titel.gif (1954 bytes)

2006-07-26. Железная дорога Будогощь-Тихвин. День 2

Историческая справка о железной дороге Будогощь-Тихвин
2006-07-25. Будогощь-Тихвин, день 1
2006-07-26. Будогощь-Тихвин, день 2
2006-07-27. Будогощь-Тихвин, день 3

Утром, вдоволь выспавшись и отдохнув, мы вылезаем из палатки и смотрим на обновленный мир Разъезда № 2, который теперь открылся для нас своей новой, дневной стороной. От завтрака отказались: воды дефицит, еду готовить не будем, а в котелке все еще лежит огромное количество сваренных вчера макарон – доедим позже. Посему мы решили не задерживаться у Разъезда № 2, а прихватив с собой котелок с холодными макаронами, отправились дальше. За Разъездом был обнаружен ручей Средний, где собирался было встать на стоянку Артем. Это был грязнющий, покрытый ряской пруд, вода цвела и плохо пахла. К пруду, однако же, вела лесенка, наверху стояла баня. Здесь же расположился очень живописный металлический мост. Он не был столь красив, как виденный нами вчера – то была большая неразрезная клепаная балка, лежащая на деревянном основании и подкрепленная отдельными скобами и веретенами. Но вот мы дошли до реки Озеречно, где и остановились на завтрак.

То, что около 11-ти часов будет поезд, мы узнали еще вчера от железнодорожника на Разъезде № 2. И мы готовились к этой встрече. А то! – на этой линии больше поездов никаких и нету! Забегая вперед, скажу, что за все три дня нашего похода по железной дороге мы всего два раза видели локомотив – тот самый поезд Тихвин-Будогощь, туда и обратно. Других шансов увидеть что-либо нам больше не представится, поэтому ждали этот поезд как манну небесную. Однако времени свободного было много, и мы решили устроить завтрак - здесь, у мостика через реку Озеречно, мы и остановились. Хворост был найден в лесу, но вода кипятилась почему-то медленно и неохотно. Артем первым услышал, что к шуму вскипающей воды присоединился какой-то иной, посторонний шум. И тут Артем заорал: ТЕПЛОВОЗ!! Мы бросили костер, мы вскочили, как ошпареные, схватили фотоаппараты и понеслись стремглав через кусты. Выскочили на рельсы и увидели его, ТЕПЛОВОЗ М62-1732 с единственным пассажирским вагоном! Он уже поворачивал, вот-вот выедет на мост, и мы его видим, стремимся занять удобную позицию. Рванули по ту сторону железки, вниз, в болото, по кочкам. И вот тепловоз выезжает на мост, пыхтя, заваливаясь на бок, медленно проезжает мимо нас. Я успеваю сделать два хороших снимка, после чего мы несемся уже на рельсы, чтобы сфотографировать уходящий от нас единственный вагон. Но поезд ушел, и мы, взбудораженные сумасшедшим бегом по болотным кочкам, возвращаемся назад, к потухшему костру. Пообедав, на прощание осмотрели мост, где час назад гонялись за локомотивом. Оказалось, этот мост также построен как времянка, и, как там, у Будогощи, железка должна была бы идти прямо, но вместо этого делает столь загадочный крюк, уходя в сторону, а потом возвращаясь на прямую линию. Это небольшая цельная металлоконструкция, основание опор моста сделано из пропитанных шпал. Пока Артем бродил внизу, смотрел маркировку рельсов, на некоторых из них выбито клеймо «Сталь. Сталин».

Мы продолжаем путь, проходим километр за километром, как вдруг вдалеке показывается ярко-оранжевое пятно. Что это?, мы подходим все ближе и вдруг понимаем, что натыкаемся на путейцев. Встреча с путейцем на железной дороге всегда неприятна – все-таки он тут хозяин, а ты подпадаешь под действие статьи «Незаконное хождение по путям». По идее нас тут быть не должно уже потому, что совершенно непонятно, с какой стати в диких лесах востока Лен.области могут появиться два парня с большими рюкзаками, ведь здесь нет никаких туристических достопримечательностей! Скажем сразу: наше с Артемом появление вообще вызывало живейший интерес у всех жителей ветки Будогощь-Тихвин. Народ валом валил, чтобы посмотреть, кого это притащило. Они таращили глаза, они лупились на нас, они спрашивали: «Э… А чего это вы тут делаете?», они закидывали нас вопросами, кто мы, откуда и что забыли в этих краях, где жителей, похоже, забыли все… кроме нас! А тут – путейцы, хозяева железной дороги! И ведь обойти их невозможно, ведь справа лес, слева болота. Надо идти. А их было очень много! Похоже, они приехали сюда на той самой Машке с прицепным вагоном, что мы только что встретили на мосту через Озеречно. А Машка закинула сюда изрядный десант! Групп шесть, в каждой человек по пять, равномерно распределилась на несколько километров путей. Они отстояли друг от друга столь далеко, что первая группа оранжеворубашечников давно уже скрылась из виду, со втором мы беседуем, а оранжевый цвет третьей группы еще только маячит на горизонте. Естественно, они были разобщены, а то было бы гораздо удобнее собрать всех вместе и объявить: МЫ ТУРИСТЫ!, а то нет же, приходилось с каждой компашкой беседовать отдельно. А люди ведь разные попадаются! Первая компашка путейцев, с кем мы встретились, оказалась самой мирной. Их можно было бы пройти мимо, но я решил пойти на контакт – они согласились даже сфотографироваться. Путейцы рассказали, что их регулярно возят поддерживать в исправности эту железную дорогу. Зачем? – а черт его знает!! Дело в том, что на этой железной дороге нет никакого сообщения, только два раза в неделю ходит Машка с прицепным вагончиком, да раз в несколько месяцев проедет грузовой состав. Отсутствующее движение поездов привело к тому, что здесь ликвидировали все разъезды, вторые пути, все развитие и сигнализацию – есть только входной светофор в Тихвине и выходной в Будогощи. Все это – единственный перегон длиной 70 километров с несколькими опами среди лесов и кустарников. Непонятно также, зачем поддерживать пассажирское сообщение, уже по карте видно, что вдоль железки нет ни населенных пунктов, ни деревней, а те, что есть, скорее тяготеют к автодороге Будогощь-Тихвин. Хотя нет, близ Тихвина по железке расположено несколько дачных местечек, там народ набивается в вагон, что сельдей в бочку, а здесь – тишина и безлюдье! Говорят, что в Тихвине считают эту железку стратегической, на случай если что случится с основным ходом в Тихвине и Будогощи. А смогла бы дорога взять на себя часть грузовых перевозок? Эта дорога под стать узкоколейке, она была построена во времена войны и с тех пор не обновлялась. Насыпь как таковая отсутствует и сровнена с окружающим лесом и болотом, мосты деревянные, очень много времянок (нет ничего более постоянного, чем временное – здесь это ощущаешь в полной мере!), кривые малого радиуса, отсутствие насыпей и выемок. Очевидно, что доведение дороги до ума стоило бы примерно столько же, как и строительство новой; существующая же дорога пригодна лишь как времянка. Но вернемся к путейцам. Хорошие были люди, душевные. Поблагодарив их, пошли дальше. Через некоторое время встретили вторую бригаду. Эти ребята были уже не столь оптимистичны… «А чего это вы тут делаете?!!». «Мы туристы, ходим, любуемся окрестностями». «Знаю я вас, туристов… Копатели, вот вы кто! А в рюкзаках у вас черные немецкие кресты! А ну-ка, ребята, открывайте рюкзаки, сейчас посмотрим, что там у вас!!». Дело набирало нешуточный оборот, когда я вскричал: «Да нет, путешественники мы, любители железных дорог. Да давайте я вам свой фотик покажу, там столько мостов нафоткано!!». На удивление эта фраза разрядила обстановку, и мужик со смехом «А!! Так вы лазутчики!!» отпустил нас. Мы шли дальше, приближался очередной 15-минутный перерыв, тем более что мы прошли живописную водопропускную трубу ручья Гладыш (обычная бетонка, но интересно!), и тут же присели на рельс, отдыхаем. Железнодорожники сами нас нашли – от находившейся впереди группы откололся один мужик (похоже, бригадир всех путейцев) и отправился к нам поинтересоваться, что мы тут делаем. Это тоже был душевный мужик: мы ему честно сказали, что туристы, не копатели!, и он пожал нам руки и отправился обратно. Мы продолжили путь и наткнулись на следующую компанию. Молодые парни активно махали лопатами, и согласились попозировать для фотографий. А в 500 метрах от них была еще одна бригада, последняя. Ох и растянулись же путейцы, километра три уж точно! «Вы, конечно, извините, но мы прошли уже стольких путейцев, и каждому приходилось объяснять, что мы здесь делаем, что нам это уже надоело!». В ответ мы получили грубое: «Идите отсюда! У вас свои дела, у нас свои!». Суровые ребята!

Вот так, обсуждая приключения второго дня похода, мы шли дальше. Пейзажи менялись. Если раньше были леса, то теперь слева от нас растянулось то ли болото, то ли горелый лес, то ли делянка. Большое пространство валежника, зарослей, телеграфного обоженного леса. Прошли еще небольшой мост через ручей Широкий, лишь на 50 сантиметров возвышающийся над дном протекавшего здесь ручья, ныне пересохшего. И зачем ставить такие большие металлоконструкции, когда можно устроить трубу? Снова живописнейшее болото, иван-чай, покосившиеся черные столбы. К этому времени начала портиться погода. Хотя как сказать, портиться… Вот в первый день это да – была жара и июльский зной. А сейчас – так, фигня! Небо заполнили облака и клочковатые тучи. Ливней из них быть не может, а вот кратковременный летний дождь – вполне. Температура опустилась и вошла в свой комфорт: не холодно, но и не жарко – в самый раз! Чуть позже мы пересекли небольшую водопропускную деревянную клетку - на карте сей объект гордо обозначен мостом через речку Пожупинку.

И вот, наконец мы вышли к следующему опу – т.н. Разъезду № 3. Здесь мы также остановились, хоть и ненадолго. Небольшая платформа представляет собой вытоптанную площадку вдоль рельсов. На здешнем контейнере красуется надпись «Здесь было много людей 21.07.04». Красноречивый факт о жизни железной дороги! От опа ведет тропинка к жилому бревенчатому домику. Тут живут люди, причем хозяйство большое - есть и огород, и сарай, и колодец. Попросив разрешения, прошли через огород и набрали воды. А хозяйство это все от железнодорожников осталось, достаточно лишь посмотреть на настоящие ж.д. сараи, чтобы убедиться в этом. Когда мы с Артемом вышли к колее, тут появилось два мужика. Как и все здешние жители, они были удивлены нашему с Артемом появлению, и сразу же пристали к нам: «Ну что? Много наловили?». Я никак не мог понять, кого мы наловили, чего мы наловили… Наконец, дошло: а кто тут еще может быть, как не рыболовы и охотники? Между тем на опе начался дождик. Мелкий, накрапывающий, но Артем вдруг взбунтовался: де, давай ставить палатку, там переждем дождь! То был небольшой, мелкий дождик, так непохожий на своих осенних собратьев. Неужели мы его будем пережидать в палатке? – да это же издевательство над всем туристическим братством! Пришлось выдвигаться в путь. В конце бывшего разъезда обнаружили в траве порушенный карликовый светофор, такой же (да еще на мачте! – странный гибрид!) стоял рядом. Как потом оказалось, тут была узкоколейка. Сфоткал остатки семафора – судя по отчету бывших тут ребят, еще несколько лет назад он был живым, его тогда и фотографировали. Увы, до меня он не дожил!

Мы продолжили путь. Примерно через километр за Разъедом № 2 был металлический мост через р. Порословка - на карте он не отмечен. Небо заполнили тучи, но дождик перестал. И снова болота, мосты, редколесья, болота… Общаясь, болтая обо всем на свете, двинулись вперед, проходя километр за километром. Красивейшие низовые болота, обильно взращенные осокой, стоящие в воде, были сфотографированы многократно, мы же снова вошли в лес. Но тут наше внимание привлек чрезвычайно занятый, я бы даже сказал, загадочный объект. Среди болот, делянок и горелых лесов, мы обнаружили выходящую к нам просеку. Она хорошо просматривается, хоть давно не использовалась и сильно заросла. Но вот сюрприз: на выходе с дороги, близ железной дороги, стоит наскоро сбитый деревянный крест, рядом с ним небольшая палка, на которой висит небольшой ларь, в нем дощечка и полуоборванная иконка. Образок в ларечке, да сколоченный рядом крест – тут явно что-то было! Вот видите, как хорошо гулять пешком, а не на поезде ехать, ведь если бы мы ехали на поезде, разве могли увидеть ЭТО? Идем дальше. Слева от нас большие делянки. Где-то вдалеке проглядывают островки сосновых боров, здесь открытые пространства валежника и густых зарослей иван-чая.

За поворотом будет мост через реку Ситомля. Речушка болотистая, вода стоячая, берега густо взращены осокой и камышами, по воде плавают ряска и кувшинки. Сам мост деревянный; деревянные опоры, дабы не разрушились от веса локомотива, стянуты железными обручами. Потрясающее зрелище! – деревянный мост на деревянных опорах!! А за поворотом нас ожидал о.п. 59-й км. Его устройство также просто, как и предыдущих: вытоптанная площадка, знак «Остановка локомотива», тропинка. Только сейчас тут было особенно много народу. Дело в том (мы это уже знали), что сейчас из Будогощи на Тихвин пойдет Машка – собственно, та самая, которую мы сегодня уже видели, просто она возвращается назад. На скамеечке сидят все местные жители разъезда – три симпатичные старушки. Естественно, местные заинтересовались нашим с Артемом появлением и пристали с вопросами: а кто вы такие, а что здесь делаете? Пообщался с ними. Да, признаются старушки, живется им тут не сладко – среди лесов затеряно несколько старых, еще сталинской постройки деревянных домов («Наши дома сфотографируйте!» - кричали они нам), бывают проблемы с электричеством, живут своим хозяйством. Они уговаривали нас дождаться поезда, но как же сложно было объяснять, что мы хотим идти ПЕШКОМ, что мы принципиально не поедем ни на каком поезде, пусть даже он подойдет через считанные минуты, а до Тихвина идти еще несколько десятков километров! Машку с прицепным вагоном мы встретили чуть поодаль. Увы, место было не особо эффектное, а мы находились слишком близко от колеи, так что сделать хорошие снимки не получилось.

За о.п. 59-й км располагается еще один мост, через реку Медведок. Еще через три километра - о.п. 63-й километр. Мы смело прошагали мимо него, и только спустя некоторое время до нас дошло, что тут что-то было. Моя привычка фотографировать все подряд помогла: оказывается, я сфотографировал знак "Остановка локомотива", но внимания тогда этому не придал. Карта гласит, что где-то в лесу располагается ур. Тупик (наверняка нежилое), для него этот о.п. и сделан. Следующая на перегоне достопримечательность - мост через реку Хвошня.

Нас ждал еще один длинный переход, во время которого, помнится, я рассказывал Артему об особенностях немецкого языка, а он обижался, что его рюкзак тяжелее моего. Дело клонилось к вечеру, второй день путешествия подходил к концу, и мы, согласно карте, должны были остановиться на Разъезде № 4. При въезде на разъезд еще стоит старый светофор – уникальное явление на всей ветке Тихвин-Будогощь, удивляюшей отсутствием всякой сигнализации. Издали наблюдаем станцию, видим и двоих человечков, что стояли на платформе и напряженно всматривались в нашу сторону. Но вот мы появились на станции, и сразу же к ним: здравствуйте! Туристы мы, однако нам вряд ли поверили – в 1941 году в этих местах проходили кровопролитные бои, поэтому здесь шатаются кучи черных копателей. Какие к черту туристы?! – черные следопыты, вот вы кто, а в рюкзаках у вас немецкие кресты! Понятно то настороженное отношение, что к нам проявляли местные жители. Мы же попросили разрешения встать на стоянку на разъезде. В колодце можно набрать воды, нашли удобную стоянку по ту сторону колеи.

  

(с) Кирилл Н. Кравченко, 2009, http://kirill-kravchenko.narod.ru/

 

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz