочность! Уж такая дурацкая система у РЖД: чем раньше покупаешь, тем дешевле. Вот если бы мы покупали билеты за неделю, тогда другое дело, а тут – срочность! Вот не понимаю я этой фигни: ведь поезд УЖЕ в пути, и остановка у него только одна – ЭТА, так что если не мы, кто кто же?, и места если они и есть, то останутся пустыми. Но ничего с РЖД не поделаешь, надо покупать, а пока у нас есть время, мы идем бродить по славному городу Тихвину.

У станции располагается микрорайон панельных девятиэтажек. Все это находится среди сельского пейзажа – деревянные домики, сельская идиллия. Двинули дальше, и скоро вышли к тихвинскому монастырю. Я такого еще не видел: ярко-белый, будто вылизанный, на него было угрохано огромное количество денег. Еще бы!, после возврата в Россию тихвинской иконы Божией матери он приобрел небывалую популярность. Какой тут был ажиотаж год тому назад, когда привезли икону! Здесь побывало все правительство, заканчивая президентом Путиным. Оказалось, монастырь обзавелся завидной системой охраны – по его периметру развешаны видеокамеры. Мы, пришли сюда слишком поздно и внутрь не попали. Монастырь расположен в форме каре, ворота закрыты и тщательно охраняются. Нам оставалось только обойти монастырь по кругу (а тут красивый парк, пруд, речушка) и мы, продолжая спорить о своем, скоро вышли на дорогу, да по ней же вернулись к вокзалу. Конечно, нельзя считать эту краткую прогулку по Тихвину знакомством с городом. Я ее таковой и не считаю.

На город опустилась ночь, а до поезда еще целых два часа. Движение по станции оживленное, и что поразило, так это грузонапряженность – буквально каждые пять минут мимо нас с ревом проносился ВЛ10 с грузовым составом. Мы все заглядывались на проносящиеся электровозы и восторгались станцией: ну и поток!! Я вспомнил какую-то фигуру из степа, Артем сидел на скамеечке и скучал. Вот к нам подбежал котенок, стал заигрывать. Мы его сфотографировали со вспышкой несколько раз, и скоро к нам подошел милицай. Он не стал проверять наши документы и спрашивать, что мы тут вообще делаем (наши рюкзаки красноречиво говорили за нас), а достаточно доверительно предупредил, чтобы мы на вокзале не фотографировали. А то ведь железная дорога – объект стратегический, понимаете ли, а «недавно двоих за фотографирование уже взяли». Котенка фотографировать перестали, а когда милицай ушел, расхохотались: он предупреждает нас о нежелательности здешних фотосессий, а ведь карточки наши так и забиты железнодорожными снимками со всей ветки Будогощь-Тихвин! На улице похолодало, и мы перебрались на вокзал. Интересна схема основных направлений продажи проездной документов по ст. Тихвин – согласно ей, Тихвин находится в самом центре Вселенной. Пристал какой-то пьяный. Нет, он был тихим пьяным – который достает не агрессией и поножовщиной, а своим желанием «поговорить». Ну вот, я же обещал Артему «дипломатические беседы с местным населением» - пусть пообщается, а я пока пройдусь погуляю :-).

Прощальный снимок ночного вокзала, вид на него закрывает подошедший поезд из Екатеринбурга. Мы обнаруживаем, что наш вагон в поезде – последний, и нам еще бежать и бежать! Но ничего, мы еще думаем, что стоянка здесь полчаса, поэтому идем медленно, а нам кричат проводницы: так как поезд опаздывает, стоянка сокращена до нескольких минут. И мы с Артемом рванули с места, добежали до своего последнего вагона, сели. Проводница удивляется, с чего это вдруг мы едем не на электричке, а решили воспользоваться поездом дальнего следования? – тут что-то не то! Мы находим свои места – у самого туалета, там и заваливаемся. И поезд сразу трогается в путь, и где-то в ночи будет Волховстрой, а там уже и Питер. Наше отменное путешествие заканчивается.

 (с) Кирилл Н. Кравченко, 2009, http://kirill-kravchenko.narod.ru/

 

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz